О том, чтобы не предаваться плотолюбию, ибо все это проходит как сон



 

Отцы и братия. Подобно тому как земледелец часто приходит на свою пашню, так я, грешный, берусь за оглашение. Он приходит для того, чтобы посмотреть, как восходят посевы, а я для того, чтобы видеть, как обстоит дело с плодами в винограднике Христовом. И как он не должен медлить со своими посещениями, так и я не должен этого делать со своими поучениями, ибо нам обоим это полезно. Посему я обращаюсь и спрашиваю вас: не остается ли кто из вас необрезанным от сухих ветвей бесплодия, или нет ли среди вас кого‑либо невскопанного вследствие неисповеданных им своих прегрешений, не имеется ли кого‑либо неорошенного вследствие окаменения от неспособности к сокрушению? Надеюсь, что у вас ничего этого нет, а напротив – вы приносите обильные плоды и богаты благими деяниями праведности. Светила мои, теките, восходите на божественные высоты, станьте горами добродетелей, чтобы, как сказано в Евангелии, светить духовно в этом великом городе (Мф. 5:14–15).

 

Великое оружие для монаха – воздержание

 

Великое оружие для монаха – воздержание, ибо оно является введением во всякую добродетель, а кто обладает послушанием, тот подражатель Христу; кто смиренномудр, тот равен Ангелам; кто открывает помыслы, тот чист, как солнце. Итак, пусть никто да не остается без исповеди, чтобы ему не оказаться неуврачеванным. Ищите того, что полезно и что влечет нас к смирению, и всячески берегитесь противоположного, ибо есть между вами некоторые лица, кои (не знаю, по невежеству ли или же по гордости) стремятся к неподобающему и вследствие этого не дают зрелого плода. Помните, где мы находимся и куда спустя еще немного перейдем, как мы связаны с плотью лишь одной дружбой и чем станем после разлучения с ней. Вследствие этого будем внимать, трезвиться, ум наш пусть постоянно направляется к Богу, пусть познает небесное наслаждение, получаемое от блага, горечь от зла и бесконечные страдания в муках. Жив Господь и благословен Бог (Пс. 17:47): мы не раскаемся в том, что сделали, именно – что приняли этот святой образ, презрели все земное и отсекли мечом свои плотские влечения. Если мы доблестно выполним свой подвиг, то будем ликовать вечно. Хотя я ничего не переношу из того, о чем говорю, не пощусь, не бодрствую, не испытываю злостраданий ни в одном из монашеских подвигов, а также не подвергаюсь ради любви к Богу оскорблениям, заушениям, скоблению кожи и сожжению, тем не менее я не позволю себе прилепиться ни к чему такому, что является угождением плоти, ибо все это продолжается лишь краткое время и подобно сонному мечтанию. Наградой же за это будет вечное и бессмертное.

 

Увещание

 

Подвизайся, чадо келарь; будь как можно ревностнее ты, повар; ты, канонарх, бодрствуй[1179].

Вы, остальные, малые и большие, первые и новоначальные, все радуйтесь, теките быстрее, будьте ревностны к бдению, службам, послушанию, работам. Да убегут от вас вялость, гнев, препирательства, соперничество, да изгонятся мать убийства – зависть, мешкотность, лень, стремление противоречить, стяжательность, утаивающая какие‑нибудь жалкие вещи. Во взаимных отношениях действуйте больше по любви, братолюбием друг ко другу любезни, духом горяще, Господеви работающе, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12:10–12), во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 36

О том, чтобы ради будущих благ презирать настоящие, а также о брате Василии и о двух сребрениках

 

Отцы и братия. Хотя мое оглашение и совершается по отеческому преданию, но не имеет той силы, ибо слово отцов, подкрепляемое благими делами, проходило и достигало до глубины сердца слушателей, благодаря этому получался великий духовный плод и приращение. Мой же недостойный глас, так как он исходит из нечистого и лишенного дел сердца, является как бы тихим, немощным и не могущим возбуждать вас. Несмотря на это, я благодарю вас за то, что вы – не вследствие моих слабых поучений, а вследствие своей весьма горячей к Богу любви – день за днем совершаете свое дело, проявляете свое прилежание в том, чтобы жить благоугодно Богу. Продолжайте же, чада мои, шествовать, не переставайте быть осторожными, делать полезное, подвизаться, соблюдать воздержание, удовлетворяться тем, что дают, терпеть все невзгоды, пост, скудость пищи, получение по весу хлеба, малые порции вина, трудность работ, неопустительное посещение службы, поспешное отправление в церковь, стояние там, пребывание до конца службы, а также обиду от брата, невнимательное отношение со стороны эконома (ибо начальствующие лица не успевают исполнять желания каждого лица и вследствие этого одному оказывается особенное внимание, а другой остается в пренебрежении), удаление от родных, отказ от желания посетить родительский дом, занятие стихословием, кротость, незлобие, безропотность, ибо если кто, сказано, возропщет, то грех лежит на нем. Вот ваши мучения, вот страдания находящихся в послушании.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!