О том, что, живя в братстве, нужно отказываться от своей личной воли, а также подтверждение обетов святого образа



 

Добровольное рождение

 

Отцы мои, братия и чада. Хотя моя молитва, исходящая из нечистых уст, остается бездейственной, тем не менее я продолжаю молиться, чтобы Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа как можно более отверз сердца ваши для слушания моих слабых поучений, не потому, что они мудры или отличаются словесными совершенствами, но потому, что они исходят из благого и попечительного расположения к вам. И в этом нет ничего странного, ибо, как я часто повторяю и разъясняю вам, мне нужно бодрствовать, трудиться и даже ради вашего преуспеяния и спасения не считать дорогой самой своей грешной души. Нужно, во‑первых, помнить, что вы пришли сюда, отрекшись от своих родителей, братьев, родственников и даже всего мира, и, преобразившись к другой, более высокой жизни, стали для меня духовными чадами. Вследствие этого вы уже не допускаете, чтобы вас называли по именам ваших плотских родителей, но только по именам ваших духовных отцов и праотцев, показывая этим, что вы отрешились от естества и приняли другое, добровольное рождение. Затем не нужно забывать, что никто из нас не имеет своей личной воли, но мы думаем все сообща и стремимся к Богу, и таким образом на нас теперь исполняется то, что рассказывается в Деяниях, именно: что у множества уверовавших бе сердце и душа едина; и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян. 4:32). Так помните же это, искушайте себя и будьте тверды, крепки и недвижимы. Никто, вследствие наговоров змия, пусть не задумывается перейти на другое место и пусть не уходит из рая. Зачем подвергать осуждению на смерть душу и допускать, чтобы из ее трудов произрастали волчцы и терния (Быт. 3:18) страстей? Никто пусть дане склоняется к телесной похоти, дабы в течение одного какого‑либо мгновения времени и из‑за ничтожной, мерзкой и постыдной сласти не потерять целые века и не потерпеть изгнания из Царства Небесного. Никто, сказано, не венчается, аще не законно мучен будет (2 Тим. 2:5). Равным образом и монах не достигает усовершения и не получает награды, если мужественно не перенесет трудов подвижничества.

 

Мы переносим только то, что мы сами же обещали

 

Вы часто внимали и слышали, что внушается братьям, принимающим святой образ. Их обещания суть вместе с тем и наши, ибо и мы дали обет и заключили обет между Богом и людьми на то, чтобы алкать и жаждать и терпеть наготу, заушения, оскорбления и поношения, а при случае даже проливать за Христа кровь. Претерпевая все это, не будем этому удивляться, ибо мы переносим только то, что мы сами же обещали. Может, кто‑нибудь сочтет эти обещания шуткой? Но этого не должно быть, ибо это – великие слова, произносимые пред свидетелем Богом и Его избранными Ангелами. Напротив, мы должны даже радоваться, что удостоились обетования, и подобно тому как миряне хвастаются славой, наслаждениями и роскошной жизнью, так и мы должны ликовать и гордиться тем, что противоположно этому. Ибо на это самое указывает и наш образ. Они думают о мирском, а мы – о Божественном, они – о плотском, а мы – о духовном, они – об удовольствиях, а мы – о воздержании. Ибо что отличает и разделяет нас от них? Неужели, чада, монахом делают только черные одежды, постриженная голова, длинная борода? Отнюдь нет, ибо случается, что все это имеет и падший человек, и актер.

 

Что значит быть монахом?

 

Монахом быть – это значит соблюдать упорядоченными и внешний вид, и внутреннюю жизнь, так, чтобы иметь право сказать: «Я всегда тот же и не изменяюсь»[1171] (ср. Мал. 3:6). Усердно прошу вас: так именно мудрствуйте – стяжайте воздержание, безмолвие, стихословие, почтение друг к другу, откровенность на исповеди, трудолюбие, усердие ко всему полезному и всякие другие хорошие качества. Возрастим же все это, чада, и принесем благой плод.

 

Доброе соперничество с ближним

 

Пусть каждый ревнует своему ближнему в добре и соперничает с ним, но без всякой зависти и недоброжелательства. Живу Аз, глаголет Господь, а также: прославляющия Мяпрославлю (1 Цар. 2:30) и уготовлю вам место упокоения, страну живых и место дивного селения (см. Пс. 114:5, 8). Да сподобитесь и вы услышать это, увидеть Свет миру (Ин. 8:12), узреть Солнце правды (ср. Мал. 4:2), неприступную и неизреченную Радость, Подателя жизни, Сокровищницу бессмертия, прекрасную паче всякой Красоту, сладостную и паче всех любезную Сладость, так как Он есть всецелая сладость. Посему все усилим молитвы и еще более увеличим попечение друг о друге, чтобы достигнуть того дня. И воистину блаженна душа, которая своей благой жизнью сделала Его своим любезным и благоуветливым Благодетелем, ибо Он Сам примет ее в вечные обители, в Свою славу, имеющую власть судить живых и мертвых. Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 31


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!