Бесы любят приносимые им жертвы



 

25. Исполнен есмь[1257]. Здесь хорошо окончить чтение и последующее читать как начало новой мысли. Богу всего наиприличнее быть исполненным собственного Своего блаженства и в Себе Самом иметь преизбыток; говорить же о Себе, что исполнен тука всесожжений и крови закланных жертв, недостойно Бога. Итак, исполнен Тот, от исполнения Которого мы вси прияхом (Ин. 1:16) и в Ком живет всяко исполнение Божества телесне (Кол. 2:9). Бесам, по их любосластию и страстному состоянию, доставляют некоторое услаждение и удовлетворение жертвы, когда они сожигаются, потому что кровь во время горения испаряется и, таким образом утонченная, восприемлется ими в собственный их состав [1258]. Всецело и совершенно напитываются они сими испарениями не чрез вкушение и не с помощью чрева, но подобно волосам, ногтям животных и всему тому, что в целую сущность свою принимает пищу. Посему они до жадности любят тук и услаждаются дымом ладана, как годным к питанию их.

И, может быть, в животных есть некоторое сродство с отличительными качествами бесовских тел. И постигшие желания бесов приносят одно предпочтительно пред другим, как более сродное к питанию. Но Богу приличествует слово: исполнен есмь. «Я ничего не желаю, но все Мое». Ибо все стремится ко благу. А благ в истинном смысле Бог. «Я – источник исполнения». Еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь (Иер. 23:24). И Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23:1). «Посему и Сам Я ни в чем не имею нужды, и к кому приближаюсь, тем сообщаю исполнение. Мною бывают исполнены святые». Стефан же исполнь благодати [1259] и силы творяше знамения и чудеса велия в людех (Деян. 6:8). И Павел, как скоро познал Христа, исполненный Духа Святого, возвратился в Иерусалим (см. Деян. 9:26). От сего исполнения и Авраам был старец исполнен дний (Быт. 25:8). И в людях обращающихся дние исполнени обрящутся (Пс. 72:10).

26. Всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Это также принадлежит к слышанному слову и к Закону, который должно принять на слух. Вникните, точно ли узаконяется и заповедуется сие вопреки Моисееву Закону и что у Моисея требуется, то здесь отвергается? И каким же образом иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут (Мф. 5:18)? Или, может быть, пророческое слово показывает, что духовно, возвышенно и в высоком смысле надлежит изъяснить и то, что предписывает внешняя сторона Закона [1260] Без сомнения, говорит Бог: «Я не требовал овна, то есть животного, но требую, чтобы Мне всецело был посвящен ум, то есть владычественное [начало] души, ум, не развлекаемый земными заботами, как бы очищенный огнем и оказавшийся достойным похвалы. Хочу не того, чтобы тук агнцев посредством огня обращаем был в тончайшие пары, но чтобы непорочная душа приносила Мне простоту нравов; хочу не того, чтобы кровь быков и козлов проливалась на подножие жертвенника, но чтобы вожделевательное и раздражительное в душе истребляемо было многотрудной молитвой и постоянным пребыванием во святилище».

 

Упразднение христианством обрядовой стороны ветхозаветного Закона

 

Заметь же, не сказал, что не хочет всякой крови, но крови известных животных. Ибо не сказал, что не хочет Крови, излиянной в последние веки в отпущение грехов, которая лучше глаголет, нежели Авелева (Евр. 12:24), но прелагает жертвы на духовное, потому что должно быть пременение и священству (см. Евр. 7:11–28). А если отвергает телесные жертвы, то отвергает и подзаконного первосвященника. Ибо как подзаконные первосвященники освятят руки, не принося во всесожжение овна, на которого они возлагали руки? Как окропятся, не окропляемые кровию? Таким образом, то и другое имеет место: и Закон Моисеев, и введение лучшего закона.

Посему извергаются первосвященники от семени Ааронова, чтобы на их место вступил Первосвященник по чину Мелхиседекову (Евр. 5:10). Нет уже жертв всегдашних (ср. Исх. 29:42), нет жертв в день очищения (см. Лев. 23:27), нет пепла юницы, очищающего оскверненыя (ср. Евр. 9:13). Ибо одна жертва – Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление – баня пакибытия (Тит. 3:5); одно умилостивление за грех – излиянная за спасение мира Кровь. Для того отменяет первое, чтобы постановить второе.

(12) Ниже приходите явитися Ми. Речь зависит от того же глагола не хощу. Отменяет не только закон о жертвах, но и тот закон, по которому всяк мужеск пол должен был три краты в лете являться пред Господем (Исх. 23:17). Поскольку они не раскаялись в том, что были неправедны и имели строптивые намерения, то Бог удалил их от очей Своих, ибо очи Господни на праведныя (Пс. 33:16) и правоты виде лице Его (Пс. 10:7). Гнев господина на подчиненных [1261]выражается тем, что у них отнимается право иметь к господину доступ. А что умозрение о Боге простирается до трех раз, это означает познание богословия о Троице. По той же причине предпочел и мужеск пол как достойный Божиих очей, чем внушается, что слово требует душ сильных, твердо и мужественно соблюдающих повеления, а не слабых, удобопреклонных и изнеженных. Посему сказано: Три краты в лете да явится всяк мужеск пол предо Мною (Исх. 23:17). И сие‑то самое, плотским Израилем исполняемое телесно, отвергается.

27. Кто бо изыска сия из рук ваших? Пророк показал уже, что разумеет под словом сия: это – внешнее Закона, овен, предаваемый всесожжению, тук агнцев, кровь тельцов и козлов, прихождение телом во храм, как будто очам Божиим для зрения нужно приближение, а иначе они не досягают до находящихся вдали. Сия – дела столь низкие и земные, говорит слово, кто изыска из рук ваших? Видишь, с какой силой и необходимостью доводит до того, чтобы мы намерение Закона понимали сколько‑нибудь духовно. Если признано, что от Бога даны самые слова Закона, между тем говорится, что Бог не требует совершаемого ныне по Закону, то сим ясно и непререкаемо убеждает нас пророк возводить ум к духовному разумению Закона, почти так вопия и свидетельствуя: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия паче, нежели всесожжения (Ос. 6:6; Мф. 9:13), и возвестися тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим (Мих. 6:8), и пожри Богови жертву хвалы (Пс. 49:14).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!