К духовному сыну Василию (II, 97)



 

(616) Мы желали вместе с господином Григорием [Col. 1349] видеть здесь и тебя, возлюбленное чадо, но так как этого не случилось, то утешаем себя за это лишение письмом, извещая тебя, что мы всегда содержим тебя в своем смиренном сердце, желая спасения тебе и находящимся с тобою братиям и сынам. Подлинно, для отца слава – доброе мнение о сыне и священная похвала для него – достоуважаемая жизнь сына. Поэтому увещеваю тебя в Господе не только соблюдать свою стойкость, но заботиться и о братиях, быть любимым и любить, быть уважаемым и уважать. Ибо где духовная любовь, там посреди Христос, как Он Сам обещал (Мф. 18:20). Руководи агнцев Христовых, как прекрасный наставник, сострадательно и снисходительно заботясь о них, как о собственных членах; ты знаешь, каков ты, как беспристрастен, как обходителен, как точен в исполнении заповедей Божиих. Да будет у всех одна душа, так чтобы всё было общее (ср. Деян. 4:32); да будет исповедь, потому что всё открывающееся есть свет, и наоборот; да будет послушание, при котором враг не найдет места к обольщению; да будет смирение, по которому Бог стал человеком, чтобы таким образом сделать людей богами.

 

Воплощение и обожение.

 

О, добрый Василий, соблюдай залог, отвергая злое, усвояя божественное, как образец доброго делания для всего братства. Так, кто презирает тебя, тот презирает Бога, и кто повинуется тебе, тот повинуется Богу (ср. Лк. 10:16). Поминай вместе с братиями мое смирение.

 

439. К возлюбленным братиям Григорию, Иезекиилю, Ерасту, Феофану, Анине и прочим, находящимся в Греции (II, 98) <289>[1316]

 

(617) Время глаголати, и время молчати (Еккл. 3:7). Вторая часть этого изречения имела силу в предшествовавшие дни, а теперь я скажу о настоящих обстоятельствах. Мы говорим вам, отцы и братия, лишь только вышедши из города по благоволению Божию, и говорим апостольскими словами: радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4:4), не радостью здешнего мира (которая есть не радость, а тяжкая печаль, так как преданный ему бесчинствует), но радуйтесь по духу святости о том, что вы избавились от рабства врагу, от суетной жизни, от плоти и крови и служите Богу живому и истинному, от Которого и прежнее блаженство среди гонений, и нынешнее пребывание на чужбине постигло вас, рассеянных здесь и там, доколе Господь, воззрев, дарует мир Своей Церкви и соберет нас воедино.

В настоящее же время, прошу вас, братия, поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всякою осторожностью и внимательностью, со всяким смиренномудрием и повиновением друг другу (Еф. 4:1–2), так чтобы предстоящий занимал место начальника не для бесовского высокомерия, но в образец добродетели для следующих за ним, подчиняющихся и повинующихся ему, как мне, недостойному, или, лучше, Христу, ради Которого и вся [Col. 1352] жизнь, и ежедневная добровольная смерть наша. Чада, велико таинство спасения (ср. 1 Тим. 3:15). Смотрите, как вам вести себя: не как страстным, но как бесстрастным; не как плотолюбцам, а как боголюбцам. Не обращайте взоров на лица женщин и в обращении друг с другом не будьте дерзновенны. Дерзость есть огонь, сожигающий душу. Постоянно помышляйте о смерти, чтобы вам быть готовыми к отшествию отсюда с радостью. Соблюдайте предания, исполняйте заповеданное в отношении к псалмопению, (618) к молитве и прочему. Не собирайте себе золота, чтобы во время собирания отдать его близким и друзьям, так как монастырь будет заботиться о наших нуждах. Это свойственно не сынам Божиим, а мудрствующим по плоти. Как же поступать? Так, чтобы всё было на пользу и доставшееся было отдаваемо братству, чтобы из многих лиц составлялось общежитие.

Это сказано мною потому, что дошло до моего слуха, будто некоторые уже теперь определяют: «Это животное, – говорят они, – и эту одежду или что‑нибудь другое я хочу оставить такому‑то». О, бедствие! О, безумие! Подлинно, такой человек – не сын и не брат, но чужой, но святотатец, которого часть с Гиезием вором (см. 4 Цар. 5). <p. 239> Не обольщайтесь, братия, таким же образом и, придя в такого рода расположение, не окажитесь подвергнутыми вечному осуждению. Ибо если так, то и я поступлю таким же образом и раздам родственникам своим по плоти всё, сколько есть в моих руках. Если же вы не потерпите слышать от меня это, ибо это дело не игумена, а врага Божия, то естественно, что и я [не перенесу слышать что‑либо подобное] относительно вас, и поэтому утверждаю, возвещаю оправдание Божие, делая себя неповинным в крови (ср. Мф. 27:24) того, кто одержим этим грехом. И [я говорю] как ищущий не золота – не заблуждайтесь! – но спасения ваших душ. Похвала же моя будет в Господе: великое для меня богатство говорить с верховным из апостолов, серебра же и золота мне не нужно (Деян. 3:6). По глупости своей говорю я это тому, кто так любит меня. Мне вручают столько, что я устаю принимать.

Как любящий, пишу и утверждаю это. Бог же отца моего, Податель мира, любви и милости, Пастырь добрый (Ин. 10:11), да упасет еще нас с вами, не лишая нас ничего потребного для духа и [поддержания] телесной жизни, и да удостоит и Небесного Царства.

 

440. К странноприимцу Авраамию (II, 99) <290>[1317]

 

(619) <p. 240> Подлинный признак друга – навещать друга или лично, или посредством писем. Отсюда узнай, что я люблю тебя, достопочтеннейший и знаменитейший. Люблю же тебя заслуженно по многим причинам. Во‑первых, ради наших начальников, которые были у власти, потому что они, как ты знаешь, любили и были любимы. Во‑вторых, ради твоего сострадания к моему смирению, так как, когда мы были на востоке и было некое дело с нечестивым епископом Смирнским, ты прислал нам приветствие. В‑третьих, ради той мысли твоего правого ума, которую пространнее изложил мой духовный и возлюбленный брат и податель письма. Наконец, ради общего [нашего] друга господина Аркадия – разумею сотоварища и единомышленника, которого ты, как я слышу, имеешь даже в числе твоих [домашних].

Но так как долг друга напоминать также и о том, что составляет обязанность возлюбленного, то я убеждаю и умоляю твое достоинство, чтобы осторожно и тщательно вел себя в порученном тебе от высших начальников управлении. Не говори мне, что[1318] ты [Col. 1352] укрываешься, боясь таких поступков. Ибо нет ничего больше страха Божия и нет ничего необходимее спасения души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:36). Во время болезни нужно искать врача и во время бури – кормчего. Разве ты не видишь, что теперь великая буря и гром гнева Божия? Будь врачом, господин, будь кормчим, чтобы и себя спасти, и виновных исцелить и возвратить к [прежней] стойкости, воздерживаясь от угроз, как находящийся и сам в теле и подверженный падению. Таким образом ты приобретешь милость Божию; а когда охраняет Бог, то кто может причинить зло? Вспомни, господин мой, что и сам ты плоть, и (620) если сам боишься падения, то щади падших. Ибо какою мерою мерим, такою же отмерится нам (Лк. 6:38). Вспомни, добрый брат, что сегодня мы существуем, а что родит находяй день, не знаем (Притч. 27:1), чтобы нам не оказаться опозоренными и проклятыми и в нынешнем веке, и в будущем. Вспомни о том страшном и неумолимом приговоре, которым немилостивые будут посланы в огонь неугасимый (ср. Мф. 25:41–43). Вспомни, что пред нами предстанут лица, получившие благодеяния и пострадавшие от нас. Какую же пользу принесет нам тогда здешняя молва о нашем достоинстве?

 

Суд Божий.

 

Нет, увещеваю, не будем таким образом вонзать меч в самих себя. Я говорю по любви и весьма скорблю, господин. Завершая речь, желал бы я отныне слышать вести добрые и человеколюбиво назидательные о господине моем, чтобы мне воспеть, чтобы узнать, как будет и вперед слушаться меня [Col. 1353] друг мой. Ибо соседи наши уже боятся и трепещут от страха, хотя они ни в чем не виновны. Мучитель идет, заносит меч, бедный не вынесет угрозы (ср.: Притч. 13:8), не с тем, чтобы противиться, – он примет это, хотя и против воли, как невиновный; ибо и я сам, случившись в таких обстоятельствах, не мог бы поступить иначе. Если же, наконец, здесь есть вина, то хорошо; но и тогда [надобно поступать] сострадательно, как пред очами Господа, отчего подданный будет еще тверже, по расположению служа победоносным императорам.

 

441. К чаду Ипатию (II, 100)[1319]

 

Не без скорби, чадо, и мы, смиренные, приняли весть о священной кончине Иакова, исповедника Христова и нашего возлюбленного брата, но и не без радости. Первое – по духовной (621) любви: ибо кто он, как не сын, и сын такой, которого и сыном назваться недостоин я по грехам своим? А второе – по надежде или, лучше, по пользе не только для нас, которых он, как член, был священным украшением, но и для всей Церкви Божией[1320]. Ибо кем признаешь ты этого мужа? Не исповедником ли? Не мучеником ли? Не преподобным ли? От юности вел он жизнь подвижническую, законно подчиняясь, мужественно поборая страсти, соблюдая тело девственным посредством воздержания и порабощения, вкушая пищу, как случилось, так же и пользуясь сном, когда он был еще здоров, так что удивлял видевших его, часто предаваясь уединению, сколько возможно, углубляясь в самого себя и таким образом окрыляя себя к небесной любви. Да не подумает кто‑нибудь, что я выдумываю эти выражения для развлечения слушающих; свидетель Бог и руководитель его священный Лукиан, хотя этого трудно пробудить, от которого я и получил сведения о неизвестном мне.

Это некоторое слабое изображение подвижничества. А в исповедании какое и сколь великое зрелище представил он и Ангелам, и людям (ср. 1 Кор. 4:9)? О, великодушное и боголюбезное сердце! Он вышел на поприще, как воин Христов, бесстрашный, бестрепетный; со всех сторон служители тьмы ударами терзали спину, грудь, руки его, проливали кровь, рассекали плоть и оставили святого брошенным на земле, а он не произнес совершенно ни одного укорительного слова, но переносил богоугодное мученичество за Христа, Сына Божия и Бога нашего. Ибо подвизаться за святую икону Его значит терпеть мученичество за Него Самого. Да услышат кротции и возвеселятся (Пс. 33:3); да ликуют и радуются любители мучеников; да посрамится диавол, да падет сборище иконоборцев; из дел тех и других узнаете тех и других, по заповеди Божией (Мф. 7:20). Те не одного его, но и многих из наших и не из наших, однако наших, – [Col. 1356] ибо все мы одно тело во Христе (Рим. 12:5) Иисусе, Который есть Глава всех, – также мучили, вытягивали, морили голодом и прочее, что следует за этим. А он, от таких невыносимых ран ослабевший и разбитый, отдал тело свое на сильные мучения и поэтому, оставшись расслабленным, с того времени до конца жил, как бы ежедневно умирая (ср. 1 Кор. 15:31), и притом с благодарностью и смиренномудрием. Если, как ты говоришь, (622) он предсказал смерть свою, то и это вследствие подвигов. И если, как ты прибавил, было многочисленное собрание при его погребении, и притом людей знатных обоего пола, то и это служит подтверждением сказанного. Ибо не было бы такого собрания к человеку, незнатному по плоти, если бы не было указания Божьего.

Итак, он переселился на небо и приложился к подобным себе исповедникам, и умножился сонм исповедников и мучеников от века, отчего радость и веселие на небе; его молитвами да спасемся мы, братия, а он да получит достойное воздаяние за свое преподобное служение! Благословенны и собиравшиеся, как истинно благочестивые, как истинные любители мучеников; да будет часть их с тем, кого выносили они! Касательно досточтимых останков его я сделаю так, как говорил в письме о каноне, если благоугодно будет Господу. Приветствуйте друг друга лобзанием святым (1 Пет. 5:14). Это надобно прочитать всем братиям. Приветствует вас господин архиепископ, протопресвитер, эконом[1321] и прочие братия. Господь с вами. Аминь.

 

442. К Петру, [митрополиту] Никейскому (II, 101)[1322]

 

Таков совет наш на вопрос господина игумена, чтобы до [праздника] святых апостолов[1323] все были разрешены от епитимии и причащались Святых Таин; но с тем, конечно, чтобы священники не священнодействовали до созвания православного Собора, на котором сделано будет всецелое разрешение и всецелое успокоение. Вообще все, как общежительные монахи, посвящены ли они или нет, пусть благословляют и благословляются, молятся и принимают молитвы. А так как необходимо и совершать Божественную литургию, (623) чтобы рукоположить и пресвитера, и диакона, которые заменили бы отлученных, то не ненависть, а благодарность должно оказывать за это, ибо нам заповедано апостолом: носите бремена друг друга (Гал. 6:2). Впрочем, уже наперед принято всеми такое решение: если угодно будет Богу по неисповедимым судьбам правды Его, чтобы опять было воздвигнуто гонение, то лучше перенести всё даже до смерти, нежели предать истину.

Так мы, смиренные, думаем и всем отвечаем, а как представляется твоей отеческой святости, так, конечно, благоразумнее.

 

443. К консулу Димитрию (II, 218)[1324]

 

[Col. 1657] И прежде недавно в письме изъяснили мы, как велики и превыше нашего достоинства доверие твое, господин, уважение и любовь. А мы не таковы, как вы полагаете, но грешники, не приносящие никакой пользы ни вам, ни другим. Да будет же вам по упованию (την πεποίησιν) вашему награда и милость от Господа вместе с госпожою консульшею и благородными отраслями вашими, от которых получив и приношения, мы вознесли благодарение Господу!

 

Божии кары за насилие над праведными.

 

Впрочем, обратим речь к нужному. Некоторые опечалились, говоришь ты, по поводу второго Ирода[1325], потому что он был православным и его поминает Церковь. Но, во‑первых, обычное дело – называть властителей Иродами; так, [Григорий] Богослов говорит: «…если предстанешь Ироду, то молчи»[1326]. Затем пусть осуждающие обратят внимание, не справедливо ли это сравнение. Первый Ирод, имев женою своей дочь царя Арефы и (624) отвергнув ее, взял себе жену брата своего Филиппа для второго сожительства, а так как это было противозаконно, то он обличается Предтечей и, не перенося обличения, умерщвляет пророка (см. Мф. 14:3‑12). Потом спустя немного, быв изгнан собственным народом, он убивается по судьбам правосудного Бога, воздавшего убийце достойное наказание – жалкую смерть за смерть праведника.

Обратимся же к тому, о котором идет речь. И этот, имев женою Марию, законно сочетавшуюся с ним от юности, и отвергнув ее, прелюбодейным образом, как говорит Господь (см. Лк. 16:18), взял себе в жену Феодоту кубикуларию для второго сожительства, а так как это вопреки Евангелию, то он лично обличается [игуменом] Платоном и, не перенося обличения, заключает преподобного как бы в могилу; потом спустя немного, быв изгнан подданным, ослепляется по судьбам Праведного Бога, воздавшего виновнику заключения подобающее наказание – лишение зрения за заключение преподобного. Пусть же всякий здравомыслящий вникнет, не справедливо ли [император] Константин, хотя бы он не сделал ничего другого с тогдашнего времени доселе, назван вторым Иродом, сам доставив себе своими делами это название. Относительно этого пусть они и не возражают нам. Христос – истина, не может лгать; прелюбодей и тот, кто не противится им, и даже враг Божий. И не перестанут говорить об этом деле прелюбодея до скончания века.

Но так как опечалившиеся способствовали прелюбодеянию, то они и негодуют при напоминании о нем, между тем как им следовало бы признать истину, повергаться и плакать пред Богом о гонении, за которое отдадут отчет в день Суда, если не раскаются. А они еще прилагают грехи ко греху, прогневляя Бога; неужели они забыли, [Col. 1660] какое гонение от того было воздвигнуто повсюду и сколь стали прелюбодействовать по поводу высшего примера? Не стану говорить о прочем из уважения к некоторым лицам. Пусть же перестанут печалиться печалью, неугодной Богу, кто бы они ни были. Ибо Бог не взирает на лице человека (Гал. 2:6). И (625) если кто станет проповедовать чтонибудь другое вопреки тому, что мы слышали из Евангелия, хотя бы даже Ангел, он подлежит анафеме, как взывает блаженный апостол (Гал. 1:8). Зная это, и благоговейнейший игумен пусть не жалуется, что святой Феофан осужден по этому делу, ибо нет ничего более ценного, чем истина, и он не отказывается слышать об этом, как и великий Петр апостол о своем отречении (см. Мф. 26:34), и святой Давид – о своем прелюбодеянии (см. 2 Цар. 12:1‑14), и священномученик Киприан[1327] – о своем волхвовании. Что же касается до того, что [упомянутый император] поминается в Церкви как православный, это нисколько не противно Евангелию, ибо поминается и Валентиниан, но не за то, что он беззаконно имел в одно время двух жен, а за правую веру; и Иовиан, но не за то, что он, как повествуют, был мужеложником; и Никифор, но не за то, что он был корыстолюбцем[1328]. И много можно сказать о других, которые, хотя были осуждаемы за иные грехи, но только за Православие удостоились церковного поминовения.

Об это так. Сам ты, господин, тщательно береги это письмо и не выдавай его, ибо это опасно, как возвещает письмоносец. Господь со духом вашим. Аминь.

 

444. К чаду Еваресту (II, 102)[1329]

 

С великой скорбью и стеснением сердца моего, прибавлю – и со слезами, пишу это письмо к тебе, [Col. 1357] брат, ибо я слышал, что ты умер греховной смертью. Говорят, будто ты отринул обет девства, одежду евангельскую, жизнь, уважаемую и Ангелами, и людьми, и взял себе блудодейно жену или, точнее сказать, Еву. Ибо она изгнала тебя из рая святой жизни (626) к скорби моей, грешного отца твоего, к стыду ангельского твоего братства, к похвальбе и превозношению диавола. О, что случилось! Увы! Как овладел тобою этот дракон? В какую он ввергнул тебя бездну зловония! Из света сделался ты мраком, из благоухания Христова – зловонием, из святого – нечестивым[1330], из честного – бесчестным, из славного – бесславным, из свободного – рабом беса, из любимого – ненавидимым, из овцы Иисусовой – добычею дикого зверя (ср. Исх. 22:13); прибавлю еще больше: гонимый за правду (ср. Мф. 5:10) стал пленником греха, исповедник – отступником, носивший блаженство на главе, как диадему, – лишенным дивного имени монаха.

 

Похоть.

 

Увы мне! Кто, услышав об этом, не вздохнет? Кто, подумав об этом, не содрогнется? Ты посрамил монашество, устрашил стоящих, поколебал опускающихся, испил чашу беззакония, увлек, сколько зависело от тебя, равночестных с тобою к вкушению смерти. О, скажу опять, что случилось с тобою, жалкий? Как омрачилась денница? Как сокрушился сосуд полезный? Как самое имя твое не устыдило тебя, называвшегося Еварестом и сделавшегося Дизарестом?[1331] Не ты ли в прошедший год приходил ко мне и к господину архиепископу, весь здравый, благодушный, усердный, ходатаем за другого, брата своего, и исправителем его? Как же ты внезапно пал? Как ослеп? Как забыл и Бога, и нас, и прежде совершенные тобою аскетические труды и подвиги, тогда как ты был из полезных и поставленных на высшие служения? Потом что? Малое нападение диавола, похоть, имеющая вид сладости, но заключающая в себе обоюдоострый меч, которого горечи нет ничего желчнее, овладев тобою, низринула тебя с высокой жизни, как бы с неба, и сделала как бы израненным и спящим в могиле. Ибо что иное значит быть во грехе, как не быть в тлении? Нет в тебе никакого умственного света, никакой надежды, никакой душевной сладости, никакого священного помысла, но глубокая ночь, смежение умственного ока, сердечные угрызения, страх перед всяким, ежедневное пребывание в болоте, (627) подобно валяющемуся в грязи животному. Что сделал бес? До чего довела тебя проклятая похоть, от которой обольщаемые от века и здесь не получали пользы, и небесных лишились благ, наследовав только одно – вечный огонь!

Но возвратись сюда, сын мой, призываю тебя из глубины сердца, из внутренности, попаляющей меня, ибо твоя слава – моя, равно как, наоборот, и стыд. Приди, восстань: Господь повелевает. Не помяну, говорит Он, беззаконий твоих (Ис. 43:25). И еще: еда [Col. 1360] падаяй не восстает? (Иер. 8:4). И еще: вижу, что ты прискорбен еси (Быт. 4:6). И еще: несть цельбы сокрушению твоему (Наум. 3:19). Вот Благой Бог, вот милосердый врач. Так прошу тебя, сын, ибо ты – сын мой, хотя и умерший. Не оставайся во грехе, скоро расторгни опутавшие тебя диавольские узы и, как бы восстав из пропасти, возвратись к дивному свету твоей прежней жизни. Я же приму тебя с распростертыми объятиями, не укоряя, но сострадая, не отягчая врачевства покаяния, но услаждая и облегчая его, сколько возможно. Поспеши, поспеши, прежде нежели придет внезапно грозный Ангел жалким образом отрешить тебя от тела и отвести на вечное осуждение.

 

445. К духовному сыну Севериану (II, 151)[1332]

 

Сколько обрадовало нас малое письмо твое, сын мой, столько опечалило большее. Как будто ты никогда не говорил об изложенных в нем (628) предметах и от нас не слыхал надлежащего, ты теперь вздумал завести речь, по‑видимому опровергая другое лицо, а на самом деле противясь истине; между тем ты не должен и учить, не говорю – потому, что ты находишься в числе подвластных, снеси это великодушно, но и потому, что уличенные в общении с ересью, один из которых и ты, не смеют отверзать уста, а должны оставаться в надлежащем безмолвии и испрашивать прощения [Col. 1472] всю жизнь. Затем у тебя нет и такого познания догматической науки, чтобы уметь говорить с точностью, как у не занимавшегося ни грамматикой, ни философией, тогда как и сведущие в этом преподают о Боге не какое‑либо собственное учение, но следуя богоносным [отцам]. Почему же, спрашиваю, тебе вздумалось сказать: «Разве не относительно (σχετικώς) поклоняются иконе Христовой?» Знаешь ли ты, что такое отношение (σχεσις)? Отношение бывает между относительными предметами; относительные же предметы – первообраз и изображение его, например Христос и икона Его, ибо одно содержится в другом, а не раздельны они ни по державе, ни по славе[1333]. Вот этого ты, несведущий, не знаешь, и прилично теперь сказать следующее: видел я странность под солнцем – мужа, казавшегося мудрым самому себе и, что еще хуже, усиливающегося учить других (Еккл. 6:1).

Какое еще второе твое предложение? Христос богопочитается в иконе Своей, поэтому и икона должна быть богопочитаема (λατρευτή). Откуда или от кого узнав, ты учишь этому? Из святых никто не мог сказать этого, но [говорили они], что Христу поклоняются (προσκυνεΐται) в иконе Его и икона достойна поклонения (προσκυνητή), то есть почтения или уважения (то и другое имеет один смысл и справедливо), потому что богопочитание (ή λατρεία), равно как и вера, относится к одной только Святой Троице, а остальное и к другим – Матери Божией, святому Кресту, святым, достопоклоняемой иконе Христовой и всем прочим иконам святых, и притом настолько, насколько первообразы превосходнее своих изображений. Поэтому, если в иконе богопочитается Христос, как говоришь ты, то, так как богопочитание относится к Троице, в иконе воздается богопочитание и Отцу, и Духу. И что следует отсюда? То, что и Отец, и Дух воплотились; (629) а этого может ли быть что‑нибудь нечестивее? Если ты еще говоришь: «Должна быть богопочитаема и икона Христова», то следует, что ты оказываешься ничем иным, как тетрадитом (τετραδίτης), богопочитающим вместе с Троицею и икону Христову[1334]. Между тем кто поклоняется Троице, а потом и иконе, тот не впадает в такую нелепость. Ибо сказано, что честь и поклонение (ή προσκύνησις) воздаются даже и простому человеку, но не вера и богопочитание. Как мы веруем только в Отца и Сына и Святого Духа, так и служим Им.

Выслушав это, воздержись, брат, увещеваю тебя, от пустословия и цикалийской или кендукладийской ереси[1335], которая совершенно противоположна иконоборческой. Если же – чего да не будет! – ты останешься при своем, то знай, что ты не имеешь части с нами или, лучше, ни с одним православным. С трудом продиктовал я это письмо к тебе.

 

К монаху Феодору (II, 152)

 

С удовольствием, а не с огорчением принял я укоризны твои, почтеннейший. Ибо я не столько неразумен, чтобы [Col. 1473] сердиться на дружеские замечания. Если же я огорчался, то не напоминанием, а ересью каждого, которою рассекается Тело Христово, разделяясь множеством мнений. Начну с начала, ибо мне, обвиняемому, нужно оправдаться. Назначая епитимии по принуждению от самого первого дня, и притом из заключения под стражею посредством писем (ибо посредством писем же просили об этом монахи и священники), я отвечал не в виде определения, а в виде советов от меня относительно епитимии. Почему? Потому что я не иерарх, но священник, постановляющий законы[1336] [только] своим ученикам, другим же нет, а, как сказано, предлагающий им свое мнение до времени мира, (630) с тем чтобы тогда принять то, что будет определено святейшим патриархом с утверждения святого Собора, к увеличению епитимии или к уменьшению. И думаю, я поступал справедливо, простирая человеколюбиво руку помощи падшим, впрочем, не присвояя себе власти, что было бы нелепо. Какие же епитимии? Различные по различным падениям[1337], о чем подробно говорить не позволяет размер письма. Кратко сказать, священник или даже диакон, уличенный или в подписи, или в общении с еретиками, должен быть совершенно отлучен от священства, равно как и от Причащения, а по исполнении епитимии причащаться Святых Таин, но отнюдь не священнодействовать до святого Собора; благословлять же или молиться может как обыкновенный монах, а не как священник, и притом при исполнении епитимии; в церкви, занимаемые еретиками, не входить, и если храм поступит во владение православного после совершения там еретических возношений, не священнодействовать в нем православному без разрешения православного епископа[1338].

Когда же мы по благоволению Божию избавились от заключения под стражею и соединились со святейшим патриархом и святыми епископами и потом отдали отчет преподобным игуменам, то никто не выразил порицания относительно чего‑либо, кроме только одного относительно благословения, которому мы отвечали: если достойно осуждения, что гора поражена от самой вершины (Дан. 2:34), то и мы замолчим; осуждающие пусть осуждают не нас, а господ епископов, которым мы, уничиженные и подвластные, следуем; ими быв вынуждены, мы и доселе назначали епитимии сказанным порядком и назначаем, когда случится. Пусть же смотрят любители обвинений, чтобы им, отцеживая комара, в забывчивости не поглотить верблюда и, нащупывая соломинку, не заметить, что носят бревно (ср. Мф. 7:3; 23:24).

(631) Таким образом, мы, богопочтенный брат, как бы пред свидетелем Богом руководились состраданием и братолюбием, а не пристрастием или каким‑либо другим человеческим побуждением. Смущающий вас, говорит апостол, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение (Гал. 5:10).

 

447. К чаду Анфиму (II, 105)[1339]

 

Закон Божий, страх и трепет (Исх. 15:16) Его, говорит так: в стража дах тя дому Исраилеву (Иез. 3:17). Страж этого возвещения заставил меня, брат, опять письмом возвестить грядущий на тебя меч Божий, меч страшный, меч огненный, меч, ввергающий не тело, а душу в геенну огненную на бесконечные веки. Со слезами пишу я, несчастный, и горько вздыхаю, что это относится к моему сыну и ученику. Но что мне делать? Если не стану возвещать, то Бог взыщет кровь твою от рук моих, как Он Сам сказал (Иез. 3:18), и меня постигнет не что иное, как такое же осуждение на казнь. О, [Col. 1364] брат, для чего так смежил ты очи сердца? Для чего презрел Бога, взором Которого всё потрясается и не может устоять? Ты прежде сошел с подвижнического поприща, ушел в места, которых не назирает Бог, нарушил печать чистоты, растлил душу и тело, сделался рабом греха; потом уже поздно возвратился к нам в начале гонения, исповедуясь, соглашаясь на епитимию, обещая обратиться по прекращении гонений. Притом ты был вразумляем экономом, был принят братом Дионисием и избрал прекрасную ссылку, удаляясь из мест дурных в места добрые, на которых очи Господни, и блаженство гонения окружало голову твою; (632) прекрасно такое обращение, очищение, ангельское попечение! Что же опять случилось? Что удалило тебя от Бога и предало дьяволу? О, мое несчастье! Ты опять возвратился в болото греха, растлевая и растлеваясь от женщины или, точнее [сказать], от женщин. Помилуй, Господи, пощади, Боже! Оставил тебя Ангел хранитель твой; овладел тобою сатана. Живешь ли ты, несчастный? Но как может жить пожираемый человекоубийцей? Видишь ли свет? Но как может видеть омраченный грехом? Молишься ли Богу? Но как может приступать к Господу поработивший себя диаволу? Где твое доброе начало, горячность, сокрушение, послушание, слезы, воспарявшая к Богу молитва, небесный образ жизни? Всё исчезло, погибло. О, горькие мои воздыхания о твоем безумии! О, если бы ты был бессловесным животным, которое не пойдет на Суд! Но прискорбно то, что ты – существо богосозданное, имеющее воскреснуть и явиться на Суд.

Приди же, погибший сын мой, приди, возвратись к Господу, ибо Он, весьма[1340] человеколюбивый, опять примет, опять осветит, опять облечет в брачные одежды, опять заколет упитанного тельца и в радости призовет вышние Силы при твоем возвращении (см. Лк. 15:22–24). Не ослушайся, сын мой, сын мой, но образумься, возвратись, соединившись с добрым братом твоим Дионисием, прежде нежели постигнет тебя меч вечной смерти.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!