С Иоанна Крестителя оскудело пророчество и духовное понимание Писания в иудейском народе



 

102. Но Церковь имеет и судий, которые могут примирять брата с братом, которые судят мир и будут судить Ангелов (см. 1 Кор. 6:2–3). Если же когда умножатся суесловцы и умом прельщени, учаще яже не подобает, развращающии вся домы, сквернаго ради прибытка (Тит. 1:10, 11), а в Церкви не будет никого искусного, кто заграждал бы таковым уста и низложил их возношения взимающиися на разум Божий (2 Кор. 10:5), то должно знать, что она оставлена за умножение ее преслушания. И если несть мудр ни един, иже может разсудити между братий, но, по недостатку святых, судятся пред неверными (1 Кор. 6:5, 6), и это есть признак оставления, ибо отнял Господь и судию.

 

Пророческие дары в Церкви. Признак оставления

 

И пророка и смотреливаго[1341]. Всякое пророчество у иудеев – до Иоанна; а с Иоанна оно оскудело, и у них нет духовно постигающего намерение [1342] Закона, по ослеплению, которое бысть Израилеви (Рим. 11:25). Но и в Церкви есть дарование пророческое ради Положившего в Церкви первее апостолов, второе пророков (1 Кор. 12:28). Посему, если когда войдут в нее неверные и невежды и не будут обличены и испытаны, и это есть признак оставления. Ибо сказано: Аще вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, истязуется от всех, и сице тайная сердца его явлена бывают (1 Кор. 14:24–25). Итак, тот пророк, кто по откровению Духа предсказывает будущее; а тот смотреливый, кто с помощью своего разумения, из сличения подобного, основываясь на опыте времен предшествовавших, заключает о будущем, рассуждая так: «Если будем делать дела содомские, то потерпим наказание, подобное содомскому»; или: «Если покаемся, как ниневитяне, то подобно им будем помилованы».

 

Старцы

 

103. И старца. В числе угроз находится и отнятие старца, так как присутствие его доставляет немалую пользу, будет ли сим старцем человек, удостоенный какого ни есть начальства и сопричисленный к пресвитерству или безукоризненно носящий на себе образ старца, особенно же не прикасавшийся к жене. Но если кто, по закону Господню, действительно единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива, не себе угождающ, не гневлив, не пияница, не скверностяжателен, но страннолюбив, благолюбец, целомудрен, преподобен, праведен, воздержен, держащийся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении и противящияся обличати (Тит. 1:6–9), то он – старец, которого Господь отнимает у грешного народа.

Отнимает как крепкаго и крепкую, как крепость хлеба и крепость воды, как человека ратника, как судию, так и старца. Посему когда увидишь, что иные достойны сопричисления к старцам, но скрываются или пренебрежены, а вместо них возведены недостойные, знай, что у этого народа Господь отнял старца. А какой потребен знаток[1343], чтобы не укрылся от него искусный в таковых, Бог показал сие, поручив избрание сих великому слуге своему Моисею. Ибо говорит: собери Ми седмьдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии, и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо с тобою; и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня, да подымут с тобою устремление людий сих, и не будеши водити их ты един (Чис. 11:16–17).

104. Надобно же, чтобы они были преклонны возрастом, с течением жизни искусились во многом и в цвете своей седины показали твердость нравов, ибо слава старым седины (Притч. 20:29). Если же и в юном возрасте найдется старческий образ мыслей, не должно презирать дара, но верить тому, кто говорит: седина есть мудрость человеком (Прем. 4:9), потому что действительно старцем делает не столько белизна волос, сколько старческий образ мыслей. А может быть, того же требует и Писание: Пред лицем седаго востани и почти лице старчо (Лев. 19:32). Ибо если кто, подобно мудрому Даниилу, юн телом, но стар умом, то справедливее – предпочесть его тем, которые, как вавилонские старцы, обетшалые злыми денми (Дан. 13:52), имеют развратное изволение при телесной седине. Посему на Даниила, который был отрок и весьма юн по чувственному возрасту, но имел по образу мыслей духовную седину, снизошло дарование старчества; ибо не солгали говорившие: гряди, сяди посреде нас, яко тебе даде Бог старейшинство (Дан. 13:50).

Таким образом, случается иногда, что юные оказываются достойными большей чести, нежели старцы, живущие нерадиво и беспечно. Посему иудейские старцы лжеименны. Ибо отнял Господь от народа их как человека ратника и пророка, так и старца. Церковь да молится, чтобы не был у нее отнят старец, достойный сего именования. А как это важно, видим на Аврааме. Хотя в предшествовавших родах исчисляются многие, жившие долее его: поживе Адам девять сот и тридесять лет (ср. Быт. 5:5), и поживе Мафусал девять сот и седмьдесят [1344] лет и умре (ср. Быт. 5:27), и поживе Ной девять сот [1345]лет (ср. Быт. 9:29), – но ни один из них не назван старцем, а Авраам старец, по свидетельству Сарры, которая говорит: не у было ми убо доселе, господин же мой стар (Быт. 18:12). И он был стар, потому что душу его покрыла сединами добродетель.

105. (3) И пятьдесятоначалника. Господь Саваоф угрожает отнять у иудеев вместе с прочими и пятьдесятоначалника. Что под сим разумея? Под частью разумея целое, говорит, что допустит прийти у них в беспорядок всему благоустройству и управлению, потому что тысяченачальники, стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники поставлены были Моисеем по совету Иофора, чтобы на себе нести попечение о народе и принять на себя меньшие суды для имеющих нужду в суде (см. Исх. 18:21–22). И иудеям изречена угроза, что такой порядок управления будет у них отнят. Посему пророк угрожает, что отнимется у них пятьдесятоначалник, как и человек ратник, и судия, и смотреливый, и пророк, и старец.

106. И дивнаго советника. В жизни человеческой весьма нужен и полезен совет, потому что никто не может быть самодостаточен во всем, но имеет нужду в помощниках, еще более при избрании полезного, чем при отправлении телесных действий, так что человек, не имеющий советника, подобен кораблю без кормчего, предоставленному на произвол туда и сюда порывающих ветров. Если же при рассмотрении чего‑либо маловажного берем советников, то как не искать нам дивных советников, когда идет дело о душе и о полезном для души?

Посему, как скоро иудеи составили лукавый совет, как бы им предать Господа, Господь отнял у них дивнаго Советника, советам Которого дивились (ибо дивляхуся о учении Его – Мф. 22:33), но не следовали наставлениям. Как же не дивен Советник, Который, вместо закона око за око (Лев. 24:20), советует: если кто ударит в десную ланиту, обратить ему и другую (Мф. 5:38, 39), также не гневаться, не судиться, не иметь вожделения к гнусному, никого не почитать врагом, но любить ненавидящих, не заботиться о тленном, не превозноситься умом, не просить у Бога маловажного, иметь сердце на небеси, туда перенеся свои сокровища (см. Мф. 6:21; Лк. 12:34), пребывать с Богом, быть братолюбивым, сострадательным, общительным в том, что имеет у себя, нечистоту поставлять не в пище, но в сердце и в произволении? Сего‑то Советника, подающего такие Божественные и дивные советы, отнял у них Господь за то, что не приняли Его. Посему нет у них дивнаго советника.

Будем же молиться, чтобы и сия Церковь не лишена была дивнаго советника, чтобы когда представится кому случай искать совета в деле нужном, пришедши в Дом сей – общее собрание душ, нашел он здесь слово утешения, производящее в душах как бы некий свет для отыскания нужного. Кто, при благом совете, ходит по воле суетного сердца своего, тот подобен Ровоаму, который, не уважив спасительного мнения старейших, последовал совету юных своих совоспитанников и чрез них лишился царской власти над десятью коленами (см. 3 Цар. 12:1‑19; 2 Пар. 10:1‑19).

107. И премудраго архитектона. После того как у иудеев отнята помощь дивного Советника, Который, как оказалось, есть Господь наш Иисус Христос, отнят у них и премудрый архитектон, и стал апостолом языков сей Евреин от Еврей, по закону фарисей (Флп. 3:5), – Павел, соделавшийся рабом Иисуса Христа, Которого гнал. Где же доказательство его архитектонского знания? Сам он говорит: яко премудр архитектон основание положих (1 Кор. 3:10). Думаю также, что и Дух Святой архитектонствует в Церкви Божией, по слову того же Павла, который говорит: созидаетеся в жилище Божие Духом и, снабдеваемые Духом, созидаетеся и растете в церковь святую о Господе (Еф. 2:22, 21). Итак, отвергших дивнаго Советника, Бога Слово, Господь лишил мудрого Архитектона – Духа Святого. Посему, не имея Составляющаго и Счиневающаго их (ср. Еф. 4:16), они отрешены и отделены друг от друга и не могут чрез духовное созидание соделаться Церковью Божией.

Будем же молиться, чтобы Церковь снабдевалась Духом, чтобы у нас поставляемы были духовные архитектоны, каков был Веселеил, которого Бог наполнил Духом Божиим, духом смышления и ведения архитектонствовати во всяком деле архитектонства (ср. Исх. 31:3–4). Иразумнаго послушателя. Если, по слову Соломонову, слово многоценно во ухо благопослушно (Притч. 25:12), то где нет слова, там нет нужды и в слухе. Итак, поскольку отнят чудный советник, то вследствие сего отнят вместе и разумный послушатель. Ибо где нет серебра, там без дела остается и меняла [денег][1346].

Но прискорбно, когда слово полно мыслей и произносимого по делу, но нет разумно сознающего слово, потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11:15).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!