А) Мифические животные и птицы



 

Алконост. Аспид. Белый конь. Василиск. Веретеница. Виз. Гамаюн. Гидра. Горгония. Грифон. Грумантский пес. Дракон. Ендроп. Зинский щенок. Змей. Индрик‑зверь. Каган. Китоврас. Кит‑рыба. Крак. Ламя. Мелюзина. Мраволев. Нагай. Неясыть. Онокротал. Песиголовцы. Полкан. Полоз. Саламандра. Самоглот. Сарана. Сирены. Сирин. Скилла. Стерляжий царь. Стратим. Сфинкс. Таранд. Фараонки. Феникс. Хала. Химера. Ярчук. Ящер

 

Алконост

 

В русских и византийских апокрифах, легендах, преданиях фантастическая райская птица кручины и печали; частый персонаж русских духовных стихов, где упоминается вместе с птицей Сирином. На лубках Алконост изображался с крыльями и руками, с лицом женщины, с короной на голове.

 

Образ взят из греческих мифов об Алкионе, дочери Эола, которая с горя кинулась в море, но боги превратили ее в птицу зимородка (зимородок – «алкион»). Легенда эта, как и другие древнегреческие предания, стала широко известна в разных краях, дошла до Руси («Алкион есть птах»). Со временем «Алкион» стал загадочным «Алконостом».

Алконост высиживает яйца на берегу моря семь дней и еще неделю кормит птенцов – на это время море спокойное; по другой версии, во время шторма птица опускает яйца в бездну и тем успокаивает море. Кто услышит пение этой сказочной птицы – забывает обо всем на свете.

«Алконост вблизи рая пребывает, иногда и на Евфрате‑реке бывает. Когда в пении глас выпускает, тогда и сам себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда разум от него отходит и душа из тела выходит. Эти песни святых утешают и будущую им радость вещают» (Подпись под русской лубочной картинкой, ХVІІІ в.).

 

Аспид

 

Согласно поверьям древних славян, это крылатая змея, которая имеет два хобота и птичий нос. В какие края она повадится летать, те места разоряет.

«Змей крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в какой земле учинится, той земле пустошь учинит» («Азбуковник», ХVІІ в.).

Живет аспид (гаспид ) в суровых северных горах и на землю никогда не садится, лишь на камень. Аспида невозможно убить, можно только сжечь. «Заговорить и свести со свету змея‑разрушителя можно лишь «трубным гласом», от коего горы содрогаются. Тогда ошеломленного аспида колдун или знахарь хватал распеченными клещами и удерживал, пока змей не погибал» (М. Забылин).

Это существо напоминает Змея Горыныча из русских сказок, а также василиска – чудовище в виде змея, которое убивает своим взглядом, и ехидну – деву змееголовую, которая, согласно древним преданиям, родила от Геракла родоначальников скифских племен – Артоксая, Липоксая и Колаксая.

 

Белый конь

 

В некоторых местностях, на старых кладбищах, которые находятся возле болот, поздно вечером можно услышать дивное пение и свист. Из трясины выбегает на могилы небольшой белый конь, оббегает кладбище и, как бы в поисках чего‑то, начинает рыть землю копытом. Почему это существо появляется на кладбище, что оно там ищет – не знает никто, но существует довольно интересная легенда об этом явлении. Рассказывают, что на этом месте когда‑то была жестокая сеча. На смерть дрались князья славянские с лихими врагами и начали падать духом и телом. Один погиб, другой… Но неожиданно на помощь славянам пришли какие‑то дивные воины на белых конях, начали бить басурманов и всех уничтожили. Погиб один из воинов дивных, по хоронили его вместе со славянскими князьями, погибшими в битве, рядом верного коня положили.

 

С тех пор белый конь со своим невидимым всадником ищет свой отряд. Князья же по привычке своей гуляют да песни поют, пугая люд крещеный.

 

Василиск

 

Василиск (греч . «базилевс» – «царь») – символическое фантастическое змееподобное создание, которое якобы является царем всех гадов.

По описанию римского автора І в. Плиния Старшего, это чудовище могло убивать не только ядом, но и взглядом, а еще смрадным дыханием, от которого сохла трава и раскалывались скалы.

 

В древних книгах о животных василиск показан как увенчанная короной гадина, которую чтят подчиненные ей гадюки. Позже это фантастическое животное изображается с хвостом дракона, лебедиными крыльями, петушиной головой с гребнем, петушиными лапами. Родиться василиск мог только из яйца, снесенного семилетним петухом. А высидеть его из этого яйца должна жаба. Высмотреть такое яйцо не тяжело, оно абсолютно круглое и покрыто жесткой шкурой. Василиск символизировал смертные грехи, прелюбодеяние и похоть. Победить эту гадину можно лишь при помощи зеркала, когда «ядовитый взгляд» василиска направляется на него самого. Христос вместе со львом и драконом побеждает его.

Рассказы о василисках перешли к славянам из апокрифичных византийских книг. Они были «обработаны» в народе.

Так, появилось поверье, что петухи один раз в сто лет несут яйцо, которое называется «спорышок». Если девушка выносит его шесть недель под мышкой, то из него вылупится василиск.

Василиск становится оборотнем или же соединяется со злым человеком, с колдуном. Василиски имеют тело драконье и петушиную голову; от их взгляда люди умирают на месте.

Если василиск соединяется с человеком, то живет в человеке незримо, но выполняет все приказания выносившей его девушки: приносит ей золото, припасы всякие, может даже отомстить за нее тем, кто ее обидел.

Есть реальное существо василиск – один из видов ящерицы игуаны, о котором упоминают зоологические справочники.

 

Веретеница

 

Мифическая гадюка, напоминающая веретено, соединение змеи с веретеном. Упоминается в заговорах как царица змей. Вроде эта мифическая гадюка может плести нить человеческой жизни.

Название веретеница (веретейка ), возможно, потому, что змея вьется и «вертится», заползая в землю или выползая из земли, напоминая веретено.

Еще называли мифическую гадюку медянкой – сама она блестит, как серебряная, а голова золотая (медного цвета).

Веретеница вроде слепая, что спасает людей от ее ярости. Лишь на Ивана Купала она зрячая, тогда каждого, кто захочет сорвать цветок папоротника или отыскать клад, пробивает насквозь, как стрела, – эта змея охраняет сокровища.

Считали, что веретеницу можно убить осиновой палицей, но якобы она еще и мертвая будет перекручиваться до захода солнца.

 

Виз

 

Упоминается в колядках как великое божество, рыба, создавшая мир. В народных представлениях рыба Виз была одним из двенадцати рождественских яств, и без нее нельзя было начинать вечерю на Рождество. Рыба Виз была оберегом традиций предков.

Скудные свидетельства о рыбе Виз не дают возможности точно определить ее функции и значение.

 

Гамаюн

 

Фантастическая райская птица, персонаж апокрифов и духовных стихов. Выступает «вещей птицей». Живет в морских просторах, летает в поднебесье. Представляли эту птицу с женским лицом и станом до пояса, изображали вылетающей из морской волны. Считали, что своим криком птица гамаюн вещает счастье.

 

Гидра

 

Гидра – водяная змея с семью головами; воплощение злого начала, страшного греха. Заимствован этот образ из легенды о герое Геракле. Геракл дрался с Лернейской гидрой, у которой было восемь смертных голов и одна бессмертная, отсекал ей головы, но на месте каждой отсеченной вырастало две новых. Лишь когда племянник Геракла Иолай начал огнем припекать каждый срез, гидра погибла.

 

«Физиолог» приводит легенду о вечной вражде гидры и крокодила, которая попала почти во все европейские бестиарии ХІІ–ХІІІ вв. Гидра в этой легенде – воплощение праведной жизни, праведника, который показывает дорогу к свету; крокодил – символ смерти и ада. Когда крокодил спит на берегу с открытой пастью, гидра мгновенно проникает в нее, разрывает внутренности крокодила и выходит невредимой наружу. Битва этих существ изображалась художниками средних веков.

 

Горгония

 

Горгония, девица Горгония – в славянских книжных легендах девица, у которой вместо волос на голове гадюки. Происходит от античной горгоны Медузы.

 

Упоминается Горгония в «Александриаде» – древнерусской повести об индийском походе Александра Македонского: «…в Индии живет «девица Горгония»: имеет лик, и перси, и руки человеческие, а ноги и хвост имеет как у коня; на голове же вместо волос гадюки».  Славянские легенды изображают Горгонию знающей и понимающей язык всех живых существ. Взгляд ее несет смерть. Кто овладеет головой Горгоны, тот станет непобедимым. В легендах эта голова досталась Александру Македонскому от волхва, который хитростью обезглавил Горгонию – потому Македонский и сумел покорить все народы.

Об античных горгонах, которых было три сестры – Стено, Эвриала и Медуза, – пишет (около 700 г. до н. э.) древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов»): «Вместо волос у горгон – шевелятся гадины, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья с блестящим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень».

В древнегреческом мифе рассказывается, что в незапамятные времена жили три прекрасные морские девы, сестры Стено, Эвриала и Медуза. В Медузу влюбился морской владыка Посейдон. Разгневалась на то богиня Афина и жестоко наказала сестер, превратила их в крылатых чудовищ. Жестокие кровожадные чудовища поселились на отдаленном острове и уничтожали всякого, кто к ним приближался. Победил горгону Медузу сын Зевса Персей, который с помощью крылатых сандалий достиг острова, отрубил голову горгоне, смотрясь в зеркальный щит, и убежал от ее сестер в шеломе‑невидимке (все эти вещи – подарок богов). Из шеи побежденной горгоны Медузы появился белый летучий конь Пегас и Золотой лук (Хрисаор). Афина же прикрепила голову Медузы на свой щит.

Иконография головы Горгонии – характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов – «змеевиков».

 

Грифон

 

Об этой дивной птице рассказывают Геродот, Плиний и другие древние греки. Но никто из них не видел грифона, детальное описание дают они со слов скифов.

Якобы вид у грифона орлиный (голова, крылья и когти), а туловище и задняя часть львиные. «Грифоны имели тело льва, голову орла, длинные уши и когти орла, что должно объединять ум и силу» (А. Г. Беклер). Считался владыкой земли (львиное тело) и воздуха (голова и размах крыльев орла). Птица больше льва в восемь раз, сильнее сотни орлов. Может поднять всадника с конем или двух волов с плугом. Из когтей грифона делают чаши для вина, из ребер – луки.

 

У греков грифон символизировал твердость, выступал верховным зверем Аполлона и охранял золото гипербореев от одноглазых великанов аримпасов на далеком севере. Он был воплощением богини мести Немезиды и вращал колесо судьбы.

Легенда о грифоне позаимствована греками у скифов в VІІ–ІІІ вв. до н. э. во время их тесных торговых отношений. Скифы в поисках золота часто бывали в пустыне Гоби. Там они встречали останки неизвестных им зверей: ребра, когти, черепа. Такие останки напоминали огромную птицу. Ученые подтверждают, что в пустыне Гоби много окаменелых останков еще с эпохи динозавров. Голова динозавра протоцератопса, например, напоминает птичью, нос похож на клюв огромного попугая, лопатки – на крылья. После лицезрения таких останков у древних могла родиться легенда об огромной птице, которая собирала в свое гне здо золото и наказывала каждого, кто приближался к гнезду.

В христианской символике грифон выступал монстром, сатаной, который ловит души. Но со временем то, что орел и лев – существа, из которых «слеплен» мифический грифон – символизируют солнце, закрепило его позитивное значение. Грифона назвали победителем дьявольских демонов василисков и змеев. Вознесение Христа символично связали с грифоном; его начали изображать на тканях и золотых изделиях.

 

Грумантский пес

 

Это загадочное животное особенно уважали и чтили славяне, которые поселились на острове Грумати (Шпицберген). Чтобы задобрить грумантского пса, они в полнолуние ежемесячно бросали первого убитого оленя на утес, называемый Болван‑без‑шапки.

 

Вообще, грумантский пес имеет очень понятные человеческие слабости: любит алкогольные напитки, особенно водку, ром и т. п. Потому корабли с таким грузом, путь которых лежал через Грумант, не всегда добирались до места предназначения целыми и неповреждёнными.

Охотники, желающие получить его поддержку и помощь, должны были в полночь пойти в одну из пещер Болвана‑без‑шапки, очертить вокруг себя круг ножом (но оставить нож за кругом) и трижды позвать хозяина. На этот зов появлялся огромный косматый пес с красными свирепыми глазами и, если охотник ублажит его – пес становится верным помощником, если же нет – охотник будет возвращаться домой ни с чем.

Этот необычный мифологический образ славяне, перешедшие на Шпицберген, переняли у местных жителей, он слился с преданиями о вол‑кодлаках и получился такой симбиоз.

 

Дракон

 

В традициях всех народов в образе этого чудовища соединились хтонические признаки – змея, принадлежащего к нижнему миру, земле; и признаки верхнего мира – крылья птиц, обитателей небесных.

 

В Азии драконы в большинстве считались добрыми и благотворительными, для вьетнамцев, например, служили символом морального совершенства.

Особенно разнообразны и многочисленны китайские драконы, они занимают центральное место в китайской мифологии. Китайцы считали драконов мудрыми, милостивыми к людям, достойно их почитали. Среди многих титулов императора был титул «живой дракон», императорский трон назывался «престолом дракона», на гербе державы изображен дракон.

Драконов в Китае существовало очень много – от огромных до совсем крохотных, с мизинец. Драконы классифицировались по количеству когтей, по цвету, например: желтые – хуан , зеленые – цин , красные – чжу , белые – бай , черные – сюань . Драконы в чешуе назывались дзяо , рогатые – цю , безрогие – чи . На высшей ступени иерархии стояли летучие драконы; им подчинялись духи‑драконы; потом – земные (они когда‑то умели летать, но по разным причинам утратили такое свойство); на низшей ступени – подземные драконы, оберегающие сокровища.

В китайских древних рукописях (словарь «Шо‑вень», І в. н. э.): «10 тысяч существ, пернатых, укрытых шерстью, чешуйчатых и панцирных, возникли от драконов… Дракон – длинное чешуйчатое существо. Может спрятаться, может появиться, может стать тонким, может стать огромным… В день весеннего равноденствия летит в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну. Дракон уходит в зимнюю спячку. Если дракон зимой не заснет, холод убьет его. У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза кролика, уши быка, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра. Дракон может руководить облаками и дождями. Он вдыхает воздух и выдыхает тучу».

Для европейских народов дракон – традиционно носитель злого, иногда сатанинского начала, злой, жадный, кровожадный.

У славян к драконам можно отнести сказочных персонажей Змея Горыныча и Чудо‑юдо, фольклорных персонажей Огненного змея и Халу. В русской иконописной традиции святой Георгий, который убивает змея (воплощение победы христианства над силами дьявола), чаще пронизывает копьем именно дракона – с крыльями и лапами.

 

Ендроп

 

«Ендроп есть в море воевода, ходит по дну и имеет конскую голову и хвост, а спина, как у рыбы. Ходит Ендроп дважды в год к царю рыб, который всегда лежит на одном месте, и, когда идет Ендроп, все рыбы, малые и большие, кланяются ему и не насмеливаются играть друг с другом» («Азбуковник», ХVI в.)

 

Зинский щенок

 

Рождаются зинские щенки, то есть женские щенки, от женщин за их грехи. Эти существа от самого рождения очень ядовиты, и потому Господь отобрал у них зрение, ибо если бы они глаза имели – то людей бы ели. Человек, которого укусил слепец, должен обязательно умереть, потому что противоядия нет, чем, между прочим, и пользовались ведьмы, готовя свое зелье.

С древних времен существует довольно интересная легенда о зинских щенках. Однажды встретило это существо Господа и стало выпрашивать себе такие глаза, как у вола. Бог ответил: «Нарой столько куч, сколько звезд на небе, тогда дам». С той поры зинские щенки пытаются нарыть как можно больше куч, чтобы получить глаза. По всем признакам, зинский щенок – крот.

 

Змей

 

Змей, летучий змей, змий хорошо известный древним славянам и другим народам мифологический образ. В преданиях рассказывается о больших змеях, которые исчезли с лица земли очень давно. Вопреки распространенным предрассудкам о глупости змеев, они не были ни неразумными, ни беспечными. Эти существа имели острый ум и необычное коварство. Есть легенда о том, что когда‑то один из таких змиев поселился около Киева и начал уничтожать все живое вокруг. Он требовал, чтобы самых красивых девушек отдавали ему на поживу. Когда пришла очередь княжьей дочери, нашелся богатырь, который победил змия, запряг его в плуг и пропахал глубокую борозду вокруг города. Борозду назвали Змиевыми валами, а имя богатыря Микулы Селяниновича дошло до наших времен в сказках и былинах.

Довольно часто упоминаются шести– и двенадцатиглавые змии, их называли еще драконами или Змеями Горынычами. Считалось, что они самые коварные и свирепые из всех своих сородичей. Именно такие змии всегда глотают кусочек солнца или луны (фазы луны). Селились эти страши лища преимущественно возле больших озер или водоемов, уничтожая все население на многие версты вокруг. Собственно, такого змия и убил святой Юрий.

Древняя легенда повествует о том, что на месте, где находится город Казань, жил свирепый двуглавый змей. Одна голова ела людей, другая – зверей. Он был царем змеиного рода, много у него было подданных. Одному хану пришлась по вкусу удобная и красивая местность. И только когда собрал хан всех колдунов и знахарей, смогли они прогнать змея.

В летучего змея, по народным преданиям, превращается гадюка, которую семь лет люди не видели и которая семь лет звона церковного не слышала.

В сказках и легендах змеи очень охочи до женщин, особенно до тех, мужья которых находятся далеко от дома, или до вдов. Когда змеи живут с женщинами, они приносят им разные драгоценности, деньги, но женщины начинают сохнуть и стареть.

Когда язычество слилось с христианством, змей стал воплощением всех самых худших, демонических начал.

Змей подтолкнул Еву к грехопадению, и потому многие святые мужского пола (Дмитрий, Федор, Юрий и др.) изображены во время мести врагу человечества. К тому же змей, согласно древним преданиям, это один из ликов сатаны, которым он пользуется довольно часто, наводя ужас на весь крещеный люд.

 

Индрик‑зверь

 

 

У нас Индрик‑зверь всем зверям зверь,

И он ходит, зверь, по подземелью,

Он проходит все горы белокаменные,

Прочищает источники и ручьи,

Когда этот зверь разгуляется,

Вселенную всю колыхает,

Все звери ему, зверю, поклоняются,

Никому от него обид нет.

 

(Голубиная книга)

Индрик‑зверь в русских «Азбуковниках» ХVI – ХVІІ вв. изображается как страшный и непобедимый зверь, похожий на змея, вся сила его в роге:

«Индрик‑зверь рог имеет на голове большой и крепкий, страшный и непобедимый; без рога же не бывает сильным». В ХVIII в. много русских знатных родов взяли изображение этого зверя на свои гербы (к примеру, начальник оружейной канцелярии граф П. И. Шувалов).

 

Рогу Индрик‑зверя приписывали целебные свойства. По преданиям, Индрик‑зверь – всем зверям царь, праотец зверья. Это мифическое животное живет под землей и своим рогом прочищает каналы подземным водам, чтобы дать жизнь всему живому на земле. Когда же огромный Индрик‑зверь сердился, он учинял движением своего тела землетрясения. В засуху его просили подать воду в колодцы, напоить зелье и деревья, сберечь урожай.

Индрик‑зверь (Инрог, Индрог, Индра ) владеет тайным свойством безошибочно отличать врагов. Некоторые исследователи считают, что Индрик пришел в народное сознание с Севера, где в вечной мерзлоте покоятся нетронутые туши мамонтов. Индрик‑зверь похож на европейского Едино рога.

Единорогу в античной и средневековой традициях отводили важное место. Его изображали в подобии белого парнокопытного оленя с конской гривой и винтовым закрученным рогом посреди лба. Греческий историк Ктесий Рнидский (400 г. до н. э.) выводит происхождение носорога от мифического единорога. Единорог был воплощением чистоты и силы. Поймать его можно было только при помощи девственницы, к подолу которой он доверительно склоняет голову. Особые свойства приписывают рогу единорога: «До того как звери приходят к водопою, выползают гадины и сплевывают свой яд в воду. Звери, которые знают, что в воде есть яд, не осмеливаются пить ее и ждут, когда придет единорог. Он приходит, погружает в озеро рог и очерчивает рогом крест, разрушающий действие яда. После того как единорог напился сам, могут пить воду и другие животные» («Физиолог»).

 

Каган

 

Вещая птица, известна по преданиям и апокрифам. Живет под небесами, показывается редко, поймать его невозможно. Кто его увидит, тот будет счастлив и удачлив. Кто увидел эту птицу, должен молчать, никому о том не рассказывать, ибо потеряет свое счастье.

 

Китоврас

 

«Сказание о Соломоне и Китоврасе» (в переводе с греческого) было известно на Руси с ХІV в. В «Палее» – памятнике древнерусской литературы, где собраны апокрифы, – Китоврас выступает существом двойственной природы: «…днем он царствует над людьми (в царстве Лукорье), ночью же превращается в зверя Китовраса и царствует над зверьем». Царь Соломон, славившийся величием и мудростью, услышав о дивном Китоврасе, пожелал его видеть. Бояре хитростью напоили Китовраса и в цепях привели к Соломону. Есть несколько версий продолжения этого апокрифа, где соревнуются Соломон и Китоврас в силе и мудрости. Китоврас побеждает Соломона, сманивает его жену, забрасывает царя на край света. Но потом Соломон собирает большое войско, царство Китовраса «выжигает огнем», а его самого отправляет на виселицу. Иногда Китоврас выступает братом Соломона. Этот апокрифичный рассказ был довольно популярен на Руси. В «Палее» Китоврас изображен как кентавр с крыльями. Есть изображение Китовраса‑кентавра на Васильевских вратах Софийского собора в Новгороде, на барельефах Дмитровского собора.

Китоврас из разряда заимствованных греческих фантастических персонажей. В мифах и преданиях Древней Греции часто встречаются кентавры – полулюди‑полукони, которые отличаются буйным нравом, несдержанностью и пристрастием к крепким напиткам. Греки называли их «диким племенем». В рассказе греческого поэта Пиндара (518–446 гг. до н. э.) царь племени лапифов Иксион с позволения Зевса попал на Олимп, напился там не в меру нектара и познал в объятьях подобие богини Геры – Геру‑облако, вылепленное Зевсом. От той связи появились кентавры. Они мирно сосуществовали с лапифами в Фессалии, пока опять же не напились на званой свадьбе царя лапифов Пирифония с красавицей Гипподамией. О битве кентавров с лапифами рассказал Овидий в поэме «Метаморфозы» (І в. до н. э.). А мудрость Китовраса можно сравнить с мудростью кентавра Хирона, мифы о котором записал Аполлодор (ІІ в. до н. э.). Хирон учил сына бога Аполлона Асклепия, который стал богом врачевания, сына царя Иолка Ясона, который вместе с аргонавтами добыл золотое руно, юного Геракла, а по доброте душевной отказался от подарка олимпийских богов – бессмертия – в пользу Прометея.

Известный кентавр русских сказок – Полкан (полуконь).

 

Кит‑рыба

 

В славянских апокрифичных преданиях праматерь всех рыб. Держит на себе землю. Когда появилась земля, в основу ее лег Кит‑рыба. Как он повернется – земля колыхнется, а как поплывет Кит‑рыба – конец белому свету настанет. Каждые семь лет Кит‑рыба то опускается, то поднимается, потому бывают годы мокрые и сухие.

 

У славян, как и у большинства народов, в древности существовали поверья и предания о том, что земля держится на спинах огромных животных (китов, слонов).

 

Крак

 

В древности мореплаватели, купцы и путешественники записали много рассказов о чудных огромных морских обитателях: осьминогах, крабах, змеях, раках и пр.

«Крак есть рак величины непонятной, который живет в Северном море… Узнают о его пребывании – когда море мелеет: когда известное место глубиною до ста сажень при измерении грузилом показывает тридцать сажень, считают, что на дне Крак находится. И если мелеет время от времени, то Крак поднимается вверх. Тогда спешат отъехать на глубину и видят, как показывается из воды верхняя часть этого животного, ибо всего его никто не видел. Его спина, вероятно, имеет где‑то полторы английской мили в ширину. Сначала появляется он в виде многих маленьких островов, вроде лесом поросших, поднимая рога величиною со среднюю корабельную щеглу; эти острова не что иное, как неровность его спины, и можно видеть, как плавает и подпрыгивает между ними рыба. Когда чудовище это опять на дно опускается, создает такой водоворот, который в состоянии все затянуть на дно морское» (Василий Левшин «Словарь ручной натуральной истории». В. Левшин перевел словарь француза Леклерка де Молино «…с дополнениями из лучших авторов и вещей, нужных для России » и издал в Москве в 1788 г.).

 

Ламя

 

У южных славян (болгар) – чудовище с телом змеи и собачьей головой. Темной тучей сходит на поля и сады, пожирает плоды земледельческого труда. Живет ламя в лесах, оврагах, на руинах; может прилетать ночью к мужчинам под личиной прекрасной девицы, и тогда те сохнут и умирают. Образ происходит от греческой Ламии, детей которой умертвила Гера, а саму ее лишила сна. Ламия превратилась в кровавое чудовище, жила в пещере, похищала чужих детей и пожирала их. Зевс, любовницей которого была Ламия (за что и пострадала от Геры), подарил ей возможность вынимать глаза, чтобы уснуть. Тогда она становилась беспомощной. Греки считали, что есть ночные привидения, страшные духи, пьющие кровь у юношей, и называли их ламиями.

Южные славяне заимствовали у греков это чудовище. Когда на землю падал густой туман, приносящий вред урожаям, говорили, что ламя требует жертву. Поселили славяне ламя возле воды и считали, что в местах ее обитания зарыт клад.

 

В балтийской мифологии есть похожий персонаж – лаума – божество земли, рожениц и плодородия; позже – дух, который летает по небу, разносит дожди и град; в некоторых пояснениях – ведьма, вызывающая ночные кошмары, за путывающая пряжу. Возможно, лаума – жена громовержца Перкунаса, которую он наказал и прогнал на землю. Литовцы называют ее «громовая стрела»; радугу‑веселку называют «поясом лаумы». Латыши считают, что лаума связана с растительностью, земледелием, что она может наказать туманами и дождями людей за враждебные действия. Вообще же, по поверьям латышей, лаума в хороших отношениях с людьми, доброжелательна и добродетельна.

 

Мелюзина

 

Персонаж, который славяне позаимствовали из византийских апокрифов, немецких рассказов про Мелюзину – фею‑волшебницу (полуженщину‑полузмею).

 

В европейской средневековой мифологии и литературе Мелюзина, или Мелизанда , – фея. В легенде Мелюзина заточила в скале своего отца, короля Албании Элипаса. В наказание за этот грех она каждую субботу волей богов становилась змеей. Раймондин – юноша знатного рода – взял ее в жены. Мелюзина осчастливила парня, помогла добыть богатство, королевство, но запретила видеться с ней в субботу. Раймондин нарушил запрет, и Мелюзина исчезла в подобии крылатой змеи под небесами. Она продолжала опекать свой род, но уже никогда не могла стать человеком. Привидение Мелюзины будет летать над землей до дня Страшного суда.

Мелюзины у славян – полулюди‑полурыбы (верхняя часть – человек, нижняя – укрыта чешуей, с рыбьим хвостом), бывают и мужского, и женского пола. Живут в море. Народные предания приписывают мелюзинам необычайную красоту и волшебный голос. Считали, что они бывают из девушек, умерших перед венцом. Мелюзины слагают песни, а люди те песни у них перенимают: в рассказах это чумаки, которые ездили за солью к морю и слышали там песни мелюзин. Верили, что если заслушаться теми песнями, можно уснуть и тогда мелюзины забирают человека на глубину. Мелюзины были воплощением величественной и страшной для человека морской стихии.

 

Мраволев

 

В древних книгах («Физиолог») говорится о том, что Мраволев – чудное фантастическое животное, сын льва и муравьихи – сдох по причине отсутствия для него пищи.

«Мраволев перед имеет львиный, а зад – муравьиный… Когда рождается Мраволев, он является с двумя породами: одна половина его с природой льва, другая – муравья: ни убитого зверя он не может съесть из‑за природы матери, ни зерно из‑за природы отца, и подыхает, так как не существует никакой пищи для него…» («Физиолог»).

Скорее всего, притча о Мраволеве включена в «Физиолог» как наставление, поучение для верующих в том, что нельзя быть двоедушным и ходить двумя путями, «…нельзя одновременно служить Богу и мамоне» .

 

Нагай

 

Ногуй, ног, игон – птица огромных размеров и необычайной силы, персонаж славянских сказок. Кладет гнездо на двенадцати дубах (сродни Соловью‑разбойнику), на корм птенцам приносит вола. В средневековой книжной традиции с этой птицей связан полет героев в воздухе. Можно предположить, что это символ разрушительной силы воздуха, шквального ветра, бури.

 

Неясыть

 

Малозначительное мифологическое существо, в образе которого слились народные представления об удивительных восточных птицах; прообраз феникса. По древней легенде, живет эта птица в Египте, с виду похожа на аиста, а перья горят ярче, чем у павлина. Лютый враг неясыта – змеи, которые крадут его птенцов. Записаны рассказы путешественников о том, что неясыть может окропить своей кровью мертвых птенцов и они оживут.

 

Онокротал

 

Малоизвестный мифический персонаж, описание которого приведено в «Лексисе» (1596 г.) Лаврентия Зизания: «Онокротал – птица, подобная лебедю, который клюв уложивши в воду, гукает, как осел, гупач, гуковище».

Человек, который услышал голос онокротала, должен задумать желание и скорее бежать домой. Если он успеет до дождя добежать, то желание сбудется, если не успеет, то такого случая больше не представится.

 

Песиголовцы

 

Мифические персонажи, которые получили распространение у славян из апокрифов. В народных поверьях песиголовцы (бесиголовцы, сыроеды) – это дивный злой народ, жестокое племя, которое нападало на другие народы; они пили кровь и пожирали своих противников. Покрытые шерстью, одноглазые, одноногие и однорукие, с собачьими головами, они передвигались очень быстро, цепляясь друг за дружку или схватившись попарно. В основе преданий о песиголовцах лежат представления о нашествии чужеземных враждебных народов.

Известны предания о песиголовцах у прибалтийских народов. В латышской сказке богатырь Курбад в подземном царстве побеждает Песоголова. В Литве записано народное предание: «Раньше не было для войны оружия, а были такие люди, которые назывались песиголовцами. Они людей ловили и пожирали. А как с ними без оружия воевать? Если человек от них убежать задумает, то ему не убежать; разве только как можно быстрее переобуться: надеть обувь носками назад. Тогда песиголовцы сдуреют и не смогут поймать человека».

На русских иконах старого письма есть изображение святого великомученика Христофора с собачьей головой на человеческом туловище. Такой его образ был канонизирован в православной церковной живописи. В древней греко‑славянской легенде Христофор был из рода‑племени песиголовцев, имя его было Репрев. Он не разговаривал на языке людей, но ангел коснулся его уст – и Репрев заговорил. Он был крещеный из туч (при этом на палице в его руках раскрылись почки) и получил имя Христофор. Стал проповедником, за что гонитель христиан царь Деций жестоко истязал Христофора и отрубил ему голову. Подобных легенд много. Начиная с ХVІІІ в. священники выступают против икон с собачьим ликом и их перестают писать.

Предания о песиголовцах, вера в них были распространены у большинства народов Европы из апокрифа о борьбе Александра Македонского с песиголовцами («Александериада»).

 

Полкан

 

«Байка показывает его в человеческом виде с головы до пояса, у коего, однако, другая часть тела подобна коню. Этот Полкан, или Полуконь, который очень часто встречается в русских сказках, не есть ли центавром древних? Говорят, что он был достаточно сильным и бегал очень быстро. За один скок делал семь верст» (Г. Кайсаров «Славянская и российская мифология»).

Полкан – мифическое существо, причисляемое исследователями к славянским берегиням, которые вначале были в женской (матриархальной) ипостаси, а потом к ним присоединились духи мужского рода. Это были птицы с женским обличьем: сладкоголосый Сирин, Стратим – мать всех птиц, Жар‑птица, девы‑лебеди, Ноготь‑птица и др.; духи, оберегающие посевы, – Ядрей и Обелуха; полуженщины‑полурыбы – русалки, вилы, которые тоже в древние времена оберегали посевы, приносили весть о дождях. Были полулюди‑полуживотные: полубык, полуконь, полупес, полулев и т. п.

 

За тысячу лет борьбы христианства с язычеством предназначение многих берегинь утратилось, фантастические животные перепутались. К примеру, распространилась собачья кличка Полкан, хоть это и означает полуконь. Иногда все же Полкана изображали в виде человека‑пса.

Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней или табуны богов солнца, богов‑громовержцев. Среди полуконей конек‑горбунок, сивка‑бурка. Внешне они намного меньше героических коней бога, неприметные, даже безобразные (горбатые, длинноухие и др.). В метафорическом представлении Полкан – полуконь‑получеловек: понимает поступки человека, богов и нечистой силы; разговаривает, как человек; различает добро и зло; активно помогает творить и утверждать добро.

В русских сказках Полкан отличается воинственностью и злым нравом. На лубочных картинках ХVІІІ в. часто изображался Бова‑королевич, который побеждает Полкана в поединке.

 

Полоз

 

Символ мудрости, богатства, почета. В народе известно много легенд и преданий о полозе и его происхождении. К примеру, в Центральной и Западной Украине считают, что полоз – гадюка, которая семь лет отслужила нечистой силе и по лучила за это сверхъестественные способности. Наоборот, в Восточной Украине полоз – добрый дух, который в беде поможет тому, у кого доброе сердце и добрые намерения.

 

Саламандра

 

Мифическое существо, которое якобы живет в огне и питается огнем, к нему нельзя прикасаться, иначе в лучшем случае пальцы испечешь, а в худшем – сам сгоришь. Воплощение духа огня. В то же время считали, что саламандра способна погасить любое пламя. О способностях сала мандры гасить огонь рассказывает ранний христианский текст «Физиолог»: «Даже если саламандра попадает в печь для подогрева ванной, то эта печь гаснет».

 

О саламандре свидетельствуют древние авторы, например Аристотель. Плиний пишет, что у нее кровь не только холодная, как лед, но и ядовитая и что тот яд проникает в плоды деревьев. Парацельс (1493–1541) считал, что эти огненные существа по своей природе не могут общаться с человеком, как это делают, к примеру, водяные существа. Это фантастическое животное упоминается в киевском «Славеноросском Лексиконе» (1627) Памвы Беринды: «Саламандра – бестийка приличная, как ящерка. Так зимняя, же огнем живет и пламень гасит».

 

Самоглот

 

Фантастический зверь древних русских преданий. Алексей Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» (1866) пишет: «Волк‑туча, пожиратель небесных светил, имеет название волка‑Самоглота; пасть у него – страшная, готова проглотить всякого противника; под хвостом у волка – баня, а позади – море; если в той бане попариться, а в том море искупаться, то станешь славным юношей красавцем».

 

Сарана

 

Сарана, саранча – вредное летучее насекомое, которое тучами опускается на посевы, травы и пожирает все дочиста.

В библейской истории Моисея: «И напала сарана на всю землю Египетскую, и легло по всей стране Египетской ее великое множество; до того не было такой сараны, и после не будет такой. Она покрыла лик всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды деревьев, что уцелели от града, и не осталось никакой зелени на деревьях, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Вторая книга Моисея, 10, 14–15).

Из‑за огромного вреда, который приносило это насекомое, ему приписывали демонические свойства. Сарана считалась в народе символом беды, Божьей карой. По поверьям, на крыльях у нее каждый раз новая надпись о том, за какие грехи человеческие ее прислал Господь. Как Божья кара она никаким способом не выводится; если же бить ее и гнать, то появится вдвое больше сараны, и вдвое больше она вреда принесет. Избавиться от сараны можно лишь молитвой и покаянием.

В Апокалипсисе, заключительной книге Нового Завета («Откровение святого Иоанна Богослова») есть пророческие видения конца света. Одно из них описывает ужасную сарану: «…И с дыма вышла сарана на землю… И сказано было ей, чтобы не причинила вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божьей на челе своем. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и муки от нее подобны мукам от скорпиона, который ужалил человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; возжелают умереть, но смерть убежит от них. С виду своего сарана подобна коням, готовым к войне; и на головах у нее вроде венцы, похожие на золотые, лики ж ее – как лики человеческие. И волосы у нее – как волосы у женщин, а зубы у нее были – как у львов. На ней была броня, как бы броня железная, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней мчится на войну. У нее были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала… Царем над собой имела она ангела бездны; имя ему по‑еврейски – Аввадон, по‑гречески – Аполлион («губитель» )».

 

Сирены

 

Эти мифические существа известны из греческой мифологии. Сирены – дочери владыки пресных вод, бога Ахелоя, и одной из муз (Терпсихоры или Мельпомены). От отца в наследство им достался дикий и злой характер, от матери – божественный голос. Птичьими ногами их «одарила» богиня плодородия Деметра в месть за то, что они видели и не оповестили, как владыка Аида унес в свое мрачное царство дочь Деметры, светлую богиню Персефону. Поселены были сирены на скалистый небольшой островок, расположенный между коварным для мореплавателей островом волшебницы Кирки и чудовищем Скиллой, между Сицилией и Италией.

Сирены – символ опасной морской стихии; воплощение смерти, ибо райские наслаждения, которые они обещают, – то неисполнимые желания, неудовлетворенная страсть, смерть.

 

Во время штиля и страшного зноя моряки доходили до состояния грез – им представлялись духи, полуптицы‑полуженщины, хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и когтистыми птичьими лапами, которые звали их в прохладу моря. Услышав сладкоголосых сирен, люди теряли ум, бросались в волны, плыли навстречу песням и разбивались о скалы. Остров сирен покрывали кости их жертв.

Единственный смертный, который слышал песни сирен и остался в живых, был хитрый Одиссей и его спутники. Он велел товарищам залить уши воском, а его самого привязать крепко к мачте. Когда корабль Одиссея невредимым миновал остров сирен, морские девы вслед бросились в волны и разбились о скалы.

Со временем, к концу средневековья, младшие сестры греческих сирен уже приобрели вид русалок или даже объединили все три формы: птичью, рыбью и человеческую.

Образ сирен‑русалок стал настолько популярным в средние века, что сиренами назвали целый отряд больших морских млекопитающих, к которому относятся дюгоны, ламантины, а также морские (стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью уничтоженные к концу ХVІІІ в.

У славян больше известны русалки, но есть упоминания и о сиренах. Те, кто бывал возле моря, пересказывал истории, что песни придумывают не люди, а морские девы – сирены, люди же их только запоминают и перепевают. Легенду о чумаках, которые учились у сирен песням, пересказывает в своих «Записках…» Пантелеймон Кулиш.

 

Сирин

 

Древнерусская райская птица; птица‑дева с человеческим лицом, без рук, с крыльями, образ которой идет от древнегреческих сирен. В западноевропейской традиции считалась воплощением несчастной души.

 

«Сирин от головы до пояса человек, от пояса – птица; кто услышит его голос, тот забывает всю жизнь свою, идет в пустыню и, заблудившись, умирает» («Азбуковник», ХVІІ в.).

«Птица райская Сирин, глас ее в пении довольно силен; на востоке в раю пребывает, неутомимо песни поет, праведным будущую радость вещает, которую Бог святым своим обещает. Вылетает и на землю в какое‑то время, сладкогласо поет для нас; всякий земной человек не может слышать пение Сирина: как услышит, так себя забывает и, слушая пение, умирает» (подпись под русской лубочной картинкой, ХVІІІ в.).

На древних украшениях (браслетах) сирины изображались возле символического Дерева Жизни как символ благодатного неба. Лики у них девичьи. В русском искусстве сирин и алконост – традиционный сюжет на лубках. Сиринами еще называли русалок, изображая их с девичьим ликом и с крыльями.

 

Скилла

 

«У Скиллы лицо и грудь женщины, а на боках шесть собачьих голов и двенадцать собачьих ног» (Аристотель, ІІ в. до н. э.).

Согласно древнегреческой легенде, прекрасная нимфа Скилла (Сцилла ) была известна тем, что отказывала всем женихам. Не приняла она и любовь морского старца Главка. Тот обратился за помощью к волшебнице Кирке. Кирке же приревновала Главка к нимфе и превратила Скиллу в страшное морское чудовище.

Скилла, по легенде, поселилась в пещере на скале, нависающей над проливом между Италией и Сицилией. На стремнине напротив жила страшная Харибда, которая трижды в день поглощала морскую воду, а потом опять извергала ее. Пролив между Скиллой и Харибдой считался очень опасным для мореплавателей. Гомер, который описал поход Одиссея, рассказал, что Скилла схватила шесть спутников героя, когда их корабль проплывал мимо скалы.

С древних времен выражение «…находится между Скиллой и Харибдой» означает, что опасность подстерегает со всех сторон.

Об этом мифическом существе в «Лексисе» Лаврентия Зизании такие сведения: «Скилла – зверья морская, о шести голов песьих, еще и стать красной девицы имеет. А остаток тела – уж. Живет в тесном месте, где есть харивдист, то есть узкий пролив; там же пучина пожирает корабли».

Это – яркий отголосок древнегреческой легенды, который свидетельствует о тесных взаимоотношениях древнегреческих переселенцев со славянскими племенами.

 

Стерляжий царь

 

Известна легенда славянских поселенцев‑рыбаков возле места впадения Суры в Волгу. Она отголосок верований в водяных духов. Согласно легенде, на самом дне Суры в сказочном дворце живет Стерляжий царь. Вид он имеет огромной стерляди‑чечуги с короной на голове. Вместе с ним живет во дворце его жена – красивая русалка, которая так чудесно поет, что все, кто слышит ее пение, невольно идут к ней. Каждую ночь Стерляжий царь со своей женой выплывает подышать воздухом: царь осматривает свои владения, а русалка поет. Все путешественники собираются послушать сказочное пение. Тех, кто мог откупиться, Стерляжий царь отпускал, но эти люди до конца жизни не поймают ни одной стерляди; те же рыбаки, кто не имеет денег, сами превращаются в стерлядь, и потому этих рыб никогда не бывает мало.

 

Стратим

 

 

Стратим‑птица всем птицам мать.

Почему же она всем птицам мать?

Живет Стратим‑птица на океане‑море

И детей выводит на океане‑море,

Держит мир весь белый под правым крылом.

Топит она корабли гостевые

С товарами драгоценными.

Когда Стратим встрепенется

Во втором часу по полуночи,

Запоют все петухи да на всей земле.

Потому‑то Стратим‑птица всем птицам мать.

 

(«Голубиная книга»)

Праматерь птиц. Живет Стратим‑птица (Страфил ) посреди моря и когда он встрепенется – на море буря бывает. Сама же Стратим‑птица прекращает бури, прячет на ночь под огромное крыло солнце, чтобы утром опять подарить свет. Еще он прячет под крыло землю, спасая ее от вселенских бед.

В древнем рукописном тексте: «Есть кур, головой достигает неба, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан колыхается, и начинают волны бить кура под перья, он же, ощущая волны, кричит «кокореку», что значит “Господи, яви миру свет!”».

Ученые считают, что Стратим не диво‑петух, а страус. Когда‑то давно русские толкователи столкнулись с этим словом в греческом тексте и, птицу такую не зная, просто переписали наименование славянскими буквами. Таким образом появился Стратим, а в некоторых написаниях Страфил.

Представляли и изображали эту огромную птицу с маленькой головой на тонкой шее, крючковатым клювом, длинным узким туловищем и одним поднятым вверх крылом.

 

Сфинкс

 

Греческое название получеловека‑полульва. Сфинкс – существо из греческой легенды, демон смерти – женского обличья с женской грудью, со львиным туловищем, с крыльями – порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя связано с глаголом «сфинго» – «сжимать, душить». Демоница на раздорожье возле города Фивы подстерегала прохожих, загадывала загадки и душила тех, кто не мог их отгадать. Это продолжалось до тех пор, пока царь Эдип не продемонстрировал сфинксу высшие знания. На вопрос Сфинкса: «Еще утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип коротко ответил: «Человек» . Правильного ответа мудрого Эдипа было достаточно, чтобы демоница бросилась вниз со скалы и разбилась. А Эдип волей народа стал царем Фив.

 

Каменные статуи сфинксов, но, в отличие от греческих, без крыльев, были известны и в Древнем Египте. По выражению римлянина Тита Флавия, египетские сфинксы – символ силы и разума.

Самое известное изображение сфинкса высотой 57 м находится в Гизе. Статуя изображает фараона Хефрена (около 2600 г. до н. э.) с львиным туловищем, что символизирует его непобедимость. Другие египетские цари также изображались в таком виде.

В Библии: «А подобие их обличья – обличье человека и обличье льва имели они четверо слева, и обличье орла имели они четверо» . Григорий Сковорода трактует образ этого мифического существа как символ Библии, источника познания: «Библиа есть то же, что Сфинкс. Она портит и мучит не познавшего себя и слепца в собственном доме своем. Имя его значит связь, или узел. Гадание сего урода утаивало ту же силу: “Узнай себя”».

Сфинкс стал символом вопроса перед человечеством, на который нужно дать ответ, когда этот ответ имеет жизненно важное значение.

 

Таранд

 

Древнегреческий ученый Аристотель (ІV в. до н. э.) в пятой книге произведений «О чудесных слухах» пишет: «Рассказывают, что у скифов водится очень редкое животное, которое называется Тарандом. Говорят, что оно меняет цвет шерсти в зависимости от места, где находится, потому тяжело ловить его, так как окрас Таранда уподобляется цвету деревьев, местности и вообще всего, что его окружает. С виду же это животное похоже на быка, а голова похожа на оленью». Другой грек, ученик Аристотеля, Теофраст из Афин в ІІІ в. до н. э. свидетельствует: «Морда у Таранда шире, она как бы состоит из двух оленьих морд. Животное это парнокопытное и рогатое. Рога имеют отростки, как оленьи, и укрыты шерстью… Смена окраса Таранда удивительна и почти невероятна, особенно если иметь в виду разнообразие цветов».

 

Тот же Теофраст, а еще римский автор ІІІ в. н. э. Элиан Клавдий утверждают, что шкурой Таранда, необычайно крепкой, скифы обтягивали щиты и снаряжение. То есть все‑таки скифы, несмотря на совершенную маскировку, Тарандов ловили.

 

Фараонки

 

Фараонки, фараоны (фаляроны ) – фантастические полурыбы‑полудевы, персонажи русского фольклора, схожи с украинскими мелюзинами. Название « фараонки» связано с более поздним осмыслением традиционного образа русалок под влиянием библейских мифов. В легенде, известной с ХVI в., египтяне, прогонявшие евреев из Египта, были затоплены водами Черного моря и превратились в полулюдей‑полурыб, а их кони стали полуконями‑полурыбами. «Фараонки, в русской резьбе по дереву, иногда в сопровождении персон мужского пола – «фараонов», воспринимались как представители египетского воинства, которое преследовало идущих из Египта евреев, и было чудесно утоплено в водах Черного моря» (А. Н. Афанасьев).

 

В средней зоне России (Владимирской губернии) были записаны народные легенды о том, что «…в море стаями плавают фаляроны и мужского, и женского пола… девки как есть настоящие: с волосами и грудью, только всплеск (хвост) у них рыбий, а мужики – даже с бородами» . Эти «фаляроны» и были в народном представлении ратниками утонувшего войска фараонова; они «…песни в море дивные поют и корабли встречные потопляют» .

«Как‑то, говорят, поймали морского человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвостом порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадке жил: сидит, согнулся, глаза выпучил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди – плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море – так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и хохочет, только не говорит» (Михаил Драгоманов «Малорусские предания и рассказы», 1874).

 

Феникс

 

Символ бессмертия; воскрешения после смерти через огонь. Представляли феникса похожим на серую цаплю, но в золотом оперенье; по другим представлениям, в мифического феникса трансформировался золотой фазан. Название «феникс» от греческого слова, которое означает красный (огненный) цвет в связи с легендой о его возрождении в очистительном пламени.

Свидетельства об этой птице – сплошные противоречия.

 

В китайских книгах ХV в. до н. э. упоминается чудесная птица феникс («фенхуан»). Китайский словарь І в. «Толкование знаков» так описывает феникса: «Спереди напоминает лебедя, со спины – единорога, шея змеи, хвост рыбы, окрас дракона, туловище черепахи, петушиный клюв». Для китайцев средневековья феникс воплощал супружескую верность и благодатную жизнь, эта птица изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.

В VІ в. до н. э. в апокрифе «Откровение Варуха» записано: «Это хранитель мира… Если бы не прикрывал он огненное око солнца, то не был бы жив род людской, ни всякие твари на земле от зноя солнечного. Ему по колено море‑океан, в котором камень три года на дно идет, а дна не достает».

«Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Живет же Феникс возле Солнечного города. Лежит он лет 500 на кедрах ливанских без пищи. Сыт от Святого Духа. Бьют в отведенное время колокола, и Феникс в церкви на алтаре становится пеплом. А утром находят птицу на обычном месте в виде птенца, а еще через день – взрослой…» («Физиолог»).

На Руси в «Голубиной книге»: «Феникс‑пица – всем птицам мать. У него перья крепче стали и булата, режут ими кости и камни, а когда из‑за моря гости приезжают – перья покупают и покрывают ими бархат и шелк».

Немецкий ученый Ф. Вольф в ХVІІ в. собрал все написанное о фениксе на то время и издал в книге «Дивный сад дикой природы, или О неразумных животных»: «Птицу Феникс считают самой удивительной изо всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят о других местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет он сто шестьдесят лет, а некоторые ученые утверждают, что и дольше. Еще говорят о нем, что он единый на всей земле, потому видят его очень редко. Величиной Феникс как орел, шея блестящая, золотистая, в хвосте ж ее розовые перья, обличье круглое, на голове чубчик.

В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без парования. Происходит это так. Когда птица доживает свой век и чувствует приближение смерти, она обустраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садится в гнездо и ждет, когда оно вспыхнет. И вместе с гнездом сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а с этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс».

«Феникс больше божественной, нежели природной наукой изучается» (Немецкий ученый ХІІІ в. Альберт Великий).

Феникс в западноевропейской символике воплощение Вселенной, Космоса. Голова у феникса – солнце, крылья – ветер, хвост – земная растительность, ноги – сама земля. В христианском представлении феникс – символ бессмертной души и возрождения Христа после трехдневного пребывания в могиле.

Персонаж русских народных сказок – Финист ясный сокол – чудесный жених в образе сокола, который живет «за тридевять земель в тридесятом царстве» . Финист – от греческого «феникс».

 

Хала

 

Хала, или ала , – персонаж низшей мифологии южных славян, болгарский, сербский и македонский дракон, змей, огромный, толстый и длинный, о трех головах с девятью языками; у него шесть крыльев, двенадцать хвостов, а еще крылья под коленками и глаза‑блюдца, как у коня. Голова его на земле, а хвосты на небе (или наоборот). Иногда летает в подобии орла.

Хала нападает на солнце или на месяц, закрывает их своими крыльями, устраивает затмение. Иногда хала кусает солнце, тогда оно краснеет – обливается кровью. Когда же хала побежден бывает – солнце сияет, играет. Когда густой туман падает на землю и вредит вызреванию хлебов, то хала сердится. Халы замыкают источники и охраняют их, не давая людям напиться. Во время больших праздников халы водят хороводы («коло»), и тогда поднимается вихрь. Если человек попадает в этот вихрь, он может потерять ум.

 

Халы охраняют свои владения, враждуют между собой за волшебный жезл, напуская друг на друга черные тучи, проливные дожди, молнии, град, при этом уничтожают посевы. По преданиям, если раненный в стычке хала падает на землю, его нужно отпоить молоком и таким образом можно приручить, сделать своим защитником.

В сказках халу побеждает герой Марко‑королевич.

 

Химера

 

Мифическое существо. Упоминается в «Лексиконе» киевского иеромонаха Памва Беринды. Он пишет о химере, что она имеет удивительное тело: львиную переднюю часть, змеиный зад, козьи рога и, наконец, средняя часть – химера.

Химера (на греч . – «коза»), упоминаема еще во времена античности Гомером как существо с тремя туловищами: львиным, козьим и змеиным; каждое туловище имеет свою голову. Считали эту фантастическое существо дочкой Ехидны и стоглавого дракона Тифона, сестрой адского пса‑сторожа Цербера. Химера жила в пещере Краг в Ликии, летала и своим огненным дыханием выжигала поселения, поля и луга, уничтожала героев, которые выходили с ней на поединок. Спас мир от чудовища сын коринфского царя Главка Беллерофонт, который с помощью богов Олимпа проткнул Химеру золотым копьем.

Тройное туловище химеры якобы было символом года у древних (в древние времена год делился на три отрезка): лев – весна, коза – лето, змея – зима.

В античные времена химера для устрашения изображалась на гербах некоторых городов (Коринф, Кизикос). В христианстве химера стала воплощением сатанинских сил и как опасный противник (воплощение опасности и всяких бед) святых (Георгия, Михаила) изображалась на капителях. Славяне позаимствовали легенду о химере у греков Северного Причерноморья.

Ныне химера символ чего‑то немыслимого, надуманного, фантастического, нереального.

 

Ярчук

 

Согласно украинским поверьям, особый пес с волчьими зубами, с шестипалыми лапами, которого боятся ведьмы, всякая злая сила, даже дьявол; оборона человека от нечистой силы. Он легко по едает гадюк. В каком дворе есть ярчук, тому хозяину не страшны ведьмы.

 

Собака‑ярчук (еще – марчук – рожденный в марте), считали в народе, бывает из девятого колена. Восемь приплодов убивали, оставляя из каждого приплода лишь одну суку. От тех сук идет род до девятой. Пес от девятой суки – ярчук. Лишь только родится щенок‑ярчук, его старательно берегут, потому что ведьмы на него охотятся и могут придушить. Сажают щенка в яму, яму накрывают осиновой бороной с девятью кольями. Один кол заливают воском. Тогда ведьма не может посчитать колья и никак не доберется до щенка. Когда вырастает ярчук – ведьмы ему не страшны, распознает и разорвет любую злую колдунью.

 

Ящер

 

Змей – владыка подземного царства, воплощение нижнего мира с его пространством и подземными водами; поздний образ Индрик‑зверя.

Часто упоминаемый в народных преданиях и песнях. В песнях он утрачивает древний смысл символики, его иногда называют Яша. Вероятно, что песни о Ящере (Ящуре, Яше ) исполняли во время весенних игр. К Ящеру обращались как к далекому предку, который должен помочь девушке найти сокровище (избрать жениха). Для этого девушка расстилает перед Ящером красный платок или плахту. Переползая через эту вещь, Ящер отдает девушке свою золотую корону, с помощью которой она может привлечь к себе любого юношу. Возможно, в древности этому владыке подземного мира приносили жертвы. Изображения Ящера есть на фибулах, на рукоятях оружия, на бытовых предметах.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!