Опустошение есть отнятие прежних прав. Анатомия духовного падения
Страну вашу пред вами чуждии поядают, когда вторгшиеся чуждые помыслы истребляют приобретенное трудами в прежней жизни при благой деятельности, которая наполнила душу плодами Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью (ср. Гал. 5:22). Но если и в житейских делах деятельную силу души предательски предаем нечистым духам, то земля наша бывает низвращена чуждими, потому что мы – Божие тяжание, Божие здание [1240] (1 Кор. 3:9). Пока мы розги, пребывающие на виноградной лозе, приносящие Христу требуемые от нас плоды (см. Ин. 15:1–2), дотоле Бог – наш тяжатель [1241]. А если отпадаем от животворящего корня, от веры во Христа, то засыхаем и бываем изринуты вон и сожжены, и наздание [1242] наше на учении, если живем неприлично, разрушается. Ибо, как скоро не утверждаемся на основании апостолов при созидании дорогих своих зданий, как не имеющие основания, распадаемся, и падение наше бывает велико (ср. Мф. 7:27). Тогда как бы поядаются целомудрие невоздержанием, щедрость в подаянии – сребролюбием и любовь – враждолюбием. Посему сожаления достойно, когда душа, изобилующая плодоношением добрых дел, делается снедью сопротивных, которые не довольствуются нашим опустением, пока не низвратят совершенно, ибо низвращение происходит от лукавых наставлений и душа вводимого в заблуждение как бы уравнивается с землей. Опустошение же есть отнятие прежних прав.
И этому легко случиться с человеческой душой. Посмотри на иного юношу, который с детства воспитан в честной жизни, тщательно ходит в дом молитвенный, не нерадит по силам делать добро, помнит вечный Суд, с любовью приемлет слово учения, а потом поползнулся он в блуд: как в нем за утратой целомудрия и лишением плодов следует уже совершенное низвращение. Лукавая совесть не ведет уже его на место молитвы, потому что он не устоял в числе верных, но отпал. Он не становится вместе с плачущими[1243] потому что стыдится. С сего времени ленив он к молитве, выдумывает мнимые предлоги в ответ спрашивающим. Он говорит: «Меня понуждает такой‑то, не могу ждать Божественной службы» – и опять по такой‑то причине (какую случилось ему выдумать) уходит из храма прежде молитвы верных. Потом от постепенного навыка рождается мысль об отступничестве, и он доходит до совершенной погибели. Вообще лукавым силам свойственно, как скоро лишат нас плодов правды, дотоле не удаляться от нас, пока не опутают заблуждениями разум.
|
|
20. (8) Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде. Воздаяние равным за равное служит доказательством Божия правосудия. Поскольку оставила Господа дщерь Сионя, то и она оставится. Но Господь сохраняет еще к ней Свое человеколюбие, именует ее дщерью, называя прежним именем, какое имела до своего отчуждения. Оставится, яко куща в винограде. Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи [1244]. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов. Убоимся и мы стать бесплодными, чтобы не остаться без Божия призрения! Страж наш есть Дух Святой. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух пребывает с нею, охраняет ее и отражает козни уединеннаго дивия [1245] (ср. Пс. 79:14). Но когда произращает грозд желчи и приносит грозд горечи (ср. Втор. 32:32), тогда Дух оставляет бесплодную душу, и она попирается зверонравными помыслами и скотскими пожеланиямивсякого рода.
|
|
Писание же нередко в переносном смысле называет виноградом Израиля, например: Виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79:9), и виноград бысть Возлюбленному (Ис. 5:1), и Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2:21). А ежели Израиль – виноград, то куща сего винограда – дом и, может быть, храм. Ибо он называется селением славы (Пс. 25:8) и селением, идеже вселися в человецех (ср. Пс. 77:60). Посему, пока виноград сей приносил многие плоды, стояла и куща для сбережения плодов. Но поскольку Насадивший его ждал, да сотворит гроздие, и он сотвори терние (ср. Ис. 5:2), которым увенчали Господа, и весь обратился в горечь, ибо сотворил грозд желчи и грозд горести, почему и в снедь Господу дали желчь, то за сие оставлена [без попечения] куща винограда. Ибо сказано: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38). Тогда исполнилась сия угроза, ибо Израиль оставлен, как куща в винограде; с тех пор уже заповедано и облаком, еже не одождити на виноград (ср. Ис. 5:6). Поэтому нет у них пророков, нет небесной благодати, но стали они лядиной [1246], годной к попранию (ср. Ис. 5:6). Разорены ограждения народа [1247] сего, то есть защита святых Сил: если и по Закону что сделают, и то послужит им в погибель.
|
|
Ветхозаветный Закон
21. Посему ныне обымают мимоходящии путем, озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде (Пс. 79:13–14): ныне попирают их невидимые силы. И яко овощное хранилище в вертограде. Для сбережения овощей строят осенью хранилища. Почему вертоград [1248]есть место, приносящее плоды временные, скоро пропадающие, служащие более к услаждению, нежели на пользу. Но таков и Закон, который имеет кратковременное употребление. Ибо служение было временное и процветало недолго, потом предоставило продолжение жизни пище истинной и более твердой – евангельскому учению. Итак, оставится Сион и яко овощное хранилище, место, в котором хранятся овощи. Но овощи – не твердая и постоянная, а нежная и временная пища. А таков Закон, имеющий в себе подобие служения, а не самую истину, почему он есть образ и стень небесных (ср. Евр. 8:5). Поскольку же и душа каждого из нас уподобляется винограду, как в псалме: Жена твоя яко лоза плодовита (Пс. 127:3) и как Господь говорит: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15:5), то да не постигнет и нас сия угроза, если не приносим должных плодов.
|
|
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!