Корабли похвальные и непохвальные



 

93. (16) И на всякий корабль морский. Это – загадки, предложенные для упражнения нашего ума, чтобы мы не напрасно слушали Писание и не поникали умом к земле [1334]. Сказав об уме высокомудрствующем и не увлекающемся предметами низкими, пророк, сообразно с сим, в том же виде прикровенной речи рассуждает и о телах. Ибо день Господень страшен не кораблям неодушевленным, но тем, которые чрез тело обуреваются солеными волнами сей жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают и легко подвергаются кораблекрушениям, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягощены тучностью и сластолюбием вовлечены в бездну погибели, называются кораблями морскими.

Есть и достойные похвалы корабли, которые служат сходящим в море творити делания на водах многих (Пс. 106:23). О них в псалме славословия сказано: тамо корабли преплавают (Пс. 103:26). Ибо похваляются корабли, переплывающие море, но не остающиеся в нем и не погружающиеся в волнах. И живущие во плоти, но не по плоти воинствующие, попирая волну жизни и будучи ее выше, творят делания на водах многих, если нисходят в жизнь, чтобы приобресть некоторых из погрязших. За сие они видят дела Господня, в награду за свое делание приобретая разумение дел Господних и чудес во глубине (Пс. 106:24).

 

Рассматривание тела, возбуждающего похотение, вредно для души

 

И на всяко видение доброты кораблей. Да слышат сие заботящиеся об украшении тела и с любопытством предающиеся охоте смотреть на тело. Ибо не кораблей видение вредно, но рассматривание тела, возбуждающего похотение. Посему грядет день Господа на всяко видение доброты кораблей, потому что воззревший на жену ко еже вожделети ея, любодействова в сердцы своем (Мф. 5:28); равно и жена, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержных, уже любодействова в сердцы своем.

94. (17) И смирится всякий человек. Сим пророческое слово показало, что все предыдущее загадочно и прикровенно говорено было о человеках. После сказанного о досадителе и горделивом, о высоком и величавом, о всяком кедре ливанском, о всяком древе желудя Васанска, о всяком столпе высоком, о всякой стене высокой, о всяком видении доброты кораблей пророк говорит наконец: смирится всякий человек, то есть падут все роды пороков в людях.

 

Ум святых видит и слышит тварь к славе Божией

 

Мы, человеки, введены в мир сей, как бы в общее училище [1335]; нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, повелено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога, чтобы желающие заняться изысканием истины, достаточно снабженные, откуда занять для себя пособия, удостоились лицом к лицу зреть прекрасно ими изысканное, а далеко уклонившиеся от истины самой истиной были постыждены во лжи, занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша (Рим. 1:21). Ибо ум святых не только видит, но и слышит тварь, поведающую о славе Божией. Ибо сказано:

Небеса поведают славу Божию (Пс. 18:1). А не разумеющие ничего, кроме видимого, осуетишася и почтоша и послужиша твари паче Творца (Рим. 1:21, 25).

95. И вознесется Господь един в день оный. С явлением света исчезает тьма, с возвращением здоровья прекращаются мучения болезни, и с показанием истины природа лжи обличается. Когда познано истинно высокое, которое выше всякого ума высокого и величавого, когда постигнуто всякое умозрение истины, тогда казавшееся прежде высоким и величавым представляется удобопрезираемым. Посему всякой разумной природой одному Богу воспишутся истинная высота и истинное величие, и находившиеся дотоле в обольщении отринут ложные мнения о каждом предмете.

 

После первого пришествия Христова умолкли все известные языческие прорицалища

 

96. (18) И рукотвореная вся скрыют, (19) внесше в пещеры и в разселины камений и в вертепы земныя, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю. Поскольку Писание нередко говорит одинаково и о пришествии Христовом во плоти, и о пришествии на Суд, а иногда о том и о другом явлении возвещает нераздельно, то думаем, что сказанное теперь говорится о Вочеловечении, хотя смысл настоящих слов может быть приложен к будущему и ожидаемому, потому что по пришествии Христовом отринуто попечение о рукотворенных. Ваятели кумиров уже не в чести – и что в древности уважалось, не возбуждает равного усердия, побросано в пещеры, в норы, в самые малоизвестные места. Ибо, как скоро воссиял свет, увидели сокрывавшееся дотоле во тьме неведения, увидели дерево деревом, камень камнем, уже не обольщаясь наложенными на них чертами, но признавая в них то, что они по природе. Страшно для демонов спасительное для целого мира пришествие Христово, и они оставили ныне пресловутые места, на которых производилось обольщение: нет уже Дельф, нет прорицалищ, молчит прорицатель, Кастальскую воду [1336] пьют и остаются целомудренными, бежал Амфиарей [1337], не стало Амфилоха [1338], исчезли кумирницы, и невидимые силы удалились от лица страха Господня и от славы крепости Его. С того времени, как именуется Крест, обращены в бегство идолы.

Но идолы есть также и всякое напечатлеваемые в душе представления понимаемого ложно – о Боге ли то или о чем‑нибудь познаваемом. И доколе не уразумеваются действия и явления истины, дотоле каждый чтит собственные свои кумиры. Но когда явились высота и превосходство действительно истинного, тогда каждый, осудив свои мнения, как порождения души, ложно представлявшей, старается истребить ложные понятия, как бы скрыв их в пещерах и вертепах; наконец, из самого действия усматривает, что страшен Бог и что по истреблении всего вещественного и как бы по сокрушении земного, дабы открылось духовное, должен истребиться и образ перстного, да явится образ Небеснаго (1 Кор. 15:49). Почему и те, которые имеют ложные понятия о Боге, идолотворя в себе какое‑то мысленное идолослужение, несуществующее, и они делаются повинны клятве, в которой сказано: проклят человек, иже сотворит изваяние и слияние, мерзость Господеви, дело рук художника, и положите в сокровении (Втор. 27:15).

97. (20) В день бо оный изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным и нетопырем, (21) еже внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений, от лица страха Господня и от славы крепости Его, егда востанет сокрушити землю.

 

Демоны – нетопыри

 

В предыдущих словах пророк говорит, что идолы скрыты, а теперь говорит, что они изринуты, потому что сперва должно устыдиться лжи, а потом изринуть ее из сердца. Посему серебряных идолов извергает тот, кто в сокровенностях ума истребляет понятия, со всем правдоподобием устрояющие ложь; а золотых извергает тот, кто уничтожает в мысли составившиеся отпечатления лжи. Нетопырям [1339] же поклоняется, кто боготворит пребывающую во тьме сродную демонам силу, ибо нетопырь есть животное, которое любит ночь, живет во тьме, не терпит солнечного сияния, населяет места пустынные.

Но каковы демоны? Не таковы же ли? Не виновники ли опустения, не бегают ли истинного света, просвещающего весь мир? Нетопырь – из рода пернатых, однако же не имеет крыльев, но летает по воздуху с помощью плотяной перепонки. Таковы и демоны: они бесплотны, но не окрыляются Божественным желанием, а как бы оплотянели, прилепившись к вещественным вожделениям. Нетопырь – вместе и птица, и четвероногое, но не может надежно стоять на ногах и не имеет твердого полета. Таковы и демоны – они не Ангелы и не человеки: ангельский чин погубили, а человеческой природы не имеют. Нетопыри имеют и зубы, которых нет у птиц. И демоны мстительны, чего не делают Ангелы. Нетопыри не несут яиц, как птицы, но родят прямо живых детей. Таковы и демоны – тотчас же, с великой скоростью, совершают лукавые дела. Посему о поклоняющихся демонам в переносном смысле сказано, что они покланяются нетопырем.

Но когда человек отвергнет суету идольскую и перестанет поклоняться нетопырям, тогда постарается внити в вертепы твердаго камене и в разселины камений. Думаю, что вертепы суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней – страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым.

98. (22) Оставите вам человека, емуже есть дыхание в ноздрех его, яко в чем вменися им [1340]? В списках известного издания сего не полагается, но положено в еврейском и внесено из других. Смысл слов таков: «пощадите человека, не вступайте с ним в борьбу и не ополчайтесь против него; он такого и столько слабого устройства, что жизненное дыхание имеет в ноздрях, и если немного удержать его, человек лишается жизни». Кажется, что пророк тем силам, которые в переносном смысле назвал он нетопырями, повелевает прекратить наконец свои козни против человеков, которые немощны по плоти, но драгоценными почитаются у Бога, почему никакое покушение против них не остается без взыскания.

 

Глава 3

 

 

Крепкие – святые жены израильские

 

99. (1) Се, Владыка Господь Саваоф отымет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую. После того как иудейский народ совещал лукавый совет против Господа, распятого ими от немощи плотской; ожившего же от силы Бога Отца (ср. 2 Кор. 13:4), Он оставил им немощь, ибо сказал: умрете во гресех ваших (Ин. 8:24), а нам даровал силу воскресения, ибо сказал: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25). Неверные изнемогают неверием по причине Креста, а праведные с уверенностью говорят: Вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4:13). Посему не имеющий Христа, Божией силы (см. 1 Кор. 1:24), не имеет крепости. Поэтому Господь отымет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую – какова была Сарра, укрепляющаяся и начальствующая даже над Авраамом, по заповеди Господа, Который говорит: вся елика аще речет тебе Сарра, слушай гласа ея (Быт. 21:12); каковы – Ревекка, по страннолюбию почерпающая воду (Быт. 24:19) и укрепляющаяся по добродетели, Девора, предводительствующая войсками (Суд. 4:9), Иаиль мужающаяся (Суд. 4:17), Анна услышанная (1 Цар. 1:20) и Елисавета пророчествующая (Лк. 1:42). Нет уже ни крепких мужей, ни крепких жен.

Присовокуплена и причина немощи: потому что нет у них ни крепости хлеба ни крепости воды. Как тела наши укрепляются сродными им яствами, так и для души есть нечто питательное, что доставляет ей силу на доброе. Что же это такое? То, о чем Господь сказал: Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55). У кого нет этого, у того нет крепости хлеба и крепости воды; а где яства слабы, там по необходимости таковы же должны быть и питаемые ими.

100. Но да не будет того, чтобы Церковь страдала грехами Иерусалима так, чтобы у ней отняты были крепкий во всяком деле благом и в слове за истину, крепкий в постах, крепкий в молитвах, крепкий в искушениях, крепкий в терпении, в смиренномудрии и в главизне заповедей – в любви, а равным образом и крепкая в нерастлении, в честности, в милостыне, в неусыпности молитв, в трудах бдения, чтобы не была отнята крепость хлеба и воды – основание силы питательнейшего слова, как у иудеев оскудела крепость духа пророческого, и они томятся жаждой слова, желая слова Божия и не имея его.

Ибо Господь отнял у них крепость хлеба и крепость воды. Есть и у нас некоторая пища, которая не сообщает крепости, но не допускает и умереть и какую Павел предлагает еще младенцам о Христе, коринфянам (1 Кор. 3:2). Есть и зелия – пища немощных (ср. Рим. 14:2). Есть и твердая пища, пригодная совершенным, имущим чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла (Евр. 5:14). И если когда Церковь не имеет преподающих учения твердые, сильные и исполненные ума Божия, – это признак, что у ней отнята крепость хлеба. Но есть и в воде крепость и немощь, по слову Господа: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, пияй же от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Ин. 4:3‑14). Когда принимаем твердую пищу, жидкая служит для сухой пищи как бы колесницей и приводит ее к усвоению, так бывает и с душевной пищей. Мысль есть первая и самая свойственная душе пища, слово же, через свойственное ему действие пролагая путь наставлениям, производит усвоение мысли.

Должно же отверсть очи, чтобы насытиться сего хлеба и воды. Ибо сказано: отверзи очи твои и насыщайся хлеба (Притч. 20:13). И в Книге Бытия говорится, что отверзлись очи Агари, и увидела воду (см. Быт. 21:19).

101. (2) Исполина и крепкаго, и человека ратника и судию. Наименование исполин находим здесь взятым в добром значении, что редко где еще встречается, как, например: возрадуется яко исполин тещи путь (Пс. 18:6). Итак, отнимет исполина. Исполинами, как думаю, называются те, которые от природы имеют некоторые преимущества и по телесному устройству многих превосходят, в усвоении познания или в подвиге добродетели; крепкими же именуются те, которые собственным своим старанием и размышлением усовершили в себе природные дарования. У иудеев нет ратников, потому что их не вносят в воинские списки; у них нет судии, потому что они преданы судиям, пленившим их, и оскудел вождь от Иуды (ср. Быт. 49:10).

Впрочем, все, что угрожало им за неверность Господу, может случиться и с нами, если будем непокорны. И у нас оскудеют ратники, восприемлющие на себя всеоружие Господне и мужественно противостоящие козням диавольским, когда победит нас неверие, и будем преданы противникам. Но будем молить Господа, да не отнимется у нас ратник – муж, оградившийся броней веры, возложивший на себя шлем спасения, покрывший жизненно важные части своего тела, укрепивший ноги свои во уготование благовествования (Еф. 6:14), – ратник, у которого готов обнаженный меч наказать всякое преслушание (2 Кор. 10:6), который вообще, яко добр воин Христов, злопострадал за Евангелие, не обязавшись куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2 Тим. 2:3–4).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!