О самочинниках и самовольниках, именно, что они впадают в пропасть погибели



 

Отцы мои, братия и чада. Я не только не удовлетворяюсь единичной беседой с вами о каком‑либо предмете, но не перестану обращаться к тому же самому много раз, так как и при таком условии мы едва постигаем истину. Я окаянен и грешен и не способен не только уже на то, чтобы управлять и настоятельствовать над вами, но даже и просто жить под начальством. Но так как, с другой стороны, я обязан употреблять все свои силы на доставление вам всего полезного, то мне и нужно выполнять это.

Многие из вас имеют ревность, но не по разуму (Рим. 10:2): они ревностны к тому, чтобы бежать, но не к цели, стремиться любить Бога, но не настолько, насколько это полезно, ибо на все, чада мои дорогие и возлюбленные, есть мера и вес. Ввиду этого мудрейший Соломон и говорит: не буди правдив вельми, ни мудрися излишше (Еккл. 7:17), а старайтесь идти царским путем. Также и великий Богослов пишет:

«Не становись строже закона, правильнее правила и выше заповеди»[1172]. Я это говорю не к тому, чтобы прилежание само по себе заслуживало порицания…[1173]

 

Отношение к пище. Самовольный пост

 

Но ты все принимай с благодарностью: недостало тебе какого‑либо кушанья – воздай славу; поставили другое – восхвали; приглашают тебя – кушай; отнимают блюдо – переноси с долготерпением. Пища ваша ведь соразмерна с вашим телесным трудом. Если вы съедите больше или недоедите, и то и другое для вас одинаково нехорошо.

С одной стороны, не нужно себя отягощать и обременять, так как вследствие этого делаешься ленивым к духовной работе, а с другой – не нужно изнурять себя, делаться подобным полусваренной свекле и становиться как бы мертвым к требуемым от тебя речам и делам. Вот, например, один вкусил, поел, насытился, в смирении со святым Давидом восхвалил Господа (Пс. 21:27), тотчас же отправился на свою работу, послушался того, кто его звал, принял безропотно брошенный в него камень обиды и, подобно святому камню (см. Зах. 9:16), двигается туда и сюда среди братства. Самочинник же, желающий казаться выше всех, возбуждаемый тщеславием, вкусил немного, уязвив тем совесть других и не обратив внимания ни на пример св. Евфимия, который не любил и отвращался от всякого брата, желавшего быть воздержанным больше других[1174], ни на те постановления, которые даю я, ничтожный. Затем, возгордившись, хотя он этого и не хочет замечать, начинает в душе сердиться на игумена, или на эконома, или на трапезаря, или на келаря за то, что мало маслин, немного овощей и недостаточно варева. После же, встав унылым, он не благодарит и не поет с остальными братьями, но бродит недовольный или, притворяясь, что он болен какой‑либо особенной болезнью, издает роптания, сердится на дело и пускается в гнусные рассуждения: «Как‑де я при таком посте могу переносить такие труды – тесать камень, возделывать землю, работать на судах»? Таким образом он унизит монастырь и охулит игумена. Как любитель безмолвия, или по одному только намерению, или даже по особенным подвигам, он высматривает и ищет иного, сравнительно с дарованным ему от Бога, жития.

 

Истинный пост

 

Если вы, делающие все это, рассмотрите хорошенько то, что я говорю, то увидите, что я не ошибаюсь. Ибо я и говорю все это потому, что я и сам перенес такие искушения. Но, братия мои, не будем так поступать. Вы хотите строжайшего поста – так вспомните, что говорит Василий Великий: «Истинный пост есть отрешение от всякого зла, а мера строгого воздержания состоит в том, чтобы не иметь ни одной страсти»[1175]. Поститесь от тщеславия, ибо отсюда родится многосонливость, поститесь от зависти, из которой истекает стремление к убийству, поститесь от смеха и бесстыдства, которые рождают блуд, поститесь от многословия и болтливости, которые производят множество грехов. Поститесь так, чтобы совсем не обнаруживать преслушания, не роптать, не сердиться, не творить срамных дел в уме и вообще не делать никакого дурного дела, и прощайте меня, своего кормчего, Божиим прощением за шесть унций хлеба и одну чашу вина. Ибо если вы будете относиться равнодушно к этому, не преступая положенных пределов воздержания, то легко перенесете и другие трудные и тяжкие подвиги.

Вот, чада, я много уже всего наговорил вам. Но вы отнеситесь ко мне как к говорящему вам по любви и движимому заботой о вас и помолитесь, чтобы Господь подал мне и еще силу слова во отверзение моих немощных уст (Еф. 6:19) и не лишил ничего из того, что должен возвестить мой слабый язык, но чтобы, напротив, вам было сообщено все во Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 32


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!