Душа, свободная от рабства греху, и душа, порабощенная ему



 

Но совсем другое замечается за той душой, которая порабощена, подчинена страстям и находится под их властью: ее тянут туда и сюда в рабство всякая страсть, всякое мерзкое деяние. Ибо, получая приказания от диавола, она исполняет их. И хотя бы эти приказания шли еще от одного демона, а то ведь от многих: <756> ей повелевает и демон сластолюбия, и демон зависти, и ненависти, и соперничества, далее – чревобесия, лени, неверия, брани, гнева, гордости, лжи, воровства и прочее и прочее. Кто в состоянии пересчитать все это? И всякий знает, что когда он поработится и подчинится страстям, тогда же душа становится жалкой, жизнь ее – несчастной, она делается скудной, отвратительной, мрачной, она не испускает ни блеска, ни света, она тогда безбожна, безобразна и гнусна на вид для людей благоразумных.

 

Не продадим своей свободы

 

Так не уроним же, чада, своего достоинства, не продадим своей свободы, будучи господами. Не станем рабами, не сделаем своего света тьмой (ср. Мф. 6:23). Не переменим своей красоты <757> на безобразие, не отвратим своего лица от Бога к идолу зла, не скинем своих светлых хитонов добродетели для того, чтобы одеться в грязные лохмотья беззаконий; будучи сынами Божиими (Гал. 3:26), не станем чадами диавола (Деян. 13:10); дети света (Еф. 5:8), не явимся выкидышами мрака. Если все это мерзко и дурно уже в плотском смысле, то насколько же печальнее и тяжелее даже просто говорить об этом и представлять это в духовном смысле. Какой разумный человек из господ пойдет в рабство? Кто, будучи сыном Божиим, захочет называться порождением диавола? (334) Кто, бросив неизреченное благородство добродетели, возьмется за низкую страстную жизнь? Кто от духовного богатства станет стремиться к плотской бедности? Кто желает потерять Царство Небесное, чтобы взамен <758> его приобрести огонь, мрак и другие вечные мучения? Так поступают не разумные люди, обладающие здравым рассудком, а только глупцы и близорукие. Как следовало бы так поступающим людям и на самом деле быть неразумными, чем, будучи созданными по образу и подобию Божию для наслаждения вечными благами, благодаря бессмысленной приверженности к страстям попасть в адские затворы, на вечное осуждение. Итак, если кто дремлет, давайте отрезвимся, если кто слеп, то прозрим, если кто глух, будем слышать, кто ослабил твердость своего мужества, соберем свои силы, будем трудиться, спешить, дабы, достигнув чрез свои добрые деяния привычки к добру, мы затем могли легко и радостно исполнять все божественное и спасительное. Близ Господь всех призывающих Его в истине и смиренныя духом спасет (Пс. 33:19) <759> во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 104 <760>

О прилежании и плодоношении в нашем духовном винограднике

 

Виноградник Господень

 

Братия и отцы. Вчера, когда нам пришлось собирать виноград, вы, конечно, если вам встречались лозы со множеством винограда, благословляли их, (335) а на которых не было кистей, на те сердились и, таким образом, доставляли любопытное зрелище для наблюдателей. Я завел эту речь к тому, что и вы ведь виноградник Господень: если у вас есть духовные плоды и если вы отягчены таким виноградом, то вы вызовете удивление в очах Возделывателя душ наших, а если нет, то заслужите лишь проклятие и повеление, чтобы вас срубили, ибо, <761> сказано, всякая ветвь, не приносящая плода, посекается и бросается в огонь (Мф. 3:10; Ин. 15:2, 6). Обратите внимание на то, что не всякая лоза дает плод, но сначала она должна быть со многими трудами посажена, потом она постепенно растет и становится способной для плодоношения: ее прививают, окапывают, огораживают, обрезают у нее лишние побеги, очищают от колючек, терний и всяких сорных трав, и только после того, как она будет утучнена, унавожена и получит от садовника всякого рода другой обычный уход, она дает в надлежащее время плод. Не то же ли самое мы видим и на себе? Ибо кто, на самом деле, принес духовный плод раньше, чем не испытал такого ухода, прежде чем не был посажен, не был выращен и сделан спелым в духовном по Христу возрасте, прежде не был также окопан, подрезан и огражден заповедями Христовыми? Кто этого не испытал, тот еще бессилен и бесплоден, его, <762> по Писанию, обымают вси мимоходящии путем (Пс. 79:13) губители‑демоны.

 

Кто лоза Христова?

 

Посему примемся, прошу вас, за возделывание своих душ и за уход за ними. А это образуют подвижническое житие, подобающее благочиние, труды воздержания, бдение, внимательность к исповеди, раны наказаний, хранение устом (Пс. 140:3), не заносящееся к мечтаниям сердце, непреклонное упование, непобедимая твердость помыслов. (336) У кого этого нет, тот не может приносить плод, не может называться лозой Христовой. Ведь и сюда мы пришли, братия, не для того ли, чтобы принести много плода? Не для того ли, чтобы своим обилием духовных плодов напитать Господа? Благий Владыка наш алчет нашего спасения; если Он находит плод, то Он с радостию вкушает от него, если же нет, то проклинает <763> такую лозу, как бесплодную смоковницу (Мк. 11:13–14, 20). Он постоянно подходит и смотрит, каковы мы. Ввиду этого нам нужны подвиги, прилежание, душевная горячность, заботливость, смирение, послушание, внимание, славословие, крепость, рассудительность, трудолюбие, братолюбие, терпение, кротость, надежда, дабы мы могли сотворить из себя сосуды избранные (Деян. 9:15), усовершенные Духом Святым. Вы уже много потрудились, помучились, много всего претерпели, много раз бежали на ристалище, сокрушали хитреца [диавола], отбивали его нашествия, вырвали из своей души пристрастия, отреклись от мира, распялись страстям, сохранили заповеди, соблюли отеческую веру, не испугались человеческих ужасов, приготовили свои сердца к смерти за любовь Христову. Все эти ваши подвиги приятны, похвальны <764> и угодны Господу, все они святы, желанны и – небесного достоинства. Но прошу вас, честнейшие братия, потерпим еще немного! Будем непоколебимы в вере, бесстрашны при нападениях видимых и невидимых искушений. Не будем унывать из‑за того, что наша жизнь долга, не сбежим со своей ежедневной войны с велиаром. Господь мне, сказано, помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:7), Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша (Пс. 26:1–2), мы же востахом и исправихомся (Пс. 19:9).

 

Увещание

 

(337) Так воодушевим же себя этими мыслями, укрепим[1092] этим мужество своей души, примемся со рвением за свои послушания, будем соблюдать во всем благочиние, не станем <765> допускать никаких гнилых, ропотливых, обидных, клеветнических, вносящих разделение, а также бесстыдных речей. На работы, бдения, псалмопения будем приходить с первого зова, проворно, без оговорок, с ясным выражением лица. Между собой будем избегать бесстыдства, заботиться только о добре, будем приветливы, станем питать в своей душе лишь небесные помыслы, будем соблюдать воздержанность в речах, уклоняться от смеха, относиться друг ко другу со снисходительностью, будем побеждать других своею готовностью покориться, выдвигая вперед величайшее на диавола оружие – слово «прости» (σνγχωρησον), будем незлобивы, мирны.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!