Как подобает отдавать распоряжения



 

И вы также, отдающие распоряжения и приказания, и первых из вас, и следующих за ними прошу, чтобы вы давали находящимся на послушаниях братиям свои распоряжения, приказания и повеления не как придется, деспотически, <898> бессердечно и безрассудно, но с лаской, предупредительностью, осторожно и рассудительно, дабы и вам не услышать ответа Господа лукавому рабу: весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? (Мф. 18:32–33), – но чтобы на вас исполнилось сказанное в Деяниях: изберем мужы исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею (Деян. 6:3), дабы за такое отправление священного послушания вам удостоиться и награды этих мужей; между ними первым ведь был не кто иной, как Стефан, первомученик и один из апостолов, (396) – значит, это служение есть нечто великое, страшное и неприступное, а не маловажное.

 

Когда добро – не добро

 

Так как я затронул уже первых, то нужно напомнить также и вам всем остальным, чтобы вы все пребывали <899> в том, к чему призваны (ср. 1 Кор. 7:24), и таким путем благоугождали Богу, а не поднимались друг на друга и не стремились в чужие послушания. Равным образом пусть никто по своему неразумию, хотя бы с целью общей пользы, не требует того, чего он еще недостоин, а с другой стороны, пусть не исполняет подходящего для него дела скрепя сердце, без внимания, кое‑как и поспешно, но, как сказано, вся благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14:40). Ибо не добро бывает и добро, если его не надлежащим образом высказывают и исполняют, – оно становится таким, когда и способ его осуществления, и время, и выражения – все это как следует соответствует ему и строго взвешено.

Я говорю это вам, как мудрым и рассудительным, ибо не бывайте, сказано, несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17,), благая и угодная и совершенная (Рим. 12:2), так что все, что ни делается, должно быть не только хорошо, <900> но благоугодно и совершенно. Вся же эта моя речь, простите, направлена не к тому, чтобы обидеть вас, огорчить и высказать порицание, но проистекает из братской любви к вам, ибо я, хоть и недостойный, но все‑таки ваш отец, я пылаю отеческими чувствами, пекусь и добиваюсь, дабы вы являлись чадами Божиими (Ин. 11:52), чадами света (Еф. 5:8) (397) и благочестия – благими, истинными и безукоризненными, в совершенстве боговдохновляемого мудрования. Поэтому прошу вас и еще: исполните, как сказано, мою радость, да тожде мудрствуете (Флп. 2:2). Ибо мудрствование об одном вносит единодушие, послушание и порядок. Возвеселите же еще сильнее Бога, святых Ангелов, святых и блаженных преподобных отцов наших, коим вы идете вослед, дабы, ежедневно отрешаясь от дурных деяний, а вместо этого занимаясь <901> благими делами, мы постоянно преуспевали и, преуспевая, возносились и усовершались, пока не достигнем блаженного конца нашей жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 121

<902> О том, чтобы внимать наставлениям отцов и не увлекаться настоящею жизнью, но взирать на будущее

 

Отцы мои, братия и чада. Хотя у меня и нет проповеднического таланта, но так как поучать мне необходимо, то я не могу молчать о том, что для вас полезно. Ибо если и пастух неразумного скота обязан день и ночь смотреть за вверенным ему стадом, кричать и говорить, что следует, то насколько же более после этого я, смиренный, получивший настоятельство над вашими драгоценными душами, обязан до самого конца своей жизни и поучать вас, и смотреть за вами, заботиться и <903> бодрствовать, – и все это в такой мере, чтобы быть готовым при случае даже погубить свои плоть и кости и пролить кровь, дабы мои оглашения на самом деле повели к укреплению шествующих прямо, к пробуждению нерадивых, к восстанию падших и к воодушевлению бегущих успешно. Для этого же, конечно, требуется, чтобы я проповедовал, ибо, как говорит божественный Василий, каково начальство, таковы в большинстве случаев и подчиненные[1121]. Впрочем, если вы будете взирать на меня, то никакой пользы из этого для себя не вынесете, ибо я, как вы знаете, негоден во всех отношениях, но вы достигнете этого, если будете ревностно подражать житию преподобных отцов наших и исполнять их наставления, которые мы слышим и читаем почти постоянно, если будете устраивать (398) свою жизнь сообразно с их славной и дивной добродетельной жизнью.

 

Увещание

 

<904> Итак, если вы носите имя и слывете сынами света и воскресения[1122] (Ин. 12:36; Лк. 20:36), то не обращайте внимания на падающих, и если вы желаете стать сограждане святых (Еф. 2:19), так не смотрите на тех, кто лениво и беззаботно проводит время, но, твердо и богомудро укрепляясь постоянно в добре, возрастайте и крепните в усвоении добродетельного жития, обнаруживая при этом непоколебимую веру и бесстрастную, чуждую бесстыдства любовь; возрастайте также в даровании смиренномудрия, в красоте послушания, в славе сокрушения, не проявляя ничего лукавого или беззаконного, что огорчает Святого Духа (ср. Ис. 63:10) и веселит противника. Будем благодарны, будем терпеливы в деле подвижничества, в исполнении обязанности подчинения.

 

Арабское нашествие

 

Не будем смотреть на настоящую, но будем взирать на будущую жизнь, радостно возьмемся за божественные дела, помня, что мы, как бы из мрака, вышли сюда из мира, из его суеты, <905> из беспокойства и волнения мятежной человеческой жизни. Посмотрите на самом деле, что теперь там только делается, кроме обычных уже явлений. Арабы с громадными силами сделали нашествие и вторглись в пределы христиан[1123]. Какое испытание и какой страх у царствующих лиц! Сколько невзгод и скорби у войск, какие терзания, вопли и убийства среди захваченных в плен! Внезапно и без времени похищаются смертью мужья, жены, старики, старухи, дети, младенцы, для всех пришла беда: жена разлучается с мужем, брат с братом, мать с детьми, одним прямо пред родными отрубают голову, других же убивают во время нападения и те валяются в каком придется месте и лишаются даже погребения. Иных заковывают в железо (399) и гонят, они мучаются от голода и жажды, <906> их бьют плетьми. Мать видит, как ее дитя, которое она родила уже, конечно, не для такой несчастной доли, разбивают, режут, или же как оно умирает от голода и жажды, и никто не сжалится, ниоткуда нет никакой помощи! Следует уже умолчать о других подробностях и опустить то, что достойно лишь плача и молчания: О Господи, спаси же; о Господи, поспеши же (Пс. 117:25). Пощади, пощади народ Свой и не дай достояния Своего в посрамление. Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. Воскресни, Господи, помоги нам и избави нас имене ради Твоего (Пс. 43:25–27).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!