Из сборника Вука Караджича «Сербские песни» (перевод Ю. Вронского) 12 страница



 

Лоцман на Днепре

 

Название Днепровых порогов древнерусские: Не спи, Островной праг, Лоханский, Звонпраг, Ненасытец, Вольный праг, Выручий, Наперезуй (Распрягай ветрила), Вольный; казацкие: Кодацкий, Сурский, Лоханский, Звонецкий, Ненасытец (Ревучий), Волнизский, Будило, Лишний, Вольный.

 

Мельники

 

В древние времена муку из зерна добывали примитивным способом – трением при помощи деревянных либо каменных приспособлений. Позже начали использовать явления природы – воду, ветер – сооружали водяные мельницы, ветряки.

«Ветряк – ветряная мельница, деревянное сооружение с крыльями легкой конструкции для перемалывания зерна… Водяная мельница – деревянное сооружение на воде либо на воде и суше, предназначенное для дробления зерна жерновами, которые приводятся в движение водой» (Е. Шевченко).

 

Людей, которые занимались помолом муки, называли мельниками. Жили они в большинстве на мельницах. А мельницы стояли в отдаленных местах – на холмах в степях, на реках. Считали в народе, что мельники договариваются с нечистыми, водятся с нечистой силой – лешими, водяными, полевыми, чертями – и могут догова риваться с духами, чтобы те вредили людям. Потому мельников уважали, относились к ним осторожно и, когда привозили зерно в мельницу, мельника и членов его семейства одаривали подарками.

Согласно поверьям, возле мельниц поселяются водяные, хозяева рек, на колесах водяных мельниц качаются русалки и водяницы. Мельники задабривали водяного хозяина, бросая в воду муку, хлеб. Когда строили водяные мельницы, знали, что водяному нужна жертва – оставляли на берегу табак или чарку горелки. Там, где считали, что водяник злой, сталкивали в реку позднего прохожего или украденную кобылу. Таким же образом мельники, работающие на ветряках, задабривали полевого духа.

 

Облакопрогонники

 

Мальфары, мольфары, градовики – в древние времена так называли колдунов, которые имели особую волшебную силу и умели влиять на погоду, изменять направление ветра, успокаивать вихрь. В народе считали, что эти колдуны могли вырасти до небес, коснуться туч, разогнать их и выпустить на свободу солнце. При необходимо сти мальфары гнали стаи дождевых и снеговых туч на поля; по их воле реки выходили из берегов, бури выкручивали вековечные дубы… Во время войн облакопрогонники помогали, насылая на противника ураганы, метели, проливные дожди, сумерки.

 

Пасечники

 

Бортники – более древнее название (улей – борть, колода – дубовое дерево с гнездом, природное, не требующее особой защиты, всепогодно находящееся под открытым небом).

 

Славяне издавна ели мед, занимались пчеловодством, бортничеством (село Бортничи в Киевской области). Это дело требовало терпения, покоя, пчелы не уживаются с человеком резким и крикливым. Пчелиное хозяйство всегда было в закутке, подальше от поселений – на тихой поляне в лесу, за избой в саду. На Пасху «…пасечник идет на пасеку похристосоваться со своими ярыми пчелками и несет им бесконечник – писанку, размалеванную везде одной беспрерывной линией. Он кладет писанку под первый либо угловой улей, который заднепрянцы называют хозяином и на каком все время лежит ладан; главный же улей, Зосим, стоит всегда посреди пасеки» (М. Максимович). Святой Зосим – покровитель пасечников, его икону держали на пасеке.

Пчелу считали Божьим насекомым, мед – Божьей пищей; воск стал необходимым компонентом для изготовления свечей. Потому и человек, который был возле пчел, почитался в народе, как такой, который умеет с Божьими насекомыми общий язык найти.

«Это была самая уважаемая фигура в селе, пользовавшаяся особым почетом односельчан. Обычно пасечник – это и народный лекарь, и мудрый старейшина, и добрый бескорыстный советчик. К нему приходили за помощью и поддержкой в праздники и будни, у него запасались медом или воском для праздничных или поминальных обрядов. Одним словом, каждая семья, если у нее не было собственных пчел, обращалась к сельскому патриарху. Собственно, это и сформулировало тот традиционно высокий статус пасечника, который не одно столетие был характерным для сельской общины» (В. Скуративский).

Некоторые хозяева бортником называли духа, который якобы поселялся на пасеке и охранял пчелиные рои.

 

Пастухи

 

По обычаю в пастухи выбирали человека безземельного, неспособного по каким‑то причинам к работе в поле. Но при этом принимали во внимание, что такой человек должен обладать тайной силой, с помощью которой стадо всегда присмотрено, накормлено и сохранено от всяких бед. Таких необычных пастухов много было в лесистых местностях. Люди верили, что они оберегают скот с помощью особых заговоров от «…лютого зверя черного, от широколапого медведя, от прохожего волка‑пакостника, хитрой волчицы, от рыси и росомахи, от змей и всякого зверя, и гада, и от злого и лихого человека». Такие заговоры пастухи знали, потому обладали волшебной силой, что и отличало их от других людей.

 

Согласно преданиям, пастухи договариваются с полевыми и лесными духами. Чтобы уберечь все стадо, опытные пастухи обещают лешему или полевому хозяину коровку, а то и две, дабы те волков и медведей не напускали. Кое‑где самих леших называют «пастухами», ибо они звериные стаи перегоняют. Пастухам без лешего, имеющего опыт в пастушьем деле, не обойтись. От леших знают пастухи особые заговоры – «спуски», при помощи которых отыскивают заблудившихся коров, лечат их от разных болезней.

Когда приходит время выгонять скот на пастбище – пастух у каждой скотинки между ушами выстригает клок шерсти и закатывает его в чистый воск. Этот шарик он прячет потом под камень в том месте, где скот воду пьет, а перед тем читает специальный заговор, держа в одной руке шарик, а в другой замок. Перед первым выгоном стада исполняет еще особый обряд – «обход», то есть пастух обходит стадо со свечой, с которой стояли светлую заутреню, – чтобы скот не расходился и не заблудился. Кусочек той свечки пастух вправляет в сопелку. Согласно поверьям, звук такой сопелки сзывает скот в стадо, а хищники от ее звуков убегают.

 

Пережинчик

 

Колдуны‑волшебники, которые пережинают поля. Потому имеют они волшебную силу и вдоволь ржи на своем поле в убыток пережатому. Мельники сразу видят, где зерно пережинчика – у чародея зерна на конце откушены или отломлены. Согласно поверьям, пережин чинят накануне 24 или 26 августа на озимые. С полуночи до первых петухов пережинчик или перeжница пережинают три поля соседних деревень. Для этого чародей становится от края одного села и идет наискось через поля, подсекая рожь, до края другого. В эти дни крестьяне сторожили свои поля от пережинчиков, но видели не колдуна, а зверя или страшного человека с огненными глазами. (В августе всегда грозы; гроза – образ человека с пылающими глазами.)

Известны предания о том, что старались найти пережинчика до того, как он навредит. За неделю‑другую до жатвы шли в поле и сжинали по небольшому снопу ржи на каждой ниве. Снопы складывали на краю села и поджигали. Если в селе была кликуша, увидев отблески огня, она выкрикивала имя пережинчика. Считали, что в таком случае выгорит нива пережинчика.

Известно поверье, что за несколько дней до жатвы нужно сжать сноп полыни и сжечь его в бане или на гумне. Обгорелый сноп следует прицепить на воротах, отчего у пережинчика или у пережницы хлеб на ниве станет полынью.

 

Печники

 

«О плотниках и печниках распространены в народе многочисленные рассказы, свидетельствующие о том, насколько мстительные и недоброжелательные эти люди в таких случаях, когда им недоплачивают условленную сумму хозяева или подрядчики» (С. В. Максимов).

Печники, по преданиям, мастера на всякие затеи. Особенно достается от них скупым хозяевам, которые за работу не платят. Делают так, что в дымоходе стон стоит или вой. Например, нальют на гусиное перо ртуть, замажут его в дымоход до половины – затопят печь хозяева, а она стонет. Или вставят в дымоход пустые бутылки – тогда свист стоит, печь охает и вздыхает. Еще, бывало, положат один кирпич неправильно – печь все время дымит. А когда рассчитаются хозяева с печниками щедро – те все переделают как нужно. Потому старались печников всегда задарить, на свадьбу и на новоселье приглашали.

 

Плотники

 

В ритуалах, которые сопровождали сооружение жилища, что было одной из основных работ плотников, изба уподоблялась человеческому телу; корабль – коню; решето – дождевой туче.

«Изделия из дерева, а также деревянные инструменты, предметы домашнего интерьера, их детали и пр. имели антропо– и особенно зооморфные названия: баба (колода с ручкой для трамбовки земли, а также шар из глины у гончаров); кобыла (лавка, станок в скорняжном ремесле); кобылица (деталь ветряной мельницы); кобылка (ручка весла, часть лука для валяния и деталь ткацкого станка, и подставка для струн бандуры); козел (подставка для черенка в гончарной печи, подставка вообще); конек (часть гончарного круга и деталь витушки; часть ткацкого станка). Эти названия являются результатом перенесения названий частей и органов тела человека или животного на соответствующие изделия» (В. Балушок). То есть мастера‑плотники тоже уподоблялись небесному Творцу, ибо творили детали Вселенной.

 

Об этих мастерах‑умельцах в народе издавна всякие сказки и байки пересказывают. Когда их не уважают, не чтят, не платят им щедро, они такое устраивают, даже хозяев из новой избы выживают.

То, что умели они мастерски дом поставить – «…топор одевает, топор обувает, да еще и кормит», а иногда над скупыми подшутить, а то и поиздеваться, породило веру в народе о связи плотников с нечистой силой.

Недобросовестным заказчикам и лихим людям оставляли плотники в пазах между венчиками щепки или камешки, которые не давали бревнам тесно осесть – потому дом продувался ветром и промерзал. Возьмут, например, плотники матицу и, поднимая ее, начнут кряхтеть – беда будет хозяину и его семье – изба будет скрипеть. На крыше пристраивали длинный ящик без стенки, набитый корой – тогда в ветреную погоду в избе слышен был плач, вой, вздохи и стоны, хозяева же думали, что нечистая сила завелась.

Еще могли плотники мышей посадить, черви в бревна, чтобы дерево поточили. Хуже всего, когда плотники кикимору посадят. Кикимора бросает вещи, все переворачивает, воет и кряхтит. Злым и ненавистным хозяевам плотники устраивали, чтобы в избе злыдни или черти прижились. Для этого они в специальных местах при особых заговорах подкладывали свиную щетину.

 

Повитуха

 

Повитуха, пупорезка, баба‑бранка, повивальная бабка – персонаж, который в повседневной жизни занимал особое место. Она была главной в обряде рождения ребенка. Для семьи, где баба принимала роды, она становилась родственницей; детей, которых приняла, называла внуками.

 

В христианстве повитуха стала посредницей между семьей и церковью, несла в церковь подношения (жертву), договаривалась об имени ребенка, о крестинах и пр.

 

Ой под вишнею, под черешнею там

Палагея сына родила,

Сына родила, дочку хотела,

К себе дружка призывала:

Муж мой, друг мой,

Иди же, иди за бабушкой,

За старенькой, за умненькой.

А бабушка догадалась,

Быстренько да и собралась,

В одном сапоге и без пояса.

В правой руке да простор несет,

Да Бога просит.

О, прости, Боже, эти две душечки,

Одну душечку крещеную,

Другую душечку рожденную,

третью душечку и старушечку.

 

(Народная песня. Записана А. В. Марковичем в 1854 г. в с. Сычевка Радомышльского повета Киевской губернии)

Опытная повитуха имела серьезные лекарские и знахарские знания, народную мудрость, часто она вещала судьбу рожденному ребенку.

Известные в народе приметы:

Если дитя выходит лицом вверх – будет добрым и счастливым; если лицом вниз – плохая при мета; родился ребенок в воскресенье – будет несчастным, в субботу – будет скупым. Удачливым будет ребенок, родившийся под вечер; если же появился на свет утром или днем – жизнь будет тяжелой. Если сын похож на маму, а дочь на отца, будут счастливыми.

Баба‑повитуха приносила на крестины круто сваренную кашу в горшке, накрытую хлебом или коржом, и позволяла разбить горшок тому из гостей, кто даст больший выкуп. Все приглашенные дарили деньги, но по традиции крестный отец перебивал большими деньгами и разбивал горшок лучиной или об стол. Кашу круто варили, чтобы не развалилась – тогда будет достаток в семье и счастливым ребенок. Кашу быстро ели все гости, чтобы ребенок быстрее на ноги поднимался, благодарил родителей и бабкуповитуху.

Повитуха пекла к празднованию рождения ребенка специальные обрядовые хлебцы. Первый хлебец клала роженице за пазуху, чтобы роды облегчить. Позже уже, в день рождения, именинник в благодарность бабе приносил хлеб в платке.

Баба‑повитуха часто была знахаркой, умела лечить зельем и заговорами. В Болгарии перед рождением ребенка в «бабий день» повитуха дает беременной женщине моток красной шерсти, которая должна посодействовать быстрым и безболезненным родам.

Чтобы облегчить роды, повитуха открывала все, что было закрыто в избе (в теплое время дверь и окна), развязывала все узлы.

Мальчику отрезбла пуповину на топоре, чтобы он был удачливым хозяином, а девочке на гребешке, чтобы хорошей хозяйкой выросла.

Завязывая пуповину, повитуха шептала: «Пуп завязываю, ум развязываю». После этого ребенка клали на вывернутый тулуп – символ достатка и богатства.

Когда хоронили бабу‑повитуху, в гроб ей клали розги, чтобы отгоняла тех детей, которых она не спасла во время родов.

 

Скоморохи

 

Исторические источники подтверждают, что именно в эпоху Киевской Руси появились скоморохи, которые во время празднеств, народных игр и разных обрядов были их главными участниками, исполнителями песен и танцев. «Повесть временных лет» упоминает о них уже в 1068 г., хоть это явление возникло намного раньше. В былинах рассказывается о славных банкетах князя Владимира Святославовича в Киеве, на которых обязательно были скоморохи.

 

Безусловно, скоморошество родилось в недрах язычества. Христианство боролось с этим явлением: слушать скоморохов, смотреть их представления, восхвалять – считалось тяжким грехом.

Игрища же были необходимой составляющей богослужения славян‑язычников. Их начинали, как правило, после жертвоприношений. Главную роль играли скоморохи.

Скоморохи и еще кблики перехожие добывали хлеб насущный своим искусством, были профессиональными бродячими певцами, артистами, музыкантами. Изображение скоморохов есть в миниатюрах Радзивилловской летописи ХIV в. У скоморохов был свой репертуар с ярко выраженным сатирическим характером. За сатиру они и преследовались. Кроме того, скоморохи и кблики перехожие исполняли народные былины. А сатирические песни – «скоморошины» – были своего рода пародиями на былины. В пародиях скоморохи использовали стиль героических былин, воспевая героев будничных в будничных ситуациях, что и придавало этим песням комический характер.

 

Сергей Васильковский. Чумацкий Ромодановский шлях. Около 1900 г.

 

Характерник

 

Характерник – казак‑запорожец, который умел ворожить, знал колдовские секреты. Согласно преданиям, характерники в густых камышах договаривались с нечистью, но свои знания и умение использовали на добро. Такой казак умел выкрасть товарищей из неволи так, что и стража не проснется; до того запутать следы в степи, что и самый опытный следопыт не найдет.

 

О казаках‑характерниках ходили легенды, что они могут нарисовать углем на стене челн и поплыть на том челне; нарисовать коня и оживить его; расстелить на воде бурку и переправиться через реку; саблю вражью заворожить, что она гадюкой станет; лечить и людей, и животных от всякой напасти и еще много чего.

О многих славных запорожцах пересказывали, что они были характерниками: о Максиме Кривоносе, Иване Богуне, Иване Сирко, Даниле Нечае и др. Но более всего преданий сохранилось в народе о казаке Мамае. Казак Мамай – собирательный образ удалого казака, воина, музыканта, характерника.

Характерники – явление более позднее, времен казачества. Сверхъестественные способности характерников – отголосок праславянских волхвов.

 

Чернокнижники

 

Колдуны и ведьмы, которые имеют у себя черную книгу. Черная книга – древняя рукопись, книга с заговорами и чарами, целебными словами и молитвами, а также волшебная, магическая книга для вызывания бесов.

 

Магические книги, которые содержат дьявольские искусы, написанные волшебными – кабалистическими знаками, в большинстве вообще нолями‑кружочками, – также называются черными книгами. Такие книги всегда в черном окладе и учат черному, нечистому ремеслу, которое перешло на Русь из далеких северных краев, где враждебно относились к православию. Книги такие находятся у колдунов, с помощью их колдуны вызывают дьявола, своего наставника. А если черная книга случайно окажется у человека стороннего, если возьмет человек такую книгу, не зная, из рук умирающего колдуна и раскроет ее, его тотчас обступят черти и начнут просить работу. Если он не сможет давать им все время работу, ибо черти мгновенно все исполняют, то нечистые заберут того человека в пекло. Настоящие чернокнижники знают, какие работы черти не могут исполнить, такие им и задают: например, веревки из песка сучить, или одежду из солнечных лучей шить, или кита из моря вытянуть и т. п. Черти, если не исполнят работу, бывают наказаны, пото му к чернокнижникам с просьбами о работе не пристают.

«В древнем народном предании «черная книга» – это чертова библия. Страницы ее черны, как уголь, а на них белеют, как привидения, колдовские заклинания: их написано белыми литерами. В существование «черной книги» верили с незапамятных времен. В народе ходило немало рассказов о людях, которые, полистав такую книгу, мимоходом получали власть над услужливыми чертями» (В. Островский).

В народе известно поверье, что тот, кто имеет надежду на чернокнижника (фармазона ) и его дьявольскую помощь, выходит на раздорожье, разрезает мизинец правой руки и кровью из раны подписывает бумагу, согласно которой душа его после смерти становится собственностью дьявола. После этого выкупить душу очень тяжело.

Неразменный рубль называли «фармазонским». Белую шляпу издавна считали символом фармазонства.

«По селам ездит какой‑то человек в белой шляпе, наворачивает легковерных людей в свою веру, предлагая им большие деньги. Он рисует с каждого, кто принимает эту веру, портрет и забирает картины с собой. Если же последователь фармазонщины изменяет вере, то белая шляпа бьет отступника в затылок и тот умирает. Если портрет фармазона, который хранится в братстве, чернеет – значит, тот, кто на портрете, предал секту. Один из фармазонов стреляет в портрет – оригинал мгновенно умирает, несмотря на расстояние. Кто подслушает тайно фармазонов, тот становится глухим». Такие сказки ходили в народе о тайных товариществах, деятельность которых не разглашалась.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!