Читательского развития ребенка



Методологические основы типологии читателей-детей. Возрастная и индивидуальная типология. Влияние возраста и пола на репертуар чтения и характер восприятия.

Социально-психологическая типология читателей-детей. Характеристика отдельных читательских групп: «трудных» подростков, детей сирот, детей с задержкой психического развития и недостатками физических возможностей и др.

Эмпирические типологии читателей-детей. Группы по интересам, малочитающие, «слабые», «сильные» и др.

Гендерная и возрастная дифференциация детей. Читательское развитие ребенка от рождения до юношеского возраста. Значение начального этапа в приобщении к чтению. Типичное и индивидуальное в динамике развития. Возможность маленького ребенка стать большим читателем.

Учет типологии читателей и возраста при создании концепций и программ читательского развития детей. Школы рационального и творческого чтения. Конкретные методики и технологии обучения детей чтению.

Практическая работа. Сочинение «Мой путь читательского развития».

Семинар . Соционика и ее реализация в работе с читающими детьми.

Психологические методы изучения читателя-ребенка  

Специфика психологических методов изучения процесса чтения.

Возможности их использования в детской читательской аудитории. Сущность психодиагностики как метода изучения (распознавания) характера читательской деятельности ребенка, его отношения к чтению, уровня читательской культуры и восприятия текста. Диагностика проявления творческих способностей ребенка в процессе чтения.

Тестирование как метод диагностики и самооценки читательского развития ребенка. Валидность и надежность тестов. Система заданий и вопросов. Шкала значений.

Отзывы, рисунки и другие продукты читательской деятельности детей как материал для изучения восприятия читателя.

Диалоговые методы изучения читателей: прямые ( беседы, обсуждения и др.) и опосредованные («заборгазеты», «выставки-диалоги», письма другу и др.). Вопрос как движущая сила беседы.

Литературная игра и ее разновидности как метод изучения читателя-ребенка. Роль метода наблюдения в системе психологического изучения личности читателя. Педагогический дневник наблюдений. Карта наблюдений.

Художественная литература как средство изучения психологии ребенка.

Виды практических работ:

1) Разработка диагностических блоков для изучения читателя- ребенка.

2) Составление тестов и их апробация.

3) Изучение писем-отзывов детей в издательства.

4) Составление сценария литературной игры для детей.

                                          

Психологическая поддержка чтения детей

Актуализация психологической поддержки детского чтения в наши дни. Опыт РГДБ и РГЮБ в создании отделов психологической поддержки чтения детей и юношества. Создание Центров поддержки детского чтения. Функции психолога детского чтения.

Методы стимулирования у детей интереса к чтению. Роль идентификации в пробуждении интереса к чтению. Установление взаимосвязи художественной литературы с жизненным опытом ребенка. Усиление эмоционального фактора. Роль катарсиса в пробуждении интереса к чтению. Усиление влияния чтения на самопознание подростка. Консультирование родителей по вопросам детского чтения.

Практическая работа . Анализ и оценка методов психологической поддержки чтения детей (по материалам публикаций).

Библиотерапия как аспект педагогики чтения  

Определение термина. Разные трактовки. Рецептурный, мотивационный, педагогический и иные подходы к библиотерапии. Гармонизация внутреннего мира ребенка средствами чтения. Развитие литературно-творческих способностей детей. Смена установок – от потребления к созиданию. Опора на ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы в работе с детьми. Сказкотерапия как разновидность библиотерапии для детей с ограниченными возможностями. Помощь в преодолении «инвалидной психологии». Информационно-психологическая поддержка родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Тренинг чувств и его место в библиотерапии. Взрослый и ребенок – диалог читающих личностей. Роль субъективного начала в библиотерапии.

Семинар . Библиотерапия: педагогические концепции и решения.

Руководитель детского чтения как психолог  

Профессиограмма специалиста.

Готовность и способность к личностно-ориентированным отношениям с читающим ребенком; умение использовать книгу как средство развития личности и ее творческого потенциала; владение методом психологического анализа литературного произведения, адресованного детям, умение увязывать его с субъективным миром ребенка; владение методом психодиагностики и психотренинга (в том числе, игрового), связанных с книгой и чтением, умение разработать программу психологического исследования и провести его. Оказание помощи ребенку в обретении личностного смысла чтения.

Способность специалиста к психологическому анализу проблемных ситуаций, возникающих при индивидуальном общении с ребенком и его родителями. Использование продуктов читательской деятельности детей как основы для взаимодействия с ними.

Деловая игра . Консультирование родителей по вопросам детского чтения.

Семинар . Встреча с психологом чтения или школьным психологом. Интервью с ним. Изучение опыта его работы и профессиональных качеств

                         

Приложение 2.   

 

Читатель тоже психолог

 

Программа  

развития психологической культуры читателей на материале художественной литературы.  

(Может быть реализована как самостоятельная, так и в рамках «Школы творческого чтения»)

                         

В основу концепции программы положен подход к искусству слова как к художественному человековедению. Научной основой такого подхода послужила книга петербургского ученого А.М.Левидова «Автор-образ-читатель», в которой тщательно разработана диалектика души человека, отраженная в классической литературе.

Содержание занятий с детьми

Тематика занятий

Знакомые незнакомцы, или эти разные, разные лица.  

· Читаешь о злом – ищи, где он добрый

· Партитура души человеческой

· Люди, как реки…

· Сто тысяч почему

· О чем говорит молчание

· Быть и казаться

· Я такой же… Нет, я другой

Основной материал – сам текст литературных произведений. Полезен также опыт режиссеров и актеров, «прочитывающих» самые глубокие тайники внутреннего мира персонажей.

Умения, навыки, способности

· Умение отличать одного персонажа от другого, дифференцировать характеры, распознавать особенности личности, видеть в них живых людей.

· Видеть многогранность каждого характера, замечать борьбу света и тени во внутренней жизни человека, уметь характеризовать персонаж на основе учета всех особенностей его поведения, мыслей и чувств. Распознавать в человеке доминирующее, что определяет его поведение в плане личном и социальном.

· Умение наблюдать за эмоциональной жизнью персонажа, пробуждать интерес к ней, улавливать всю гамму переживаний, находить термины для характеристики этих состояний, сопереживать, включаться в рефлексию героя.

· Выработать умение сопоставлять начала и концы произведений, обращать внимание на развитие характеров и судеб персонажей, выяснять общую тенденцию их развития, и чем она обусловлена. Отличать подлинное развитие от кажущегося, когда персонаж в разных ситуациях проявляет одну и ту же черту.

· Искать побудительные силы поведения персонажей, их поступков. Разгадывать скрытые мотивы высказываний и действий людей, проникать в тайны внутренней жизни персонажей.

· Умение читать язык жестов, мимики, взглядов, движений рук, наполнять содержанием монопаузы. Различать внешнюю и внутреннюю активность персонажей: в бездействии видеть действие, а во внешней суете – пустоту.

· Умение соотносить внешний облик человека с его сутью, видеть несоответствие или совпадение, пристально приглядываться к человеку, ценить внутреннее богатство личности, различать мнимое и действительное. Распознавать ложь и лицемерие. Выяснять личины, в которые прячется человек. Пытаться докопаться до причин.

· Умение находить аналогии, видеть сходство между персонажами и собой. Устанавливать ассоциативные связи в системах: книга – читатель – жизнь и книга – другая книга (кино, спектакль), будить «эффект узнавания», развивать способность к перевоплощению, к осознанию своего «Я».

                         

Система вопросов и заданий

· Перечислите персонажей этого произведения, какие вам запомнились. Чем один отличается от другого? Ваше отношение к ним. Какова главная черта вашего любимого героя? Чем он привлек Вас? Чем он похож или не похож на других? Встречали ли вы в других произведениях человека, похожего на него? Если бы вам пришлось играть его на сцене, что бы вы подчеркнули в его характере, как бы выделили его среди других?

· Какие грани характера твоего любимого героя ты можешь назвать? Назови самую значимую для тебя черту. Угадай персонаж по чертам характера, дополни недостающие черты. Какие качества героя помешали ему в решении жизненных проблем, благодаря каким он добился успеха?

· Проанализируйте ситуацию. Выявите гамму чувств и желаний персонажа, его настроение, его внутреннее состояние. Объясните, чем вызвана смена одного состояния на другое. Знакомы ли вам эти перемены? Какие внешние признаки богатства скрываемых переживаний в персонаже вы заметили?

· Одинаков ли персонаж на протяжении произведения? Как меняются его взгляды и отношение к жизни? Изображен ли характер сложившимся или он развивается на наших глазах? В чем видны перемены в его характере и что послужило толчком для них? Как повлияли внешние обстоятельства на изменение внутреннего мира героя? Каким видите вы его в будущем?

· Почему персонаж действует так, а не иначе? Соответствуют ли его поступки его характеру? Почему он произносит именно эти слова, а не другие? Какими мотивами он руководствуется? Нет ли противоречий между словами, делами и помыслами? Обоснуйте вашу точку зрения.

· Что скрывается за молчанием персонажа? Какой внутренней жизнью наполнено это молчание? О чем говорит такой-то жест персонажа, его взгляд, его улыбка? Все ли персонаж сказал, что хотел? Что пытался утаить? Удалось ли ему это?

· Каким персонаж стремится казаться? А каков он на самом деле? Почему он скрывает свои подлинные намерения? Соответствует ли его внешний вид внутреннему миру? Совпадает ли его оценка самого себя с оценкой его другими? Как догадаться: говорит ли человек правду или лжет, лицемерит?

· Говорят, что сила впечатлений от книги зависит от силы воспоминаний, какие она рождает в душе читателя. Не напомнило ли вам это произведение что-либо из своей собственной жизни или жизни знакомых людей? Не соизмеряли ли вы свою жизнь с жизнью любимого героя? Чем вы похожи и чем отличаетесь от него? С кем из героев вам бы хотелось дружить? О чем бы вы могли ему рассказать при встрече?

                         


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!