Благоразумный и добрый советник – великое благо



 

Великое благодеяние – появление благоразумного и благорасположенного советника, который восполняет недостаток благоразумия в требующих совета! А какая польза от совета, всего более доказывает это собой Моисей, который наказан бысть всей премудрости Египетстей (Деян. 7:22) и беседовал с Богом, якоже аще бы кто друг возглаголал к другу (ср. Исх. 33:11). Но и он принял совет от тестя своего, Иофора, поставить тысященачалники, и стоначалники, и десятоначалники, да судят людий (ср. Исх. 18:21–22). И Давид пользовался советником Хусием, с помощью которого разорил воинский совет Ахитофелов (см. 2 Цар. 17:14). И вообще, совет есть священное какое‑то дело, единение воли, плод любви, доказательство смиренномудрия. Ибо страшное кичение – думать, что ни в ком не имеешь нужды, но внимать только себе самому как единственно способному присоветовать лучшее. А мы медлим предаться тем, которые преподают, что нужно, и стыдимся признаться, что они благоразумнее нас в жизни. Притом кто в ожидании советника дает место и собственным рассуждениям, тот в продолжительнейшее время, с трудом только и вниманием, нападает на след того, что нужно.

 

Совет – священное дело, доказательство смиренномудрия

 

58. И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион. Пророк показал, какой конец имеют частные благодеяния. Ибо вместо града убийц – град правды, и вместо града блудницы – мати градовом, то есть и другим городам подаст пример целомудрия. И опять град верный, каким был до осквернения блудом. Так украшенная приличными ей украшениями, то есть советниками и судьями, Церковь во Христе может быть названа мати градовом, потому что она как бы высылает от себя какие‑то поселения для жизни по Богу.

(27) С судом спасется пленение его и с милостынею. Пророк, ничего не сказав выше ни о чувственных врагах, ни о плененных, восстановление же города называя освобождением из плена, наводит нас на мысль, что поскольку каждый из нас находится под грехом, то под владычеством врага мы бываем как бы узниками греха и отводимся лукавым в плен для того, чтобы представить уды наша рабы беззаконию в беззаконие (ср. Рим. 6:19). Для сего – судии, спасители, защитники народа, избавители от врагов, каковы Варак, Сампсон, Гедеон и Иеффай; для сего – советники, путеводствующие ко спасению, чтобы пленники сего града сделались достойными получить спасение. Ибо сие значит спастися с судом, то есть по суду и исследованию. Потом, поскольку аще беззаконие назрит, никто не постоит (Пс. 129:3), пророк присоединил к суду и милостыню, чтобы строгость суда смягчалась срастворением милости[1297]. Таким образом, по суду город предан пленению, а по милости возвращен из плена.

59. (28) И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе. После того как достойные восстановления в первоначальное состояние спасены с судом и с милостью, совершенно беззаконные и пребывающие во грехе сокрушатся вкупе, и одни – за то, что осуетишася помышлении своими (Рим. 1:21), а другие – за то, чтопреступлением закона Бога безчествуют (ср. Рим. 2:23). Беззаконны же те, которые не покоряются Божиим законам, потому что или отступили от них, или и не начинали их исполнять; а грешники – те, которые волею согрешают по приятии разума истины (ср. Евр. 10:26).

Но, может быть, Бог и в тех, которым благодетельствует, сокрушает ветхого их человека, чтобы они ходили во обновлении жизни. Посему жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19). Ибо сокрушается дух мира сего, произведший грех, да дух прав обновится во утробе (ср. Пс. 50:12). Сокрушается также мышца грешника (ср. Пс. 36:17), то есть деятельная сила греха, да взыщется грех его и не обрящется (Пс. 9:36). Подобно и следующее место: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю (Втор. 32:39). Ибо убиет худо живущего, чтобы по очищении худой жизни даровать ему новую.

 

Беззаконники и грешники

 

60. Для того сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, чтобы они перестали быть неподчиняющимися и преслушными. И оставившии Господа скончаются, то есть не будет более совершаем этот грех – оставлять Господа. Подобно сему сказано в псалме: Да скончается злоба грешных (Пс. 7:10), как если бы кто приглашал врача прекратить болезнь у недужных или искусством своим остановить распространение гнилости. Но скончание это вовсе не означает совершенного уничтожения, останавливает же только известное действование в действующих. Ибо Павел, пророчествуя фессалоникийцам о сыне погибели, сказал: егоже Господь Иисус убиет [1298] духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2:8). Если убиение есть совершенное уничтожение, то как же упразднится уже не существующий? Но очевидно, что ложь в беззаконнике уничтожится духом уст истины, и таким образом упразднится он явлением пришествия Христова. Многократно уже замечали мы, что истребляются пороки, а не самые существа, в которых они были, как видно из следующих мест: и путь грешных погубит (Пс. 145:9), и путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6).

61. (29) Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша. Великое благодеяние – даже быть постыжденным в таком деле, которым прежде человек хвалился, потому что не был в состоянии видеть, что в деле гнусно, но находил славу в самом стыде. Посему постыждение о идолех производится ко благу постыждаемых. А сие бывает тогда только, когда служившие дотоле идолам приходят в познание истинного Бога. Ибо тогда приходит в сознание несообразности и покрывается стыдом молившийся бездушным вещам, как будто бы они имеют силу спасти. Но и всякий сластолюбец, чему бы из запрещенного порабощен ни был, обоготворив это, как идола, ставит в скверном храме, то есть в сердце своем, неотступно пребывает при нем своей мыслью и носит в себе образы вожделеваемого.

Так богатолюбец, там имея сердце, где его сокровище, служит идолу любостяжательности, чревоугодник, порабощенный вожделениями снедей, имеет богом чрево свое (см. Флп. 3:19). Но проклят человек, иже сотворит изваяние и слияние[1299], мерзость Господеви (Втор. 27:15). Блаженны же те, которые, по совету Иакова, повергают боги чуждыя и изменяют ризы, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, сотворити тамо жертвенник Богу (ср. Быт. 35:2, 3). Итак, отвергнем чуждых Богу идолов, и изменим ризы, совлекшись ветхого человека, и еще прежде отринем усерязи яже во ушесех [1300] (Быт. 35:4) наших, то есть ветхие учения, которыми мы услаждались. Сие сказано нами на слова: постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша. Ибо не против желания имели этих идолов, какие пред сим описаны, потому что, сами вожделев страстей, боготворим их.

62. И посрамятся о садех своих, ихже возжелеша. Находим, что слово сад берется в ту и другую сторону. Например, в Книге Бытия по переводу Акилы: И насади Господь Бог сад [1301] во Едеме (Быт. 2:8). Но опять Египетская земля в укоризну названа вертоград зелейный[1302] (Втор. 11:10). И еще укоризненное упоминание о саде, когда Ахаав пожелал наследство израильтянина Навуфея сделать вертоградом зелий[1303] (3 Цар. 21:2). С похвалой упоминает о саде Екклесиаст, говоря: сотворих ми вертограды и сады (Еккл. 2:5). Но благословен тот сад, в котором был гроб, принявший в себя временное домостроительство смерти в теле Господнем! Впрочем, здесь охуждается сад, потому что причиняет стыд вожделевшим. И кажется, что пророк разумеет теперь рощи, какие насаждались обольщенными в честь идолам, а под рощами разуметь должно погрешительные занятия и наружное благообразие, которым прикрываем свои страсти, например, если кто, погруженный в удовольствия, показывает вид честности или если кто, порабощенный скупости, старается показаться щедрым. В сем‑то посрамятся вожделевшие, когда откроются сердечные наши советы.

63. (30) Будут бо яко теревинф отметнувый листвия, и яко вертоград не имый воды. В буквальном смысле пророк по видимому говорит о садах, вожделенных идолослужителям, что они будут неприятнее обнаженного от листьев теревинфа и вертограда, засохшего от безводия. Нравственный смысл тот, что уловляющие внешним благообразием человеческую славу, по обнаружении тайного, когда будет вся нага и объявлена, и ни едина тварь неявлена (Евр. 4:13), с уничтожением окружающего их ныне обольщения представят собою неблагообразное зрелище, почему они и уподобятся дубу. Ибо так иные [1304] перевели слово теревинф; и из Книги Бытия знаем, что дуб и теревинф – одно и то же (см. Быт. 12:6; 35:4). Итак, они будут подобны теревинфу, или дубу, который, по опадении листьев, обнаруживает то, что прежде было закрыто зеленью. Ибо дуб украшен густой зеленью листьев и доброцветностью их удобно затеняет неуклюжесть своих сучьев. Пророк говорит, что они будут безобразнее и сего дуба по обличении прошедшей их жизни. И яко вертоград не имый воды. Таков будет и Израиль, подобно дубу имеющий листья, то есть сень законную, которую скинет с себя при исполнении времен. Он – как вертоград, насажденный Господом по первоначальному сотворению, но засохший, потому что утратил, что было животворного в догматах. Посему должно стараться истинно веровать во Христа, чтобы из чрева нашего истекали духовные потоки (см. Ин. 7:38) и не допускали нас сделаться неблагообразными и бесплодными.

64. (31) И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя [1305]. Из сего явствует, что для каждого будут дела его причиной мучительности наказания, потому что сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и, как искры огненные, возжигаем в себе душевные страсти для возгорения геенского пламени, как и палимый жаждой в пламени богатый (см. Лк. 16:19–31) томим был за собственные свои удовольствия. Ибо по мере приемлемых нами в себя стрел лукавого подвергаемся большему или меньшему жжению. И сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй. В другой уже раз в пророчестве поставлены вместе беззаконники и грешники. Выше: И сокрушатся беззаконнии и грешницы, а здесь: и сожгутся… Никто не обольщай себя невежественными словами: «Хотя я и грешник, но христианин, потому не впаду в геенну, где идолослужители. Мне поможет самое имя христианина, если и преступил я Христовы заповеди». Ибо слышишь: сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе. Для тех и других одна причина сожжения: в тех и других – стебль изгребия, то есть жизнь, удобно возгорающаяся и легко приемлющая в себя пламень; в том и другом по праву зажигает душу искра, которая теперь как бы таится еще в пепле, поскольку закрыта оболочками плоти, но возгорится от Божия Суда в день отмщения, раздуваемая и воспламеняемая обличениями.

 

Глава 2

 

65. (1) Слово бывшее [1306] ко Исаии сыну Амосову о Иудеи и о Иерусалиме. По описании первого видения было слово сие к Исаии, сыну Амосову. Почему же там видение, а здесь слово? Потому что хотя сила Божия, по благодати Духа святым Божиим даруемая, одна, и она есть ведение неведомого, сообщаемое сердцам святых чрез откровение и озарение, однако же, по различию предметов ведения, открываемое называется или видением, или словом. Там было показано настоящее: пороки народа, отчуждение его от Бога, неблагодарность к Благодетелю; здесь предвещается будущее, поэтому – слово о том, что будет в последния дни. Но и там не посредством зрения видение, и здесь не посредством слуха познание, но озарение в сердце от Духа, Который показывает настоящее и предвозвещает будущее. И здесь опять речь об Иудее и об Иерусалиме. Хотя будет говорено и о других народах, ибо не Иудеев токмо Бог, но и языков, понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры и необрезание верою (Рим. 3:29–30), однако же предварительно и в первом месте упоминает о Своем наследии.

Но спросишь: не с особенной ли мыслью, требующей объяснения, иногда о слове прилагается Господне, иногда нет сего приложения – Господне? Например: Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину (Ос. 1:1), а здесь: Слово бывшее ко Исаии. И о видении говорится у Иезекииля: и отверзошася небеса, и видех видения Божия (Иез. 1:1); а у Исаии: Видение, еже виде Исаиа (Ис. 1:1). Также у Иеремии: Слово, еже бысть ко Иеремии (Иер. 25:1). Поскольку пророки говорили народу непокорному, пререкающему, вовсе отступившему от Бога, то умолчанием имени Господня надеялись достигнуть, чтобы были приняты слова их. В той мысли, что Бог не печется о делах человеческих, иудеи осмеивали говоривших им от лица Господня, как дает разуметь Иеремия, говоря: бых в посмех весь день (Иер. 20:7).

66. (2) Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор. Последними днями называются дни, приближающиеся к окончанию сего времени. Ибо к тленному миру сему приноровлена и природа протекающего времени [1307] Оно имеет свойство и сродство с видимыми предметами, отходит вместе с разрушающимися вещами, настает вместе с приходящими в бытие, есть нечто ожидаемое и чаемое вместе с имеющими еще быть. Поскольку дни и ночи, месяцы и годы, все расстояния времени имеют начало от солнца, луны и движения тверди [1308], то с разрушением последних необходимо последует и конец времени. Итак, пред окончанием сего мира будет явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор.

 

Плоть Господня

 

И кто не раболепствует одним речениям, не держится голой буквы, тот окажется вынужденным не останавливаться на чувственном. Ибо как явится тогда гора Господня? Как на версе гор созиждется дом Божий? Плотский Израиль не ожидает в будущем и явления другой горы, и устроения на других вершинах второго дома; а гора Сион и храм уже были явлены во времена пророчества Исаина. Что же значит сказанное? Не то, что в последние дни явлены будут и гора и дом, но что в последние дни откроется, во оставление греха, великое и высокое Домостроительство о спасении человеков. Ибо тайна сокровенная от век, явися (Кол. 1:26) при скончании времен.

Горе же уподоблено сошествие Господа на землю потому, что гора есть земная возвышенность. Но и плоть Господня, по общей нашей природе будучи землей, возвышена чрез соединение с Богом.

А дом Божий на версе гор, по слову апостола, есть Церковь. Ибо говорит: увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива (1 Тим. 3:15). Ее основания на горах святых, ибо наздана на основании апостол и пророк (Еф. 2:20). Одной из таковых гор был и Петр; и Господь дал обетование – на сем камне создать Церковь Свою (см. Мф. 16:18). Ибо мудрствования высокие и превыспренные, ставшие превыше земного, справедливо называются горами. А душа блаженного Петра наименована высоким камнем, потому что она твердо укоренилась в вере, была непоколебима и неослабна при всех приражениях искушений. Посему все приобретающие ведение Божества, по величию ума и умных дел усовершившись в здравой жизни, суть верси гор, на которых созидается дом Божий.

67. И возвысится превыше холмов. Холмы суть какие‑то земные горбы, имеющие посредственную возвышенность над землей: они выше мест низких, но не достигают до самых высоких. Итак, поскольку превосходство Господа по человечеству не сравнимо со всеми вместе взятыми превосходствами, являемыми в каких бы то ни было заслугах, то посему и сказано, что гора Господня будет явленапревыше холмов. Множайшей бо славе сей паче Моисеа сподобися, елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его (Евр. 3:3). Сколько же выше Авраама? Сказано: Авраам рад бы был, дабы видеть день вочеловечения; и виде и возрадовася (Ин. 8:56). И Авраам дал Мелхиседеку десятину, а Мелхиседек был образом Господа. Сие говорю, чтобы показать плотское превосходство Господа.

Искать же славы Божества в превосходстве пред рабами и да не дерзнем! Домостроительство человечества превыше праведников между человеками, ибо Един греха не сотвори (1 Пет. 2:22); а велелепие Божества превознесено превыше небес. И приидут к ней вси языцы. Продолжение слова яснее открывает смысл пророчества, изображая будущее стечение язычников к познанию Христову. Ибо придут к вере все народы, призванные проповедью, потому что проповестся Евангелие сие во всем мире (Мф. 24:14) и во всю землю изыде евангельское вещание апостолов (Пс. 18:5).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!