В чем обаяние Наташи Ростовой?



                         

                         

(Материал для диалога со старшими школьниками)

                         

Письма юношества в редакцию молодежных изданий пестрят вопросами: Почему я одинок? Почему меня никто не любит? Одни думают, что им просто не везет, другие винят в бездушии окружающих, третьи ссылаются на недостатки собственной внешности.

Помочь юным в раздумьях о человеческих взаимоотношениях, о скрытой причине удач или неудач в личных контактах с людьми может опыт тех литературных персонажей, которые не страдают от отсутствия любви со стороны окружающих и обладают особой силой притяжения людей к себе.

К таким персонажам относится Наташа Ростова, своего рода эталон счастливой личности. В отличие от живых людей литературный персонаж можно рассмотреть изнутри, во всей гамме его чувств и переживаний. Остановить мгновения и вглядеться, не торопясь, в каждое, разгадывая секрет привлекательности.

Наташа появляется в романе Толстого на рубеже, отделяющем детство от юности, как раз в том возрасте, в котором человек более всего жаждет признания. Как мы помним, она была любимицей всей семьи Ростовых и не только семьи, и не могла жаловаться на одиночество. Все, с кем доводилось ей общаться, одаривали ее любовью, если не с первого взгляда, так по истечении времени, подпадая под ее обаяние. Да и сам Толстой не скрывал свой симпатии к этой девочке, называя ее «прелестной», «счастливой», «живой» и другими привлекательными эпитетами. В чем же секрет такого отношения к ней? Случайно ли оно?

С первого появления в романе и, пожалуй, до конца его, эта некрасивая девочка поражает и заражает радостным мироощущением, по-детски восприимчивой душой, «жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни». Именно эти качества оказали сильнейшее влияние на князя Андрея, человека сурового, интеллектуального и далеко не сентиментального. Она перевернула его жизнь. Как в Отрадном, так и позже, на бале «вино ее прелести», идущее из глубины души, подчинило его: «он почувствовал себя ожившим и помолодевшим».

Другое отличительное свойство Наташиной натуры, привлекавшее к ней людей, была естественность и открытость, отсутствие глупого жеманства, неискренности тона, расчетливого поступка. Хитрить и выгадывать, как это делали большинство женщин света, она не умела и потому, как ни тяжело ей было в этом признаться, она сообщила князю Андрею о своей измене ему. Это чистосердечие покоряет и привлекает к ней людей. Как ни горька была ее измена для князя Андрея, как ни настраивал он себя на невозможность прощения, но она не убила его любви к ней. Раненый, он постоянно думал о ней, представлял себе ее душу, ее страдание, стыд, раскаяние и осознал жестокость своего разрыва с ней. Испытывая на себе ее внимание и заботу, он понял как она ему дорога. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде», – сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо, так чтобы он мог глядеть в ее глаза».

Восхищает еще одна душевная черта Наташи – ее умение откликаться на чужое горе.  Разве не об этом говорит сцена, когда она пошла искать Соню, нашла ее плачущей и, не зная еще причины, сама заревела, как ребенок, только оттого, что Соня плакала?

Так же искренне она могла и радоваться радости других, даже если была сама расстроена. Так, во время поездки с ряжеными к соседке, Наташа поняла, что между Соней и Николаем происходит что-то важное, и порадовалась за брата, хотя сама пребывала в состоянии сильного нервного напряжения из-за длительного отсутствия князя Андрея. Любопытно, что Наташе было свойственно жалеть человека  даже в те минуты, когда по какой-либо причине она была вынуждена его огорчить. Это наглядно проявилось в эпизоде, когда она, пятнадцатилетняя, отказывает влюбленному в нее Денисову стать его женой. Отказывая ему, она в то же время искренне жалеет его и утешает, как может, сочувствуя искренне и глубоко. Наташина чуткость к людям вытекала из ее природной способности улавливать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц, заметить                                    невысказанное состояние души . Иными словами, она интуитивно владела языком чувств, и это отличало ее от всего семейства Ростовых. Ее тонкая наблюдательность помогла ей открывать сущность натуры другого человека, с которым она сталкивалась в жизни. Примером может служить ее отношение к Долохову. Все были очарованы им. Она одна настаивала на том, что он дурной человек, что он неестественен и неприятен, что в дуэли с Пьером виноват именно он.

Способность тонко реагировать на все, что происходит в жизни, выработала в ней дар предчувствия . Она предчувствовала, например, что Николай не женится на Соне, она предчувствовала, что до приезда князя Андрея с ней непременно что-то случится, она предчувствовала и смерть Андрея.

Умение сопереживать с другими, резонировать с их чувствами, тесно связаны в натуре Наташи с муками совести. Она способна к глубокому раскаянию. Ее мучает зло, которое она вольно или невольно причинила другому. Разве не об этом говорит ее просьба к Пьеру, касающаяся князя Андрея: «Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все». Это же она шепчет раненому князю Андрею, стоя перед ним на коленях и целуя его руку. Простит ли ее когда-нибудь Андрей за ее измену, это мучило ее больше всего. Именно покаяние излечило ее от болезни. Молясь в церкви во время поста, она просит Бога о том, чтобы он простил и ее и всех и дал бы всем счастье и спокойствие.

Характерной чертой Наташи, идущей от ее естественности, была способность всецело отдаваться своим чувствам. Эта ее страстность сочеталась с богатейшим                                  диапазоном испытываемых                                      чувств . Ее восприимчивая душа камертоном отзывалась на малейшие нюансы и оттенки во взаимоотношениях с людьми. Богатство ее души проявилось, в частности, в ее пении, которое приводило в волнение других людей, а у князя Андрея от него к горлу подступали слезы. Свет внутреннего огня горел в ней всеми оттенками красок.

Но, пожалуй, самым ярким светом горела в Наташе ее способность любить . Речь идет не только о мужчинах в ее жизни, но и обо всех близких ей людях. Ее любили больше всего за то, что она сама любила людей.

Только Наташа оказалась способной удержать мать от безумного отчаяния, когда та узнала о гибели Пети. Любовь к матери показала ей самой, что сущность ее жизни – любовь. Этому чувству она, как и всякому другому, отдавалась сполна. Эти качества в дальнейшем и позволили ей легко отказаться от света, жить жизнью детей и мужа, принимать участие в каждой минуте их жизни. Из неуверенного в себе человека, каким был Пьер, она привела его к радостному сознанию, что он недурной человек. Он видел себя отраженным в своей жене, и это придавало ему уверенности. «И чувство это, – говорит Толстой, – произошло не путем логичной мысли, а другим – таинственным непосредственным отношением». Как раньше Наташа угадывала желания, состояние князя Андрея, так и позже она угадывала желания мужа и неукоснительно стремилась их исполнять. Ее способность к самоотречению обеспечивала счастье в семейной жизни. Только муж и дети зажигали в ней огонь оживления, который так пленял раньше всех окружающих ее людей и согревал их своим теплом. Любовь к семье обеспечила счастье и спокойствие материнства и замужества. Мудрый урок преподнес нам Толстой образом Наташи – урок любви, самоотречения как предпосылки счастья: чтобы тебя любили, надо любить самому. Как просто!

Каким же образом Толстой сумел нас заразить обаянием Наташи Ростовой? Тем же самым, каким она покорила всех окружающих. Как она «не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагивания мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила невысказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей работы Пьера», так поступает и Толстой по отношению к ней. Он не упускает, говоря о ней, ни улыбки, ни выражения лица, ни жеста. Они говорят о ней больше, чем слова. «Лицо ее говорило: зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?» Особенно он следит за выражением ее глаз: «блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе». «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, выражавшей внутреннее счастье», «глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко и сострадательно и радостно-любовно смотрели на него». «Князь Андрей… видел только сияющие глаза, которые были прекрасны». Этих примеров можно привести множество. Как Наташа способна улавливать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц, так и Толстой улавливал каждое движение ее души, вовлекая и нас, читателей, в этот процесс познания тайн человечности.

Вспомним, как живая изменчивость души Наташи, выраженная в ее пении, подействовала на ее брата Николая, ничем не выдающейся личности. Он возвращается после несчастливой игры в карты, он расстроен. Но вот он слышит голос Наташи. Весь мир сосредоточился для него на этом пении, и сам, не подозревая в себе способности петь, взял нужную ноту и запел. «Неужели это я?» – спрашивает он. Да, это был он. Это минута, когда человек становится выше, чище самого себя. Эта минута духовной высоты оставляет след. И мы с вами, взяв высокую ноту благодаря Наташе Ростовой, тронули что-то лучшее, что есть и в нашей с вами душе, что независимо ни от чего в мире, кроме нас самих.

Этот монолог о Наташе Ростовой превратить в диалог с подростками помогут вопросы, нацеленные на их самостоятельные поиски ответов:

Как объяснить, что именно ошибающаяся Наташа, а не безупречная ее сестра Соня, является любимицей в своей семье?

Что отличает ее от женщин света?

Почему гордый князь Андрей простил Наташину измену и еще больше полюбил ее?

Чуткость Наташи к людям и их любовь к ней: как они связаны между собой?

Наташа покоряла сердца разных, даже чопорных людей. Как это ей удавалось?

Толстой не раз называет Наташу счастливой. Чем обусловлено ее счастье?

Наташа – это прошлый век. Есть ли у нее настоящее и будущее?

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 849; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!