Б) Дикие и домашние животные и птицы; рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны 8 страница



Дерево‑тотем горных славянских племен в древние времена. Из бука изготавливали бадняк. Дерево для этого рубили с позволения волхвов. Молодые буки рубить запрещалось. У чехов бук с древних времен символ мощи и здоровья: «Здрав, яко бук!», «Клук (парень), яко бук!». «Бук – дубу брат», – говорят в народе. Из крепкой белой древесины бука, которая чем больше насыщается водой, тем крепче становится, делали мельничные колеса, подводные сооружения, использовали ее в кораблестроительстве. Плотная древесина не имеет запаха, потому в Закарпатье из бука изготавливали долговечные столы‑сундуки, бочки для хранения пищевых продуктов.

 

Буковые орешки издавна были вкусной поживой: в урожайные годы с одного гектара букового леса собирали до 300 кг орешков, а 1 кг дает более 200 граммов пищевого масла. С очищенных и жареных орешков делали буковую муку; орешки также употребляли (и употребляют) в пищу, но лишь поджаренными, таким образом выводя токсичный алкалоид фагин. Вкусовые качества буковых орешков были известны еще древним грекам и римлянам. Родовое название бука «фагус» происходит от греческого «фагос», что означает «пища», «корм».

Слово «бук» имеет похожее звучание почти во всех славянских и германских языках. От «бук» – «буква»: в древности на буковых дощечках писали литеры (немецкое «бухе» и английское «буук» означают «книга»).

Из древесины бука сухой перегонкой добывают деготь и креозот, в котором содержатся фенолы, являющиеся прекрасными антисептиками. Креозотом лечат начальные стадии туберкулеза, гнойные процессы в бронхах и легких, очищают дыхательные пути. Из целлюлозы, которая в буковой древесине составляет более половины, изготавливают искусственный шелк, шкуру, целлофан, бумагу. Из сладкого раствора – ксилозы, которая тоже содержится в буковой древесине, изготавливают антисептик фурацилин и ксилит (заменитель сахара).

«Бук растет до 40–50 м высотой. Порода влажного и теплого климата, любит лишь богатые плодородные грунты. В отдельных районах Карпат и Крыма сохранились буки природного происхождения с диаметром ствола 2–2,5 м. Бук имеет необычайно твердую, пружинистую, крепкую древесину белого цвета с красноватым оттенком. Она хороша под стружку и резьбу. В соответственных природно‑климатических условиях изделия из бука могут служить 200–300 лет.

Буковые орешки в древние времена собирали в большом количестве для употребления в пищу зимой. Это очень ценный продукт, но требует термической обработки» (Е. Шевченко).

 

Бук увековечил себя в географических названиях: область на востоке Карпат – Буковина; поселок в Чехии – Букоза.

 

Верба

 

 

Под вербою зеленою

Там стоят кони оседланные,

И оседланные, и обузданные,

И плеточки прицеплены:

Лишь сесть да поехать,

Поехать девок сватать.

 

(Народная песня)

Верба распространена на всех континентах, кроме Австралии. Еще Плиний Старший две тысячи лет тому назад описал восемь видов этого дерева. Ныне ученые подтверждают более 500 видов, гибридов и разновидностей вербы.

 

Растения семейства вербовых – верба белая (лоза), ива – дерево высотой 20–30 м; верба остролистая (шелюга) – дерево или куст до 5 м высотой; верба козья – куст или дерево 5–10 м высотой; верба ломкая – дерево до 20 м высотой; верба пепельная – куст до 6 м высотой; верба прутовидная – куст или дерево до 3–5 м высотой; верба пурпурная – куст до 4 м высотой; верба пятитычинковая (верболоз) – куст или небольшое дерево до 15 м высотой; верба трехтычинковая (белолоз) – куст, редкое дерево высотой до 5 м.

Верба в славянской мифологии – ритуальное дерево весеннего Нового года. Почитание вербы у славян давнее, дохристианское. Под прадеревом – Золотой вербой, согласно поверьям, родилась богиня Лада, потому вербу чествуют во время весенних праздников. Девушки‑ладовицы украшали ее венками и водили вокруг ритуального дерева хороводы. Верба распускается и цветет после Благовещения на Пасхальной неделе. Цвет вербы – котики – парни дарили девушкам. В ту пору вербными ветками украшали жилища, усадьбы. Верба – оберег, вербными ветками похлестывали и детей и взрослых в Вербное воскресенье, отгоняя нечистую силу. Это ритуальное битье – благословение, приобщение к таинствам природы, оберегание от болезней и нечисти. В древних верованиях вокруг Золотой вербы возник мир, о чем есть в веснянках и пасхальных присказках.

Верба отгоняет от жилища злые силы и болезни. Возле вербы издавна место сбора молодежи – в тени под вербой всегда прохлада. В постройках из вербы микроклимат лучше. Древесина вербы неплотная, поры в ней наполнены водой. В вербных досках вода испаряется, ее место заполняет воздух, таким образом создавая теплоизоляцию.

Верба растет во влажных местах, «показывая» людям воду – криницы и колодцы, как правило, копали под вербами. К тому же верба своими веществами обеззараживает воду, потому и рыбы под корнями вербы в водоемах больше, и вербная дощечка в ведре дезинфицирует воду.

Плакучая верба издавна символ опечаленной матери или вдовства, символ печали. Верба на земле как бы обозначает воду, ибо прорастает возле источников воды.

В древней легенде Мать Сырая Земля позавидовала одной земной женщине в том, что та имела чудесное свойство рожать детей из всех частей тела (была как бы ровня ей, Земле), засосала ее ноги в себя, и та женщина стала вербой. Верба из малой веточки может прорасти в любом грунте.

 

В христианской легенде гвозди для Христа сделали из вербы, потому она наказана, растет непритязательно, в ее ветвях, особенно сухих, может прятаться нечистая сила. В то же время христиан ство приспособило вербу к своим нуждам, приняв весенний праздник – Вербное воскресенье. В этот день было заведено варить цветы‑сережки вербы с кашей и съедать их, а молодые веточки с бумажными цветами дарили девушкам. Освященными прутиками вербы дети выгоняли в поле скот, чтобы нечистая сила не трогала.

Целебные свойства вербы издавна известны многим народам. Античный лекарь Диоскарид в І в. до н. э. описал целебные свойства семян, листьев, коры и сока вербы. Французский лекарь и ученый Одо из города Мена 900 лет тому назад в поэме «О свойствах трав» пишет о вербе: «Верба, говорят, умеренно вяжет. Рану кровавую склеить может лист ее… Пепел паленой коры с ног выгоняет мозоли» . В народной медицине и ныне настойкой из коры вербы лечат простуду, лихорадку, сбивают жар; отваром и порошком из коры лечат раны, отеки, ожоги. В ХІХ в. из коры добыли салициловую кислоту (от латинского «саликс» – верба), которую широко используют при изготовлении многих лекарств.

Будучи очень гибкой от природы, верба служила хорошим материалом в народных промыслах для изготовления гнутых дуг, полозья, коромысел и т. п. Распространенными были ложки из вербы, в Запорожской Сечи у казаков они были своеобразным опознавательным знаком. Музыкальные инструменты, кобзы и бандуры, народные мастера делали из гибкой и легкой древесины вербы. Со стволов вербы вытесывали легкие челны‑долбанки.

Из верболоза, белолоза, шелюги, лозы (прутья) плели кошелки, рыбацкие снасти, лозой переплетали ограду (плот), делали из нее метлы. Из вербовой коры еще древние римляне плели сандалии. Из нее делают волокно для изготовления веревок и мешковины. Ныне из верб добывают танины для дубления шкуры, изготавливают бумагу.

Вербная лоза часто упоминается в песнях и преданиях. Она постоянный свидетель слез и кручины девушки, которую бросил парень; безмерного отчаяния казака, который заблудился по дороге из чужбины домой; горя молодицы, потерявшей мужа. Нередко лоза была символом сиротства и бедности, но в то же время олицетворяла такие суть девичьи черты, как гибкость стана и движений: «Гнется, как лоза». Казаки‑запорожцы, покидая милые им днепровские кручи и не надеясь их увидеть, пели:

 

Покрылось Запорожье

густыми лозами,

Умывались казаченьки

мелкими слезами…

 

«Верба белая растет… в поймах рек, на влажных лугах, во влажных лесах. Достигает высоты 25 м и 1–3 м в диаметре. Растет до 100 лет. Из древесины белой вербы изготавливают деревянную посуду, долбаные челны, корыта, дуги, тару, бумагу, легкие и теплые ульи. Используют также в строительстве, для изготовления музыкальных инструментов (особенно бандур, торбанов).

Отвар коры вербы применяют при лечении простудных заболеваний, сок коры понижает температуру и успокаивает ревматические боли»

(Е. Шевченко).

Пословицы, приметы:

Где серебряная верба, там добрая вода .

Где растет вербичка – там копай криничку.

В хату, где есть верба, не ударит молния.

 

Вишня

 

Вишня обычная – плодовое дерево семейства розовых высотой 2,5–6 м. Во многих песнях вишня означает бедную девушку‑сироту, у которой и приданого всего‑то, что ее красота. В народе с цветом вишни сравнивалась красота лица, здоровый румянец, он был как волшебный амулет, помогающий привлечь любимого человека. И красный цвет ягод был олицетворением девичьей красоты. Вишня была деревом любовных свиданий, тайных встреч.

 

Ой, в саду вишенка,

А под ней тропочка,

А староста спрашивал:

«Кто тропинку вытоптал?»

Ой, вытоптал тропку

Да молодой Иван,

С вечера приходя,

Подарочки принося.

 

(Народная песня)

Согласно поверьям, если пчелы садятся на вишневый цвет, хороший урожай будет, если же нет – ягода не уродит. На Спиридона (25 декабря) нарезают вишневых веток и ставят их в воду. Если расцветут на Рождество (7 января), летом будет богатый урожай. Девушки же срезали вишневую ветку до восхода солнца на Екатерину, ставили в воду и ждали цвет на Рождество. Зацветет – на долгую жизнь. Часто свадебным деревцем была ветка вишни.

Пока с вишен листья не облетели, сколько бы снега не было, он обязательно растает. В народной медицине используют плодоножки, плоды, молодые побеги, корень и листья вишни.

 

Волчьи ягоды

 

Волчьи ягоды обычные, волчье лыко, волчаник – кустарник с ядовитыми темно‑красными (до черноты) ягодами. Как символ неприязни выступает в свадебном обряде: когда жених подходит к воротам невесты, ему сначала дают волчьи ягоды как чужаку. Жених должен заслужить приверженность родственников невесты, показать свою щедрость и добрые намерения.

Несмотря на то что растение ядовито, кору веток и ягоды используют в народной медицине как болеутоляющее средство.

 

Граб

 

Дерево семейства березовых; в мире известно около 50 видов. Граб зацветает весной еще до того, как зазеленеют листья. Из плодов‑орешков граба добывают жирное масло – сырье для изготовления олифы. Самый распространенный – граб обычный. Хоть граб из семьи березовых, его часто путают с буком, называя белым буком (в словаре Даля).

Уникальные грабовые леса с деревьями 200– 300‑летнего возраста сохранились в Украине на Ивано‑Франковщине. Большие дубово‑грабовые леса есть в Беларуси (в Беловежской Пуще), в Польше. В Болгарии дубравы граба обычного и граба восточного занимают почти десятую часть лесов. Известный центр юмора город Габрово своим названием обязан грабу. У болгар граб – «габър», грабовые дубравы – «габраки». Слово «граб» имеет древние праславянские корни и во всех славянских языках произносится похоже.

Граб имеет ценную древесину серовато‑белого цвета, тяжелую, плотную, устойчивую против стирания, которую использовали для изготовления корабельных винтов, деревянных деталей машин, колесных спиц и осей, швейных колодок и гвоздей. В болгарском языке швейный гвоздик – «габр». Из древесины граба изготавливают клавиши для роялей и пианино.

По народному преданию, в дерево граб превратилась невестка, которую невзлюбила злая и старая свекровь. Когда сына не было дома, мать отравила невестку и похоронила в саду. На том месте спустя некоторое время выросло высокое и красивое дерево граб. Злая свекровь рассвирепела еще больше и, как только вернулся сын из дальних стран, велела ему срубить дерево. Рубя граб (грабину), парень понял, что это его жена, и страшным проклятием проклял свою мать. Но с тех пор появилось еще одно дерево на земле.

«В Украине растет три вида граба – обычный, восточный и грабинник. Граб обычный имеет местные названия: граб, карпан, клей. Отдельные деревья доживают до 300–400 лет. Достигает 20–25 м в высоту, в диаметре – 40 см. Граб не имеет значительного промышленного применения» (Е. Шевченко).

 

Груша

 

Груша обычная (груша дикая) – листопадное дерево семейства розовых до 30 м высотой. Часто встречается в песнях и преданиях. Это дерево – опекун девичества. Выходя замуж, девушка прощается с грушей, как с лучшей подругой своих «красных» дней:

 

Грушица, грушица моя,

Грушица зеленая.

Под грушицей светлица стоит,

В светлице девица сидит.

Зацвела грушица в саду,

Зацвела в саду во зеленом.

В светлице девица сидит,

В светлице да под грушицей.

 

(Свадебная песня)

В преданиях красота девственницы сравнивается с грушевым цветом, им украшались девичьи светлицы; свадебное деревце часто было грушевым. У многих народов груша пользовалась особым почетом. Древние германцы наказывали за срубленную грушу, а при рождении ребенка сажали дерево.

Сухая груша имеет совсем другое значение. С древних времен в ней селилась нечистая сила: черти, злыдни и т. п. Хороший хозяин избавлялся от такого дерева, чтобы не было беды в хозяйстве.

Известна еще груша маслинколистая (каменичка) – дерево или куст до 12 м высотой с колючими ветками.

«Дерево живет до 300, а отдельные деревья – до 600 лет. Старые деревья имеют ствол до 1,5 м в диаметре.

Особенно ценится древесина груши для тех работ, где необходимо вырезать мелкие детали с тонкой обработкой. Ее успешно применяют художники‑графики при изготовлении клише для торцевых гравюр» (Е. Шевченко).

В народной медицине используют свежие плоды груши или приготовленную из них наливку.

 

Дуб

 

И дуб обычный, и дуб пушистый, и дуб наскальный – растения семейства буковых. Известно около 45 видов дубов. Наиболее распространен дуб обычный. Дуб – растение долговечное, некоторые деревья переживают тысячелетие. Плиний Старший сравнивал век Вселенной с возрастом дуба.

 

В некоторых преданиях, легендах, заговорах дуб – перводерево мира (прадуб). На дубе, что растет на острове Буяне, родят молодильные яблоки. В сказках и легендах на дубе растут золотые желуди, на ветвях живут русалки, под корнями спрятан сундук с Кощеевой смертью.

Священным дубам поклонялись древние греки, главного своего бога Зевса изображали в венке из дубовых листьев.

Древние славяне считали леса, рощи обиталищем богов, а возле отдельных деревьев (дубов, лип, берез, буков, ясеней) поклонялись божествам, считая эти деревья и места священными. Тут совершали языческие ритуалы с жертвоприношениями и гаданием.

Славяне считали дуб Перуновым деревом, а вепря – дикого кабана – зверем Перуна. Клыки вепрей вправляли в стволы дубов, принося жертву Перуну.

Верили, что определенными действиями со священными деревьями можно привлечь на свою сторону грозные силы природы. А дуб – дерево крепкое, выносливое, многолетнее; даже огненные стрелы Перуна не могут его одолеть. Идолы своих богов, особенно Перуна, да и Велеса, славяне тесали из дуба.

Позже из дуба делали двери и дверные косяки, считая их оберегами от болезней и злых духов. Чтобы не болела спина в жатву, носили при себе желудь или дубовую веточку. По количеству плодов дуба – желудей – угадывали погоду и гада ли на будущий урожай («желудей много – зима холодная будет, на урожай ржи» ). Из желудей в свое время пекли хлеб. Археологи на территории Украины нашли печь, век которой превышает 5000 лет, где сохранились отпечатки желудей в глине. По свидетельству историков, славянские воины приносили жертвы под кроной дуба на острове Святого Григория (о. Хортица).

Наскальный дуб еще называют нелинь – потому, что не линяет, не сбрасывает листья на зиму, сохраняет его на протяжении всей зимы, сбрасывая весной перед новыми листьями.

Дуб – фольклорный образ, олицетворяющий твердый народный дух, он является символом выдержки, стойкости, мужества, нерушимости родовых традиций.

Древесина дуба тяжелая, твердая, крепкая и пружинистая. Повсюду, где нужна была долговечность и крепость, использовали дуб: корабли, гидротехнические, шахтные сооружения, нижние венцы больших деревянных церквей делали из дуба. Древесина дуба не имеет запаха, потому из нее делали бочки под вино, масло, уксус. Дуб хорошо сохраняется в воде благодаря дубильным веществам (которые и обязаны дереву своим названием). На дубовых палях сооружен Исаакиевский собор в Санкт‑Петербурге, на Дону найден челн из дуба в прекрасном состоянии, которому более 4000 лет. Древние римляне для выделки шкур использовали кору дуба. В древности на Руси выражения «дубить» и «класть в дуб» означали вымочить шкуры в дубовой коре.

 

Как шли девушки да по ягодки…

Красная калина! Зелены дубки!

Красная калина – то девушки,

Зелены дубки – то юноши.

 

(Купальская песня)

«…дуб обычный – одна из ценнейших и наилучших древесных пород. В благоприятных условиях он достигает 40–50 м. Растет в высоту 120–200 лет, а в толщину – всю жизнь. Дуб живет до 500, а отдельные деревья до 2000 лет. По крепости и долголетию превосходит все породы.

Наиболее ценная древесина мореного дуба, который пролежал долгое время (сотни лет) в воде

или влажной среде без доступа воздуха. Дубильные вещества, которые есть в древесине, вступают в реакцию с солями железа и как бы цементируют ее, придавая темно‑серый (или серебристо‑черный) цвет. Из мореного дуба изготавливают особо ценные художественные изделия: мебель, скульптуры, декоративные вещи.

С незапамятных времен дуб использовали для строительства жилья, храмов, оборонных сооружений, изготовления транспортных средств, орудий труда, предметов домашнего обихода. В дубовых кадках настаивали спирт и так получали коньяк». (Е. Шевченко).

Из дуба, точнее из образований на дубовых листьях, в древние времена делали чернила. Маленькое насекомое‑вредитель галица откладывает на листке дуба яйца. Дерево реагирует на это, и листок усиленно разрастается в пораженных местах. Болезненное разрастание ткани листка – галы – желто‑розовые шарики размером с вишню называли чернильными орешками. Их использовали для приготовления чернил: дубильные вещества в орешках в соединении с раствором железного купороса давали густой черный цвет (потому и название – «чернила»). В народной медицине используют кору, желуди и галы дуба.

 

Ель

 

Ель европейская (укр . «смерека ») – вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых. Ели у славян выпала судьба олицетворять Мировое Дерево в каждом жилище во время празднования Нового года. Срубленное дерево украшали и ныне украшают игрушечными животными, птицами, печеньем, сладостями, монетами на удачу и благополучие в новом году.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!