В надмении есть свое основание



 

Но можно разуметь под кедрами тщеславные нравы в людях, превозносящихся без всякой достаточной причины к надмению.

Ибо и в кичении или есть какая‑либо правдоподобная причина, производящая превозношение, или оно вовсе неосновательно, например, иной о себе высоко думает по причине воздержания, другой – по причине целомудрия, а иной – по причине постоянного пребывания в молитвах. Худо таковой делает, думая о себе выше надлежащего, однако же его возношение имеет для себя основание. Таковой есть высокое дерево, но плодовитое. Но кто без всякого доброго дела превозносится или ради богатства, или знатного рода, или ради телесной крепости – тот кедр, гордящийся бесплодной и бесполезной жизнью. Но почему же он – кедр ливанский? Потому что как растения, стоящие на горах, пользуются чужой высотой, так опирающиеся на богатство, или силу, или славу предков в предлог к собственному своему превозношению употребляют нимало им не принадлежащее.

 

Ничто не зло по природе, но лишь по свободной воле

 

Впрочем, есть и похваляемые кедры. Насытятся древа Господни [1331], кедри Ливанстии, ихже насадил (Пс. 103:16). И к славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри (Пс. 148:9), в доказательство, то по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему. Посему и на построение храма употребленные кедры привезены были с Ливана, чем история показывает, что возможно от идолослужения перейти к святыне. По сим причинам сокрушается кедр – то когда не отлучен он от Ливана, то когда, оставив древнее, делается достойным освящения. Вообще же и нравы животных, и виды растений берутся к означению различного произволения в людях.

91. И на всяко древо желудя Васанска. Вот упоминание о другом растении, в показание, что жизни человеческой угрожает опасность подпасть суду. Нравы жесткие и непреклонные, на все отвечающие упорством и противлением, и общее словоупотребление уподобляет дубу. Это дерево приносит и плод, но годный в пищу свиньям. Почему пророк назвал его деревом студа, потому что Васан берется в значении студа. Посему, у кого слава плодоношения есть стыд, на тех приидет день Господа.

Находим еще, что и идолослужение называется стыдом, как в Третьей книге Царств. Илия говорит Ахааву: и ныне посли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармилскую, и пророки студныя, и пророков дубравных четыреста мужей, ядущих трапезу Иезавелину (3 Цар. 18:19). Итак, поскольку всяко древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Мф. 3:10), день Господа, как страшный, угрожает и древам студа. Посему и царь Васанский называется Огом, а Ог толкуется «преграда», так как студные дела преграждают нам путь ко спасению, ибо блудники, прелюбодеи, женоподобные, мужеложники и все делатели студа имеют над собою царем Ога, который производит отлучение от Бога. Господь сокрушит его для освобождения содержимых в его власти. Исповедайтеся Господеви, яко благ; поразившему цари велия, и убившему цари крепкия, Сиона и Ога (Пс. 135:1, 17, 18, 19, 20).

92. (14) И на всякую гору высокую и на всякий холм высокий, (15) [и на всякий столп высок и на всякую стену высокую] [1332] Как горы отличаются от холмов величиной, а во всем прочем сходны они между собою, так и сопротивные силы подобны одна другой произволением, но различаются великостью неправд. Посему справедливо и на них приидет день Господа Саваофа. Что же значит это: и на всякий столп? Столп есть высокое здание, пригодное для городской стражи и для узнаваний неприятельских нашествий. Для этой цели дарован нам ум – стеречь блага и предусматривать козни врагов. Ему не нужно ни в себе самом, ни из вещей земных устроять входа на небо. Ибо Господь снисходит к нему – падшему долу по причине высокого о себе мнения, благодетельно и спасительно расторгает его согласие со злом. Для его‑то построения Господь повелевает нам сесть и расчислить, аще имамы, еже есть на совершение (Лк. 14:28), как показывает самый образ выражения в Евангелии. Посему пророческое слово требует, чтобы ум высокомудренный, надменный, унижающий всех и ублажающий только себя, убоялся дня Господня.

И на всякую стену высокую. Опять и стена есть ограда, построенная для охранения города и для отражения неприятельских нападений. Подобным образом есть некоторые науки, которыми ополчает нас сама истина, чтобы спасительные догматы соблюлись неодолимыми; а есть также науки, изобретенные внешними и годные для ограждения лжи и охранения суетности. Ибо сила диалектики есть стена для догматов и не дозволяет расхищать и брать их в плен всякому, кто хочет[1333]. Посему‑то стены Иерусалима написаны на руках Господних (см. Ис. 49:16); а стены иерихонские ниспровергнуты Иисусом, разрушаемые одним гласом (см. Нав. 6:19). Выше осуждается только высокое, а здесь и то, что при высоте имеет крепость. Правдоподобие, в доказательных способах учения слишком усиленное и возвышенное, пророк в переносном смысле называет высокой стеной и утвердительно говорит, что оно будет низложено в день Господень.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!