Слово «прости» – величайшее оружие против диавола



 

Господь сказал апостолу Петру: паси агнцы Моя, паси овцы Моя (Ин. 21:15, 16). Если вы желаете, чтобы вас называли агнцами и овцами Господними, то не прыгайте, подобно козлищам, не уходите в волчцы страстей и не кричите громко, но живите кротко и мирно, питаясь на животворящих пастбищах заповедей и вселяясь в места бесстрастия во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, <766> ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 105 <767>

Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов

 

Диавол постоянно бодрствует

 

Братия и отцы. Я всегда с радостию смотрю на вас, когда вы живете в согласии и исполняете заповеди Божии. Еще более радуюсь я теперь, когда вы, при потрясении извне, остались и остаетесь непоколебимыми и твердыми, ничего не пугаясь и не отпадая от своего мужественного и богомощного образа мыслей. Подобно тому как раскачиваемые ветром деревья только (338) <768> все более укореняются и становятся более устойчивыми, чем другие, то же самое наблюдается и у вас: благодаря нашедшим извне нападениям вы лишь еще глубже укоренились, расцвели, и богодарованные заповеди дали вам обилие плодов[1093], ибо праведник, сказано, яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91:13). Но так как потрясения, а соответственно этому также и возможность укореняться и утверждаться случаются не однажды или дважды, ибо вследствие постоянного действия духовных и чувственных нападений это происходит непрерывно, – то нам необходимо постоянно следить за собой и всегда соблюдать себя в законе Божием, не уклоняться ни направо, ни налево, но идти по царскому и среднему пути (Чис. 20:17; 21:21–22; Притч. 4:27), где спасение, где душе нельзя заблудиться и [можно] удобно идти. Нужно помнить, внимать и не забывать также и то, что змий – обманщик, похититель душ, диавол – постоянно бодрствует, <769> дабы сманить нас с этого пути и, свергнув в какую‑либо страсть, сделать своей горестной добычей. Но мы можем победить его и уклониться от заблуждения, если будем бодрствовать и трезвиться, если будем охранять свои чувства, глаза от созерцания того, что видеть не следует, слух от восприятия обманных речей и насвистывания змия, руки – так, чтобы по страстным или сластолюбивым побуждениям не касаться ни своих, ни чужих членов, ноги от духовной и чувственной ходьбы по кривым путям и тайным местам. Если мы все это исполним и если будем охранять себя истинной откровенностью на исповеди, а также требуемыми смиренномудрием и покорностию, то змий побежден, лукавый вырван из сердца, он скрежещет зубами, но стоит далеко от нас, хотя, впрочем, совсем не уходит: хотя бы он потерпел и много поражений и был прогнан несколько раз, он все‑таки не устает в своем деле. <770> Душа же после того радуется, становится все мужественнее и мужественнее и, находя во свете пути к Богу, поднимается все выше и выше, (339) обоживаясь[1094] и паря в небе. Если же дело идет наоборот, она попадает во власть и порабощается той страстью, которая ее победила, и, омрачаясь дурными помыслами, летит в глубину зол, скорбя, мучаясь, не находя себе места и покоя и, таким образом, стяжая горечь в будущей жизни. Но мы, чада и братия, не позволим себе претерпеть этого, не допустим себя увлечься греховными обманами, а если это как‑нибудь случится, падет какой‑либо член, будь то глаз, или слух, или рука, то скорее отсечем его (Мф. 18:8–9), вырвем искушение, как стрелу из раны, и будем лечить уязвленное место лекарством покаяния: душа чрез это начинает радоваться, ликовать и веселиться. Почему же мы не делаем этого? <771> Ведь поступать иначе глупо и неразумно. От этого уклоняются и этого избегают даже неразумные животные: попадутся они раз или два в западню, а потом уже стараются избежать этого места, дабы опять не попасть в погибель. А мы, почтенные образом Божиим и руководящиеся разумом, оказываемся хуже и неразумных тварей: любим все те же страсти, ищем той же пропасти и того же рва – обычного греха.

 

Духовная радость от лекарства покаяния

 

Ужасно и тяжко вместе с потерей будущей жизни испытывать печаль и скорбь еще и здесь. Но, как мудрые и как чистые, будем жить мудро и девственно, дабы нам оказаться сильными и твердыми во внешних искушениях. Ибо душа, которая хранит саму себя от нашествия страстей и остается непобедимой ими, не убоится ни огня, ни мечей, ни зверей, она не испугается ни царей, ни князей, ни вельмож, <772> ни скорби, ни притеснений, ни преследований, никаких опасностей, она постоянно может сказать: не убоюся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45:3). (340) А душа, живущая иначе, затрепещет и заробеет, потому что она пострадала уже от внутренних козней. Будем посему беречься от внутренних врагов, тогда не испугаемся и внешних. Господь сил, по молитвам нашего отца, да утвердит нас в этом своею крепкою рукою, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 106 <773>

О том, чтобы нам мужественно и твердо переносить свое мученическое послушание, а также о том, чтобы с благодарностью принимать одежду[1095] от заведующих этим делом

 

Кого ищет Бог?

 

Братия и отцы. Ввиду того что ночи стали коротки, и я говорю краткие оглашения. Ибо совсем замолкнуть, когда мы даже и при оглашениях все еще устраиваем неурядицы и не прекращаем грубых проступков, мне нельзя. Посему особенно теперь, когда у нас из‑за заповедей Господних идет борьба с внешним миром[1096], я прошу вас быть еще крепче в своем мученическом послушании и вести свою жизнь так, чтобы <774> она во всем шла правильно, ничем не была запятнана и была бы свободна от всякой фальши, дабы таким путем призрел на нее Сам Бог и, ублажившись вашими добрыми деяниями, завершил бы ваш подвиг славою – явил бы вас мучениками и в духовном, и в телесном отношениях. Ибо на самом деле это немаловажная вещь, что в нынешнем слабом роде, в то время как другие пугаются и бегут, мы, грешные, почти только одни боремся и подвизаемся за добро. Это могут делать юношески молодые души, которые воспламенены Божией ревностью и идут вослед добродетели и отеческим обычаям, но, конечно, главным образом это дело помощи со стороны ангельской силы и дар великого Бога, Который постоянно ищет очищенные от страстей и выбивающиеся от опьянения мирскими помышлениями души, (341) дабы подать им Свою благодать и явить в сынах человеческих дела Своего всемогущества.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!