Правильное понимание праздности в праздники



 

33. Поскольку же нам, пока Жених с нами (ср. Мф. 9:15; Мк. 2:19; Лк. 5:34), повелено не поститься постом воздержания от слова – таким постом, в который бы мы не питались Хлебом, сшедшим с небесе (см. Ин. 6:45, 51, 58), и отвращались вкушения Плоти Господней, в Котором основание жизни, то Господь говорит, что ненавидит такой пост. К ненавидимому Господом принадлежит и праздность, неделание того, что должны мы делать. Кажется, что последствие всякого праздника есть праздность, потому что о днях нарочитых прибавляется и сие: всякаго дела работня не сотворите (Лев. 23:7). А поскольку увольняющие себя в праздники от дел житейских впадают в несообразности всякого рода, то справедливо говорится, что они предаются ненавистной праздности.

Да и как не быть ненавистной праздности, когда она хуже муравья и пчелы делает человека, который в самом начале по сотворении поставлен в раю делати его и хранити (Быт. 2:15)? Посему всего первоначальнее и свойственнее для человека ревность к делу, и, напротив, как бы противоестественна ему праздность, которую ненавидит Господь, как Сам говорит. Но какого же празднования требует от нас Бог? Такого, чтобы мы не делали брашна гиблющаго (ср. Ин. 6:27), не возводили очей на суетное, не принимали ушами пустого слуха, оттрясали руце от даров (Ис. 33:15), имели нозе не скори пролияти кровь (Ис. 59:7) – одним словом, не прилагали всех своих стараний о теле.

Критерий истинного покаяния и отпущения грехов – ненависть ко греху и приобретение противоположной ему добродетели

34. Ктому [1276] не стерплю грехов ваших. Это слова, приличные утомившемуся непрестанными возвращениями ко греху облагодетельствованного им. Ктому не стерплю. «Многократно призывал Я вас к покаянию. По видимому оказывали вы послушание, а потом снова продолжали идти своим путем. Не надеясь на ваше нераскаянное сердце, ктому не стерплю, чтобы вы остались без должного вам наказания». Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я» – и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел (см. Пс. 35:3). Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью держится того, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду и от извинения в распутстве продолжающему жить распутно.

Но в каком случае отпускаются душевные грехи? Когда добродетель, возобладав душой и всецело оградив ее своими уроками, произведет в ней отвращение от противоположного расположения, так что душа, имея случай к любостяжанию, добровольно стремится уважать справедливость и, хотя удобно было бы сделать неправду, даже без свидетелей, избегает сего, как величайшего зла. Кто так расположен вследствие своего навыка, тому могут быть отпущены прежние неправды. Подобно сему и целомудрие, когда душа приобретет в нем навык и постоянство, заглаждает прежнее распутство. Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого‑либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов. А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений. Кто так уврачевал себя, приняв расположение, противное греховному, для того полезна и благодать прощения.

А здесь пророческое слово тем, которые от многих падений под человеколюбивым руководительством неоднократно восставали и потом преодолены наконец немощами, угрожает совершенным оставлением. Здесь слово ктому не дает нам разуметь, что уже неоднократно прежде были им прощаемы подобные грехи. Ибо невозможно, чтобы кто‑нибудь без Божия прощения предался добродетельной жизни. Посему премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом дающий обет восстать к здравой жизни положил конец прошедшему и после содеянных грехов положил некоторое начало, как бы обновившись в жизни чрез покаяние. А кто непрестанно дает обещания и непрестанно нарушает их[1277] того, как совершенно отвергнутого, Он лишает Своего человеколюбия.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!