О том, что нам на своей духовной войне нужно бороться и сражаться против нападающих на нас враждебных помыслов, дабы получить от Подвигоположника Христа награду за победу



 

Воины Христовы и их духовное оружие

 

Братия и отцы. Вы все мирно продолжаете свой путь, и я с радостию смотрю на вас в этом состоянии. Но вам не надо забывать, что вы воины Христовы; воину же нужно постоянно изучать военное искусство и всегда держать наготове свое вооружение для битвы (331) с врагами, которая может случиться во всякое время, поэтому смотрите, <751> готовы ли вы для этого, в каком состоянии (отточено ли, очищено ли и высветлено ли) ваше духовное оружие – меч послушания, броня веры, шлем спасения, щит смиренномудрия и колчан помыслов; в порядке ли также ваша колесница – ваше честное тело: оно должно быть подобно хорошо выезженному коню, который не особенно жирен, ибо в противном случае он негоден для бега, но и не слишком истощен[1090], потому что иначе он плохо бегает, который хорошо слушается узды страха Божия, чтобы не закусывал удил и диким скачком не сбросил своего всадника – ума. Разум требует, чтобы вы были постоянно в таком состоянии, так как война идет непрерывно, битвы происходят ежечасно, каждое мгновение сыплются стрелы.

Кто же среди вас – герой? Кто – богатырь? Кто – победитель, который тысячами и десятками тысяч[1091] сечет враждебные помыслы, и <752> прежде всего валит, как божественный Давид Голиафа (ср. 1 Цар. 17:51), гордый ум? Что же отсюда будет происходить? Обращение в бегство духов злобы и различных греховных страстей. [Гордый ум – есть] начало и конец зла, чрез него ниспал с небесного свода и из ангельского света искушающий нас теперь дракон и от него, как от корня, выросли тысячи побегов – грехов.

 

У каждого человека своя преимущественная страсть

 

Поэтому нам нужно бороться и воевать против всякого нападающего на нас помысла, у каждого ведь человека своя страсть и каждого хитрый на зло змий ранит по‑особенному: один человек склоняется к блуду, другой к чревоугодию, этот к унынию, тот к зависти, иной к тщеславию, а там кто к гневу, кто к неверию, кто к бегству, кто к самолюбию, кто к праздности, <753> кто к вражде, – все это делает один и тот же самый дух, дух сатанинский, и борьба со всем этим требуется большая. (332) Везде нужен глаз да глаз, везде необходим надзор, отовсюду требуется защита. Нужно наступать на врага и бороться с ним, дабы он не проник, не подступил, не схватил, не взял в плен, не убил и не погубил нас. Нужно получать один удар, а в ответ давать десять, за маленькую рану следует бить прямо насмерть. Раненный телесно нуждается в лечении, точно так же и раненный духовно. Лечением здесь служит наказание, получаемое при исповеди. А потом опять – на войну! Кто побеждает телесно, тот получает один венок, а кто духовно, тот – тысячи наград. Как ежедневно битва, так ежедневно и венцы, ежедневно награды. Раз вы сопротивляетесь и не робеете, укрепляетесь и не малодушествуете и так продержитесь до того времени, пока с нашим отсюда преставлением не уничтожится и самая война, то хвала вам!

 

Ежедневно битва, ежедневно венцы, ежедневно награды

 

<754> Так смелее же, чада и братия, смелее! У нас есть Заступник – Бог, помощник – наш Ангел, у нас есть защита от святых, коих имена мы призываем, непобедимое орудие – образ Креста Христова, наша отеческая вера, надежда на наши обетования и братская сплоченность. Мы не испугаемся от тем людий (Пс. 3:7), окружающих нас невидимых помыслов, не преклоним колен пред Ваалом (Рим. 11:4), не выдадим своего целомудрия, которое во святыне обручил Себе Господь. Путем гибельного друг ко другу бесстыдства и гнусных деяний не сотворим своих членов, кои суть члены пречистого и бессмертного Жениха Христа, сосудами блуда и нечистоты. Не примем себе в советники змия, который хочет похитить нас из райского общежития, не отворим двери ворам демонам, которые могут похитить наше духовное сокровище и предать нас <755> в ассирийские помыслы и вавилонское рабство. Как хорошо оставаться нам в городе, который Господь Бог наш создал (333) нам из разнообразных добродетелей! Какое блаженство обладать душой, свободной от рабства греху! Душа, не подчиненная страстям, совершенно свободна, совершенно богоподобна, она – полная госпожа над собой, она – световидна, радостна, ревностна, открыта, соединена и срастворена с Богом, небесна, она, когда это нужно, повелевает естественным движениям, как рабам: сотвори сие – и творят, и другому: иди – и идет в мире (ср. Мф. 8:9).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!