Легитимация политической власти и ее ведущие признаки



С момента своего возникновения политика как особый вид регуляции социальной жизни складывалась на основе властных отношений господства – подчинения – управления – исполнения. Российский политолог профессор Пугачев В.П. дает такое определение политики: это "область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей"[128]. Без наличия властных отношений невозможно координирование социально-политических связей, достижение взаимоприемлемого компромисса между различными социальными общностями, поддержание целостности и стабильности государства.

Политическая власть складывается и функционирует как право господствующей элиты на осуществление общего руководства и управления страной, т.е. выступает основным организующим и контрольно-регулирующим началом политики. Однако ничего вечного нет, и поэтому политическая власть со временем переходит от одного правящего слоя к другому. Осознавая объективность и неизбежность данного процесса, правящие элиты стремятся его затормозить. С этой целью проводятся конкретные мероприятия с учетом существующего в данной стране политического режима.

Одним из механизмов укрепления имеющей место политической власти является легитимация – "процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – процедура ее признания, объяснения и оправдания"[129].

Легитимность политического явления не означает его юридической оформленности, она не обладает юридическими функциями, но в то же время она утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание или изменение политических структур. Легитимация призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается, – оправдание такого принуждения, использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.

В политической истории часто наблюдается покорность масс, которую трудно объяснить какими-то психологическими обстоятельствами. Люди часто способствуют приходу к власти жестоких правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни, и напротив, есть немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности. Одним из таких примеров в истории является падение Веймарской республики в Германии, приход к власти Гитлера. Современная ситуация в России дает немало примеров несовпадающего отношения людей к демократическим преобразованиям. Мы видим, как трудно преодолевается наследие прошлого в политическом сознании людей, насколько ощутимо тяготение к сильной власти, как противоречиво складывается отношение к новым институтам и структурам власти.

Есть в истории и множество примеров, когда народы вынуждены покоряться власти, в душе презирая ее, при малейшей возможности отклоняясь от нее. В таких случаях правящие социальные силы неизбежно прибегают к давлению, применению силы. Страх становится основной формой проявления отношения людей к власти. Американский ученый Сеймур Мартин Липсет понимание проблемы легитимации политики рассматривает в зависимости от эффективности политической системы. Он утверждает, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения С. Липсета, имеет оценочный характер, что связано со способностью системы формировать и поддерживать у масс убеждение в том, что функционирование существующих политических институтов самое рациональное.

Как процедура легитимность имеет ряд определяющих признаков. На наш взгляд, ведущим ее признаком является эмоционально-доверительное отношение людей к власти, основанное на вере в ее особое предназначение, в способность решать жизненно важные для общества и для каждого человека проблемы, в необходимость использования и применения разнообразных, в том числе и насильственных, методов для достижения целей. Легитимности политики может способствовать ряд обстоятельств, которые сопутствуют человеческому обществу.

Эмоциональное отношение к власти многообразно и отображает индивидуальную неповторимость каждой личности. Однако легитимность политики определяется общими тенденциями состояния отношений между властью и населением, к числу которых можно отнести преобладание страха, безысходную покорность и веру в целесообразность существующего политического режима, убежденность в его необходимости. Важнейшим индикатором легитимности выступает преобладание веры в целесообразность политического режима, психологические основы которой неоднозначны.

Вера может формироваться в сознании как ответ на подражательную способность людей, их стремление следовать сложившимся стереотипам поведения. Иррациональный тип веры проявляется в слепом повиновении сложившимся в обществе принципам. Доверие к власти складывается под влиянием привычки, боязни перемен, опасений перед трудностями приспособления к новому политическому порядку. Исследования в политической антропологии показывают, что так называемые традиционные общества с их строго регламентированной системой отношений, достаточно жесткими структурами, деспотизмом правителей существовали на протяжении длительных периодов благодаря прежде всего слепому следованию сложившимся стереотипам поведения, вере в незыблемость и правомерность структуры власти. Это вера-подражание, обеспечивающая постоянное воспроизводство сложившихся ранее отношений между правительством и населением. Веру охраняют общественные нормы, законы.

С наступлением эры индивидуализма, требующей от человека жить своим умом, вера начала приобретать все более рациональный характер. Отношение к власти уже определяется не ожиданием обеспечения привычного образа жизни, а соотнесением личных и групповых интересов с возможностями их реализации существующими государственно-политическими структурами.

Второй признак легитимности – признание массовым сознанием значимости, ценности самой власти и соответствующей формы ее построения. Власть не неизбежное зло, а реальность, позволяющая рациональнее решать личные проблемы, обеспечивать необходимый порядок в обществе, охранять жизнь людей. Легитимным считается такой политический режим, институты которого рассматриваются как значимо-ценностные.

Человеку свойственно смотреть на мир через призму своей системы ценностей, основу которой составляют интересы личности, группы, общества, государства. Каждый судит по способности власти организовать жизнедеятельность общества и тем самым выражает свое отношение к власти и ее институтам. Система ценностей играет огромную роль в мотивационной структуре личности, она может стимулировать явные действия людей, желающих добиться установления справедливого порядка.

Легитимность политического режима утверждается лишь тогда, когда институты власти, государственное руководство проводят политику, отвечающую запросам населения и одобренную массовым сознанием. Появление трещины между социально-политическими ориентациями большинства населения и практическими делами управленческих органов может обернуться серьезным кризисом власти, в основе которого – утрата правящими кругами понимания стремлений, запросов, чаяний и ожиданий многих людей.

Третий признак легитимности – одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, согласие с основными целями, методами и средствами управления. Признак одобрения политики раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, политическому деятелю. В период относительного благополучия социально-экономического развития обычно складываются отношения согласия, одобрения. Но по мере нарастания кризисных явлений в экономике, падения жизненного уровня населения страны одобрение сменяется недовольством и утратой политическим режимом легитимности.

Если же в пределах существующей системы массы находят иных лидеров, с которыми связывают свои надежды, то кризисные явления не означают, что недовольство политической деятельностью лидеров равнозначно недовольству политической системой. Разочарование в конкретных политиках не может подорвать легитимность режима, если массы верят в целесообразность и признают ценностную значимость существующего государственного устройства.

Признаки легитимности тесно связаны между собой и практически неразделимы. Так, вера в незыблемость и правомерность существующего политического режима предопределяется системой ценностных ориентаций, укрепляется одобрением политики. Напротив, согласие с действиями правящих кругов, одобрительное к ним отношение многократно усиливает веру в необходимость и целесообразность именно существующих институтов власти, способных реализовать ценностные установки граждан.

Но в обществе нет абсолютной легитимности политики. Общество состоит из индивидов, социальных слоев, групп, взгляды которых на существующий порядок не совпадают со взглядами большинства или даже противоположны. Такое обстоятельство свидетельствует о возможности оппозиционных настроений стать основой складывания новой легитимности.

О легитимности политической власти существует немало внешних признаков, по которым судят о наличии или отсутствии легитимации. Такие признаки, как наличие беспорядка, хаоса в стране, нарушение сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, возрастание роли карательных органов, в том числе полиции, пытающихся силой подчинить массы государственной власти, и свидетельствуют о легитимации политики.

Об уровне легитимности политического режима свидетельствует и способность государства обеспечить нормальное функционирование общества, проявляющееся в отсутствии роста девиантного поведения, особенностях преступности, законопослушном поведении граждан, социальной стабильности, роли карательных органов (полиции) в жизни общества. Легитимным считается тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

Вполне справедливо утверждение, что как бы человек ни относился к политике, как бы ни стремился дистанцироваться от нее, политика неизбежно входит в его жизнь. Входит в виде законов, правовых актов, которые индивид должен соблюдать, если не желает испытать карающее воздействие государства. Входит в виде огромной толпы чиновников, с которыми человеку приходится неоднократно соприкасаться, уплачивая налоги, штрафы, добиваясь пособия. Входит с экрана телевизора, со страниц газет, переполненных политикой.

Нити, связывающие человека с политикой, могут стать проводником живительной силы, питающей его уверенность в завтрашнем дне, а могут стать тяжелыми оковами, создающими массу неудобств, не позволяющими развернуть личную инициативу, вносящими растерянность и унизительное чувство зависимости. Можно ли избежать крайностей? Да, можно. Надо иметь ясное представление о том, чего человек ждет от политических институтов, насколько их деятельность соответствует ценностным ориентациям и запросам населения, т.е. постоянно чувствовать пульс массового сознания общества.

Литература

Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. 1992. № 8.

Андреев С.С. Политическое доверие и политическая ответственность // Социально-политический журнал. 1992. № 10.

Белов Г.А. Политика как общественное явление // Кентавр. 1993. № 2.

Вятр Ежи. Социология политических отношений. М., 1982.

Перегудов С. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. 1992. № 9.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

Пугачев В.П. Основы политической науки. М., 1993.

Кожевникова Ю.С., адъюнкт

Уральский юридический институт МВД России


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!