Политическая и правовая культура: аспект соотношения



Слово "политика" многозначно. Одно из определений политики – это деятельность, направленная на достижение определенной цели[130]. В справочных изданиях политика наиболее часто определяется как деятельность в сфере отношений между социальными группами, политическими партиями, нациями и государствами, связанная с завоеванием, удержанием и организацией политико-государственной власти[131].

Право – система общеобязательных норм, выраженных в законах, – нередко конкретизирует политику, доводит ее содержание нормативными способами до членов общества. Государство посредством права в значительном объеме осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. В современной России политическим содержанием отличаются многие законодательные акты. В их числе те, которые направлены на структурную перестройку российской экономики, реальную поддержку производителей, на постепенное снижение темпов инфляции и др.

Правом регулируются многие политические отношения, связанные с функционированием политической системы России. Следует отметить, что общественные организации (общественно-политические движения, политические партии и др.) действуют в рамках правового режима, установленного государством. Назовем в этой связи такие федеральные законы, как "Об общественных объединениях"[132], "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[133], "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Значение права в рассматриваемом плане выражается не только в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, но и в закреплении их возможности использовать широкие политические свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и др.

Очевидно, результативность названных видов деятельности во многом зависит от уровня политической и правовой культуры граждан Российской Федерации. Обратим внимание на понятие, содержание политической и правовой культуры, их соотношение.

В научной литературе понятие "политическая культура" используется в широком и узком смысле слова. В первом значении политическая культура – это часть духовной культуры общества, которая характеризуется спецификой и относительной самостоятельностью, отражает политические ценности, знания, идеалы, политические отношения и деятельность, свойственные обществу в целом. Имеется в виду комплекс тех элементов политического сознания, идей, убеждений, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. В этом смысле говорится о том, что каждому конкретному обществу соответствует своеобразная модель политической культуры[134]. Действительно, одни специфические формы политической деятельности были свойственны политической культуре нашей страны в доперестроечный период и качественно другие – в современной России.

Политическая культура в узком смысле – это система знаний и убеждений, средств и способов политического поведения индивидов и их объединений. В этом плане можно назвать разновидности политической культуры, свойственные гражданам, политическим и государственным структурам. Деятельность депутатов представительных органов государственных власти России позволяет отметить, что различаются показатели их общей и политической культуры на местном и федеральном уровне. Как видно, политическое поведение граждан, иных участников политической жизни является концентрированным выражением соответствующей политической культуры.

Для самоопределения личности в социальной, политической и правовой сфере большое значение имеет окружающая правовая культура. Она представляет собой сложное образование, имеет свои особенности, структуру. Своеобразие этого вида культуры определяется особенностями сферы действия права и накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу[135]. По мнению В.П. Сальникова, "по существу, правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики"[136]. Как видно, общий момент в приведенных определениях следующий: органическая связь правовой культуры с позитивными, ценностными достижениями в области правовой действительности, правовой жизни общества.

В этой связи можно сказать, что правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов. Основные из них: 1) состояние правосознания в обществе, т.е. степень выражения знания и понимания права, осознания необходимости следовать предписаниям закона; 2) уровень обеспечения законности, т.е. системы требований, предъявляемых как к личности, так и к властным структурам; 3) состояние законодательства, его качественные показатели, относящиеся к содержанию и форме; 4) результативная деятельность судебных, административных и иных государственных органов и должностных лиц, применяющих право.

Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц. Правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности, использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей.

В самом общем плане можно сказать, что правовая культура должностных лиц – это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры – значит поступать законно.

Каково соотношение политической и правовой культуры? Политика и право – это две необходимые, тесно взаимодействующие подсистемы социально-политической организации общества. Соответственно, можно отметить общие моменты, свойственные политической и правовой культуре. Обратим внимание на определенную близость, повторяемость их структуры. Структурно политическая культура представляет собой единство политических знаний, сознания, убеждений, а также политических действий. Правовая культура также включает правовые знания, правовое сознание, правовые убеждения и действия в области правового регулирования.

Различия в интересующем нас плане проявляются в следующем. Ключевой пункт правовой культуры – ее непосредственное влияние на законодательство, юридическую практику, реализацию субъектами предоставленных прав, свобод, возложенных юридических обязанностей и потому вхождение в правовую систему страны. Политическая культура – необходимый элемент политической системы общества, поскольку она определяет политическую ориентацию субъектов политической жизни, формирует их отношение к политическим ценностям, нормам и идеалам, а также к политике государства, партий, обусловливает их участие в ее реализации.

Взаимодействие политической и правовой культуры определяется многими факторами. Во-первых, тем, что политическая система нашего общества функционирует на основе политических, правовых и иных социальных норм. Следовательно, эффективность реализации таких норм зависит от уровня политического и правового сознания, культуры субъектов политической жизни. Во-вторых, взаимодействие рассматриваемых видов культуры определяется и тем, что основные положительные цели политики и права достигаются посредством правомерных действий индивидов и организаций, их умения использовать свои права в этих областях отношений. Таким образом, политическая и правовая культура субъектов политической жизни во многом определяет их жизнеспособность, активность в политической и правовой сферах жизни, функционирование политической системы российского общества.

Воробьев А.М., доктор философских наук, профессор

Уральский юридический институт МВД России

Проблема формирования политической культуры
в условиях нестабильности

Политическая культура в самом общем виде определяется как система ценностей, разделяемых большинством населения в качестве субъекта политического сообщества (К. Гаджиев). Речь также идет о технологии жизни, совокупности мнений, обычаев, традиций, существующих в данном обществе.

Политическая культура – это сложное образование, включающее в себя ряд компонентов. Это политическая идеология, нормы, отношения, сознание, традиции и, наконец, политические действия. По-видимому, без политических действий понятие "политическая культура" теряет какой-либо смысл, ибо именно этот элемент отличает политическую культуру от политического сознания.

Известно, что политическая культура реализуется в конкретных, соответствующих определенному историческому этапу, политических ценностях. В 80-е гг., к примеру, политическая культура трактовалась как культура управления государственными и общественными делами в условиях "развитого социализма". Она сводилась к совокупности официальных норм и широко пропагандируемых в СМИ примеров лояльного отношения к власти.

Однако есть в политической культуре и другие ценности, более устойчивые, можно сказать, классические. В наше время среди таких ценностей выделяются мир, спасение природной среды, направленные на сохранение жизни на планете. Их реализация тесно связана с политической культурой, сознательностью и активностью людей.

Глубочайший смысл и жизненную силу приобретают такие классические ценности политической культуры, как свобода и демократия. В политической культуре гласность и свобода информации "словно кислород, очищающий и обогащающий воздух"[137]. Посредством их создаются необходимые условия для воспитания культуры демократического поведения. Это особый тип политической культуры, необходимый для квалифицированного и эффективного участия широких масс в управлении обществом. Отсюда необходимость знакомства, в том числе через средства массовой информации, как с этими властными функциями, так и со способами их осуществления[138].

Анализируя политический процесс в России, заметим, что частые переизбрания депутатов Госдумы, местных органов власти при всех очевидных издержках, прежде всего финансовых, имеют и положительную сторону. Тем самым в процесс активной политической деятельности вовлекается все большее количество граждан, увеличивается масштаб этой деятельности. Однако у этого процесса, кроме уже обозначенных нами, есть издержки еще и в виде низкого профессионализма политиков различного уровня. На смену уже освоившим некоторые "азы" депутатской деятельности приходят вновь избранные, которым предстоит начинать все сначала. "Профессиональная деятельность на различных уровнях общества ныне реализуется стихийно, путем проб и ошибок. Надеяться на то, что сам жизненно-политический опыт сформирует иные, адекватные новым историческим реалиям формы и методы ведения политической жизни, по меньшей мере легкомысленно, если не наивно", – пишет И. Модель[139].

Обращаясь к современным реалиям политической культуры в России, мы не можем не констатировать живучести в массовом сознании, политической ориентации и поведении многих явлений, относящихся к пластам традиционным, активно сопротивляющимся всякого рода рационализаторским импульсам. Это следовало иметь в виду инициаторам перестройки, реформ. Во многом эти реформы связаны с попыткой "вестернизации" России за короткие исторические сроки. Мы не можем согласиться с тезисом, что сегодня политическая культура россиян характеризуется как "зачаточная", "неокрепшая" или даже "первичная" с точки зрения развития демократии. Просто она другая, носит во многом советский тип политической культуры, и с этим нельзя не считаться.

Некоторыми исследователями сегодня выделяются политическая культура "индивидуалиста", ориентированная на рыночные ценности; "этатиста", ориентированная на государственные ценности; политическая культура "пассионария", ориентированная на высокую политическую активность, и т.д.[140] По нашему мнению, в современных условиях в России более распространен "пассивный" тип политической культуры, который предполагает, что субъект принимает к сведению политические события и решения органов власти, относясь к ним вполне индифферентно. Этому широко распространенному сегодня типу политической культуры, связанному с абсентеизмом, есть вполне логичное объяснение. Российских граждан, "электорат" уже не раз обманывали в течение десяти с лишним лет перестроек и реформ, обещая за выборы на тот или иной пост "незамедлительно решить все вопросы", а в противном случае – "лечь на рельсы".

Сегодня, на наш взгляд, необходима специальная подготовка будущих политиков разного уровня в специальных учебных заведениях[141]. Полагаем также, что главной задачей в плане формирования политической культуры как российского общества в целом, так и отдельного гражданина является возвращение доверия к власти. Политическая культура в гражданском обществе вообще должна в некотором роде одушевлять формирование политических институтов. Должно быть глубокое родство политической культуры с массовой нравственностью, менталитетом. Если этого не происходит, то общество разобщается, оказывается в плену распрей, раскола и перестает быть обществом, власть государства дробится на власть партий, фракций. Таковы эпохи революций, гражданских войн[142].

Идея необходимости опоры власти на особенности исторической культуры, нравственности и ментальности не нова. Еще князь Владимир Мономах полагал, что "лучше жить в согласии со своим народом, нежели вечно запугивать его силой дружинников и богатых иностранцев"[143].

Сегодня желательно полнее выявлять феномен самоорганизации граждан, тот дух народности, соборности, который отражает традиции, создание, культуру и уклад жизни. Необходимо исследовать мотивы, которые заставляют объект власти подчиняться субъекту, использующему средства, рассчитанные на добровольное подчинение (прежде всего моральный авторитет). Речь идет о концепции политической поддержки, которая состоит в уважении к субъекту власти, идентификации с ним, привычке, вере. Она проявляется и в таких показателях, как доверие, симпатия, готовность выступить в защиту того или иного лидера, института власти и т.д. Эта концепция ярко проявилась в августовских событиях 1991 г., частично – в событиях октября 1993 г. и менее заметно – в президентских выборах 1996 г.

Большую роль в реализации концепции политической поддержки выполняют средства массовой информации. Однако если раньше, 10–15 лет назад, СМИ и особенно телевидение играли интегрирующую роль в формировании политической культуры общества, социальных групп, то сегодня эти процессы необычайно усложнены. В условиях многоканального телевидения, огромного количества газет и журналов личность испытывает большие затруднения в выборе ориентиров политического сознания и поведения. Можно говорить лишь об электоральном поведении, предпочтении избирателями тех или иных партий, общественных движений.

Коробкина В.А.

Уральская государственная юридическая академия


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 2035; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!