Для обсуждения со старшими школьниками



                         

                                              

Сент-Экзюпери.   Маленький принц  

Мир, изображенный в сказке, увиден в ней и глазами взрослого, и глазами ребенка одновременно. Детское мироощущение с его наивностью, чистотой, с прозорливым умением интуитивно проникать в сущность вещей и явлений, олицетворяется в образе Маленького принца – инопланетянина с «планетки» астериод Б-612, оказавшегося в пустыне Сахара на месте вынужденной посадки французского летчика. Взрослые с их прагматичностью, здравомыслием и самомнением показаны в лице делового человека, честолюбца, короля-повелителя, ученого географа и других. Симпатии автора явно на стороне детства.

«Маленький принц» – уникальная сказка. Ее нельзя спутать ни с одной другой. В читательском отзыве школьницы на сказку читаем: «Эта сказка не похожа ни на одну, какую мне приходилось читать. С первых страниц она вызвала недоумение. Показалась какой-то нелепой и странной. Но чем дальше я читала ее, тем все больше за внешней несуразицей угадывалось доброе, чистое и мудрое сердце создателя. Поэзия сказки откроется лишь тому, кто увидит в ней больше, чем написано».

Установка на восприятие сказки заключена в ребячьем рисунке «слона в удаве», внешне напоминающего «шляпу». Смысл рисунка – наглядное выражение центральной мысли произведения: «Самое главное то, чего не увидишь глазами». Писатель уверен: полагаться надо на зоркость сердца, а не глаз. То, что скрыто, и есть главное, которое каждый читатель в силу своего воображения и опыта поймет по-своему.

В обсуждении произведения вряд ли нужно направлять мысль учащихся к точной, логически определенной очерченности сказочных образов. Лучше идти путем, подсказанным исследователем творчества Сент-Экзюпери М.Ваксмахером: «Аллегория сказки проста и необычайно многослойна. Ее не следует скрупулезно расшифровывать, ее нужно воспринимать целиком, залпом, сразу: мудрость ее намеков доходит через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к раздумьям, от веселой улыбки к печальным воспоминаниям. Полутона эти тонки и улыбчивы, как изящные акварели, которыми украсил ее автор».

Этому пути, подсказанному критиком, и следует логика предложенных вопросов для обсуждения.

Автор сказки предупреждал читателя: «Я не хочу, чтобы мою сказку читали для забавы». Как вы думаете, если не для забавы она написана, то для чего другого?

Найдите наиболее подходящий эпитет для этой сказки. Какая же она?

Что за человек Маленький принц? Какими душевными качествами он обладал? Чем он так привлек летчика? Чем он похож или не похож на вас?

Как изменился мальчик за время пребывания на Земле? Что открылось ему при встрече с летчиком и обитателями пустыни? Зачем он позволил змее ужалить его?

Как вы понимаете слова «Зорко одно лишь сердце»? А эти: «Ты в ответе за тех, кого приручил»? Какое отношение они имеют к Маленькому принцу и каждому из нас?

Что вы можете сказать об авторе этой сказки, исходя из нее самой? Что он за человек, что он ценит в людях, чему радуется и чему огорчается, что роднит его с Маленьким принцем?

Почему летчик Сент-Экзюпери, оказавшийся во время войны вдалеке от своей родины Франции, ощутил настоятельную необходимость написать сказку о Маленьком принце, сказку, не содержащую ничего военного? Что могло побудить его к этому?

Эту сказку называют мудрой. Какую главную мудрость она открыла вам? Какими нравственными законами бытия обогатила?

                                  

Ричард Бах.   Чайка по имени Джонатан Левингстон

Как говорил великий американский фантаст Рэй Бредбери – «эта книга действует сразу в двух направлениях. Она сообщает мне чувство Полета и возвращает мне молодость».

Чувство полета это путь к совершенствованию. Стая чаек, к которой принадлежал Джонатан, не знала этого чувства. Ей полет нужен был только для того, чтобы добывать себе пищу. «Каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее». Но чайки по имени Джонатан не было в этой Стае. Он не принял ее стереотипы: тренировался вдали от остальных, высоко над морем и берегом. Голодный, радостный, пытливый, он стремился к познанию своих собственных возможностей, к открытию нового, к свободе. Он установил мировой рекорд скорости полета для чаек, стал первой чайкой, научившейся выполнять фигуры высшего пилотажа. Это далось ему ценой огромных усилий. Много раз он хотел бросить свою затею и жить, как все, но какая-то внутренняя сила заставляла его вновь и вновь взмывать к небесам. Открыв в себе необозримые возможности, он хотел «заразить» этим стремлением и других. Но Стая посчитала его опыты позором для себя, попранием достоинства и обычаев Стаи. Даже родители не поняли его и недоумевали, почему он не похож на них. Джонатан стал изгнанником.

Оставшись один, он не поник духом и продолжал совершенствовать свои полеты: научился спать в воздухе, не сбиваться с курса ночью, мог пролетать сотни миль от заката до восхода солнца, даже летать в перевернутом состоянии. Он понял, почему так коротка жизнь чаек: ее съедает скука, страх и злоба. Он открыл, что путь к продлению жизни – это путь к совершенству, к реализации своей сущности, к свободе мысли.

Изгнанники не возвращаются: чайка, которая заговорит с изгнанником, сама становится изгнанницей. Таков закон Стаи. Но Джонатан вернулся. Любовь потянула его к родным. Чайки же отвернулись от него. Однако постепенно, одну за одной, стало, как магнитом, поворачивать в его сторону. Здесь было и любопытство, и признание, и желание следовать. Изгнанник стал наставником. Любовь оказалась способной преодолевать даже незыблемые законы и создавать свои.

Вопросы к обсуждению:

Как понимала смысл своего существования Стая чаек, и как понимал этот смысл Джонатан?

Что руководило стремлением Джонатана к совершенствованию? Почему он не захотел быть, как все?

В чем обвиняла его Стая? Почему она считала его эксперименты позором? За что она изгнала его?

Через какие страдания ему нужно было пройти, чтобы достичь намеченной цели?

Джонатан говорил чайкам, что совершенство полета – это шаг, приближающий к выражению их подлинной сущности. Как вы понимаете эти слова? Применимы ли они к человеку?

Почему, несмотря на строгий закон, запрещающий изгнаннику возвращаться, Джонатан вернулся в свою Стаю? Что побудило его к этому?

Чем для Стаи стало возвращение Джонатана?

Как вы понимаете закон: «Чем выше летает чайка, тем дальше она видит?» Подвластен ли этому закону человек?

Встречали ли вы людей в жизни или в литературе, похожих на Джонатана? Кто они? Что их отличает от других? Чем привлекателен их путь?

Как вы понимаете эпиграф к книге: «Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас»?

                         

Г.-Х. Андерсен.   Русалочка

Трагическая сказка «Русалочка» входит в рейтинг самых любимых сказок детей всего мира.

Русалочка – младшая из шести дочерей морского царя. Когда ей исполнилось 15 лет, она получила разрешение отца подняться наверх, чтобы посмотреть на жизнь людей. От старших сестер и бабушки она много слышала о том, как живут люди, и завидовала им, что они, в отличие от русалок, имеют бессмертную душу. Всплыв на поверхность моря, она стала свидетельницей кораблекрушения и гибели принца, которого успела полюбить. Она сумела его спасти и вынести на берег. Любовь укрепила в ней мечту стать человеком. Заплатив непомерно высокую цену морской ведьме за осуществление мечты (она лишилась своего волшебного голоса, и каждый шаг ее прелестных ножек, выросших вместо хвоста, причинял ей нестерпимую боль), Русалочка получила возможность находиться рядом с принцем и надежду, что он женится на ней. Однако он, грезя о девушке, которая спасла его, принял за нее другую и женился на ней. Это означало для Русалочки гибель: она должна была превратиться в морскую пену. Но гибели могло бы не быть, если бы она воспользовалась данным ей шансом: пронзив сердце принца и окропив его кровью свои ножки, вновь стать русалкой. Но Русалочка во имя счастья принца предпочла умереть. Сказка заканчивается картиной, как из морской пены, в которую превратилась Русалочка, поднимается к небу ее светлая душа.

Русалочка стала символом Дании. Ее душа увековечена в памятнике, установленном в порту Копенгагена.

Почему вопреки всем предсказаниям душа Русалочки оказалась бессмертной? Достойна ли она памятника? Почему? Что символизирует собой поступок Русалочки?

Кого из героинь других сказок Андерсена напоминает Русалочка? В чем сходство и различие?

Чем привлекла Русалочку жизнь людей? Почему ей так сильно хотелось стать человеком? Почему короткую жизнь человека она предпочла долгой русалочьей жизни?

Кто из других сказочных героев или известных вам реальных людей достоин памятника? Почему? Какой пример людям они показывают?

                         

Коэльо Пауло.   Алхимик

Сказка выдающегося бразильского писателя – на первый взгляд не похожа ни на «Чайку по имени Джонатан…», ни на «Маленького принца». Но в то же время имеет с ними много общего. Это сказка о самых важных вопросах бытия, написанная в символической форме. Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о путешествиях пастуха Сантьяго, это понятие «Своя судьба», т.е. высшее предназначение, призвание человека на Земле. Каждый, кто начинает свой жизненный путь, не может не задуматься: Кто он? Зачем он? Где его место в жизни? Как найти это место? Как угадать его? Книга подсказывает: всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовлетворением, это означает, что мы следуем своей судьбе. Однако не всем это удается: мешают многие препятствия. Этот путь труден, – говорит писатель, – как и всякий другой, с той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». И если человек захотел что-то очень сильно и извлек свои мечты со дна души, чтобы их осуществить, то вся вселенная будет способствовать тому, чтобы желаемое сбылось.

Писатель говорит своим читателям: дерзайте по пути собственной судьбы, подсказанной сердцем. Как жить, каждый решит по-своему. Но прежде, чем принять или не принять его совет, стоит поразмыслить над вопросами, поставленными книгой:

1.Сантьяго учился на священника. Почему же он стал пастухом? Чем привлекла его эта нелегкая работа?

2.Почему старый колдун указал юноше путь к мечте таким извилистым: ведь то, к чему он стремился, было рядом? Почему он не подсказал прямой путь?

3. Какая участь могла бы поджидать Сантьяго, если бы он добрел до местечка, где проживала знакомая ему девушка, дочь торговца?

4. Какое отношение к судьбе героя имеет сказка Уальда о нарциссе, почему в прологе автор нам ее рассказывает? Как увязываете вы историю о Пречистой Деве с младенцем Христом на руках с судьбой Сантьяго?

5.Почему многим не удается найти свой путь, достойный человека?

6.Что такое язык знаков и почему их не видит глаз, а видит только сердце?

7. Многих людей видел герой на своем жизненном пути, но почему их судьба не увлекла юношу? Почему когда прорицатель начертал возможную его удачную судьбу без поиска сокровищ, тот не захотел ее принять?

8.Почему алхимик именно Сантьяго захотел передать часть своих знаний? Почему он выделил его среди других?

9. Как заметить знаки, расставленные на пути к своей судьбе? Почему улыбка девушки, живущей в пустыне, была для юноши долгожданным знаком? Почему любовь, по мнению автора, самая мудрая часть языка, на которой говорит мир? Почему любовь автор сравнивает с алхимией: превращением свинца в золото?

Как вы понимает фразу: где сердце, там и сокровище? Какое отношение она имеет к судьбе каждого из нас?

                         

Александр Грин.   Алые паруса

Свою книгу, написанную в 1922 году, Александр Грин назвал феерией, т.е. сказочным, ярким, волшебным представлением, содержащим мощный нравственный потенциал. Произведение явилось для самого автора выражением тоски по несбывшемуся чуду, по счастью, той высокой и плодотворной тоски, какая, по замечанию К.Паустовского, создает путешественников, открывателей новых земель, мореплавателей и участников разнообразной и почти сказочной жизни. Сюжет этой книги прост. Девушка из рыбацкого поселка, поверив в сказку, рассказанную ей добрым человеком, стала грезить о необыкновенном моряке, который приплывет за нею на корабле с алыми парусами. И так сильна, так страстна ее мечта, что все сбывается. И необыкновенный юноша капитан и алые паруса. Важно заметить, что и сам капитан – мечтатель, чья мечта о море, о служении высокому сбылась. Сюжет книги ведут не просто мечтатели, которым судьба на блюдечке с золотой каемочкой преподносит желаемое, а люди деятельные, идущие на дерзновенные свершения для реализации своей мечты.

Пленительная сказка Грина утверждает силу человеческого духа, любви к жизни, веру в то, что человек, в каких бы тяжких условиях не находился, в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. Могут сказать некоторые, что время романтических мечтателей прошло, настало время для деловых людей. Однако «Алые паруса» и до сих пор подвигают людей к подвигу, к добру, к свершениям, ибо только в мечте возможна подлинная гармония и свобода творения. «Думаю, что «Алые паруса», - пишет школьница Лена Фрик из Ставрополя, – можно сравнивать с произведениями таких великих писателей, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, т.е. с классикой… Ведь уже не одно десятилетие люди читают его. «Алые паруса» читали и современники Грина, читаем его сегодня и мы, и, несмотря на идущие годы, оно не стареет, не забывается людьми». Книга очищает душу и ее, как сказал Даниил Гранин, надо иметь каждому под рукой как лекарство в аптечке от бездушия, черствости и прагматизма.

                         

Перечень вопросов для диалога:

Есть ли что-то общее между Ассоль и Грэем? Почему именно их мечты сбылись?

Что олицетворяли для Ассоль Алые паруса? Ведь ее предупреждали, что в будущем ей придется видеть «не алые, а грязные и хищные паруса: издали нарядные и белые, вблизи – рваные и наглые».

Чем привлекла Грэя мечта Ассоль? Почему он своими руками ее осуществил? Не сбылась ли в этом свершении и его собственная мечта о счастье?

Односельчане относились к Ассоль по-разному. Одни ее дразнили, другие ею восхищались. А ваше отношение? Совпадает ли оно с отношением к Ассоль самого Грина?

Продолжатель романтических традиций в литературе для детей Владислав Крапивин предлагает детям дружить только с романтиками. Это хорошие люди - говорит он – они умеют хранить тайны, они ничего не боятся. И с ними не бывает скучно. Хорошо, когда в жизни встречается человек, которому нужны звезды, когда у человека есть своя Страна и свои Паруса, когда он умеет быть верным мечте и дружбе. Согласны ли вы с этим утверждением писателя?

Встречались ли вам такие люди в жизни? А в литературе? Интересны ли они вам?

Что общего между феерией Грина и сказками Ричарда Баха и Пауло Коэльо?  

                         

Итак, восемь сказок, восемь жизненных уроков, восемь разных законов бытия. Они даны читателю не в виде готовых формул, а выстраданы через со-переживание, со-мыслье, со-творчество. Можно надеяться, что они останутся в памяти сердца участников обсуждения на долгие годы и в трудные минуты раздумий и колебаний подадут весть к принятию верного решения.

Из множества мудрых сказок мы для примера выбрали именно эти. Но на их месте могли бы быть и другие, как авторские, написанные истинными гуманистами и их вдохновенным пером, так и народные, прошедшие сквозь века и сохранившие свое нетленное духовно-нравственное значение. Думаем, что библиотекари и другие руководители детского чтения вместе с детьми, сами найдут их и организуют обсуждение так, что оно зацепит за живое и введет книгу в духовный багаж читающей личности.

                                  

                                  

                                  

                                  

 

Часть вторая


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!