Б) Дикие и домашние животные и птицы; рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны 7 страница



Считали, что нельзя прикасаться к яйцам ужа, а тем более разрушать гнезда, иначе он обязательно отомстит: задушит обидчика во сне.

В народе верили, что присутствие ужа защищает человека от гадюк и других ядовитых гадов, потому косари, которые оставались на ночь в поле, старались устроить ночлег в низинах или возле речки, где водятся ужи.

У прибалтийских славян, а также у литовцев и латышей считалось добрым знаком, когда уж (по‑литовски – «жалтис») живет в доме. Верили, что он приносит счастье и благополучие, содействует плодородию земли и рождению детей. Встреча с ужом предрекала свадьбу или рождение ребенка. Убийство ужа считалось злодеянием, ибо он посланец богов.

Литовская пословица:

«Когда Солнце мертвого ужа видит, оно плачет» .

 

Утка

 

Домашняя водоплавающая птица; дикие утки в первую очередь являются объектом охоты. Утки известны в домашнем хозяйстве еще до н. э. в Древнем Египте. У древних греков и у некоторых племен Галлии утка имела эротическое значение. Бог любви Эрос иногда изображался с уткой. У богини Секваны (галльское племя секванер) утка была священной птицей (от имени богини название реки – Сена).

 

У славян утка считалась первоптицей, о чем свидетельствуют мифы, заговоры, колядки. В мифах о создании мира две силы, творившие мир, – Бог и сатана – плавают в космических водах в подобии белой и черной уток.

В свадебных песнях утка и селезень – жених и невеста, что подтверждает эротическую символику утки.

Академик Борис Рыбаков соотносит образ утки с ночным (невидимым для глаза) движением солнца – как это представляли в древности – подземными водами. Таким образом, только утка, которая движется в трех измерениях – по суше, по воде, в воздухе – может проникать в воды подземного моря и возвращаться оттуда. Эта птица считалась символом связи с потусторонним миром.

Изображения утки сохранились с древних времен в бытовых вещах (ковшиках, черпаках), игрушках, свистунах, украшениях (подвесках), изделиях из керамики.

 

Чайка

 

Чайку в народе называют чибис из‑за ее жалостного протяжного громкого крика («чи‑бис»). Чайка это птица – доверчивая к людям, потому она так широко используется в фольклоре и литературе.

 

Согласно легенде о происхождении этой птицы, в древние времена чайка и кукушка были красивыми, но уж очень легкомысленными девушками. Ради смеха они задумали напугать Спасителя. Но им это не удалось, и Господь наказал грешниц, превратил в птиц. Кукушке приказал куковать, судьбу ковать, долю вещать, а чайке вечно причитать‑тосковать.

Позже, в казацкие времена, чайка стала символом тоски, воплощением материнской любви, ласки, печали, страданий о судьбе взрослых детей.

 

Черепаха

 

Долгая жизнь, которую приписывали черепахе, сделала ее символом долголетия, а крепкий панцирь – символом устойчивого порядка, стабильности. В китайской мифологии на спине огромной черепахи Земля покоится; в других вариантах – на четырех черепахах.

В то же время отличие этого животного от других, крепкий панцирь, медлительность способствовали возникновению разных версий о появлении на свет черепахи. Известна легенда о том, что черепахи в древние времена умели летать, как птицы. Но загордились, начали насмехаться над людьми и даже нападать на них. Тогда Господь их наказал, одел их в черепки и сбросил на землю. О справедливо наказанных говорят: «Наказал, как Бог черепаху» .

В народе верили, что черепахам известны свойства всех трав, и они при необходимости пользуются этим. Например, если загородить яйца черепахи колышками, она обязательно принесет разрыв‑траву, при помощи которой разорвет ограду. Смельчаки следили за черепахами, подстерегали их, чтобы отобрать зелье и самому им пользоваться.

«В некоторых регионах Украины верили, что эти существа благоприятствуют продуктивности коров. Потому их держали в ночвах с помоями, которыми потом поили животных. Нередко черепаху подпускали к дойной корове, чтобы та полизала панцирь. Это вроде повысит надои и улучшит жирность молока» (В. Скуративский).

 

Щука

 

У славян знаковая рыба, которая соотносилась с природными явлениями либо, согласно поверьям, воздействовала на природные явления и «порождала» приметы относительно их. В народе считали, что на Алексея теплого рыба‑щука хвостом лед разбивает, извещая бесповоротный приход весны. Первой из рыб щука выходит из глубины накануне Юрьева дня. Эта хищная рыба, по рыбацким рассказам, другими рыбами верховодит. Значимость щуки подтверждает ее участие в фольклоре и сказках.

 

Ястреб

 

Хищная птица с коротким крючковатым клювом и острыми крючками‑когтями. В древности считали, что происходит ястреб (ястриб, коструб ) от кукушки, которая на седьмой год существования превращается в птицу‑хищника. Ястреб был символом хищничества, ненасытности. Самый большой ястреб – ястреб большой (тетеревятник, голубятник) – лесная птица, которая охотится на всех других птиц, в том числе и на больших (фазана, глухаря); на домашнюю птицу; на грызунов, белок, зайцев, кролей. Известны ястреб малый (перепелятник, воробьятник) и ястреб‑тювик (название происходит от крика птицы «тюююви‑тююю‑ви»).

 

С древних времен сохранился обряд задабривания ястреба, отвода его глаз от цыплят. В этом действе его называют то «отец», то «разбойник», предлагают ему десятину цыплят, лишь бы не трогал остальных.

 

Ящерица

 

Как животное, спящее зимой, ящерица стала символом смерти с последующим воскресением. В раннем христианском тексте «Физиолога» о ящерице говорится, что когда она стареет и глаза ее гаснут, она прячется в трещину на стене с восточной стороны. Когда солнце всходит, «…ее глаза открываются, и она опять оживает» . Далее «Физиолог» на этом примере базирует христианский постулат: «В этой мудрости, о человек, когда глаза твоего сердца становятся мутными, ищи, как восход солнца, справедливый суд нашего Господа Иисуса Христа, и он опять откроет глаза твоего сердца». Ящерица – богоугодное животное, оно символизирует повторное рождение, омоложение (умением сбрасывать старую шкуру), стремление к духовному – свету. Потому это животное изображали на подсвечниках и кадилах, оно было воплощением души. Известно поверье, что душа ящерицей может выходить изо рта спящего человека и бродит по свету, пока человек спит. Убить ящерицу – грех.

Народные предания говорят о двух видах ящериц: серая кусает только юношей; зеленая – девушек.

В Древнем Риме ящерицу из‑за ее способности возобновлять потерянный хвост считали спутницей богини здоровья Салус, чеканили на монетах. Хвост и шкуру ящерицы использовали как лечебное средство.

Не обошли своим вниманием это животное и колдуны с ведьмами. Высушенная или растертая ящерица была одним из основных ведовских ингредиентов, ее использовали как в приворотной, так и в черной магии.

Поверья:

Если весной увидишь первую ящерицу, нужно отдавить ей хвост и носить при себе от лихорадки и дурного глаза. Если же на отбитый у ящерицы хвост сразу не наступить ногой, то из него обязательно вырастет гадюка.

 

Раздел Х

Символика растений

 

…Я ж на свете Не знаю ничего нежней березы, За то ее сестрицей называю, Да только слишком уж она грустна: Все никнет, бледная, в своей печали, – Я на нее смотрю – и часто плачу. Ольхи я не люблю – она жестка, Осина – та всегда меня пугает, Она сама боится – все дрожит. Дубы суровы слишком! А терновник Задирист, как боярышник, как роза, А ясень, клен и явор – горделивы. Калина так кичится красотою, Что ей уж безразлично все на свете…

Леся Украинка

 

А) Деревья, кусты

 

Акация. Берёза. Боярышник. Бузина. Бук. Верба. Вишня. Волчьи ягоды. Граб. Груша. Дуб. Ель. Жостер. Калина. Каштан. Кедр. Кипарис. Клён. Клюква. Лещина. Липа. Малина. Можжевельник. Облепиха. Ольха. Орех. Осина. Паслён. Платан. Рябина. Сирень. Сосна. Тёрн. Тис. Тополь. Шелковица. Шиповник. Яблоня. Явор. Ясень

 

Славяне, жившие в лесах, относились к деревьям с особым уважением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предания о Мировом Дереве, которое обнимает корнями землю, а ветками держит небо, подтверждает то, что деревья были обожествляемы.

Деревья имели целебные, животворные свойства, особенно те, которых коснулся своей молнией небесный владыка. Старые, могучие, с двойными стволами деревья в народном представлении имеют особую целебную силу. Ветки или палицы с некоторых деревьев (вербы, ясеня, бузины) считались действенным средством против злых духов. Из дерева славяне вырезали идолов своих богов, в рощах устраивали священные капища, где совершали обряды жертвоприношения. Особо почитаемы были дуб, бук, липа, береза, верба, ибо считали, что эти деревья любят боги и живут на них.

Поклонение деревьям было у всех славянских племен и сохранилось в обычаях и обрядах. От поклонения деревьям идет обычай развешивать на них венки и рушники, украшать ветками деревьев усадьбу. Священными считались рощи и дубравы, где, по представлению древних славян, жили души умерших родичей, которые перевоплощались в деревья, травы, зверей, птиц.

Прибалтийские славяне считали, что духи мужчин после смерти поселяются в дубах, буках, ясенях, а духи женщин – в липах, березах, елях. Когда рождался человек, ему посвящали дерево и считали, если дерево срубить – человек умрет. Дуб и липа – частые персонажи фольклора.

Распространена у славян в более поздние времена персонификация деревьев в сказках, песнях, обрядах. Дерево, трава, камень, огонь, вода – это были для праславянина живые существа, с которыми он разговаривал на своеобразном языке природы, ибо знал этот язык и ощущал особенную, теперь непостижимую связь с природой. Культ поклонения деревьям в своей основе имеет сельскохозяйственное значение.

Издавна мудрые правители, ученые беспокоились о природных богатствах. Ярослав Мудрый почти тысячу лет тому назад издал указ о суровом наказании за вырубку и поджог лесов. Петр І запретил уничтожать лес под пашню на берегах рек; вырубку ценных пород деревьев: дуба, вяза, ясеня; использование на дрова леса, пригодного для строительства. О правильном использовании ценных пород деревьев писал в своих работах М. В. Ломоносов. В конце ХVІІІ в. в Российской империи был составлен проект Устава о лесах, который делил страну на три полосы и для каждой из них определял свои хозяйственные мероприятия.

С каждым годом лесов становится все меньше. За исторический период площадь всех лесов в мире уменьшилась почти на 70 процентов. Сегодня леса нуждаются в защите и каждое дерево достойно поклонения, как и в глубокой древности.

 

Акация

 

Дерево либо куст с белыми или желтыми цветами, стойкие к засухе. На славянских землях растет несколько видов. В народном представлении – символ дружбы, приятельских отношений.

Белая акация (робиния обычная ) – медоносное, декоративное, фитомелиоративное, кормовое растение семейства бобовых; листопадное дерево до 35 м в высоту. В народной медицине используют цветы и кору дерева.

«Белая акация – разновидность акации – дерево с белым соцветием; используется в народной медицине; мед из нее светлый, приятный на вкус, имеет целебные свойства; желтая акация – разновидность акации – куст с желтым соцветием; народная примета – «когда сильно пахнут цветы желтой акации, а вокруг них густо вьются насекомые – к дождю и непогоде» (Виталий Жайворонок).

 

Берёза

 

 

В чистом поле стояла береза,

А возле березы зеленый дубочек.

Дубочек к березе

Верхушкой приклонился,

Казак своей матушке

Низко поклонился.

 

(Народная песня)

Береза белая (пушистая) – дерево или большой куст; береза бородавчатая (повисшая) – дерево до 20 м высотой; береза днепровская – дерево до 20 м высотой; береза низкая – куст до 2,5 м высотой – растения семейства березовых.

 

Лесное дерево, с белой корой, с тоненькими ветками и сердцевидными листьями; одной из первых береза одевается весной в зеленую листву, потому месяц, начинавший год у славян, назывался березозоль (ныне у украинцев первый месяц весны – «березень»).

«Воспетая поэтами и художниками, береза – единственное в наших лесах белокорое дерево. Ее кора содержит особенное белое вещество – бетулин, благодаря которому она имеет эту неповторимую красоту. Но кроме красоты матушка‑природа наградила березу еще и ценными целебными свойствами. В глубокой древности человек научился использовать с лечебной целью березовые почки, молодые веточки, листья, сладкий сок, производить деготь, березовый уголь. Березовый гриб – чага – издавна применялся при желудочно‑кишечных заболеваниях, а в последнее время – при лечении злокачественных опухолей. Целебными свойствами особенно прославлены два вида березы: пушистая и бородавчатая, или поникшая» (Василий Шевчук).

В восточнославянской мифологии береза – священное дерево. Ее считали женским символом, поклонялись ей во время весеннего праздника Семик, когда в поселение приносили срезанное дерево зазеленевшей березы и девушки надевали на головы зеленые венки. Таким образом девушку приравнивали к Мировому Дереву. Береза как ритуальный символ известна также в германской, балтийской, азиатской мифологиях. О березе, как о Мировом Дереве, есть в заговорах: «На море, на океане, на острове Буяне стоит белая береза, книзу ветками, кверху корнями».

 

На березовой коре (бересте) исполнены первые славянские письмена (берестяные грамоты), дошедшие до наших дней. На бересте острыми костяными палочками писали пастухи послания лешим и цепляли их в лесу. Из бересты делали посуду, кошелки, кошельки, легкую обувь. Березовыми скалками освещали помещения, они горят ярко и без копоти.

Белая береза издавна была символом девичьей чистоты. В христианской легенде, когда Иуда решил повеситься, он пошел к березе, она испугалась, побелела, но не приняла предателя. Своей дрожью, поникшими ветвями береза символизирует грусть и печаль.

Глава колядников называется «береза». В румынском языке «бреза» – замаскированный, у болгар «брезая» – маска. В древности, вероятно, был у славян культ особенного духа Березы.

Береза – дерево благословенное. Она спрятала от нечистой силы Богоматерь с маленьким Христом и за это получила благословение Господа. С тех пор это дерево сажают возле дома, чтобы уберечь себя и семью от лукавого.

Березовым прутом выгоняют из маленьких детей всякие болезни и немощи. Обращаясь к березе с просьбой исцелить, скручивали над больным человеком ветки и угрожали, что будут держать до тех пор, пока болезнь не отступит. Считали, что такими действиями можно уничтожить болезнь. Настой листьев березы применялся при лечении некоторых болезней, в нем парили ноги, чтобы снять усталость. Целебные действия приписывали березовому венику в бане. Из свежих листьев березы в глубоких бочках делали «сухие ванны» при водянке ревматизме, подагре, параличе.

«Береза растет высотой до 20 м, живет до 70, а отдельные деревья – до 100 лет. Древесину березы из‑за особого «бархатного» блеска широко использовали при производстве мебели, на разных промышленных производствах, токарном деле, для изготовления бондарной посуды, детских игрушек, шпона, колесных матиц, спиц, коробов возов, обода, обувных колодок, художественных изделий, ложек, лож охотничьих ружей.

Березовые капы имеют покрученную текстуру и особо ценятся при изготовлении шкатулок и других изделий, которые, учитывая красоту древесины, не нуждаются в других украшениях. Еще в древние времена мастера изготавливали из капов посуду, ложки, ручки для ножей, ковши и много чего другого.

Из древесины березы получают лучший активированный уголь, который применяется в медицине и ветеринарии» (Евгений Шевченко).

 

Боярышник

 

Боярышник, глид, глиг, глод, лога, малай – деревцо или куст семейства розовых с белыми цветами в соцветьях и кроваво‑красными кисловато‑сладкими съедобными ягодами. Известно более десяти видов боярышника: боярышник колючий (обычный/, боярышник кроваво‑красный, боярышник кривочашечный, боярышник крымский, боярышник обманчивый, боярышник одноматочный, боярышник черноплодный, боярышник восточный, боярышник украинский, боярышник шарлаховый.

 

Боярышник благодаря иглам служит живоплотом (оградой), для чего его специально выращивали. Цветы, листья и плоды используют в народной медицине. Древние травники свидетельствуют, что отвар (чай) из плодов боярышника освежает ум, вселяет уверенность, бодрость духа, а отвар из цветов – укрепляет любовь. Эти отвары готовили на Андрея (Калиту), Новый год, Рождество. Напитки из боярышника использовали знахари, ведьмы, ворожеи.

Из боярышника изготавливали амулеты (фигурки животных, птиц, крестики), которым приписывали охранную силу от нечисти. Согласно народным поверьям, если в гроб положить амулет из боярышника – покойник не станет упырем; палицей из боярышника можно прогнать черта, а ножом из древесины боярышника – убить упыря.

 

Бузина

 

«Бузина. Куст или дерево из семейства жимолостных с черными или красными ягодами, а также ягоды этого растения» (В. Жайворонок).

Известны: бузина травянистая (вонючая), бузина красная (калинка), бузина черная.

 

В народе считали это растение нечистым, потому что его насадил сам черт («бузничий») и теперь все время сидит под ним. Бузину не следует ни рубить, ни выкапывать, а на том месте, где есть старый корч бузины, нельзя ничего строить. Согласно поверьям, можно выкорчевывать бузину только железом (топором, сапой, ножом), смазанным освященным салом.

Бузина проклята Богом потому, что на ней повесился Иуда‑отступник. Христианская легенда рассказывает, что на бузине раньше не было ягод, а начали они родить после того, как на ней палачи повесили святую великомученицу Варвару, причем скребли ее тело железными скребками. Эта легенда возникла под влиянием жизни святой Варвары и внешнего вида ягодных гроздей бузины, напоминающих скребки с каплями крови.

Из бузины делали свирели. Бузину использовали в народной медицине: отвар из цветов бузины – эффективное средство при кашле, легочных недугах, туберкулезе. Иногда ветки бузины держали в хате, как оберег от нечистой силы. Ведьмы брали ягоды этого растения для своих чар.

 

Бук

 

«Лиственное дерево с гладкой серой корой и крепкой древесиной (говорят: «Возле бука большая мука»); символизирует стойкость, прочность, величие («Из‑за буков и леса не видно»); в значении «посох, палица, кий» фигурирует в народных присказках как символ твердости и как орудие наказания; по народным приметам – «если бучина намокнет, зима замерзнет», “если из бучины сыплются окрушины, мягкая зима будет”» (В. Жайворонок).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!