Об исследовании Божественных Писаний, чтобы нам не оставаться в неведении относительно разнообразных ухищрений диавола



 

Братия и отцы. О чем нам нужно сегодня побеседовать? Да вот о том, чтобы мы мужественно стали, препоясани чресла свои истиною, и обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф. 6:14–15), обратив взор горе, созерцая вышнее, ища горнего, думая о небесном, об ответе Богу, об отшествии из тела, <842> о явлении пред Судией, о Божественных книгах, исследуя жития святых, что хорошо или полезно, заучивая наизусть, держа это в уме и бросая этим, как камнем из пращи, во врага, без самохвальства и тщеславия, – ведь это мы делаем только то, что нам и следует, но со страхом Божиим, пользой для себя и со смирением. Если кого тяготит страсть, то он пусть не унывает и не боится, ибо близ Господь всем призывающим Его (Пс. 144:18) и ищущая Его душа найдет Его, только пусть этот человек не падает, но да стоит, воздыхает, плачет, воздвигает руки к небу, бьет себя в грудь, представляет себе срам от содеянного греха, – я уже не говорю о позоре на Страшном Судилище, но только о том, который в самом же человеке и который также разойдется по другим людям, – и таким путем да сдерживает и да укрепляет себя. Ибо что сказано? Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемы егоже бо любит Господь, наказует, <843> биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч. 3:11–12); (371) и в другом также месте: не скор буди во время наведения (Сир. 2:2). Господь испытывает нашу любовь к Нему, сохраняем ли мы ее и не предпочитаем ли ей гнусное деяние, пагубное и смертельное, в одно и то же время сладкое на вкус и горькое по последствиям, которое карает сильнее обоюдострого меча. Злодей показывает все вещи наоборот[1112]: он показывает свет, а на самом деле это тьма, по‑видимому он всевает духовную любовь, а в действительности это самая омерзительная гнусность. Ты же, воин Христов, не неразумевай и ухищрений его (2 Кор. 2:11). Если ты хочешь жизни, то ищи света, ибо Бог и Его заповеди – свет.

 

Дар различения духов. Друг или враг?

 

По самому состоянию своей души старайся определить, кто к тебе пожаловал, друг или враг. Если он оставляет твою душу безмятежной, не разнеживает ее, <844> а, наоборот, делает ее мужественной, не возбуждает в ней равнодушия к небесным созерцаниям, страху пред будущим, жажде уготованных благ, то это хороший признак. Открой такому Гостю врата своего сердца, введи Его к себе, предложи Ему угощение, дай Ему у себя пристанище, свечеряй с Ним, дабы и Он, в свою очередь, напитал тебя для еще большего стремления к Богу и всему Божественному. Но если он вносит в душу смятение, поднимает в ней шум, заставляет тебя уставлять глаза на плоть и кровь, на мирские связи и пристрастия, уже и теперь раздражая и как бы разжигая твою душу пожаром сластей, то – прочь от него подальше, прогони дракона. Он пришел затем, дабы в одно мгновение ниспровергнуть все твои многолетние страдания, вынесенные тобой с таким множеством слез, молитв и мужественных деяний. Он явился, чтобы сделать тебя, воина Христова, добычей какого‑нибудь одного и короткого удовольствия. Он приблизился, дабы тебя, героя, умертвить навеки одной чашей холодной воды, примешав туда <845> яду удовольствия. Я это пишу не потому, что я сам уже бесстрастен, но потому, что я перенес множество искушений, особенно же потому, что я многострастен, (372) а также еще и потому, что это мне известно из книг, это я узнал от моего отца и слышал от многих опытных людей. Вы и сами, по благодати Христовой, можете давать полезные советы другим. Но что я говорю и пишу, то все я делаю для общей пользы и вместе с тем для себя. Ибо сатана нападает на меня сильнее: враг старается сперва свалить полководца, а потом уже без труда захватить его лагерь. Посему, прошу вас, молитесь и просите за меня, <846> окаянного, чтобы Господь, по молитвам моего отца, сохранил меня, всестрастного, здравым и дал мне силу победить все страсти. Что касается болезни моей окаянной плоти, то мне лучше, хотя еще во мне нет той крепости, дабы я мог стать таким, как мне хочется и каким мне нужно быть среди вас. Об этом я очень грущу, потому что причиняю, быть может, вам затруднения. Но вы, ради Господа, будьте снисходительны к моей немощи и укрепите меня, бедного, своей славой в добродетели во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 115 <847>

О том, что нам нужно мужественно выдерживать мученичество послушания, а также о том, чтобы внимать наставлениям богоносных отцов и не обращать внимания на то, что суетно и временно

 

Братия мои и отцы. Мы обязаны постоянно давать вам известное количество духовной и телесной пищи. Когда мы не дадим духовной пищи, то я не замечаю, чтобы кто‑либо на это сердился, а если не дадим телесной, (373) то получается совершенно противоположное следствие, хотя на деле нужна не столько последняя, <848> сколько первого рода пища, ибо послю, сказано, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Божия (Ам. 8:11). Действительно, грустно, если мы не сосредоточим всего своего подвига на духовной пище. Поэтому вот и теперь, прошу вас и молю, выдерживайте мужественно мученический подвиг своего послушания, выносите дневной зной и ночной холод духовно и чувственно, особенно же духовно. У нас есть огонь похоти, который невидимый Навуходоносор разжигает сильнее халдейской печи (Дан. 3:6). Пристают к нам другие страсти, приходя одна за другой, разделяя и увлекая за собой несчастную душу, – то гнев, то ярость, то злопамятство, гордость, уныние, вялость, пристрастие, самолюбие и самое большее из всех зол – неверие. Нам нужно много мужества, самообладания, неутомимой крепости и силы, терпения, выносливости, <849> трезвения и бодрости, дабы посредством их мы могли отогнать угрожающие нам искушения и коварства диавола, дабы также мы не преклонили колен пред Ваалом (3 Цар. 19:18), не поклонялись образу страстей, не потеряли того, что так хорошо стяжали, и не разрушили того, что с Божией помощью создали. Но как же мы можем иначе избежать вышеназванных страстей, как только если не будем от всего сердца уповать на Бога и вооружаться для истребления противных сил духовным оружием? Духовное же оружие составляют молитва, надежда, смиренномудрие, послушание, любовь, вера, отсутствие всяких привязанностей и совершенное отрешение духа от всего мирского, а также постоянные заботы и беседы о спасении, строгое наблюдение за очами, слухом, устами, руками, (374) чтобы не относиться безразлично к деятельности этих чувств, <850> но чтобы во всем укреплять себя страхом Божиим и мыслию о Боге и постоянно питать ненасытную жажду будущих благ. Ведь если бы все это не было действительно духовным оружием, то мы непременно упали бы в греховную погибель, попались бы в руки своих злых врагов.

 

Духовное оружие

 

Увы, увы! Сколько всего мы слышим! Сколько сообщает нам Священное Писание, сколькому научают нас богоносные отцы, и, несмотря на это, мы все‑таки забываемся, все‑таки остаемся беззаботными! Подобно тому, что делается с зерном, которое пахарь бросил на землю раньше, чем запахал ее, точно так же и у нас скверные птицы сатаны как бы прямо из уст похищают Божественное слово (ср. Мк. 4:4, 15), и, таким образом, духовные сеятели (ср. Мк. 4:3) остаются без жатвы, а мы, не давая стебля добродетелей, остаемся без плода. Ведь какое иное на самом деле сравнение еще можно придумать при виде, например, того, когда отцы постоянно говорят нам о целомудрии, мужестве, праведности или о какой‑либо другой добродетели, <851> а мы тотчас же после чтения делаем совершенно противоположное, как будто ничего и не слышали.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!