Из сборника Вука Караджича «Сербские песни» (перевод Ю. Вронского) 2 страница



Любимый месяц дворового – сентябрь. Тогда уже он двор убирает, листья подметает, к зиме готовится.

 

Дед – шапка драная

 

Так называют владыку северо‑западного ветра в устье Волги. Он ходит с дождем, но без бури. Шапка у него драная потому, что часто он сражается с повелительницей бури – моряной. Когда бьются дед и моряна, морские волны столпом возносятся до неба, закручиваясь, и топят морские суда.

 

Демон

 

В мифологиях разных народов условное обозначение тех сверхъестественных персонажей, которые не есть божествами и занимают в сравнении с богами низшее место в иерархии (или, как у славян, находятся на низшем уровне мифологической системы). В более узком и точном определении демоны – злые духи.

 

В мифологии демон (дух) определяется как обозначение случайного мифологического образа, увиденного в любом предмете, явлении, которые есть в поле действия мифологической мысли.

 

Дзедко

 

У белорусов дух, владеющий сокровищами, охраняющий места нахождения кладов. Согласно поверьям, дзедко ходит по дорогам с сумой в подобии нищего, с красными огненными глазами, с красной бородой. Если встречает бедного человека – наделяет его деньгами. Дзедко показывается на том месте, где спрятан клад. Торчит лишь его огненная голова, а людям кажется, что огонек горит. У других славянских народов существуют поверья, что клад показывается в подобии деда в рваных одеждах, нищего.

 

Дикая баба

 

Мифический персонаж славян, известный преимущественно в Западной Украине. Гуцулы считали, что это высокая, худая, с длинными волосами женщина; в цепких руках у нее железный макогон, потому еще – железная баба . К людям относится враждебно. По преданиям, сидит с макогоном в кукурузе и, если кто заходит туда, особенно ребенок, – может защекотать или даже довести до смерти. Так пугали детей, чтобы те не уходили со двора, не заблудились, или не попали в когти диких зверей, которых было много в горных лесах Карпат.

 

Бойки (карпатские бойки называются от слова «бойе» («да»), которое часто употребляют в своем разговоре; место, где они проживают, называется Бойковщина) имели более мягкое представление об этом персонаже: если поймать дикую бабу в поле или в лесу, она может служить в доме как служанка. Но через некоторое время ее нужно отпустить.

Согласно поверьям, как и всякая нечистая сила, дикая баба может подменить еще не крещеных детей своими «одменками».

Дикая баба иногда выступает женским воплощением домового.

 

Дикинькие мужички

 

Существа маленького роста с длинной бородой и хвостом, родственники лешего. Бродят в лесах, перекрикиваются в полночь страшными глухими голосами, нападают на людей, хохочут, щекочут все тело костлявыми пальцами. Могут до смерти защекотать.

 

Доманя

 

Жена домового. Живет в подполье. Заканчивает те работы, которые хозяйка оставляет на ночь, – когда хозяйка ей по нраву и угождает. Если не ладят доманя (домаха ) и хозяйка, этот женский дух вредит: затупляет и щербит ножи, бьет посуду, путает пряжу и нитки, пересаливает пищу. Доманя почти всегда обликом похожа на хозяйку.

 

Домовой

 

Дух домашнего очага, сторожевой и покровитель дома, всех пожитков и семьи. Славяне считали, что домовой есть в каждом доме. Живет он под печью или в запечке, любит сидеть на чердаке.

 

«Если с чертом нужно быть настороже, то с домовым всегда можно прийти к согласию. В душе он незлобный, и ежели ему не перечить, то с ним легко ужиться. Черт, составляя с человеком договор, неизменно требует его душу. А домовой довольствуется малым: он любит, чтобы его уважали и чтобы считались с его мнением.

Но начинать переговоры с домовым тяжелее, чем с чертом. Тот сам появляется с предложением своих услуг, а к домовому нужно идти на поклон. Крестьянин, который стремился подружиться со своим домовым, шел ночью в хлев и, закрыв за собой дверь, говорил: «Соседушко‑домовой! Раб к тебе идет, низко голову несет; не мучь его зазря, а заведи с ним приязнь, покажись ему в своей личине, заведи с ним дружбу и служи ему легкую службу».

Не успеешь оглянуться, а он уже тут как тут! Косматый, седобородый, весь обросший мягкой шерстью… Он целый год ходит босой и не носит шапку. Но и не отказывается показаться франтом: в праздничные дни он надевает синий кафтанчик, подпоясанный красным поясом» (В. Островский).

У домового много наименований: похатник , годованец , хованец , господарь , служка , помощник , счастливец и пр. Может этот домовой дух выступать в подобии животных – кота, медведя, собаки, цыпленка, совы, а еще может появиться в личине хозяина жилища. Чаще он показывается в подобии старика с седой бородой, небольшого, покрытого шерстью, или маленького мальчика в шапке, в красных штанах, с трубкой. Домовой своим домочадцам помогает, а чужим вредит. Но может навредить и своим, если они не угождают ему.

Существует поверье: если женщина нарочно уронит ребенка, когда никто не видит, то ребенок этот в семь лет становится домовым. При определенных обстоятельствах домовым становится старый человек, но тогда настоящий домовой становится злым и вредит.

Домового кормят несолеными блюдами. Если кто подаст ему соленое, он сердится и швыряет посуду, а если еще такое повторится, то срывает крышу и уходит навсегда, забирая счастье и благосостояние семьи. Еще домовому на ночь выставляют кипяток.

При добром отношении домовой благосклонен к хозяину, помогает в работе, сторожит, охраняет жилище. Ночью будит, если случается пожар или залезет вор. Когда же домовой рассердится, он распахивает ночью двери и окна, открывает дымоход, швыряет посуду, бьет, щиплет, тревожит сонных домашних.

Бывает, что домовой в хате голый. Это тогда, когда там болезни, неприятности, злыдни, потери. Обычно жениха и невесту на свадьбе усаживали на вывернутый тулуп – чтобы «одеть», задобрить домового, не пустить его в жилище молодой семьи голым, чтобы с ним вошло счастье и благополучие.

При переходе в новое жилище хозяйка в последний раз топила печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: «Просим любезно, дедушка, на новое жилище с нами!» В новом доме тот жар высыпала в печь.

Славяне считали, что домовым становился уважаемый член рода, семьи после смерти. Наказывает домовой за то, что непочтительно относятся к умершим родичам, не помогают путникам, соседям, погорельцам.

Домовой так привыкает к своему жилищу, что если его не попросят как следует при переходе в новое жилище, то он остается жить в холодных руинах, хоть и очень любит тепло.

Плачет и охает домовой на беду, а на радость колобродит, песни поет, смеется, иногда играет на гребешке, извещая о свадьбе или о каком другом счастливом событии. Любит домашний дух те семьи, которые живут в мире и согласии, работящих и аккуратных хозяев.

У домового есть свои особенные дни. 10 февраля по новому календарю (на Ефрема Сирина) домовой озорничает в жилищах. Тогда хозяева варят несоленую кашу, оставляют возле печи – кормят домового. Поздним вечером рассказывают истории о домовом духе – он тоже слушает и тогда успокаивается. Домовой – сверчковый защитник. Если в жилище сверчок веселый – будет благополучие.

12 апреля на Иоанна Лествичника домовой тоже озорничает после полуночи. Никто и ничто не может его утихомирить, пока не запоют петухи. 9 июня на Федоры не выметают мусор из хаты, чтобы не тревожить домового – он может сидеть под веником. На Филиппа 27 ноября, когда начинается Рождественский пост, после вечери оставляли на столе объедки и немытую посуду, накрыв все скатертью, чтобы домовому было чем заговеть.

 

Дьявол

 

Согласно церковным учениям, дьяволы когда‑то были созданы Богом, сначала – как добрые духи. По своей воле отпали от Господа и стали «падшими» ангелами, духами зла и тьмы. Все, что враждебно христианству, признавалось дьявольским по происхождению: злые помыслы, языческие верования, ересь. В средние века изображения дьявола были разные: дракон, змей, полуживотное‑получеловек с головой быка и рогами, с копытами, со свиной мордой, в подобие обезьяны, в львином подобии, с когтями хищной птицы и т. п. Ужасный образ дьявола с конца ХVI в. постепенно становится сатирическим, карикатурным.

 

«Средневековый западноевропейский дьявол отличался от обычного болотного черта блестящим образованием и изысканными манерами. Полюбил он, прикинувшись человеком, появляться к ученым богословам, ставить им каверзные вопросы и затевать нескончаемые диспуты о Боге, о Вселенной, о смысле жизни. Эти собеседования заканчивались всегда одним: незваного посетителя выдавал либо хвост, либо вонь, либо рожки, либо лапа с когтями…» (Валентин Островский).

Разные облики имеют дьяволы в древнерусских повестях. Название «дьявол», «сатана», «демон» в этих повестях произвольны, могут заменять друг дружку, но все эти духи главенствуют над злыми духами и бесами, младшими и низшими по статусу.

Разные в подробностях, легенды о происхождении мира похожи в одном: дьяволы, после поражения от Бога, стали жителями ада и продолжили свое противостояние небесным силам на земле, борьбу за души людей. В народных легендах дьявол появляется там, где есть мотив искушения – потому еще называется искуситель.

В народе считали, что дьявол придумал вино, горелку, табак, зеркало. Называли дьяволом всякого злого духа. Но разница между чертом, дьяволом, бесом и сатаной была, что прослеживается в присказках: «Черт чертом, а дьявол сам по себе», «Черт беспокоит, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамение творит». Дьявол старый и одинокий, он отстраняется от человека и надзирает, как вредят исподтишка черти и бесы.

Дьявол, как и вся нечисть, находится всегда с левой стороны, а добрые духи – с правой. Это дало повод для многих поверий, которые унижают дьявола. Например, левая рука считалась неправедной, потому кушать нужно правой. Следует надевать обувь на левую ногу раньше, чем на правую, потому что лучше сначала быть грешным, а потом праведным. Плевать нужно лишь через левое плечо, ибо там дьявол, и ни в коем случае через правое – там ангел.

 

Еретник

 

Дух, который входит в тело колдуна после его смерти и делает его упырем, живым мертвецом. Когда колдун, который заключил договор с нечистью, умирает, возле него собираются черти, раздирают тело на куски, пожирают; потом в шкуру колдуна прячется черт и лежит под видом мертвеца.

Есть еретники‑оборотни, они показываются в подобии человека и прибиваются в какую‑нибудь семью. Живут порядочно, у всех на виду, но в той местности люди исчезают – то еретники их сводят. Согласно поверьям, такого еретника можно убить батогом, которым перед этим погоняли коня – бить нужно наотмашь, а потом обязательно между плечами загнать осиновый кол.

 

Еретница – женщина, продавшая душу черту. Днем еретницы ходят в подобии гадких старух,

 

Жердяй

 

побираются, поздним вечером собираются в глубоких оврагах, а ночи проводят на кладбищах в провалах старых могил. В народе верили, кто провалится туда до пояса – усохнет, а кто увидит еретницу – умрет. Среди людей бродят еретницы весной и поздней осенью; если не могут попасть в могилы, пробираются в бани, скачут там, громко хохочут, шумят вместе с другой нечистью. Считают, что от одной из таких еретниц когда‑то родится антихрист.

 

Древние книги описывают, как можно увидеть еретника. Нужно найти траву адамова голова, которая растет кустами возле водоемов и вырастает выше пояса человека, цветет яркими желтыми кувшинками, имеет шесть, восемь или двенадцать листков. Эту траву следует рвать на заре против Ивана Купала, пропустить ее через золотую или серебряную цепочку, со стебля приготовить отвар и пить, а корни освятить водой и положить в церкви на престол на сорок дней. Потом носить при себе – увидишь водяных духов, и воздушных, и еретников.

 

Жареница

 

Злой дух, живущий под печью. Появляется в огненном оперенье: весь горит и светится. В некоторых местностях жареник и жареница – духи поля или огорода, они могут высушить весь урожай. Ими пугали детей, чтобы те не рвали горох.

 

Тонкий и длинный нечистый дух. Он бродит ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в дымоходе и пугает людей. Ничего плохого сделать он не может, целый век бродит, как шатун, ни добра от него, ни помощи.

 

Жировик

 

От глагола «жировать», жить богато, роскошно. Дух, который живет в доме и наделяет дом достатком, добром. Проявляет себя тем, что безобразничает, вылизывая посуду и тарахтя тарелками. Еще в народе его называют лизень , лизун . Возможно, это домовой в одной из своих ипостасей.

 

Жихарь

 

Злой домашний дух. Где живет он в доме неведомо, но проказничает вредно. Если нет матери дома, он вынимает ребенка из зыбки и щекочет его. Чтобы предотвратить его проказы, в зыбку клали ножницы или камень от веретена, под зыбку на пол – старый веник. Тогда жихарь ребенка не трогает. Жихарем кое‑где называли банного духа, банника.

 

Заложные мертвецы

 

Умершие неестественной смертью люди – убитые, а также висельники, утопленники и другие самоубийцы. Согласно поверьям, считались в народе нечистыми. Они как бы должны дожить после внезапной смерти срок, отмерянный им при рождении. Хоронили их за границей кладбища, либо в нечистых местах: на раздорожье, на меже, в оврагах.

 

Народные предания и поверья о заложных мертвецах базируются на вере в самостоятельное существование души. Считалось, что после смерти человека душа продолжает жить в подобии дере ва, куста, пса, кота, умершего предка, при этом приобретает свойства духа.

Славяне верили в то, что душа бессмертна (домовой – душа почитаемого члена рода; на праздники предки приходят в жилище – им выставляют пищу, на скамьи садятся осторожно, чтобы «не присесть душечку» и т. п.).

Согласно поверьям, души заложных мертвецов (заложников) ходят по земле еще семь лет после смерти. Они живут в лесу, в воде, в поле, среди людей и по‑всякому вредят живым, вмешиваясь в их земные дела. Потому в их домовины забивали осиновый кол. В народе известно много преданий о том, как висельник‑муж приходит к живой жене или девушка‑утопленница – к любимому. В тех же преданиях описывается много способов отвадить заложного мертвеца: в могилу забить осиновый кол; на подворье насыпать мак‑видюк или лен, чтобы покойник собирал до первых петухов; в воротах или на пороге забить острый зубец из бороны. Все предосторожности по предотвращению посещения дома покойником следует делать до обеда, ибо после обеда души заложных мертвецов уже ходят по миру. Считали, что души заложных мертвецов не приходят в те праздники, когда собираются в доме души обычных умерших предков.

Вообще душа, покинувшая тело человека после смерти, заботилась о живых, которые ее чествовали, угождали ей. О душах заложных мертвецов иногда говорили, что не душа заложника прилетает к живым, а возвращается сам мертвец.

Заложными мертвецами считали и умерших некрещеных детей, называли их потерчатами , поторочей .

По свидетельству Д. Зеленина, людей, умерших неестественной смертью, не засыпали землей, а забрасывали мусором или закладывали камнями, отсюда и название – «заложные», «заложенные».

 

Запечник

 

Веселый и скоморошный домашний дух, который живет за печью. Он постоянно что‑то крадет из‑под руки хозяйки и перекладывает на другое место или еще сбрасывает посуду с полок или со стола, чтобы разбилась. Вероятно, запечник – одно из наименований домового.

 

Здухач

 

У южных славян человек (или животное), имеющий сверхъестественные свойства, силу, которая проявляется, когда здухач спит. Во время сна из него выходит дух, который руководит ветрами, тучами, градом. Здухач‑человек оберегает владения своего рода‑племени от стихий, от посягательства других здухачей. Здухач‑животное опекает стада, отары, луга, где пасутся кони и овцы.

 

В народных поверьях здухачами могут быть сильные личности, знаменитые исторические персонажи. Здухачи между собой сражаются, особенно в пору сильных весенних ветров или в пору длинных непогожих осенних ночей. К бою здухачи вооружаются обгорелыми лучинами, веретеном, камнями, вырванными с корнем деревьями. Умерший здухач становится вурдалаком. По всем признакам здухачи могут быть отнесены к заложным мертвецам.

 

Земляной дух

 

В славянской мифологии разновидность нечистой силы, которая живет под землей: под деревом, под камнем, под кустом. Если земляного духа потревожить, он может отомстить тем, что нашлет болезнь или еще какую беду.

Задабривали земляного духа жертвоприношением, закапывали кости, куски мяса и шкуры, выливали в выкопанную ямку хмельной напиток.

Верование в земляного духа еще языческие. Это культ духов природы, которые живут в каждом предмете окружающей среды. В зависимости от того, как человек к ним относится, они могут быть добрыми или злыми.

 

Прежде чем копать криницу, и сейчас выполняют специальные ритуалы, что является отголоском языческих верований, которые предполагали задабривание духов природы. В данном случае – земляного духа.

 

Зимник

 

Старик небольшого роста, с белыми как снег волосами и длинной седой бородой, простоволосый, босой, в теплой одежде, в руках держит железную булаву. Живет в лесу, а если заходит в селение – следует ждать жестоких морозов.

 

Злыдни

 

Персонажи славянской мифологии, воплощение несчастья, лиха, беды. Представляли эту нечисть в подобии маленьких сморщенных существ в лохмотьях; живут они в старых мельницах со страшной старухой на имя Лихо‑одноглазое и прислуживают ей. Оттуда злыдни переселяются в намеченный дом за печь. Считали, где поселяются злыдни – там беда и нищета надолго, они могут за собой и Лихо привести.

 

Известно много пословиц и рассказов о способности злыдней обрекать людей на тяжелую безысходную убогую жизнь:

«Призвать злыдни не штука, да выгнать – мука!»

«Просились злыдни на три дня, а выгнать нельзя».

«Как злыдни – всем видны».

Известны заклятия типа: «Чтоб тебя злыдни побили!» В данном заклятии злыдень выступает в значении «черт».

В сказочных сюжетах других народов, которые перекликаются с представлениями о беде, избавиться от злыдней можно лишь заманив их в какую‑нибудь ловушку (посудину, мешок).

В большинстве народных преданий у настоящего хозяина, работящего и бережливого, злыдни не поселяются. Живут они там, где нет работы, а лишь гулянья и горилка, где не заботятся хозяева о благосостоянии и достатке. А как возьмутся непутевые хозяева за ум, руки к труду приложат – злыдни покидают дом.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!