Эпиграммы, посвященные святым иконам (30–39)



 

К святым иконам

 

 

Образ, который ты видишь, Христов;

Назови и его Христом, но только одноименно (ομωνΰμως),

Ибо тождество состоит в названии, а не в природе[1834].

Но и то и другое надлежит почитать нераздельно[1835].

Итак, кто почитает образ, почитает Христа;

Если же [кто] не почитает [образ], то он совершенно враждебен и Христу,

Раз, исполненный ненависти к нему, он не желает,

Чтобы почитался Его изображенный, облеченный в плоть Лик.

 

 

31. Другое [о том же]

 

 

Если мы Тело Христово принимаем как пищу

И пием Его животворящую Кровь,

Почему же мы не можем показывать Его изображенным,

Того, чье тело ведь описуемо в образе?

Ибо если Он прост, то и неописуем,

Ибо Он есть Бог, [существующий] за пределами всякого места;

Поскольку же Он облекся в такую же сущность, как мы,

Он есть Человек и посредством этого соединения изобразим,

Ведь Он имеет по Своей сущности неслиянно обе [природы]

И состоит из одной Ипостаси[1836].

Кто сим образом всецело почитает Слово,

Тот выказывает себя верным чадом Церкви;

Кто же мыслит иначе, отстоит далеко и от Бога.

 

 

32. Другое [о том же]

 

 

Когда вы, о мужи, здесь зрите образ,

Украшенный рукой, творящей форму,

То пользы собирайте плод [себе] достойно,

Ум свой возводя горе к причинам этого.

Подобно слову, образ писанный взывает громко,

А именно: «Честь, мне приносимая, есть слава непосредственно Зримого[1837] [во мне],

Ради которой и был я создан лишь в напоминание[1838].

[При этом] охраняю и освящаю я своих друзей;

А тех же, кто не желает почитать меня с любовию,

Я удаляю от горнего наследия».

 

 

33. Другое [о том же]

 

 

Когда прежде Христос был бесплотен, Он вида [зримого] не имел,

Ибо Бога, как говорит [апостол Иоанн], не видел никто (Ин. 1:18) из людей.

Когда же Он возложил на Себя толщу плоти,

Он, пребывающий вне и времени и всякого места,

Стал осязаемым, подверженным страданию в силу сочетания [природ][1839].

Он был рожден как младенец из Девы безсеменно,

Он растет, жаждет и алчет и сносит всё,

Что и те, которых ты видишь [на иконе] в [соответствующем им] положении и образе.

Как же ты, о безумный, несчастный,

Не вырисовываешь благоговейно образ Христа во плоти

И по образу Его всё Пришествие [Его]?[1840]

Но либо стань верным опять, возвратясь из заблуждения,

Либо удались прочь от дома Божия.

 

 

34. Другое [о том же]

 

 

Христос показывается в образе,

Ибо Он, хотя и будучи Богом по [Своей] природе, явился как смертный человек.

Кто же не желает созерцать Его изображенным,

Тот утверждает, что Он стал плотью [лишь] призрачно[1841].

 

 

К Святой Богородице

 

 

На иконе вижу я Тебя, о Мати Господа,

И приступаю со страхом и любовью, чтобы почтить Тебя.

Ибо поистине в Тебе пребывает такая благодать,

Что и из Твоей тени источаются чудеса.

 

 

36. Другое [к Ней же]

 

 

На руке Моей Я держу на иконе Младенца,

Подобного Мне, Матери, Христа Вседержителя,

Источающего свет нетления

И избавляющего мир от бесовской прелести.

 

 

37. Другое [к Ней же]

 

 

Ты, родившая Бога, превосходишь Ангелов;

Ибо Того, на Кого те не могут и сами взирать,

Ты держишь как Сына на Своих пречистых руках.

 

 

38. Другое [к Ней же]

 

 

Как и подобает матери, держу Я на иконе Сына своего,

Чтобы Он явился как истинное Чадо матери –

Он, Который вСвоем подобии Отцу превыше [всякого] изображения,

Ибо по Своей природе Он нераздельно двойственен.

 

 

К иконе Христа

 

 

Я изображен, хотя по природе Я Бог,

Ибо по Своей сущности Я также и человек.

И в тени во всякой Своей Я почитаем

И никогда не приемлю разделения славы Моей[1842].

 

Эпиграммы, посвященные церкви Пресвятой Богородицы (40–41)

 

К храму Богородицы

 

 

Ты, что видишь дом Пречистой Девы, задумайся:

Ибо Она явилась храмом Божиим

И храмы [в честь] Нее Самой имеет Она повсюду в мире.

 

 

41. К покрову [для престола[1843]]

 

 

Когда ты видишь Создателя мира во плоти

Представленным в образе вместе с Родившей,

Ужаснись о том, как Бог стал Младенцем

И все делает для спасения смертных людей,

 

Чтобы, в Самом Себе тление осудив,

Спасти творение силой Божества.

Помышляя об этом, приносит [Бог] Богородице

Для спасения Ее Самой и человека непорочный дар.

 

Эпиграммы, посвященные [различным] частям церкви св. Иоанна Крестителя в Студийском монастыре (42–46)[1844]

 

42. К купольной завесе [над святым престолом в церкви св.] Иоанна Крестителя[1845]

 

 

Когда ты видишь меня, укрытие божественного престола,

Считай, что это чин Херувимов[1846],

И думай о том, что внутри совершается Тайноводство Христово,

Владыки небесного и земного.

 

 

43. К алтарной преграде[1847]

 

 

Видя божественный алтарь пред своим лицом,

Почитай возвышенное и стой весь во страхе.

 

 

44. К святому престолу[1848]

 

 

Вызывает трепет сие возвышение и полно страха [оно].

Это исполненный света храм Божества, [соприкосновение с которым] доступно только для непорочных.

Приступи к нему благоговейно и приобщись достойно,

Ибо сей Дар есть огнь, поядающий недостойных.

 

 

45. К вратам в притвор (нартекс)[1849]

 

 

Когда ты открываешь дверь монастырского храма,

Вступай с сокрушенным духом,

И эта жертва [будет] приятна Господу.

 

 

46. К главному входу в храм[1850]

 

 

Вы, намеревающиеся войти в двери дома Божия,

Снаружи оставьте опьянение заботами,

Чтобы внутри вы нашли благорасположенным [к вам] Судию,

Который дарует вам отпущение долгов.

 

Эпиграммы, посвященные святому Кресту (47–60)[1851]

 

47. К входу в храм; к святому Кресту[1852]

 

 

Ты, что имеешь меня стражем, не пугайся ужасающего шума;

Ведь я страшен для демонов тем, что попаляю их.

 

 

Эпиграмма к Кресту

 

 

Там, где я изображен, нет места сатане,

Ибо я целиком упразднил его власть.

 

 

49. Другая [к нему же]

 

 

При виде тебя дракон предается бегству,

Ибо в тебе видит образ он Древа, на котором был Бог пригвожден.

 

 

50. Другая [к нему же]

 

 

О Крест, о свет мой, свети мне во всякое время,

Прогоняя тьму прочь от моей души.

 

 

51. Другая [к нему же]

 

 

Воздвигнутый на месте, [называемом] Голгофа,

Принес он миру животворящее обилие плодов.

 

 

52. Другая [к нему же]

 

 

На нем распростер Свои руки Вседержитель,

[Тем самым] освободив мир от бездны прегрешений.

 

 

53. Другая [к нему же]

 

 

Радуйся, о знамя горнего всеоружия:

На тебе сокрушены все демонские полки.

 

 

54. Другая [к нему же]

 

 

Радуйся, о трижды благословенное Честное Древо:

На тебе упраздняется смерть от проклятья [первых людей].

 

 

55. Другая [к нему же]

 

 

Радуйся, о наилегчайшее бремя монахов,

Ведь благодаря тебе легок для них путь Христов[1853].

 

 

56. Другая [к нему же]

 

 

Радуйся, о страж опекаемого тобою места;

Охраняй непрестанно тех, кто здесь живет.

 

 

57. Другая [к нему же]

 

 

Изображающий меня, пусть даже осенением одного только пальца,

Тотчас обращает беса враждебного в бегство.

 

 

58. Однострочные эпиграммы к святому Кресту[1854]

 

 

О Крест, молниевидное сияние для зрящих его.

О Крест, монахов легкий путь ко спасению.

О Крест, уничтожитель блуда для благочестиво любящих тебя.

О Крест, истирающий грехи плачущих.

О Крест, надежнейший защитник любящих чистоту.

 

 

59. Другое [к нему же]

 

 

Всякий, кто изображает меня, должен испытывать желание изобразить и Христа,

Поскольку Он связан со мною Своими страданиями.

Ибо тот мой враг и противник,

Кто не изображает Его, пусть даже изображая меня.

 

 

Одностишие

 

 

Людям свечу я, а попаляю властителей тьмы.

 

Эпиграммы, посвященные святым (61–84)[1855]

 

61. К [св. Иоанну] Предтече

 

 

Я – икона досточтимого Предтечи;

И тех, кто с трепетом мне поклоняется,

Как если бы они оказывали честь ему самому,

Сохраняю я невредимыми от заблуждения еретиков[1856].

 

 

К святому Иоанну Богослову

 

 

Сын грома (Мк. 3:17), молния Слова,

Когда я взираю на твое изображение, просвещаются мои мысли,

Ибо ты возжигаешь пламя непостижимых слов,

Поспешая избавить мир от мрака заблужденья.

 

 

К святому апостолу Павлу

 

 

Радуйся, о великий сосуд Божественного ведения,

Из которого все сполна черпают Божественные [блага];

Ведь ты вырвал весь мир из [плена] заблужденья

И восшел на высоту, третьего неба достигши (ср. 2 Кор. 12:2–5).

 

 

64. К святому [пророку] Захарии

 

 

Ты, что произвел на свет величайшего из пророков[1857],

Сам [был] пророком и священником Божьим;

И принося Владыке [в жертву] божественный плод,

Ты [был] умерщвлен мечом пред престолом Господним.

 

 

65. К святому Дионисию [Ареопагиту]

 

 

Весьма преуспев в Божественных вещах, ты, треблаженный,

И Ангелов таинственно описуешь;

Простираясь на всю иерархию [священную],

Догматов широтой ты наполняешь мир.

 

 

66. К святому Василию [Великому]

 

 

Воссиял ты в свете своей славной жизни

И просвещаешь мир делами и словами;

Ты сам принял ключи, подобно новому Петру,

И стражем стал всей Церкви[1858].

 

 

К святому Григорию Богослову

 

 

Громовым гласом догматов возвещал ты Божественное

И поистине гремел по [всей] поднебесной, о блаженный;

Неусыпно посрамлял ты все ереси

И вселенную утверждал ты своими словами.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!