Опасность потери духовных приобретений



 

Да не нужно в дальнейшем <859> допускать беззаботности и падать, а особенно когда наступит Святая Пасха, когда сократятся псалмопение, часы, молитвы с коленопреклонением, усиленные ночные бдения, будет прибавка в пище, то есть разрешение вина, масла, рыбы, и допустятся другие послабления, например отдых в полдень, трапеза дважды в день, выход из монастыря[1114] и прочее. Тогда, если дух не будет внимателен и не станет делать всего умеренно и в порядке, то он подвергнется опасности потерять все, что он так было хорошо стяжал, – из богача сразу станет бедняком и с высоты славы падет прямо в позор. Посему, прошу вас и молю, будьте всегда тверды, доколе не удалитесь из здешнего мира и не преставитесь в тот надежный и недоступный ворам мир.

Что теперь означают настоящие блаженные дни, когда Господь и Бог наш пришел, чтобы воскресить из мертвых <860> четверо‑дневного Лазаря? Если у кого из вас дух умерщвлен и как бы обвит страстями, то пусть такой человек просит, а также плачет, подобно подругам Марфы, и он услышит: Лазаре, гряди вон (Ин. 11:43) из страстности в бесстрастие. Ибо что может противиться Божественному Слову и не уступать божественному гласу, если только мы сами будем горячо просить и умолять? Не только ведь тогда, но и ныне является Бог. Он сказал: Отец Мой доселе делает и Аз делаю (Ин. 5:17). Ему приятно постоянно пробуждать и оживотворять новых Лазарей, то есть духи (νόας) людей. Что, далее, означает встреча и сопровождение Царя всего с ваиями?

 

Не только тогда, но и ныне является Бог

 

Тогда, когда Он вступил в Иерусалим, то потрясеся весь град, вопия и восклицая: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне (Мф. 21:10, 9), ибо велико было чудо над Лазарем и получило (379) <861> свое осуществление пророчество (Зах. 9:9).

Теперь же, если Христос получит доступ во град нашей души, то потрясется вся демонская гордость, а наше сердце будет восклицать благодарения и славословия. Так нужно приспосабливать[1115](μεθαρμόζειν δει) [к себе] и так следует постоянно изъяснять себе Божественные события и чудеса применительно к праздникам Господним. После данных событий Недоступный, по Своему Божественному могуществу, для каких бы то ни было злоумышлений Сам идет навстречу таким замыслам: на Него собирается иудейский совет. Мы же будем избегать подобных совещаний и собраний на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). Лукавый ученик берется за оружие предательства: он тихо ведет себя, как ни в чем не бывало – он беседует с остальными учениками, а сам между тем условливается насчет продажи Учителя (Мф. 26:15). Кто не восплачет и не воздохнет о тех, кои идут вместе и вослед <862> этому ученику, кои восстают на своих учителей и делают подобные же гнусные деяния? Не доведи, не доведи нас, Господи, до этого, но подай нам остаться и водвориться со Христом вместе с прочими апостолами и верными учениками и бороться наряду с другими борцами против нашествия искушений и обстояний, не допусти нас отречься от Тебя, но даруй до самой смерти смело стоять за слово истины так, как это проявили после того святые апостолы. Далее, Христос мой предается и предстоит суду, заушается, несет побои плетьми от созданных Им же рук, подвергается осмеянию и поруганию и, наконец, восходит на крест, пригвождается по рукам и ногам, прободается, вкушает уксус и желчь и терпит все[1116]. Кто же после этого не восхвалит Человеколюбца! Кто не прославит Милостивого за то, что Он столько совершил ради нас! Бесстрастный – Он пострадал, Бессмертный – Он был распят, Животворящий – умерщвлен, <863> Неприступный по славе Божества – Он был, по описанию Исаии, обесчещен: (380) вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: в язве сый и ведый терпети болезнь, и мы вменихом Его быти в труде. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша (Ис. 53:3–5). Неужели же даже и самая каменная душа не растает при мысли и при виде всех этих страданий Владыки?

 

Увещание к подражанию Христу

 

Прошу вас, чада и братия, пострадаем точно так же, как Он, и мы: будем с радостию терпеть обиды, насмешки, порицание, а иногда пощечины и оплевания и даже, если будет нужно, – путем умерщвления страстей или в случае наступления мученических времен, – крест и смерть, да, сраспинаясь с Ним, вместе с Ним и прославимся, спогребаясь Ему, с Ним и совосстанем, страдая вместе, вместе будем и царствовать, ибо Он – Царь всего, Коему подобает <864> всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 117 <865>

О том, что игумен должен внимательно пасти духовных овец, дабы при помощи поучений из Боговдохновенного Писания избежать душепагубных замыслов змия, а также об отсечении своей воли

 

Братия и отцы. Обязанности пастуха состоят в том, чтобы тщательно наблюдать за стадом, бодрствовать и быть внимательным, смотреть хорошенько, чтобы какая‑нибудь овца не заблудилась или случайно не отстала вследствие, например, болезни или потому, что спряталась в траве, – а сверх всего этого также созывать стадо и играть на свирели пастушеские песенки. <866> Если замолкнет в стаде голос пастуха, тотчас же нападают на него звери, скот разбредается и начинают действовать всякие злоумышленники. Если теперь требуется такой надзор за неразумным скотом (381) (я еще многое здесь опустил, для краткости слова), то что же после этого сказать мне, худому, ничтожному, поставленному в пастыри над вами – Господними овцами, за коих пролил Свою кровь Сам истинный Бог и наш вышний Пастырь, как Он говорит в Евангелии: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11)? Какие же только не обязан я проявлять бодрствование, усердие, заботу, попечительность, прилежнейшее и постоянное обращение к вам с поучениями? Поэтому и сегодня я, в силу этой необходимости, обращаюсь к вам с оглашением, взываю, предлагая вместо игры на свирели боговдохновенные слова: <867> упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45:11). Итак, братия мои, требуется поучение, ненасытное желание, неутомимая внимательность, твердейшее терпение, сопротивление злым врагам, соперничество в ревности касательно преуспеяния. Ибо близко духовные звери, похитители душ – демоны: они кусают посредством греха, терзают при помощи беззакония, пожирают посредством невоздержанности. Никто из вас, прошу, да не отстает самовольно позади, никто да не ослабевает малодушно в подвигах, ибо ослабевают здесь лишь те, которые хотят жить своим умом; никто да не позволяет своим желанием сбивать себя с пути, чтобы его потом таскало туда и сюда сластолюбие и губило самоугодничество, но пусть он отдается и пребывает неуклонно во всех заповедях Господних, ибо Господь Сам говорит: овцы Моя гласа Моего слушают… по чуждем же не идут, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10:27, 5). О, если бы и нам довелось стать <868> достойными этого зова и попасть в число овец Христовых! Ибо где Христос, там нет места противнику‑диаволу. Где раздаются голоса Его овец, там умолкает шипение змей. (382) Пока праотец наш Адам сохранял здоровым свой душевный слух и слушал Божественный глас, то он и жил в раю и наслаждался горними созерцаниями, нетленною пищей. А когда он послушался наговора змия и вкусил от греховного дерева, то почувствовал стыд от наготы, и когда Бог спросил его: где еси? – скрылся и ответил: глас слышах Твой… и убояхся… яко наг есмь (Быт. 3:9‑10). Но причиной этого на самом деле были лукавое внимание речам змия и отпадение от заповедей Божиих. Вследствие этого он затем изгоняется из того святого места и осуждается на этот скорбный <869> образ жизни в тлении.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!