К святому Григорию Чудотворцу



 

 

Словно солнце какое великое, воссиял ты жизнью [своей]

И рассеиваешь тьму пороков;

Чудеса совершаешь ты светом [своих] молитв[1859],

И прогоняешь толпы злых духов ты, отче.

 

 

69. К святому Епифанию[1860]

 

 

Звездою утренней [твоих] деяний светлость

Проявила тебя высотой величайших чудес;

Изливая из нее потоки учений,

Триумф ты празднуешь над еретиками всеми.

 

 

К святому Игнатию Богоносцу

 

 

Нося любовь‑Христа в своем сердце,

Сотоварищ апостолов, явился ты, о треблаженный[1861];

Подвигами пламенными выжигая заблуждения,

Как второй Павел в посланьях своих ты явился.

 

 

71. К святому Афанасию [Александрийскому]

 

 

Кто может поведать боренья трудов твоих,

О пятиборец[1862], учителей слава?

Ибо за Бога подвизался ты, как великий гигант,

И, увенчанный победным венцом, уничтожал ты всезлейших врагов.

 

 

72. К святому [Иоанну] Златоусту

 

 

Источник нескончаемый слов всезлатых ты источил

И орошаешь [ими] всю землю ты, о блаженный;

Врата спасения людям отверзая,

На небеса возводишь ты весь мир.

 

 

73. К святому Кириллу [Александрийскому]

 

 

Собрав сокровище Божественное многими путями,

Ты обогатил мир боговдохновенными словами;

И ереси нечистые ты сокрушаешь,

Догматов православных глашатаем являясь.

 

 

К святому Григорию Нисскому

 

 

Бездну всесладких слов источил ты, блаженный,

И воистину рассеял все заблуждения;

И, как великий второй Моисей,

Наилучшим образом ведешь ты Господень народ.

 

 

К святому Феодору Сикеоту

 

 

Как великий дар Божий был ты дан смертным

И сокрушил все демонские полчища, отче;

Ибо ты воссиял, словно светоносная утренняя звезда,

И явился равноангельным высотой своей жизни.

 

 

76. К святому Антонию [Великому]

 

 

Столпом огненным (ср. Исх. 13:21) явился ты в сиянии жития,

Направляя мир на путь спасения;

Фаланги злых духов ты сокрушаешь

И обитаешь в пустыне ты, как один из Ангелов в Едеме.

 

 

77. К святому Илариону [Великому]

 

 

Светлостью своей блистающей жизни

Стал ты подобен рано утром всходящей звезде;

Чудес лучами мир ты озаряешь

И вредоносный мрак злых духов разгоняешь.

 

 

78. К святому Евфимию [Великому][1863]

 

 

Градом Божиим ты сделал пустыню,

Наполнив ее множеством христолюбивого люда,

И, облистав лучами чудес,

Весь мир озаряешь подобно утренней звезде.

 

 

79. К святому Савве [Освященному]

 

 

Воистину вспахал ты пустыню [своими] трудами

И красотой многоразличных деяний преисполнен;

Ты наполнил ее умными звездами

И сам шествуешь словно солнце средь них[1864].

 

 

К святому Далмату

 

 

От солнца воссиял ты, как некая великая звезда[1865],

С ним вместе источаешь ты всесветлые благодеяния;

И будучи оплотом Православия,

Стоишь ты во главе монахов стада по завету отцов.

 

 

81. К святому Пахомию [Великому]

 

 

Ты Аврааму подражал особым образом, блаженный,

И стал отцом [чад] многих, чей род – златой;

От Ангела имея тайноводство[1866],

Ты дал народу своему законы, словно Моисей[1867].

 

 

82. К святому Арсению [Великому]

 

 

Потоком слез ты орошаешь свою душу

И тем приносишь в изобилии нетленные плоды;

В молитвах светлых беседуешь изрядно с Богом,

Безмолвствующих великим ангелом явился ты.

 

 

83. К святому Феодосию [Великому]

 

Подобно высокому небу простер ты [свое] житие

И усеянным звездами явился во множестве детей [своих];

Ниспосылая же многие молнии чудес,

Рассеял ты многообразные демонские тучи.

 

К преподобному Дию

 

 

Блистанье [светлое] своих богосиянных нравов

Принес ты с Востока[1868], подобно сияющей звезде;

Ты Византий просветил превосходно,

И, как первый[1869], достойно стоишь во главе стада монахов.

 

Эпиграммы, посвященные храмам (85–91)[1870]

 

К святому Христофору

 

 

Свою кровь дав Богу, получает взамен

Мученик Христов, христомудрый и христоносец[1871],

Источник, изливающий поток чудотворений[1872],

Испивая из которого больные кашлем

Получают облегчение от своих страданий, как от жажды,

Особенно если они приходят сюда с верою.

 

 

86. К храму святого апостола Петра[1873]

 

 

Кому ты, о Христе, дал ключи от неба,

Тому возвел я этот дом на земле.

 

 

87. К святому апостолу Андрею[1874]

 

 

О первозванный, слава апостолов,

Величайший из отцов светоносец,

Свой народ сохрани вместе с пастырем [его].

 

 

88. К храму святого [Иоанна] Златоуста[1875]

 

 

Тем, кто с великим желанием возводил твой дом,

Дар предстательства [пред Богом], отче, ниспошли.

 

 

89. К храму всехвальной [Евфимии][1876]

 

 

Тех, кто по влечению [сердца] возвел тебе этот храм,

О мученица, сохрани свободными от бед.

 

 

90. К храму с крестовым сводом[1877]

 

 

Чудесное творение видел [ты], весьма совершенное.

И как с чем‑то одушевленным говорю я с тобою, храм [Божий].

Ведь внутри ты несешь созерцание образов,

Неизреченное видение небесных зрелищ[1878].

Прими же сей храм, о слава апостолов,

Всеблаженный евангелист, Богослов;

И тем, кто с усердием возвел его для тебя,

Пошли благодать и избавление от прегрешений.

 

 

91. К храму Святой Богородицы в Тритоне[1879]

 

 

Ты, что близка ко всем на скорое вспоможение,

Направь путь тех, к кому Ты относишься с [особой] теплотой

И кто падает ниц пред Тобою с мольбами к Тебе, о Дева!

 

Эпиграммы, написанные по заказу других лиц (92–93)[1880]

 

92. На ткань с вышитым изображением [Христа][1881]

 

 

Страшно чудо сие: видеть Христа изображенным,

Совершившего всё ко спасению смертных.

Ведь странным образом видели Его уподобившимся нам:

Бесплотным пришел Он и Человеком поднялся на небо[1882].

И ради памяти [о сем] приносит Владыке

Воистину славный Симеон этот дар[1883].

 

 

93. На икону Христа[1884]

 

 

Я Христос, показанный в образе,

И того, кто Меня изобразил с верою,

Будучи полон ненависти к ереси противников,

Патриция Льва[1885] Я всегда защищаю.

 

Разное (94‑123)[1886]

 

94. К затворнику[1887]

 

 

Затворником является тот, кто вне страстей пребывает

И, всецело замкнув свое сердце, устремляет его к [одному только] Богу;

Тот, кто заключает помыслы, вращающиеся во блуждании,

И, напротив, направляет ум к возвышенным созерцаниям;

Тот, кто имеет молитву (προσευχή), сожигающую демонов,

И хранит безмолвие, тайноводящее в глубины;

Тот, кто имеет душу несмущаемую, в радости упований;

Кто выносит с напряжением труд рук [своих] и стеснение в горле[1888];

[Наконец,] кто имеет непрерывную песнь (ωδήν) [Богу] и сокрушенный дух.

Так открываясь ангелоподобно Божественным видениям,

Он просвещает лучами Божественного Света тех, кто имеет с ним дело.

При этом он ничего не говорит о пустяках, вызывающих смех,

Но [говорит] только о том, что приносит пользу ближнему[1889].

И еще одного избегает он – разглагольствовать до пресыщения.

Если ты на это способен, ты будешь удостоен за это спасения;

Если же нет, беги, [чтобы присоединиться] к жизни тех, кто живет сообща,

Чтобы тебе еще больше в подвигах просиять.

 

 

95. К тому, кто правильно живет[1890]

 

 

Тот величайший мудрец, кто живет во страхе Божием.

Очищение души лучше, чем преходящее богатство.

 

 

96. К монахам, элегическим дактилем[1891]

 

 

Радуйтесь, о лучшие мужи, превосходящие Ахилла!

Хоть он и умертвил Гектора, сильного, вооруженного мечом, –

Вы же, облеченные в доспехи монашеского жительства,

Имея в руке меч святого послушания,

Поражаете Велиара, гордого духа тьмы;

Посему вы взошли победоносно на небо,

А здесь оставили только мертвую кожу.

 

 

Эпиграмма к самому себе

 

 

О низкая душа, ступай сюда ко мне и выслушай мои слова.

О том, что время скоротечно, как бегун, спешащий мимо,

Цель ведь близка, и мимо нее не пройти.

Не будем же изнурять себя пустыми заботами,

Воистину черпая дырявым сосудом[1892]

Или вычесывая шерсть на огонь[1893], что достойно смеха.

Но если есть нечто божественное, нечто спасительное,

То будем думать об этом и стремиться к сему с вожделением,

Дабы нам предстать с дерзновением

Пред Судией всех и Владыкой,

Избежать огня гееннского, как написано,

И скоро достичь всенеизреченного света.

 

 

98. Эпиграмма, написанная во время пребывания в тюрьме на о. Халка[1894]

 

 

Чужд Богу тот, кто не признает всё земное

Чуждым [себе] из любви к небесному.

Ведь [только] так он в какой‑то степени сможет стать владыкой дольнего.

 

 

В той же тюрьме

 

 

Вопреки ожиданию получила ты меня, чужого, о келья[1895];

Я же обрел в тебе приятнейшее прибежище.

Константинополь забросил меня сюда,

Но остается скрытым от него, что [тем самым] он освобождает меня от пристрастия[1896].

 

 

В той же темнице

 

 

Для меня лишь тело, и только оно, является темницей[1897],

Всякое же место равным образом мне даровано;

Ибо везде Божие место, где мне случится пребывать.

 

 

В той же темнице

 

 

Час за часом думая о конце жизни,

Ты видишь, что уныние далеко от тебя.

Ибо это от бесов – говорить «доколе?»

И не считаться с тем, что умираешь ежедневно.

 

 

102. Эпиграммы к лампадам[1898]

 

 

А. Я сосуд неугасимой лампады

И в души приношу пресветлое сияние.

Б. О светильник трисветлого солнца[1899],

Облистай нас светом [твоим] ярче молнии.

В. Кто, свет возжегши во мне, и меня приготовит для [своей] молитвы;

Обретет сиянье отсюда неизреченного Света[1900].

 

 

103. Ко внимательному чтению того, что написано на стенах[1901]

 

 

Проходя мимо, вникни в часть того, что написано;

Ибо не должен ты пренебрегать никаким Божьим глаголом.

 

 

104. Эпиграмма к дому гостеприимных женщин[1902]

 

 

Сердечностью своего приема уготовляют большую радость –

Подобно некому другому Аврааму, отцов владыке, –

Хозяйки сего дома тем, что с усердием принимают множество монахов;

Черствость сердца тех, кто ненавидит гостей,

Посрамляют они милосердным отношением

И таким образом приобретают Небесное Царство.

 

 

А). Эпиграмма к странникам

 

 

Христа к себе принимает всякий, кто питает странников[1903];

Сего ради усердно здесь странствующих

Принимайте. И сами вы [также] будете напитаны чудесным образом[1904].

 

 

105 (Б)[1905]

 

 

……………

Ты думал так сделать, чтоб лишить меня языка.

Но никто не способен Божие слово связать[1906],

Посему ты, Константинополь, уже давно держишь меня здесь под стражей[1907].

 

 

105 (В). Эпиграмма к одному приятному месту[1908]

 

 

Приятно видом и расположением прекрасно

Сие место, способное доставить наслаждение.

Однако в то же время нет ничего приятней,

Чем созерцание Бога.

Ведь сие есть наипрекраснейшее зрелище,

Пресветлая и непрерывная радость.

Когда кто‑нибудь с волнением ощутит его очарование,

Тогда угасает в нем всякая привязанность к миру,

И, чувствуя Божественное пламя в сердце,

Он страстно желает попасть туда и там оставаться,

Где божественно сияет Трисолнечная Сила (το τρισήλιον κράτος),

Где пребывают в блаженстве праведников сонмы.

 

 

105 (Г). К ямбам, надписание[1909]

 

 

Узнав [не только] мысли, но также и слог Четырех,

Воистину возрадовался я заключенному в прекрасно высказанном слове,

Как музыке, [сыгранной] на четырехголосном органе,

Неким образом приспособленном для отеческого гимна.

 

 

105 (Д). Эпиграмма к могилам[1910]

 

 

Место сие, участок для могил,

Да будет тебе в напоминание о твоей судьбе, [мой] друг.

Посему восплачь и с трепетом воспомяни,

Что пройдет еще краткое время, и ты покинешь жизнь,

Отправишься туда, где останешься навеки,

Окажешься там, где будет суд над твоими делами.

И если ты [охотно] примешь это, то свет обретешь для своей души.

 

 

105 (Е). К сестре[1911]

 

 

Вот твоя могила и конец всякого пути.

Здесь ожидаешь ты Христа, [отсюда] шествуешь навстречу страху [Судного дня].

Увы, о сестра, как предварила [ты меня], в то время как я должен оставаться?

Жила ты где – [и вот] где похоронена. И как тебе?

Ты уже не боишься вещей этого мира и его сновидений.

Ведь там не ночь, но дня суд.

Не забудь же и мне [испросить], если есть у тебя слово к Богу,

С помощью Христа прожить жизнь мою многоизменчивую.

 

 

105 (Ж). Эпитафия на [могилу] мирян

 

 

О горькая могила, жизни исход!

Где рядом с Евфросинией[1912] лежит в тебе теперь и Мария[1913],

Невестка этой благородной женщины,

Отмеченная высокой честью

Среди первых меч нести на плечах[1914];

[Она была] добрая жена, весьма любимая мужем,

К тому же домовитая и благопослушная,

Нравом прекрасная и происхождением весьма благородная.

Недавно она покинула сию жизнь,

Прожив двадцать три года, в трех возрастах [жизни своей].

Христос извел ее ввысь от погибели,

И да учинит средь живых

Ее дух Владыка всяческих.

 

 

106. К мужскому монастырю[1915]

 

 

Градом Божьим если бы кто‑то назвал сие место,

Он бы, должно быть, не ошибся в своем мнении.

Ибо ты видишь, вокруг его оглядев,

Храмы блистающие, весьма благолепно украшенные,

Здание к зданию, дивно расположенные;

Сады и насаждения, разбитые подобно Эдему[1916],

И вообще всё, что приятным образом относится к этим вещам.

За это, о зритель, вознеси с мыслью о Боге хвалу,

Помянув достойным образом Льва[1917],

Который с Божьей помощью устроил все это.

 

 

107. К приемному покою того же монастыря[1918]

 

 

Чудесной обители, под названием Новой[1919],

Служу я приемным покоем и странноприимным двором;

Многих принимаю я за приносящее счастье вознаграждение

Славного Льва, хозяина здесь[1920].

 

 

108. О том же[1921]

 

 

Будучи принят здесь с достойным попечением,

Приношу я, гость, за это свой дар,

Причем из тех, которыми я располагаю, возможно, наилучший:

Вместе с молитвами эти четыре строки.

 

 

109. К могилам[1922]

 

 

Познав приятную и темную стороны жизни,

Я, Лев, строитель сего монастыря,

Возвел любящим солнце прекрасную крышу,

А именно дом здесь, который напоминает о конце.

Ибо всякий достойный [человек], памятующий о смерти,

Свет получает и минует тьму.

 

 

110. Другое [о том же][1923]

 

 

О горькая могила сладостей жизни,

Ты всех низводишь вниз, и тебя не насытишь;

Малых, великих, богатых, бездомных,

Мудрых, невежд, неприглядных на вид и с приятными лицами[1924] –

Всех перемалываешь ты и в любом случае прах получаешь.

Однако, кроме деяний своих, не имеют они при себе ничего,

С чем могли бы предстать пред Судилищем Божьим.

Если [деяния были] добры – слава имеющему их;

Если же злы – горе совершившему злодеяния.

Итак, внимай, человек, что тебе остается.

 

 

111. Эпиграмма к Стефану[1925]

 

 

Здесь Стефан заключил свое тело,

Прожив двадцать пять лет своей жизни,

Отрасль честная, одновременно двояко прекрасная:

Он выделялся и происхождением от благородной крови,

И получил ветвь от славы дворца[1926].

Будучи всеми любим за порядочность нравов,

Он не знал жены, но пребывал в девстве.

Его Христос, как розу из терний,

Предусмотрительно и быстро взял от этого мира[1927]

И ныне венчает вместе с другими [праведниками] Своею десницей[1928].

 

 

112. К [одному] дому

 

 

Я – весьма приятный дом

Мужа доброго и всеславного,

Который с любовью обновил целый монастырь,

Принеся Богу выкуп за свои грехи.

 

 

113. К усопшему[1929]

 

 

Здесь, о прохожий, лежит, погребенный в могиле,

Феофилакт, треблаженный смертный;

Был хотя он скопцом, но из знатного рода,

Видный муж и к тому же весьма благочестивый.

В процессии спафариев он занимал первый ряд

В бытность дней долгих своих при дворце.

Сей храм и всеблаженный монастырь

Возвел он, радуясь, своему Богу и Владыке

Во искупление грехов, совершенных им при жизни.

 

 

114. К монастырю Игнии[1930]

 

 

Лев[1931], средь мужей знаменитый и славный,

Расстался с супругой [своей]

Из‑за стремленья сочетаться с Христом

И избрал треблаженную жизнь монаха,

Созидающую наследие Царствия Небесного.

При этом он преподнес Богу весь свой дом,

Чтоб превратить его в предвозвещающий блаженство женский монастырь;

И в конце своего прославленного Богом пути

Похоронен он здесь, ожидая дня,

В который Христос придет, чтобы судить всех.

 

 

115. К супруге [Льва‑патриция]

 

 

Анны[1932] могилу здесь же близко[1933] ты видишь,

Которая согласилась вместе с супругом своим

Претерпеть разделение ради Христа

И вместе с чадами восприять иноческую

Сияющую жизнь, дарующую наследие небесной славы;

Посему пребывает она в надежде

Поспешить к Самому Христу на небеса,

Когда Он придет, чтобы судить всех смертных.

 

 

116. К усопшей [Евдокии][1934]

 

 

Благородной между женами в вере и жизни [была та],

Что упокоила здесь свою славную плоть

И предала дух Богу и Владыке,

Который благоволил назвать ее Евдокией –

По достоинству и символическим образом[1935],

Ибо она [сама] благоволила, благодаря своему прекраснейшему нраву,

Довести со своим славным мужем до конца благочестивую жизнь

И в конце ее, будучи на верном пути,

Склонить к истинной вере отца, который произвел ее на свет.

 

 

117. К усопшей [Ирине‑патриции][1936]

 

 

Поистине благополезный священный сосуд,

Равноценный украшенному златом венцу,

Усыпанному прекрасными жемчужинами, –

Вот та, что упокоила здесь свое треблаженное тело.

Ибо после того, как она перенесла утрату молодого мужа,

Другого героя по силе и славе, –

А оба они из Армении происходили[1937], –

Посчитала она за лучшее

Отдать всё своему Богу и Владыке[1938]

И одеться в лохмотья по монашескому обычаю.

И так шла она наилучшим образом по жизни,

Неся свое смиренное сердце, как украшение,

И, словно драгоценный камень, поток слез;

Неусыпным [было] око ее, и молитва ее [была], словно свет.

Так завершила божественно путь свой она,

И не коснулось ее заблуждение еретиков[1939].

[Итак,] дар двойной принесла она Богу[1940]

И теперь может радоваться с праведниками всецело.

 

 

К ней же

 

Место сие славно – это могила Ирины,

Проведшей миротворную жизнь, [обращенную] к Богу[1941].

 

119. К Дионисию[1942]

 

 

Я служу могилой Дионисия,

Монаха особого, борца и послушника,

Прошедшего многими путями Православия[1943]

И завершившего жизнь свою с мученическими почестями[1944].

 

 

120. Ко входу в монастырь[1945]

 

 

Даром Анны Богу и Владыке

[Служит] ограда и чтимая эта обитель,

Которая названа в честь Пречистой Девы

И, сияя славой брачного чертога, служит пристанищем для дев,

Дабы жили они, подвизаясь и украшаясь благочестием,

Во искупление всех грехов

Самой [Анны] и ее супруга Льва

И вместе с ними Иоанна, их любимого сына[1946].

 

 

121. К Феофилу‑диакону

 

 

Весьма в достатке [была дана тебе] вышняя милость,

Поскольку она, хоть ничего и не получила от нас,

Кроме жертвы наших грешных молитв,

Никоим образом не престает приносить нам дары[1947].

Мы же, принимая их, снова с любовью

Будем приносить тебе, другу, дары друзей.

 

 

122. К Памфилу Трималетонту[1948]

 

 

Как новый [какой] душепагубный зверь, Памфил[1949] [нам] явился

И потому был осужден на изгнанье из монастыря св. Предтечи[1950].

 

 

Письмо к грамматику

 

 

На твой украшенный золотыми жемчужинами тристих

Отвечаю я своим приношением в смарагдах;

Ты же пой мне опять согласно законам [мусического] искусства[1951].

 

 

124. Эпиграмма к преподобному отцу нашему Феодору[1952]

 

 

Как дар присноживущего Бога, великого Царя,

Предобрый и широко известный благочестием [своей] жизни,

С именем Феодор[1953] явился он, игумен для стада.

Беспрерывно в ночных бдениях и других установленных чином молитвах

Возбуждал он божественно слаженное, мужественное пение хора

В Студийской обители, как называют этот великолепный, блаженный дом,

Посвященный Иоанну, мудрому Предтече Христа.

Чрез свое трудолюбие он исполнил ее также множеством милостей,

Непоколебимой мудростью и светом чистоты.

Всем являл он неизмеримо мужественные нравы,

Далеко отстоящие от позора страстных ночных мечтаний;

Посвященным же [предлагал] исполненные света,

Изумительнейшие, воспринятые от Бога поучения.

Неровности он отвергал, взамен принимая то,

Что [позволяет] взлететь выше печальных забот и тяжкого бремени,

Чтобы [монахи] направляли окрыленные стопы к звездному небу,

Как [некогда] обозначил то Христос, благодатный Помощник людей,

Туго надутый парус, благоуготовленный для сияющего плавания.

После него явился другой – безупречный Анатолий,

В котором жило возвышенное Божественное дыхание;

Из Лидии пришел он после других игуменов.

Сей [муж] явно вооружил свою плоть богосветлым умом

И последовал по светлым, сияющим стопам Христа,

[Явившись] как Божий слуга в деяниях своих и в своей превосходной жизни,

И у всех далеко вокруг был славен своим благочестием так же, как первый;

Истину нес он в сердце вместе с чистотой,

Трисиятельного Божества был прославленный почитатель,

Мужественно и славно исполняя всякое повеление,

[Шествуя] по стопам многообразных милостей боговидного богатства;

Как дар получил он добродетели, прекраснейшие блистающие одежды,

Сияющие так же, как у небесного божественного рода.

 

 

Слова

 

[PG. T. 96. Col. 680] Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы[1954]

 

1. Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо – Деву. Родилась на земле Дева – одушевленный чертог Царя Небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из бесплодной воссиял Младенец – священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть нетление[1955], у супругов – воздержание, у богатых – щедрость, у бедных – благодарность, у начальников – кротость, у царей – правосудие, у священников – преподобие, у всех – справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование, то приидите – взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс. 94:1). Творцу всего устроен храм для принятия Его [Col. 681]; Создателю‑Слову приготовлен гостеприимный дом; для Солнца правды (Мал. 4:2) распростерто светлое облако; одевающему небо облаками (Пс. 146:8) сделана основа боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог.

2. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Бесплодные жены, будьте благодушны, взирая на Ту, Которая прежде была бесплодною, а потом родила Божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя рождение Той, Которая одна есть венец и Царица отроковиц. Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите во Иерусалиме, как заповедуется нам чрез Осию (Ос. 5:8). Да возрадуется Давид‑Богоотец; да возвеселится Исаия – главный между пророками; первый – потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходит Царица, от Которой плод его Бог обещал посадить на престоле его (Пс. 131:11); последний – потому что исполнилось пророчество его: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет (Ис. 11:1). Дева есть жезл, из которого произошел вечный цвет – неискусобрачный Христос.

3. Но для чего я определяю тому или другому радоваться, а не выражаю радости кратким словом? Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастит милость, и правда да прозябнет вкупе (Ис. 45:9). Почему же? Потому что скиния явилась Богу Иакова; потому что святое место показано всесвятому Слову. Да восклицает Иаков – славнейший из патриархов: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная (Быт. 28:17). О неизреченные события! О чудные дела! Что значит эта новая весть? Что значит эта удивительная и неизреченная притча? Если небо небесе не довлеют Ти (2 Цар. 8:27), как говорит Писание, то какое земное жилище будет достаточно для Бога? Еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь (Иер. 23:24). И где найдется место, могущее объять столь великое Существо, превышающее всякое понятие о вместимости, так как бесконечное не заключается в количестве? Небо престол Мой, говорит Господь, земля же подножие ног Моих (Ис. 66:1). Какой же дом может быть построен для Вопрошающего [Бога]? Или какое бы место найдено было для покоя Его? Но оно найдено и явилось. Как же или каким образом? В этом и состоит вопрос. Немного подожди, возлюбленный, и получишь желаемое разрешение.

4. Когда Бог, по беспредельной благости Своей, восхотел привести человека из небытия в бытие, то прежде было небо распростерто, земля утверждена, море заключено в своих пределах и всё, что нужно было для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок (Быт. 1). [Col. 684] Потом человек, как царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. И если бы он не преступил заповеди, то не был бы изгнан из места, удобного к продолжению жизни. Не имея нужды в одежде, он, если не воспротивился бы Божьим намерениям, не нисшел в состояние, подверженное весьма многим несовершенствам, так что вместо единого Бога он почитал многих богов. Итак, когда все люди – скажу кратко – подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для воссоздания рода человеческого. Это – блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит Солнце правды (Мал. 4:2). Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает колос жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. Итак, уже явилось новое творение Непостижимого; приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого. Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать, – достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. Егда сотворены быша звезды, говорит Господь, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов. 38:7), – и воспели [они]. Но ничто столько не богоприлично, как блаженная и пречудная Дева. Для удостоверения в истине этого послушай, что говорит многострадальный Иов: небо не чисто, и звезды не беспорочны пред Богом (Иов. 25:5). Но что чище Девы? Что непорочнее Ее? Ее столько возлюбил Бог, высочайший и чистейший свет, что чрез наитие Святого Духа существенно соединился с Нею и родился от Нее совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать Своею Матерью. О снисхождение! Преблагой не отрекся родиться от Своего творения, возлюбив Ту, Которая прекраснее всякой твари, избрав Ту, Которая достоинством Своим превосходит Небесные Силы. О Ней‑то пречудный Захария говорит: Красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь (Зах. 1:10). О Ней же, как я думаю, и блаженнейший Иоиль восклицает так: Дерзай, земле, радуйся, и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити тебе (Иоил. 2:21). Она есть земля, на которой священнейший Моисей получил повеление скинуть обувь Закона (Исх. 3:5), бывшего тенью заменившей его Благодати. Она есть земля, на которой Духом [Col. 685] основан по плоти Тот, Кто основывает землю на тверди ее (Пс. 103:5). Она есть земля, не принявшая семени и питающая своими плодами Того, Кто дает пищу всем. Она есть земля, на которой терние греха не взошло, напротив, – чрез растение, происшедшее от нее, совершенно исторгнуто. Она есть земля не та, которая прежде проклята была и которой плоды наполнены тернием и волчцами (Быт. 3:17–18), но та, на которой благословение Господне и которой плод чрева благословен, как говорит Священное Писание (Лк. 1:42).

5. Теперь посмотрим, откуда прямо произошла всегда живая отрасль девства: кто Ее отец и кто матерь. Это Иоаким и Анна, славная и всечестная чета Слова, союз, который священнее всех супружеств; потому что если ветвь превосходит всё, то неужели корень не будет весьма подобным ей? Впрочем, растение, имеющее хорошие корни, столь величественное и прекрасное, было бесплодно. Чистейший источник, но не изливавший потока: бедствие тяжкое, обстоятельства прискорбные и горестные. Что же? Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их (Пс. 33:18). Так издалека Давид по вдохновению изобразил сие. Воззваша, говорит, праведнии. Мне кажется, что эта чета представляла собою лицо всего человечества. А потому они видели человечество чуждым богопознания, видели мир вдовствующим по причине неверия, так как, по словам Псалмопевца, вси уклонишася, вкупе неключими быша (Пс. 13:3). Горестное расстройство, печальное бесплодие! Воззваша праведнии, то есть в собственном саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех, и там Бог всех сказал праматери: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада; и к мужу твоему обращение твое (Быт. 3:16). О чем же они взывали? О плоде чрева, то есть просили о плодоносии богопознания и, вероятно, так молились: «Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение бесчадия, знаешь скорбь бесплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе». Господь, скорый на милости и медленный на гнев, услышал их, даровав им нареченную Мариею, столь славную и великую цену для искупления Евы: Дочь сделалась исцелением матери. Вот новое брение Божественного воссоздания, всесвятой начаток рода нашего, корень возвещенной Богом отрасли, веселие прародителя! О благодеяние! О щедродательность! Не правда ли, что самое солнце сияет ныне лучезарнее, как бы чувствуя великую радость? Вся тварь как бы превозносится в надежде освобождения от тления (ср. Рим. 8:21–22) при рождении Той, Которая бессеменно зачнет Освободителя [Col. 688] мира. Посмотри и на последующее. Внимательно слушай, возлюбленный, и не ленись исследовать. Мельзи млеко, говорит Писание, и будет масло (Притч. 30:33). Благоприятно место молитвы праведных [Иоакима и Анны]. Помолившись в саду, они родили сад, гораздо блаженнейший первого. Там змий шептавший легко обольстил Еву (Быт. 3:4–5); здесь Гавриил Архангел, возвестивший Марии радостное событие, хотя смутил ее, но не обольстил (Лк. 1:26–38). Там послушание, оказанное змию, приобрело горестную смерть; здесь, напротив, слова Ангела принесли людям жизнь всегда радостную. Там – горестное определение для рождающей после непослушания; здесь – нашествие Святого Духа, радостное для Той, Которая, по словам пророческим, избежала тяжких болезней [рождения]. Какое изменение дел! Какая новость событий! Древнее прошло, должно сказать, теперь все новое (2 Кор. 5:17). Настоящее светлое торжество по точнейшему исследованию его служит началом Домостроительства и пришествия Божия к человекам.

6. Ты имеешь, возлюбленный, разрешение вопроса. Ты получил обещанный долг. Скажи же и ты с Исаиею слова Исаии: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела, совет древний истинный (Ис. 25:1). Скоро ты увидишь Блаженную входящею во Святая святых, так как Она уже посвящена всесвятейшему Богу, потом – во чреве зачинающею Невместимого. О чудо! В малом теле обитает Содержащий горстью всё. Как же ты, противник Христов, называешь Его неизобразимым? (Я уклоняюсь немного от предмета.) «Потому что хотя Он, – говоришь, – и подобен нам, но выше нас». Но что из того? Различие и несходство не по человеческому виду, но по Божественной природе. Так, например, по человечеству Он питался молоком материнских сосцов, но по божеству доставлял жизнь Матери. Подобно нам говорил членораздельным голосом, но, будучи выше нас, Божественною властью повелевал – и творились чудеса. Подобно нам ходил по земле, но, будучи выше нас, шествовал и по морю (Мф. 14:25). Распинался плотью на кресте подобно нам; но, будучи выше нас, крестом изгнал враждебные силы. Одно принадлежит ограниченной природе, так как она подобна нам; а другое – неограниченной, которая выше нас. Ни одна из двух природ при существенном соединении не уничтожила естественных свойств другой, но каждая из них осталась в своих пределах. А ты, опасаясь описывать или изображать (ибо это одно и то же), и смешиваешь естества с акефалами, и отвергаешь Домостроительство с манихеями.

Меньше было бы твое безумие (я скажу истину), если бы ты иудействовал, нежели когда ты, называясь христианином, восстаешь против Христа: тот, не принимая воплощения Бога, не изображает Его и поступает согласно с самим собою; а когда ты, принимая воплощение, не изображаешь, то поступаешь непоследовательно по отношению к самому собе и делаешься смешным для самого иудействующего. Я говорю не дерзость, но к сим людям слово, и [Col. 689] мы собрались не для определения догматов, а для празднования. Сделав краткое приветствие Деве, и преимущественно теми наименованиями, которые даны Ей в Богодухновенном Писании, мы окончим смиренное слово.

7. Радуйся, Мария или, лучше, Мириа[1956] по беспредельному величию славы. Хотя бы кто приписал Тебе бесчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно. Радуйся, Госпожа, как Матерь, получившая господство Господа всяческих. Кто скажет, что всё служит Тебе, не уклонится от истины. Радуйся, смирна морская, в соляном потоке жизни носящая плоть, мертвую для греха; из Тебя происходит Тот, Кто есть сладость и весь желание и Кто говорит в Песнях: объимах смирну со ароматами Твоими (Песн. 5:1). Радуйся, купина, чудесно объятая огнем, неприступная для греха (как и купина, явившаяся Моисею (Исх. 3:1–5), была неприкосновенна) и божественным рождением Своим сделавшая небо приступным для земнородных. Радуйся, ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением. Радуйся, жезл, Богонасажденное растение, одна из всех дев чадородная, бессеменно прорастившая Бога всех и Священноначальника. Радуйся, стамна, златой сосуд, отделенный от всякого сосуда; из Тебя весь мир получает манну – хлеб жизни, испеченный огнем Божества. Радуйся, скиния, небо Божества, превосходящее устройство видимого неба; чрез Тебя Бог самолично беседовал с человеками и пришло в мир вечное очищение. Радуйся, кадильница, златой сосуд; Ты носишь в себе божественный уголь и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление. Радуйся, трапеза, Богом предложенное смешение, исполненное всеми благами добродетелей причащение для Того, Кто говорит в Песнях: Ты – чаша источена, не лишаемая места (Песн. 7:2). Радуйся, храм, чисто устроенный дом Господень, о котором Давид говорит: свят храм Твой, дивен в правде (Пс. 64:5), из которого Христос, устроив Себе храм, то есть тело, соделал смертных храмами живого Бога (2 Кор. 6:16). Радуйся, освящение, Богом излитый источник, исполненный всякой святости, из которого происшел Святой святых, очищающий мир от скверны. Радуйся, место Господне, Богом пройденная земля, вместившая в Воплощении Того, Кто по божеству не ограничивается никаким местом; чрез Тебя простой сделался сложным, вечный – временным, неописанный – описанным. Радуйся, дом Божий, сияющий Божественными красотами, с неотъемлемым порогом чистоты; Ты исполнена славы Господней и духом светлее огненных Серафимов. Радуйся, Дева – врата, обращенные к востоку, из которых вышел восток жизни для людей, уменьшающий запад смерти; Богом пройденная купина, носящая ключи девства. [Col. 692] Радуйся, небо – жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя воссияло Солнце правды (Мал. 4:2), соделавшее для людей день спасения и не знающее запада. Радуйся, престол, превознесенный славою, одушевленное седалище; Ты в Себе Самой представляешь седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные Силы. Радуйся, Херувим – огнеобразный ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний Свет. Радуйся, безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Мать и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся, Дева, родившая Сына – одна между девами детородная, Дева и вместе Мать – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся, печать царская, воплотившегося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова рождающая, таково, конечно, и рождаемое. Радуйся, книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь богодарованного закона Сам Собою девственно познается. Радуйся, свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, то есть воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха (ср. Евр. 4:15). Радуйся, источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, Источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Ему получив бессмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся, вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие. Твое благовоние подобно благоуханию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся, неувядающая роза, бесконечно благоухающая, которую обоняв Господь почил и чрез которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся, яблоко благовонное, плод, родившийся от бесплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: положите мя в яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2:5). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира. Радуйся, полевой цветок, из которого родившийся Иисус одевает цветы полевые; благоухающий цветник духовный, из которого Христос бессеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову (ср. Мф. 6:29). Радуйся, цветок, который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе цветок, на котором почивают семь духов, как говорит Писание (Ис. 11:1). Радуйся, нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: нард Мой даде воню свою (Песн. 1:11). Радуйся, стакта [миртовый бальзам], из девственного бальзама излившая Христу стакту освящения, или молока, и воспевающая в Песнях: вязание стакти возлюбленный мой мне, [Col. 693] посреде сосцу мою водворится (Песн. 1:12). Радуйся, киннамон [корица], исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, Кто говорит в Песнях: леторасли твоя сад шипков с плодом яблонным; трость и киннамон со всеми древами Ливанскими (Песн. 4:13). Радуйся, Дочь, посвященная Богу Отроковица, Которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, Кто сказал в Песнях: что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля? Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах (Песн. 7:1–2). Радуйся, сестра, соименная прекрасному брату и возлюбленнейшая ему, как говорится в Песнях: сердце наше привлекла еси сестро моя невесто, сердце наше привлекла еси (Песн. 4:9). Радуйся, невеста, которой обручитель есть Дух Святой, а жених – Христос, говорящий в Песнях: вся добра еси ближняя моя, и порока несть в тебе. Гряди от Ливана, невесто (Песн. 4:7). Радуйся, миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе, ибо сказано: миро излиянное имя Твое (Песн. 1:2), им помазано царственное священство. Радуйся, кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее? (Песн. 3:6). Радуйся, злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и всё, что по Закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златые и многие наименования. Радуйся, древо негниющее; Ты не допустила червя тления греховного и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из деревьев негниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпурную одежду для Того, Кто говорит в Песнях: заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси и что усладилася еси? (Песн. 7:5–6). Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокие, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. Как будет это, – сказала Ты, – когда Я мужа не знаю? (Лк. 1:34). Чрез Тебя приготовлена пурпурная и золотая одежда для Священноначальника высших Сил. Радуйся, гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как бы воздушною скинией и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (Ис. 19:1). Радуйся, непорочная, неприкосновенное украшение девства; Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство. [Col. 696] Радуйся, чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищается лучше и прочнее, нежели древний. Радуйся, неискусобрачная, подобно матерям изобилующая молоком для питания Младенца, из Которой извлекает девственное млеко Тот, Кто питает всё. Радуйся, нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе, и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все Небесные Силы. Радуйся, руно, символ победы Гедеона (Суд. 6:36–40); из Тебя образно проистекла вечная роса – Тот, Кто Сам говорит: мужайтесь: ибо Я победил мир (Ин. 16:33). Радуйся, место Божие – вместившая во чреве Невместимого во всем, Который горстию содержит всё и тогда, когда находится на Твоих руках. А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся, Матерь Божия, одна раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, принявшая Бога, световидная стихия Божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся, Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое с Богом, Божественное с человеком. Радуйся, чертог, украшенный девственными дарами для Того, Кто говорит в Песнях: внидох в вертоград Мой, сестро Моя невесто (Песн. 5:1). О соединении Его с плотью говорится в следующих словах: изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселья сердца его (Песн. 3:11). Радуйся, агница, бесплодная для брака и родившая от Божественного зачатия; от Тебя происшел Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин. 1:29). Радуйся, светлое облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя воссияло Солнце правды (Мал. 4:2), освещающее всё лучами нетления. Радуйся, светильник, золотой и твердый сосуд девства; светильнею сего светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти; отсюда происходит невечерний Свет – Христос; Ты осияла вечною жизнью сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1:79). Радуйся, Благодатная! (Лк. 1:28); Ты и по самому делу, и по имени вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная радость, исцеление Адамовой печали. Радуйся, рай, место, которое блаженнее Едема; в сем раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось древо жизни; причащаясь его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как пламенное оружие плещи дает, как написано. Радуйся, град великого Царя (Пс. 47:3) – скажу словами Давидовыми [Col. 697], – в котором отверсто Царство Небесное и земнородные, написанные в числе граждан, радуются; в котором слышны повествования великие и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, Который чрез Тебя помиловал меня; за что я, бедный и неразумный, должен был божественно возвеличить бесчисленные Твои похвалы; Ему же подобает всякая слава, и честь, и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

[PL. T 67. Col. 448] Преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита похвальное слово на третье обретение Честной главы святого Предтечи[1957]

 

Сегодняшний день, христолюбцы, созывает нас, неся третье возвещение памяти Предтечи. Ведь если когда по какой‑то случайности находят клад, все люди радостно сбегаются, стремясь увидеть желанное, то какого сладостного торжества не удостоится пречестная глава Крестителя, более драгоценная, чем любое золото и дорогие камни, недавно явившаяся благоволением Бога, устрояющего всё во спасение рода нашего.

Посему возликуем и возвеселимся в Нем, ведь получение духовных даров – предмет ликования для боголюбивых; воспоем в благодарность: это еще одно торжество, еще одно славословие. Ибо [праздник] Рождества в чем‑то похож на восход, который явил миру чудотворцем умопостигаемую денницу, восходящую из материнской утробы; а Усекновения – на закат, который представляет, как то же богоявленное светило, совершив течение всего умопостигаемого дня, оказалось под землей и там предозарило находящимся в аду свет пришествия Христова. Нынешний же [праздник] намекает и на что‑то более таинственное, возрождение вечной жизни: ибо он воссиял и словно бы вновь ожил явлением священнейшей своей главы. О, чудо: земля не потерпела долго удерживать в себе это спрятанное сокровище в ущерб нам, но в некое особое время произвела свой плод, будто какое‑то вновь расцветшее и спелое порождение. Итак, увидело ее небо и возвеселилось, взглянул род человеческий и восхвалил. Бесы, почувствовав, низверглись; явилась она ярче солнца светом истины, светлее луны сиянием благочестия, многообразнее звезд множеством чудес. Ибо какие и сколь многие потоки исцелений она сразу же источила, прозрачнее и обильнее всякого источника; испустила тотчас благодать Духа благоуханнее и сильнее всех лилий полевых, и вся вселенная мысленно обоняла это благоухание и возрадовалась. Каждый почерпнул и унес от того, что искал, и столь желал, и к чему стремился: ибо благодать изобильна, и причащаются ей настолько, насколько преизбыточествует намерение верующего. Глава окружения их, то есть грешников, говорит Давид, трудустен их (Пс. 139:10), а нам эта глава была явлена во избавление от трудов, излечение недугов, изгнание бесов, подание всякого Божественного дарования. Ибо это глава взыгравшего от радости во чреве бесплодной из‑за воплощающегося в девической утробе Слова [Col. 450] Божия (Лк. 1:41), как об этом сказал Давид: изыдет человек и сердце глубоко и вознесется Бог (Пс. 63:8). Это глава того, кто еще от утробы исполнился Святого Духа, о ком говорит великий Захария: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1:76). Это глава обитавшего в пустыне с самых пеленок до явления своего Израилю, о ком говорит пророк Исаия: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40:3). Глава проповедавшего крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1:4; Лк. 3:3), о ком говорит Священное Писание: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1).

И зачем много говорить? Это глава того, кто удостоился прикоснуться к Божией главе, кому Господь говорит: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). И как кто‑нибудь из смертных восхвалил бы ее, всеблаженную, по достоинству? И какой язык земнородного воспел бы в достаточной мере всецело дивную и блистающую сиянием нетления?

Но, божественная и честная глава, местопребывание бесстрастнейших и чистейших чувств, мыслящая кадильница благоухания Духа, драгоценная сокровищница обогащающих чудес благодати, я хвалю твои богоплетенные пряди, более ценные, чем суфирское золото[1958], более благолепные, чем свадебные ожерелья. Не касалась их бритва порока, обман греха, как прежде Самсона посредством похотливой Далиды (Суд. 16:19). Величаю твою священную и превосходящую Ааронову браду, от которой пролилась целительная роса более росы аермонской, сходящей на гору Сионскую (Пс. 132:3) в душах верующих; почитаю твои светлые очи, сияющие светильники Духа, как более чистые, чем глаза горлицы, и более драгоценные, чем многоценимые камни смарагды; славлю твои богоподобные уши, слышащие небесные гласы. Применю к тебе подходящим образом иносказательные речения Писания: Прекрасны ланиты твоя, яко горлицы (Песн. 1:9; 4:3), согласно Песни Песней: Выя твоя яко столп слоновый, очи твоя яко езера во Евсевоне, во вратах дщерей многих, нос твой яко столп Ливанский (Песн. 7:4). Воспеваю ограду твоих молочно‑белых зубов, из‑за которых изошло слово божественной проповеди до концов вселенной. Наконец, восхваляю твою подобную серебру шею, которую рассек злодейский меч и из которой заструился вместо крови источник чудес.

Что скажешь, Ирод? Ибо к тебе надлежит мне обратить речь: ты получил, чего искал? Наслаждаешься вожделенным тебе? Нисколько. Вот и вновь тебе свидетель истины, обличительный меч Духа, благодерзостный язык благочестия – он жив, а не мертв, на свободе, а не в оковах, громче Авелевой вопиет к тебе кровь (ср. Быт. 4:10): не должно тебе иметь жену Филиппа брата твоего (Мк. 6:17). Он выставляет на позор твою мерзость[1959], желая удержать тебя от беззаконного сожительства, избавить от гнева, грозящего преступнику: тебе это понравилось? Нисколько. Ты образумился? Никоим образом. Ты не оставил наслаждения, всю душу твою принес в жертву беснующейся. В вознаграждение за забаву вынес на блюде [Col. 452] божественнейшую главу, изливающую реки крови (Мф. 14:11). Увы бесчеловечности, позор распутнейшему пиршеству! А оно происходит и сейчас, и блудник, если и не отсекает главу Крестителя, то делает члены Христовы членами блудницы (ср. 1 Кор. 6:15). Ведь разве что‑то другое кроме этого, по смыслу апостольских [слов], производят попойки и разгул?

Скажи мне и ты, преступная Иродиада: на пользу тебе пошли твои дерзкие поступки? Ты скрыла Крестителя под землей? Посему нет больше никого, кто возразит тебе или будет прекословить? Но тщетна твоя надежда, бессильно твое деяние, пуста затея. Все наоборот: насколько ты думала спрятать свое злодейство, настолько оно стало предметом молвы; насколько ты полагала утаиться, настолько о твоем преступлении рассказывают из поколения в поколение.

И тебя вместе с супругом постигла горькая смерть, разложившихся и смердящих в гробу, вдвоем кишащих множеством червей, – а глава, которую вы отсекли, вздымается над землей. Ее сопровождают преподобные, окружают сонмы священников, молят иноческие собрания, величают множества мирян; она собирает многолюдную толпу, богосозванное торжество, сводя вместе, так сказать, само ангельское воинство и воспевая с нами хвалебную песнь, ибо им любезен всечестной праздник тезоименного им и имеющего равное звание. Она изливает миро благодати лучше нарда, лучше шафрана и киннамона, лучше всех благовонных умащений, гласит и вопиет беззвучно, всегда возвещая о твоем злодеянии.

Вот таков конец беззакония и с такими обличениями. Знайте это, цари земные, сатрапы и властители, правящие и управляемые, и всякий человек в этой жизни, чтобы, поступая по закону как во всем, так и в браке, не претерпеть того же, будучи обличаемыми наравне с преступниками.

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата (Пс. 67:14), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове (Песн. 5:14) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье (Песн. 7:1) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях (Песн. 5:15), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [Col. 454] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон (Быт. 37:3), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мф. 3:4), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Его же (то есть Феодора, игумена Студийского) слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана[1960]

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!