Рождение Осириса, его братьев и сестер
Еще до того, как Ра покинул землю и стал плавать в Ладье Вечности по небесам и по Царству Мертвых, богиня Маат создала времена года. Она разделила год на три равные части и дала им названия: время Разлива, время Всходов и время Урожая.
Затем Маат поделила все три времени года на месяцы, по четыре в каждом. Каждый месяц состоял из тридцати суток, а каждые сутки поровну поделили между собой дневное и ночное светила – солнце и луна. Солнечный год, таким образом, был в точности равен лунному: и в том и в другом было двенадцать месяцев, триста шестьдесят дней.
Хранительницей этого порядка Маат назначила Луну.
Но круглолицая Луна не справилась с доверенным делом. Богу мудрости Тоту без особого труда удалось ее перехитрить и изменить установленный миропорядок.
Все началось с того, что однажды владыка Вселенной разгневался на богиню неба Нут за непослушание. Вспыхнула ссора. Ослепленный яростью, бог вскричал, потрясая кулаками:
– Знай же, непокорная ослушница: страшное наказание ждет тебя! Отныне и навеки я предаю проклятию все триста шестьдесят дней года. Ни в один из них ты не сможешь рожать детей и навсегда останешься бездетной!
Нут похолодела от страха. В отчаянии она заломила руки и пала перед владыкой на колени. Но было поздно: проклятие уже было наложено. Солнечный бог, гневно тряхнув головой, повернулся и не оглядываясь зашагал прочь.
Хлынул проливной дождь – это безутешно рыдала Нут, убитая горем. В мире все подчинено воле Ра. На все дни года великий бог наложил проклятие. Ей, Нут, не суждено иметь детей!
|
|
– И ничего нельзя сделать! Нет такой силы на свете, которая могла бы хоть что‑то изменить! – причитала богиня, обливаясь слезами, и вдруг услышала спокойный, чуть насмешливый голос:
– Силы такой и вправду нет. Зато есть хитрость! Знай: ум – это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум. Скоро ты убедишься в этом.
Нут стремительно обернулась.
Перед ней стоял Тот. Бог мудрости, посмеиваясь, крутил в руках пальмовую ветвь.
– Ты можешь мне помочь? – спросила Нут с надеждой.
– Да, – ответил Тот.
– Но как?
– Я скоро вернусь, – сказал Тот загадочно, превратился в ибиса, вспорхнул и улетел.
Небо в виде женщины – богини Нут. Богиня проглатывает «ночное» солнце и рождает «дневное»
Нут смотрела ему вслед до тех пор, пока Тот не скрылся из виду. И опять разрыдалась. Она не поверила Тоту. Разве можно что‑нибудь сделать, если Ра обрек проклятию все триста шестьдесят дней?! Тот хотел ее утешить, обнадежить, вот и все…
Богиня с горестно опущенной головой побрела к западным горам.
|
|
А Тот между тем прилетел к хранительнице времени Луне.
Добродушная Луна очень обрадовалась гостю. Ей было скучно одной среди неразговорчивых звезд. Редко случалось, чтоб кто‑то из богов ее навещал.
Луна усадила Тота на циновку, расставила перед ним изысканные кушанья: финики, медовые лепешки, орехи и кувшин пальмового вина.
– Угощайся, любезный гость, а заодно расскажи, что нового происходит в мире, – сказала она, села напротив Тота и приготовилась слушать.
Тот отведал яства, вежливо похвалил их и рассказал хозяйке все новости, умолчав только о ссоре Ра и Нут. Когда Тот умолк, Луна предложила:
– Давай теперь играть в шашки!
Ей очень не хотелось, чтоб Тот уходил. Но, кроме шашек, ей нечем больше было занять гостя.
А хитрый Тот только того и ждал!
– Что ж, давай, раз ты просишь… – протянул он с притворной скукою в голосе, словно ему совсем не хотелось задерживаться в гостях и он соглашался только из вежливости. – А на что мы будем играть?
Луна растерялась:
– Не знаю… Можно ведь играть просто так, ради удовольствия.
– Нет! – решительно возразил бог мудрости. – Это неинтересно! Игра должна быть азартной, – а какой азарт, если ничем не рискуешь в случае проигрыша?
– Но как же быть? – озабоченно проговорила Луна. – Ведь у меня ничего нет, кроме света, которым я освещаю небо по ночам.
|
|
– Вот и хорошо. Будем на него играть. Не на весь твой свет, конечно, – это слишком много. В лунном году триста шестьдесят дней. Возьми от каждого дня маленькую‑маленькую часть, затем сложи эти части вместе – они и будут ставкой.
– Я не могу этого сделать, – сказала Луна. – Я хранительница времени, и я не вправе отдать ни одного дня из лунного года.
– Да и не надо целого дня! Убавь от каждого дня по несколько минут… А впрочем, как знаешь, – холодно добавил Тот, встал с циновки и сделал вид, будто собирается уходить.
– Подожди! – остановила его Луна. – Так и быть. Сыграем на мой свет. Но учти: я убавлю от каждого дня очень маленький кусочек, всего лишь одну семьдесят вторую его часть. Если ты выиграешь, никто даже и не заметит, что лунные сутки стали короче.
Тот кивнул в знак согласия, и они уселись играть.
Наивная Луна! Она надеялась одержать верх над богом мудрости, но не тут‑то было! Тот очень скоро выиграл партию, и Луне ничего не оставалось делать, как сдаться.
– Возьми свой выигрыш, он причитается тебе по праву, – проворчала Луна и смешала шашки на доске.
|
|
И только тут выяснилось, что, хотя простодушная Луна укоротила каждый из 360 дней года всего лишь на несколько минут, ее проигрыш оказался очень велик. Как по одной капельке молока можно накапать целый кувшин, так и из этих минут, когда Тот сложил их вместе, получилось целых пять суток! Поняв, что она наделала, Луна в ужасе схватилась за голову. Но было поздно.
Заполучив свой выигрыш – пять дней, Тот прибавил их к солнечному году. С тех пор лунный год сделался короче: в нем осталось лишь 355 дней. А солнечный год увеличился: дней в нем отныне было 365.
Но самое главное – на пять лишних дней солнечного года не распространялось проклятие Ра! Ведь когда владыка Вселенной предавал проклятию все дни года, их насчитывалось только 360.
Правда, Ра немедленно проклял бы и эти новые пять дней, а вдобавок наказал бы Тота за столь наглую выходку. Но бог мудрости предусмотрел все. Пять дней, которые он прибавил к солнечному году, он посвятил
Ра. Не станет же владыка проклинать дни, посвященные ему самому!
Как Тот рассчитал, так и вышло. Узнав о случившемся, Ра было осерчал и напустился на бога мудрости с бранью, грозя ему всеми мыслимыми и немыслимыми карами. Но когда Тот, смиренно склонив голову, сказал богу солнца, что новые дни он посвятил ему, Ра, задобренный таким щедрым подарком, простил Тоту его проделку.
И вот в конце года, в те самые пять дней, на которые не распространялось проклятие, у Нут родилось пятеро детей.
В первый день на свет появился Осирис. Младенец заплакал так громко, что земля задрожала, а в небе вспыхнуло зарево, возвестившее о рождении величайшего бога.
Во второй день родился Гор Бехдетский.
В третий день родился Сет, бог пустыни, войны и стихийных бедствий. У малыша была звериная морда; красные глаза его сверкали злобой, и волосы у него тоже были красными, как горячий песок пустыни. Вот почему третий предновогодний день – день рождения Сета – стал для всех египтян несчастливым. Фараоны и придворные сановники не занимались в этот день государственными делами, не принимали никаких важных решений и не допускали к себе иноземных послов.
В четвертый день родилась добрая богиня Исида.
И, наконец, в пятый день родилась ее сестра Нефтида.
Все это произошло в те времена Золотого века, когда Ра уже вознесся на небо, а землею правил Геб[25].
Земное царствование Осириса
Когда Осирис стал взрослым, он унаследовал трон Геба и был провозглашен царем Та‑Кемет.
Египтяне в те времена были еще народом диким и невежественным, как племя кочевников. Они не знали целебных трав, не умели лечить болезни и часто умирали молодыми. У них не было ни письменности, ни законов. Селения враждовали друг с другом, и вражда то и дело выливалась в побоища. В некоторых племенах не умели готовить мясо и ели его сырым, а кое‑где даже процветало людоедство.
Осирис на троне под виноградными гроздьями.
Жезл‑посох и тройная плеть – символы власти
Поэтому Осирис решил, что прежде всего нужно дать народу знания.
Это было задачей очень нелегкой, но Осирис успешно с ней справился. Он разъяснил людям, какие поступки благородны, а какие нет, установил с помощью бога Тота справедливые законы, научил египтян строить плотины и оросительные каналы, чтобы в сезон Всходов, когда свирепствует зной и мелеет Нил, поля питались живительной влагой. Это избавило Та‑Кемет от неурожаев и голода[26].
* * *
Мудрый Тот усердно помогал царю‑благодетелю. Он обучил египтян медицине, астрономии, математике и другим наукам. Скоро в каждом городе, в каждом селении появились свои учителя и наставники, которые уже сами, без помощи Тота, могли учить других; и лекари появились, и служители богов, и звездочеты. Но вот беда: они передавали свои знания сыновьям и внукам, пока были живы, а когда они умирали, их мудрость и жизненный опыт навсегда уходили в небытие.
Нужно было дать людям письменность. Мудрецы переселяются в Загробный Мир, но их знания должны оставаться на земле и служить потомкам. Все мудрое должно быть запечатлено в записи.
Только вот как научить египтян письму?.. Даже многомудрый всезнающий Тот не сразу придумал решение для столь трудной задачи.
Поначалу он составил алфавит, где каждому звуку соответствовал какой‑нибудь простенький значок – кружочек, черточка, крестик, квадратик или треугольник. Значков набралось всего‑навсего 28, и Тот было обрадовался: каждый легко запомнит эти кружочки‑квадратики. Но, когда бог написал для пробы несколько фраз таким алфавитом и попытался прочесть, он так раздосадовался, что смял и отбросил папирус.
Ровные ряды крестиков и кружков навевали смертную скуку – сразу пропадала охота читать. К тому же и имя великого Ра, и титул его – «владыка Вселенной», и слово «раб», и даже имя злодейского змея Апопа выглядели при таком письме одинаково: кружочки‑квадратики, кружочки‑квадратики… Никакой разницы между «богом» и «рабом», между «Ра» и «Апопом» – это просто кощунственно! Чему хорошему научатся люди, если у них будет такая письменность!..
Бог мудрости стал сочинять другой алфавит. Вместо бессмысленных и невыразительных геометрических фигурок он обозначил звуки рисунками – изображениями птиц, рыб, зверей и растений. Вышло лучше, чем в первый раз, но все равно плохо. Строчки зверюшек и птичек выглядели красиво, однако теперь не так‑то легко будет запомнить, какая птичка означает «а» и какой зверек «б». Да и слово «раб» по‑прежнему ничем не отличалось с виду от слова «бог»… Тот снова скомкал исписанный папирус, взял новый и надолго задумался.
Прежде всего: из 28 картинок 3 явно были не нужны. Они обозначали гласные звуки. Но в разных городах и селениях Та‑Кемет люди говорили на разных диалектах. Все эти диалекты Тот конечно же знал: и северные египтяне, и южные одинаково произносили согласные звуки, а гласные – везде на свой лад[27]. Если выписывать гласные, то южане не смогут прочитать папирус, написанный в Дельте, а обитателям Дельты непонятно будет письмо южан.
«Надо выписывать одни согласные, – решил Тот, – а гласные пусть каждый вставляет те, к которым привык»[28].
Но как сделать, чтоб картинки легко запоминались?., чтоб каждому египтянину, едва он взглянет на надпись, сразу было ясно, какая картинка какой обозначает звук?.. И тут бога осенило: да ведь это очень просто! Есть, например, слово «иару» – «камыш», так пусть изображение метелки камыша
обозначает первый звук слова «иару» – «и»…[29] «А» пускай обозначается рисунком руки
, потому что со звука «а» начинается слово «ауи» – «две руки». «Р» можно передать изображением рта
: ведь слово «рот» – «ра» – начинается с «р». И так со всем алфавитом: «н» – поверхность воды
– потому что это первый звук в словах «нет» – «вода» и «нуи» – «волны»; «ш» – садовый пруд
(«ше»); «с» – деревянный засов для ворот
(«се»); «ч» – путы для скота
(«чечет»)… Легко и просто – весь алфавит! Ничего не надо заучивать: смотри, что нарисовано, выбери начальные звуки, сложи их вместе – и прочтешь слово!
– Создал я письменность божественную! – радостно воскликнул Тот и тут же записал на папирусе:
– Попробую прочесть… – сказал Тот. – Камыш‑рот‑камыш – «иару‑ра‑иару». Теперь отделить начальные звуки каждого слова. Получается «и‑р‑и». «Ири» – «Создал»… Опять иару – камыш – «и» – «я». «Создал я…» Засов‑пруд – «се‑ше». «Сеш» – «письменность». Вода‑путы‑рот‑камыш – «нет‑чечет‑ра‑иару» – «н‑ч‑р‑и» – «нечери» – «божественная». «Создал я письменность божественную!»
Но, когда Тот перечитал эту фразу несколько раз, ему опять не понравилось.
Однако бог мудрости уже не сомневался, что он на верном пути и скоро справится с этим труднейшим делом. Поразмыслив еще немного, он догадался, что картинками‑иероглифами можно обозначать не только по одной, а сразу по две, три и даже по четыре согласных. Например, слово «глаз» произносится «ирт» – поэтому изображением глаза
можно обозначить две согласных: «ир». Для «сеш» – «письменность» – лучше просто нарисовать дощечку с красками и тростинку
– каждому ясно, что это значит и как надо прочесть. Для слов «бог» и «божественный», чем выписывать их по звукам, проще изобразить флаг на шесте, какие в честь богов развеваются в храмах
. Что же касается звука «и», пусть его, как прежде, обозначает метелку камыша
, но в тех случаях, когда «и» – это не просто звук, а слово «я», вместо камышевый метелки лучше рисовать сидящего человека:
. Так даже красивее… «Впрочем, – решил Тот, – кому нравится, может написать «я» иероглифом
вместо
– ошибки не будет».
– Ири и сеш нечери! Создал я письменность божественную! – повторил Тот и записал фразу уже по‑новому. Получилось:
– А пожалуй, – рассудил Тот, – звук «и» в конце слов можно вообще не выписывать. К чему лишний труд? И так понятно, где нужно произносить «и», а где – нет.
Тот терпеливо переписал иероглифы. И опять задумался. «Сеш» – это «письменность», но ведь и «писец» тоже произносится «сеш»! «Создал я писца», «создал я письменность» – и так и сяк можно прочесть. А надо, чтоб не было никакой путаницы… Ее не будет, если добавлять к словам пояснительные картинки. «Сеш» с человечком
– «писец». «Сеш» с запечатанным папирусным свитком:
– «письменность»… «Ра» с солнышком на конце:
– «солнце». «Ра» с изображением бога:
– это Ра, властелин богов… Теперь‑то уж Ра не перепутают с мерзким Апопом, имя которого отныне будет писаться с иероглифом змея:
…
Тот пересчитал все иероглифы, которые он придумал. Их было уже не 25, а целая тысяча! Но бог нисколько не огорчился.
– Ничего страшного, – рассудил он. – Ведь не глупцов же я собрался учить письму! А мудрые и тысячу смогут запомнить.
– Ну вот, – вздохнул Тот облегченно. – Совсем другое дело. Это не треугольники и квадратики… Вот только никакого почтения к богам в этой фразе: бог на последнем месте. Нет! Жрецы называют себя «рабами бога», но писать нужно «бога рабы» – бог на первом месте! Не «молиться Ра», а «Ра молиться»… «Осирисом хвалимый»… «божественное письмо»:
– Создал я божественное письмо! – воскликнул Тот, превратился в ибиса и полетел учить египтян новому искусству.
* * *
Осирис и Тот управляли страной без насилия и кровопролитий. Тех, кто не желал подчиниться им, они не предавали казни и даже плетьми не секли. Боги понимали, что воспитывать этих полудиких людей нужно не устрашением, а мудрыми, убедительными речами, добротой и хорошим примером, который они сами подавали им. Это были лучшие дни Золотого века!
Когда в Та‑Кемет все жители стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил обойти соседние страны: ведь другие народы все еще прозябали в варварстве и невежестве. Вместе со свитой музыкантов и певцов бог отправился в путешествие и вскоре преобразил весь мир. Ни разу не прибегнув к насилию, покоряя сердца людей только красноречием и добром, Осирис установил богоугодные законы во всех племенах и во всех городах.
Покуда великий наследник земного престола богов путешествовал, в Та‑Кемет правила Исида, его жена. Исида была богиней колдовства и магии. Вместе с Тотом она научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Женщинам добрая богиня объяснила, как правильно вести домашнее хозяйство.
Прошло двадцать восемь лет с тех пор, как Осирис воссел на престол. За эти годы страна совершенно изменилась. Прежде города были маленькими – теперь они разрослись вширь, перекинулись с черной плодородной земли на пески, а окраины дотянулись до самого восточного предгорья. Там, на окраинах, красовались роскошные усадьбы вельмож. Ближе к берегу обитал незнатный люд: тесно лепились друг к дружке дворики с лачугами из кирпича‑сырца. Крыши на этих лачугах были тростниковые, обмазанные илом. Зной быстро превращал ил в засохшую корку, поэтому каждый год после половодья с берегов натаскивали свежий ил и обмазывали крыши заново.
Западный берег любого города принадлежал мертвым. Там хоронили тех, кто ушел в Дуат. Боги еще не научили людей делать мумии, поэтому мертвые тела, облаченные в погребальное убранство, опускали в деревянные футляры и закапывали в песок. Только высекатели саркофагов и гробовщики жили за рекой, около своих мастерских. Корабли доставляли им гранит и песчаник из каменоломен и кедровые[30] бревна с севера. По ночам на западном берегу заунывно плакали и скулили шакалы, священные животные бога Анубиса.
С раннего утра в городах закипала жизнь. Пчеловоды развозили по усадьбам душистый мед, пекари – пышные хлеба и лепешки, пивовары разливали в бочки пахучее ячменное зелье; высекатели статуэток и другие ремесленники горласто расхваливали свои товары, зазывая прохожих. Кто‑то возделывал деревья в саду, кто‑то чинил запруду в канале, кто‑то брал поутру тростниковый челнок и отправлялся на реку рыбачить.
Так продолжалось до полудня, покуда Ладья Вечности не достигала вершины неба. В полдень, когда жара свирепствовала уже так, что невмоготу было оставаться на солнцепеке, все прятались в тень – в дома или в пальмовые рощи – и отдыхали до вечера. А с вечерней прохладой горожане вновь принимались каждый за свою работу.
Вдали сверкали на солнце дворцы богов…
Повсюду звучала музыка. Только в одном дворце окна были плотно занавешены, двери заперты, а вдоль плетеной изгороди, окружавшей сад, бродили хмурые стражники, вооруженные копьями и мечами. Это был дворец Сета.
Косые нежаркие солнечные лучи, падая сквозь окна в крыше главного зала, веером рассыпались во все стороны и освещали богатое убранство. Посреди зала стоял стол с винами и кушаньями, а вокруг стола, удобно расположившись в креслах с резными подлокотниками, золотыми спинками и ножками в виде львиных лап, сидели царица Эфиопии Асо и семьдесят два демона. Сборище возглавлял Сет.
Затаив дыхание, все ждали, что он скажет.
– Смерть! – сказал Сет и сверкнул алыми глазищами.
– Да, только его смерть избавит нас! – поддержала Сета царица Асо. – После того как смутьян побывал в моей стране, мои подданные больше не хотят воевать с соседями, грабить их города, захватывать в плен рабов, увеличивать мои богатства!
– Он должен умереть! – загалдели демоны. – Умереть! Смерть ему!
– Да, но как же мы его убьем?
Сет поднял руку, приказывая всем замолчать.
– У меня уже все продумано, – объявил он. – Слушайте. Мне удалось тайком измерить рост моего брата, которого я ненавижу не меньше, чем вы все. Осирис не достоин царского сана! Трон владыки Та‑Кемет должен быть моим!.. – Сет медленно оглядел собравшихся. – Так вот, – продолжал он. – Я велел моим рабам сделать по снятой мерке великолепный сундук, украсить его золотом, серебром, драгоценными[31] камнями… Работа скоро будет закончена. Тогда мы…
И Сет изложил демонам свой замысел.
Минуло несколько недель, и вот во дворец Осириса прибежал гонец от Сета.
Часть дворца в Тель‑Амарне (реконструкция)
– Мой хозяин устраивает званый пир, – насилу отдышавшись, проговорил гонец. – Он смиренно просит тебя пожаловать сегодня в гости и занять почетное место за столом.
– Скажи своему хозяину, что я с благодарностью принимаю его приглашение, – ответил Осирис. – Ступай в сокровищницу: я велю слугам одарить тебя.
Скороход поклонился и ушел.
Вечером Осирис облачился в праздничные одежды, надел корону, взял царский жезл и бич, и рабы на носилках отнесли его во дворец Сета.
Осириса встречала большая процессия опахалоносцев и музыкантов. Они сказали носильщикам, что те могут сейчас же, не дожидаясь своего господина, возвращаться назад и отдыхать, потому что пиршество затянется до утра. А утром рабы Сета сами доставят Осириса домой.
Носильщики ушли. Царя Та‑Кемет торжественно, под музыку, проводили в зал, где в ожидании гостей восседал сам хозяин – красногривый бог пустыни. Он покрикивал на слуг, суетившихся вокруг стола.
– Привет тебе, любимый мой брат! – воскликнул Сет, увидев входящего Осириса. – Благодарю тебя, ты оказал великую честь моему дому. Сам царь Та‑Кемет, сам Осирис будет сегодня моим гостем!
Осириса усадили во главу стола, на самое почетное место. Вскоре начали собираться заговорщики. Первой пришла красавица Асо, коварная царица Эфиопии. Следом один за другим явились демоны.
Рабыни заиграли на систрах. Под сладкозвучный музыкальный перезвон боги приступили к трапезе.
– Угощайтесь, любезные гости! – хлопотал Сет. – Отведайте вот этого ячменного пива. Более вкусного напитка вы не найдете во всем Та‑Кемет! Мои пивоварни – самые лучшие, мои рабы – самые усердные!.. А это пальмовое вино! Десять лет я его выдерживал в прохладном погребе. Эй, слуги! Несите новые кувшины, наполните кружки гостям, да поживей!
Вино и вправду было очень вкусным. Гости стали наперебой его расхваливать, а потом, не скупясь на лесть, стали превозносить самого Сета. Какой у него роскошный дворец! Какой вид открывается из окон! Резную мебель черного дерева изготовили искуснейшие мастера! Каменотесы украсили стены великолепными рельефами!
Хармахис в виде сокологоловного сфинкса
– Да, – с деланной скромностью согласился Сет. – Моими рабами‑ремесленниками я и вправду могу гордиться. Видите эту статую в саду? Они высекли ее за десять дней из цельной глыбы песчаника. А недавно они изготовили сундук – такой… такой… Нет, я не могу найти достойных слов, чтоб описать эту красоту! Лучше вы сами посмотрите, что это за чудо. Эй, слуги! Принесите сундук.
Боясь каким‑нибудь случайным жестом или неосторожным словом выдать свое волнение, заговорщики сделали вид, что с нетерпением ждут, какое диво покажет им Сет. Застолье возбужденно зашумело.
Когда рабы принесли сундук, все вскрикнули от восхищения и повскакивали с мест.
Изделие было воистину достойно богов! По инкрустированной черным деревом поверхности сундука змеились золотые ленты. В центре полыхал огромный круглый гранат, изображавший солнце. Его катил по небосводу лазуритовый жук‑скарабей. Вокруг вспыхивали и искрились светом драгоценные камни – звезды. Тяжелая крышка сундука была украшена надписью из золотых и серебряных иероглифов.
– Великий Сет! – прошептала царица Асо, как зачарованная глядя на сундук. – Я согласна отдать все мои богатства, лишь бы только заполучить это сокровище.
– Ия! Ия! – закричали демоны наперебой, стараясь не смотреть на Осириса, чтоб как‑нибудь себя не выдать ненароком.
– Великолепная работа, – вежливо сказал Осирис. Ему тоже очень понравился сундук. Но бог был спокоен. Он никогда не терял голову при виде богатства.
В зале стоял невообразимый шум.
– Вижу, я вам угодил, дорогие гости, – воскликнул Сет и украдкой переглянулся с царицей Асо. – Ладно! Так и быть, я подарю этот сундук кому‑нибудь из вас.
– Кому же? – замирающим голосом спросил один из демонов.
– Кому?.. Кому?.. – Сет обвел взглядом гостей, как бы раздумывая. – Тому, кому сундук придется впору! Ложитесь в него по очереди.
И слуги по знаку Сета распахнули крышку сундука.
– Пусть же будет так, как ты сказал! – крикнул демон, сидевший ближе всех к Осирису; первым бросился к сундуку и лег в него.
Но сундук оказался слишком для него узок. Демон изобразил на лице досаду, обиженно фыркнул и вернулся к столу.
– Пусть попробует кто‑нибудь еще!
Изо всех сил стараясь не выказать своего волнения, демоны стали по очереди забираться в сундук. А Осирис, ни о чем не подозревая, спокойно наблюдал происходящее. Богу было совершенно безразлично, ему ли достанется сокровище или его заполучит кто‑то другой. С добродушной улыбкой смотрел он, как забавляются захмелевшие гости. Он бы и не стал залезать в сундук, но не хотелось обижать брата столь откровенным безразличием к предмету его гордости.
И вот очередь Осириса подошла.
– Попытай счастья и ты, любимый брат. Может быть, тебе повезет больше, чем остальным, – сказал Сет, обнимая Осириса и ласково на него глядя.
Осирис забрался в сундук, лег на днище, скрестил на груди руки. Все замерли.
– Сокровище твое! – воскликнул Сет.
Эти слова были условным сигналом к злодеянию. Заговорщики кинулись к сундуку, захлопнули крышку, и Сет ударом ноги вогнал клин.
– Сундук навеки твой! – захохотал он. – Умри в нем! Это твой гроб!
– Что вы делаете? – в ужасе вскричал Осирис, но ответом ему был новый взрыв неистового хохота.
Демоны обмотали сундук сыромятными ремнями, отнесли его к реке и бросили в Танитское устье. С тех пор это устье считается у египтян ненавистным и проклятым.
Вода сомкнулась над гробом доброго царя Та‑Кемет. Потом сундук вынырнул на поверхность и, кружась, поплыл вниз по течению.
А случилось это на двадцать восьмом году царствования Осириса, в семнадцатый день третьего месяца Разлива.
Странствия Исиды
Рано поутру, когда над берегами Нила еще стелился туман, в покои Исиды вбежал запыхавшийся слуга.
– Пробудись, великая богиня! – закричал он с порога, всхлипывая и утирая рукавом мокрое от слез лицо. – Горе! Нет твоего мужа! Нет нашего любимого царя Осириса!
– Что случилось? – Исида побледнела, предчувствуя самое худшее.
– Не спрашивай, беги! Сюда идет Сет, а с ним несметно всяких злодеев. Он хочет захватить трон и стать царем. Он убил Осириса. Он не пощадит и тебя! Спасайся! Мне тоже надо бежать. Прощай, добрая богиня!.. – Последние слова раб выкрикнул уже в дверях и бросился наутек без оглядки.
– Где мой супруг? Что с ним? – прошептала Исида похолодевшими губами. Ноги ее вдруг подкосились, она изнеможенно упала в кресло и закрыла лицо ладонями.
В саду заливались птицы. Внезапно щебет смолк: пичуги вспорхнули и разлетелись, кем‑то вспугнутые. Послышался топот, крики, смех; к дворцу приближалась толпа. Среди общего шума прозвучал самодовольный голос Сета:
– Вот чертог Осириса – теперь он мой. Отныне я царь Севера и Юга.
Распахнулась дверь. Толпа заговорщиков вошла в тронный зал – и все застыли на пороге.
– Как? Ты еще здесь? – изумился Сет, увидев Иси‑ду. – Известно ли тебе, что произошло ночью?
Исида молча смотрела на него, и Сет, не в силах вынести ее взгляда, отвел глаза.
– Убирайся! – крикнул он. – Теперь это мой дворец!
– Клыкастая длинноухая гадина! Придет день, когда ты дорого заплатишь за свое злодейство, – проговорила Исида, с ненавистью глядя на Сета. – Где Осирис? Отвечай, что ты сделал с моим мужем?
– И не надейся! – Сет попытался изобразить смех, но голос его предательски дрожал, выдавая волнение. – Я не желаю, чтоб ты нашла мертвое тело, похоронила его и воздвигла стелу на месте погребения. Ведь тогда люди будут приходить к этому надгробию и поклоняться ему. Нет! Память об Осирисе должна сгинуть из людских сердец. Люди забудут его. Уходи, я не скажу, где его искать.
Исида встала. Заговорщики расступились, давая ей дорогу, и богиня вышла из дворца.
И только покинув свою обитель, она дала волю чувствам и разрыдалась. Где искать Осириса? Куда идти?
В знак скорби богиня остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски. Она шла и горестно причитала:
Сливается небо с землею, тень на земле сегодня,
Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобою…
О брат мой, о владыка, отошедший в край безмолвия,
Вернись же к нам в прежнем облике твоем!
Руки мои простерты приветствовать тебя!
Руки мои подняты, чтоб защищать тебя!
Сливается небо с землею,
Тень на земле сегодня,
Упало небо на землю.
О, приди ко мне![32]
Богиня ходила из одного селения в другое и спрашивала каждого встречного, не знает ли он что‑нибудь об Осирисе. Но все беспомощно разводили руками.
Много дорог исходила Исида, много обошла селений и городов, пока наконец не повстречала шумную ватагу ребятишек, игравших возле храма в камешки.
Когда богиня стала их расспрашивать, дети обступили ее и, возбужденно размахивая руками, наперебой загалдели:
– Мы видели сундук!
Осирис и Исида
– Да, да! Он плыл по реке мимо нашего города!
– Там внутри кто‑то был и звал на помощь!
– Мы сразу побежали к лодочникам, но они нам не поверили. А пока мы спорили с ними, сундук уплыл.
– Только это было очень давно, – сказал самый старший мальчик. – Теперь его уже, наверно, унесло в море.
Исида очень обрадовалась. Это была первая вес‑точка об Осирисе за много дней бесплодных поисков. Желая отблагодарить ребятишек, богиня произнесла волшебное заклинание и наделила всех детей вещим даром. С тех пор египтяне считают, что по крикам детей, играющих возле храмов, можно предсказывать будущее. Для этого надо мысленно о чем‑нибудь спросить богов и сразу же выйти во двор, где слышны крики ребятишек. Первое, что удастся услышать, и будет ответом.
С помощью колдовства – ведь она была богиней колдовства – Исида узнала, где сундук. Течение вынесло его на просторы Великого Зеленого Моря[33], а морской прибой выбросил на сушу неподалеку от финикийского города Гебала[34]. Сундук остался лежать около молодого деревца. Покуда Исида странствовала, деревце выросло, превратилось в могучего великана с ветвистой кроной, и сундук оказался замурованным внутри ствола.
Богиня тотчас отправилась в Гебал. Но когда она пришла туда, дерева уже не было – лишь пень‑обрубок уродливо торчал на берегу. Царь Гебала Малакандр, гуляя однажды по побережью, увидел великолепное дерево и велел его срубить и сделать из него колонну для украшения дворца.
– Я опоздала! Горе мне! – воскликнула в отчаянии Исида, села на камень у родника и заплакала: – Никогда я не увижу своего возлюбленного супруга, не воздам ему погребальных почестей! Будь ты проклят, Сет!
– Отчего ты убиваешься, прекрасная чужестранка? Тебя кто‑то обидел? – прозвучало вдруг за спиной богини. Исида обернулась.
Возле родника стояли три женщины с расписными пузатыми кувшинами и дружелюбно улыбались.
– Кто вы такие? – спросила их богиня.
– Мы служанки нашей госпожи Астарты, царицы города Гебала, – ответили женщины. – А ты, видно, пришла издалека? Сандалии твои стоптаны, одежда порвана, ноги исцарапаны терновником. Бедняжка! Если у тебя нет в городе друзей и близких, пойдем с нами к Астарте. Царица очень добра и отзывчива. Ты непременно понравишься ей, и она оставит тебя при дворце. Поверь нам, уж мы‑то знаем!
Растроганная Исида от всего сердца поблагодарила добрых женщин, и все вместе они отправились во дворец.
– Откуда и зачем ты пришла в Гебал? – спросила Астарта, с интересом разглядывая чужестранку.
Исида ответила не сразу. Она долго задумчиво молчала. Но царица, полагая, что бедная женщина попросту робеет перед ней, великой супругой властителя Гебала, не торопила Исиду с ответом. А Исида стояла и раздумывала, что ей делать. Достаточно было объявить, кто она такая и зачем пришла, – и Астарта тут же упала бы перед ней на колени в благоговейном трепете, а слуги, сбивая друг друга с ног, бросились бы рубить деревянную колонну топорами… Сердце богини колотилось от волнения. Сундук с телом Осириса был здесь, рядом!.. Но Исида не могла покинуть Гебал, не отблагодарив добрых женщин и Астарту за ласку и участие. А как отблагодарить их, она не знала, поэтому и медлила, решая, не утаить ли правду от царицы и не пожить ли под видом бедной странницы во дворце, покуда не представится случай сделать добро.
Молчание затянулось. Служанки, недоуменно переглянувшись, стали что‑то шепотом подсказывать Исиде. И богиня наконец приняла решение. Подняв заплаканные глаза, она проговорила:
– Я пришла из Та‑Кемет. Я совсем одинока: мужа моего убили разбойники, и я не успела родить сына, который отомстил бы за убийство. И вот я скитаюсь по городам в надежде, что где‑нибудь обрету приют.
– Ты жалеешь, что у тебя нет сына, стало быть, ты любишь детей? – спросила Астарта, сочувствующе покачав головой.
– О да! – воскликнула Исида. – Разве можно не любить детей!
И она прижала руки к груди и заплакала.
– Я вижу, ты добрая женщина, – вконец расчувствовавшись, сказала Астарта. – Если бы тебя не постигло горе, ты была бы хорошей матерью. Но утешься! В моем дворце ты найдешь кров. Живи у меня и будь главной нянькой моего маленького сына.
Исида упала царице в ноги и, захлебываясь от слез, стала уверять, что будет заботиться о маленьком царевиче, как ни одна мать еще не заботилась о своем ребенке.
Так Исида осталась во дворце Малакандра и Астарты.
Исида во дворце
Прошло несколько дней.
Исида нянчила царского сына. Она носила его на руках, купала, пела ему песни и качала в колыбельке. Богиня очень полюбила этого пухлощекого голубоглазого малыша.
Царица Астарта и Малакандр не могли нарадоваться, что нашли такую заботливую няньку.
Однажды вечером Исида, убаюкав младенца, развела в очаге огонь, села рядом и стала задумчиво смотреть
в трепещущее пламя. Вдруг на ум ей пришла счастливая мысль.
– Я знаю, как отблагодарить Астарту за добро! – сказала она. – Я сделаю ее сына бессмертным!
Она тут же произнесла заклинание и бросила спящего ребенка в очаг, чтоб его смерть дотла сгорела в волшебном пламени.
Едва ребенок упал на угли, огонь ярко вспыхнул и заплясал, с треском разбрасывая искры. Комната озарилась желтоватым светом. Исида опять села у очага и стала ждать рассвета.
Астарта на колеснице
На заре она потушила огонь и перенесла малыша в колыбельку.
Так продолжалось много ночей подряд.
Но однажды царице Астарте вздумалось тайком проследить, как ухаживает за ее сыном новая нянька. Глубокой ночью, когда все обитатели дворца, кроме стражников, охраняющих царскую семью, спали крепким сном, она встала, неслышно подкралась к покоям маленького царевича и, приоткрыв дверь, заглянула в щелочку.
Страшное зрелище предстало ее глазам! Малыш, ее любимый ненаглядный сын, лежал на раскаленных углях, объятый дымом и пламенем! Царица схватилась за сердце и заголосила на весь дворец:
– На помощь! Стража, сюда!
Ее пронзительный крик перебудил всех. Захлопали двери, загрохотали шаги на лестницах. Комната наполнилась людьми.
– Хватайте ее, злодейку! – кричала Астарта.
Рабы‑телохранители, спеша исполнить приказ Астарты, бросились к Исиде. Но Исида лишь посмотрела на них – и рабы рухнули на пол. Богиня встала и повернулась лицом к толпе. Десятки глаз с ненавистью глядели на нее. Служанки Астарты осыпали ее проклятиями. Один из воинов уже занес копье, собираясь метнуть его в Исиду. Богиня поняла: ей больше ничего не остается делать, как открыть правду.
Она произнесла волшебное заклинание – и вдруг на глазах у замершей толпы вся преобразилась. Исчезли богатые одежды, подаренные ей Астартой; богиня вновь была в своем изодранном траурном платье, в котором она исходила столько селений и дорог. От ее пальцев струился свет, а над головой золотом вспыхнул солнечный диск со змеей‑уреем.
Все тут же попадали на колени и стали молить богиню о пощаде.
– Несчастная! – воскликнула Исида, гневно глядя на Астарту. – Зачем ты ворвалась сюда и помешала мне! Знай: я – Исида, великая богиня колдовства и магии. Я хотела сделать твоего сына бессмертным, но ты своими криками разрушила чары – и этого исправить нельзя. Теперь твой сын, как и все люди, состарится и умрет… А может быть, он умрет и раньше. Плачь, рви на себе волосы, несчастная! Ты сама во всем виновата!
Перепуганная Астарта не могла вымолвить ни слова.
– Ступайте прочь! – приказала Исида.
Все, кто был в комнате, кинулись к выходу; толпа протолкалась в двери и сгинула. Только царь и царица остались с Исидой, готовые выполнить все, что пожелает богиня. Исида затушила огонь, достала ребенка из очага и передала Астарте.
– Вот твой сын! Он цел и невредим.
Затем она одной рукой вырвала из стены деревянную колонну и разломила ее пополам. В колонне был сундук.
Царь и царица отпрянули в изумлении.
А Исида, увидев сундук, встала перед ним на колени, обняла его, прижалась лицом и закричала от горя.
Ее крик был таким громким, что маленький царевич не вынес его и умер на руках у матери.
Так судьба наказала Астарту за то, что она помешала Исиде сделать царевича бессмертным[35].
Первая в мире мумия
Сундук с телом Осириса Исида отнесла в Дельту Нила и спрятала его, забросав ветками и прикрыв листьями пальмы. После этого богиня отправилась к своей сестре Нефтиде.
Нефтида была женой Сета. Но, когда всем стало известно о злодействе красногривого бога, Нефтида бежала от него. Зная, что рассвирепевший супруг будет ее преследовать и жестоко ей отомстит, если разыщет, Нефтида укрылась на маленьком островке средь болот и жила там вместе с сыном – шакалоголовым богом Анубисом.
К ним и направилась Исида. Она хотела вместе с сестрой оплакать убитого Осириса и с почетом его похоронить.
Путь ей предстоял дальний. Пока богиня добралась до жилища сестры, уже сгустились сумерки. Потом Ладья Вечности уплыла в Загробный Мир, и наступила ночь.
Тихо было там, где Исида оставила сундук. Плескалась речная вода, шуршал папирус у берега, редко‑редко в рассеянном лунном свете черной тенью проносилась сова или летучая мышь.
Вдруг по болоту захлюпали шаги. Потом, словно две пылающие головешки, вспыхнули в темноте два красных глаза. Это Сет вышел на охоту. Он очень любил поохотиться ночью, при луне. На поясе у злодея был меч, а в руке – копье.
– Великолепное место! – воскликнул он, оглядев полянку. – Я спрячусь вон в тех кустах, подстерегу гиппопотама и убью его. Славненькая добыча ждет меня!
Кровожадно оскалясь, он побежал к кустам.
И споткнулся о сундук.
– Пр‑р‑роклятое бревно! – выругался он, шипя от боли и потирая ушибленное колено. – Должно быть, его выбросило сюда во время разлива. – Он со злостью пнул сундук ногой. – Э! Да это вовсе не бревно, это что‑то другое… Ну‑ка, поглядим…
Исида и Нефтида оплакивают Осириса, покоящегося на погребальном ложе
Он раскидал ветки, прикрывавшие сундук. В этот момент луна вышла из‑за облака, и в ее серебристых лучах полыхнули и заискрились драгоценные камни.
Крик изумления вырвался у Сета.
– Сокровища! – воскликнул он и алчно потер руки. – Воистину сегодня у меня самая удачная охота, какую только можно себе представить!
Он выхватил меч, перерубил ремни, которыми был обвязан сундук, откинул крышку. И попятился.
Некоторое время он остолбенело хлопал своими кроваво‑красными глазами. Потом зрачки его вспыхнули, длинные уши задергались, красная грива встала дыбом.
– А! Здравствуй, мой дорогой, мой любимый братец! – воскликнул он и разразился хохотом, от которого попрятались в норы ночные звери и шарахнулась пролетавшая поблизости сова. – Вот, оказывается, куда тебя прибили волны! Сердце мое в печали, я едва не ослеп от слез, оплакивая твою безвременную смерть. О, возлюбленный мой брат! Ты до сих пор не похоронен! Но я похороню тебя по‑царски!
И, выхватив меч из‑за пояса, Сет изрубил тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал эти части по всей земле Та‑Кемет.
– Пусть жрут тебя шакалы! Пусть их желудки станут для тебя гробницей! Пусть умрет в народе всякая память о тебе! – напоследок прорычал он и ушел.
А когда Ладья Вечности выплыла на небеса и забрезжило утро, вернулась Исида вместе с Нефтидой и Анубисом.
– Здесь был Сет! – Нефтида побледнела. – Смотри, сестра! Это его следы!
Богини бросились к сундуку. Он был пуст.
Молча оглядела Исида поляну, увидела кровь на траве и все поняла. Ей представилось, как злорадно хохотал Сет, разрубая мечом мертвое тело. Богиня захлопнула сундук и в изнеможении села на него. У нее уже не было сил плакать. Она лишь тихо промолвила:
– Скоро у меня родится сын. Он отомстит за смерть отца!
– Так пусть же этот день поскорее наступит! – воскликнул Анубис. – Мы должны собрать тело Осириса по частям: я могу их срастить при помощи снадобий и целебных трав. Давайте не будем медлить и отправимся на поиски. Пусть каждый из нас, найдя какую‑либо часть, поставит надгробную плиту в том месте. Чем больше будет плит, тем труднее будет Сету найти настоящую могилу. К тому же эти плиты будут напоминать людям, какой добрый бог правил ими раньше и какой злодей царствует теперь. Люди перестанут приносить жертвы Сету и понесут их к надгробиям Осириса.
– Сын мой, ты изрек мудрые слова, – растроганно сказала Нефтида.
И они отправились на поиски. Анубис обошел пустыню, Нефтида – горы, а Исида смастерила папирусную ладью и плавала в ней по болотам и рекам. С тех пор крокодилы из почтения к великой богине не нападают на рыбаков, плавающих в папирусных челноках.
Когда останки Осириса были собраны, Анубис срастил их и смазал труп бога волшебными маслами и снадобьями, предохраняющими от тления.
И вот мертвый бог покоился на погребальном ложе. Это была первая мумия на земле. С того дня среди людей и утвердился обычай мумифицировать покойников.
Исида и Нефтида стали причитать над мертвым телом:
Приближается Исида,
Приближается Нефтида,
Одна – справа,
Другая – слева.
Нашли они Осириса…
Спеши, спеши!
Плачь о брате твоем, Исида!
Плачь о брате твоем, Нефтида!
Плачь о брате твоем![36]
Вместе с двумя сестрами горевали духи гор, полей и городов. Услыхав причитания Исиды и Нефтиды, они слетелись к погребальному ложу и стали танцевать танец печали, избивая свои тела, ударяя в ладоши; рвали на себе волосы…
Тело Осириса было предано погребению. Однако злодеяние Сета оставалось покуда безнаказанным.
ГОР
Детство и юность Гора
Четырнадцать надгробных плит установили Исида и Нефтида в долине Нила. Сбылись слова Анубиса: люди стали поклоня ться этим надгробиям. Напрасно надеялся бог пустыни, что народ забудет Осириса и почитать станут одного Сета. Египтяне помнили доброго царя, рассказывали о нем детям и всем сердцем ненавидели убийцу.
Сет даже и не подозревал, что тело Осириса восстановлено. Он думал, что Исида только оплакала и похоронила останки супруга. Но и этого было довольно, чтоб бог пустыни пришел в бешенство. Он призвал стражу, велел схватить Исиду и заточить ее в темницу.
Исиду бросили в подземелье. На выручку ей пришел бог Тот. Он помог Исиде бежать. Исида укрылась от преследователей в непролазных болотах Дельты.
Вскоре у нее родился сын. Богиня назвала его Гором[37].
Втайне ото всех Исида растила малыша и с нетерпением дожидалась того дня, когда он окрепнет, возмужает, сделается непобедимым богатырем, отомстит Сету за убийство отца и воссядет на престол Та‑Кемет. Никто другой не решался оспаривать трон у могущественного Сета.
По утрам Исида, накормив и убаюкав малютку, прятала его в тростниковый шалаш и уходила в какое‑нибудь селение за продуктами, а к вечеру возвращалась обратно.
Исида и маленький Гор в папирусном шалаше
Однажды во время ее отсутствия Гора ужалил скорпион. Вернувшись, богиня увидела, что малыш умирает. Исида схватила его на руки и с плачем воззвала к Ра, умоляя владыку спасти Гора. Ра внял мольбе. Ладья Вечности остановилась над болотами Дельты; бог Тот, покинув свое место в Ладье, спустился к Исиде с небес. Он прочел волшебное заклинание – и малыш Гор исцелился. Тогда Тот, обращаясь ко всем жителям Та‑Кемет, громогласно объявил:
– Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботиться о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение[38].
…Шли годы. Сын Исиды вырос, стал красивым юношей. Теперь он мог вступить в битву с Сетом.
Но первое сражение закончилось неудачно для Гора. Сет вырвал у него глаз, изрубил его на шестьдесят четыре части и разбросал их по всей земле.
На помощь Гору снова пришел Тот. Он собрал шестьдесят три части, срастил их и вернул юноше исцеленный глаз.
Заполучив глаз обратно, Гор отправился к мумии своего отца Осириса и дал ей проглотить этот глаз. И Осирис воскрес[39].
Но, восстав из мертвых, великий бог покинул земной мир. Он удалился в Загробное Царство и сделался там владыкой и судьей над умершими.
Перед тем как спуститься в Преисподнюю, Осирис сказал Гору:
– Сын мой! В первом бою с Сетом ты потерпел поражение. Готов ли ты сразиться с ним вновь? Подумай: ведь Сет могуч.
– Я готов! – ответил Гор преисполненным решимости голосом.
– Я хочу в этом убедиться, – сказал Осирис строго. – Ответь мне на два вопроса.
– Я слушаю тебя, отец.
– Какой из поступков, по‑твоему, является самым благородным?
– Помочь тому, кто пострадал невинно, – ответил Гор.
Осирис понял, что его сын справедлив и добр. Тогда он задал второй вопрос:
– Какое животное больше всего помогает воинам во время битвы?
– Больше всего пользы в сражении от коня, – сказал Гор.
– Почему? – удивился Осирис. – Почему ты назвал не льва, а коня? Ведь самый сильный из зверей – это лев[40].
Воскресение Осириса. Под ложем бога – различные короны. Слева направо: белая корона Верхнего Египта; красная корона Нижнего Египта; далее две Объединенные короны Обеих Земель (белая и красная, соединенные вместе) и две синие царские короны, символика которых неясна
– Лев нужен тому, кто защищается, – презрительно ответил Гор. – Конь же преследует убегающего. Я собираюсь нападать в бою, а не защищаться!
Довольный ответом сына, Осирис воскликнул:
– Ты готов к битве! Иди же и одолей Сета. А я отправляюсь в Загробный Мир.
Культ Осириса
В религии Древнего Египта значение Осириса как бога плодородия было таким же важным, как и его значение в верованиях и ритуалах, связанных с загробным культом. Осирис почитался египтянами как бог вечно умирающей и вечно воскресающей природы. Разливы Нила, оживляющие природу, связывались не только с речным богом Хапи и с мифом о возвращении богини дождя и влаги из Нубии, но в первую очередь – с мифом о воскресении Осириса (см. гимн Осирису в предисловии). На сюжеты этих мифов ежегодно перед половодьем разыгрывались мистерии. Во время богослужебных церемоний в честь воскресшего из мертвых Осириса торжественно выносился деревянный футляр, изготовленный в виде трупа бога, с растущими прямо из него зелеными колосьями (так называемый «прорастающий Осирис»: внутрь футляра насыпали землю и сеяли зерно, а в крышке просверливали отверстия для всходов).
Тяжба Сета и Гора
Гор отправился мстить за отца. Много раз он вызывал злодея Сета на смертный бой и из всех поединков выходил победителем. Поверженный Сет обращался в бегство, прятался, залечивал раны – и снова принимал вызов, и снова дрался.
И опять сын Исиды сокрушал своего врага.
Но убить Сета Гор так и не смог. Всякий раз злому красногривому богу удавалось в последний момент спастись. Даже когда Гор, схватив Сета за уши, замахивался мечом, чтоб снести злодею голову, Сет то превращался в змея и уползал под камень, то, обернувшись крокодилом или гиппопотамом, нырял в воду и прятался на дне реки.
Вражде двух богов не было конца. Она продолжалась восемьдесят лет[41].
Гор считал, что трон Осириса и сан земного владыки по праву принадлежит ему. Но Сет не желал уступить власть добровольно. И вот, устав от битв, Сет и Гор решили наконец обратиться к суду богов. Пусть Ра и его свита вынесут приговор: кому же, Сету или Гору, надлежит унаследовать престол Осириса?
Судилище происходило в Золотом Чертоге.
Сет и Гор стояли перед властелином мира и ждали, что он скажет.
Здесь же, в зале, присутствовали Тот, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида и Нефтида.
– Владыка, – промолвил Тот. – Мы должны вынести решение, кто будет царем Севера и Юга.
– Справедливость – великая сила! – подхватил Шу. – Сотвори же справедливость, великий Ра! Отдай царский жезл и царскую корону Гору.
– Это миллион раз истинно, – согласился Тот.
– Да, – в один голос подтвердили остальные боги.
Гор убивает Сета, изображенного в виде осла
Они радовались, полагая, что дело решено окончательно и многолетней распре Сета и Гора отныне положен конец. Но Ра вдруг произнес гневно:
– Почему это вы судите и выносите приговор, не спросив, что думаю я? Власть надо отдать Сету. Гор слишком молод, чтоб быть царем.
Боги не поверили своим ушам. Никак они не ожидали, что владыка примет сторону Сета. Воцарилась тишина. Кто осмелится возразить властелину мира?
Видя их растерянность, Сет даже не стал скрывать своего торжества и рассмеялся. Всем своим видом он выказывал презрение к суду.
Но рано он торжествовал! Боги, может быть, и не дерзнули бы перечить Ра, однако поведение Сета, его ужимки и наглый смех – все это их оскорбило и возмутило. Они дружно запротестовали:
– Нет! Трон Осириса должен унаследовать Гор!
Ра нахмурил брови. Молчание тянулось очень долго. Потом заговорил Сет.
– Власть – это удел сильных! – сказал он. – Чем сильнее царь, тем могущественней держава… Так прикажи, солнцеликий владыка, этому юнцу сразиться со мной! Я докажу, что я сильней и, значит, больше, чем он, достоин носить корону!
– Нет! – вскочил с места бог мудрости. – Нет, нет и нет, потому что это будет беззаконием! Перед судом прав не тот, кто сильней, а тот, кто отстаивает справедливость. А по справедливости имущество отца всегда наследует сын. Гор должен унаследовать трон Осириса, титул и корону.
И опять воцарилось молчание.
– Что же нам делать, боги? – сказал Шу. – Так мы никогда не сможем прийти к согласному решению. Может быть, Сет прав: пусть их спор решится состязанием?
– Мы будем драться! – пролаял Сет и торжествующе посмотрел на Гора.
– Нет, – возразила Исида. – Состязание можно было бы устроить только в том случае, если бы Сет был честен и благороден. Но он не таков. Он непременно нарушит условия состязания и сделает какую‑нибудь подлость. Я ему не верю. Вспомните, как он убил Осириса. Трусливая тварь! – Богиня смерила брата уничтожающим взглядом. – У тебя не хватило смелости вызвать Осириса на бой, ты обманом заманил его к себе в дом и предательски убил! Даже скорпионы и ползучие гады и те благороднее тебя. Змея, прежде чем она укусит врага, грозно шипит, предупреждая об опасности; скорпион поднимает жало, а ты перед тем, как убить Осириса, обнимал его и клялся ему в братской любви. Омерзительней тебя нет никого на целом свете!
От этих слов Сет рассвирепел. Грива его взъерошилась, морда стала багровой. Топая ногами и брызжа слюной, он завопил на весь Чертог:
– Великий Ра! Прикажи Исиде убраться вон! Эта лживая богиня будет только мешать нам, ссорить нас, сеять между нами раздор и смуту. Я… Я… – задыхаясь от злости, он так и не смог договорить и умолк.
Поднялся шум. Но Ра утихомирил всех властным взмахом руки. Боги умолкли.
– Сет прав, – сказал Ра. – Суд существует для того, чтобы справедливо разрешать споры, а не для того, чтобы сводить друг с другом счеты и наносить оскорбления. Исида! Покинь Чертог.
Возражать никто не осмелился. Исида встала и гордо прошла через зал к выходу. В дверях она обернулась.
– Я ухожу, но завтра я снова буду здесь, – проговорила она невозмутимо.
– Нет, – сказал Ра. – Я сделаю так, что ты уже никогда не сможешь прийти в суд. Мы переправимся на остров и продолжим разбирательство там. А ты останешься на берегу.
Так и было сделано. Когда боги приплыли на остров, они сказали лодочнику Анти[42]:
– Не перевози через Нил никаких женщин, как бы они тебя ни умоляли. Иначе ты будешь сурово наказан.
И боги удалились в пальмовую рощу. Затянувшаяся распря Сета и Гора всех утомила, и для отдыха решено было устроить пир.
Тем временем Исида приняла облик старухи, надела на палец маленькое золотое колечко, взяла клюку и, хромая, сгорбившись, приковыляла к переправе, где в ожидании пассажиров дремал в своей лодчонке Анти.
– Доставь меня на остров, – попросила его Исида. – Я несу еду юноше, который там присматривает за скотом[43].
– Мне приказано не перевозить никаких женщин, – зевнул ей в лицо Анти и отвернулся.
– Но ведь этот приказ касается только Исиды, а я – старуха! Ты только посмотри на меня!
– А что ты мне дашь, если я выполню твою просьбу? – заколебался он.
Храм эпохи Нового царства (реконструкция)
– Я дам тебе вот этот хлеб.
– К чему мне твой хлеб! – презрительно поморщился лодочник. – Стану я рисковать головой и нарушать приказ самого Ра из‑за какого‑то жалкого хлеба!
– Ну, хорошо, а если я дам тебе золотое колечко, которое у меня на пальце? – спросила Исида вкрадчиво.
И показала лодочнику кольцо.
Глаза Анти загорелись от жадности.
– Давай его сюда! – прошипел он.
Исида переправилась на остров. Там она укрылась в зарослях акации и стала наблюдать за пирующими богами.
Дождавшись, пока все участники пиршества захмелеют, Исида произнесла колдовское заклятие и обернулась молодой прекрасной девушкой. В таком облике она вышла из укрытия и приблизилась к богам. Сет, едва только увидел ее, сразу в нее влюбился, так она была прекрасна.
– Кто ты? – спросил он.
– О, могучий бог! – кротко произнесла Исида, заглядывая Сету в глаза. – Я пришла, чтоб ты выслушал меня и рассудил по справедливости. Я была женой пастуха. Мой муж умер, и его стада достались
в наследство нашему сыну. Но однажды пришел чужеземец, отобрал у юноши скот[44] и выгнал его из дома, да еще пригрозил убить. Разве это справедливо? Защити же меня, великий бог!.. – И Исида заплакала навзрыд.
Желая угодить прекрасной девушке, Сет сделал возмущенное лицо и воскликнул полным негодования голосом:
– Конечно, это несправедливо! Скот должен достаться сыну хозяина. Злодея, захватившего скот силой[45], надо безжалостно отхлестать плетьми!
Едва он это произнес, Исида радостно вскрикнула. Приняв свой настоящий облик, она бросила Сету в лицо:
– Терзайся, плачь, рви на себе волосы, гнусный негодяй! Ты сам осудил себя перед богами.
Сет схватился за голову и зарычал в бессильной злобе, проклиная Исиду. Боги рассмеялись. Ра озабоченно сказал:
– Что же тебе делать, Сет? Ведь ты и вправду сам себе вынес приговор. Ты собственными устами вымолвил, что сан должен переходить от отца к сыну и захватывать его силой – несправедливо.
– Наказать лодочника Анти! Как он посмел нарушить приказ! – вопил Сет вне себя от досады и злобы.
– Наказать‑то мы его накажем, но что делать с тобой? – снова спросил Ра и хлопнул в ладоши: – Эй, слуги! Приведите сюда Анти!
Дрожащего от страха лодочника привели и швырнули владыке в ноги. По приказу Ра он был избит палками до полусмерти. С той поры Анти проклял золото. Поэтому в городах и селениях Та‑Кемет, где поклоняются Анти, на золото наложен запрет: никому не дозволяется войти в святилище Анти с золотым украшением или амулетом.
– Клянусь, этот юнец не получит сана царя, пока мы не померяемся силами! – надрывался криком Сет. – Мы не будем драться, не будем проливать кровь. Мы построим себе каменные ладьи и поплывем наперегонки. Тому, кто обгонит соперника, будет отдан сан владыки. Это будет честное состязание!
– Ты лжешь, – сказала Исида. – Ты не способен состязаться честно.
Ра хотел возразить Исиде, но Гор его опередил.
– Хорошо! Я согласен! – вдруг заявил он во всеуслышание.
Боги переглянулись. Даже Сет замер в недоумении, торчком подняв уши.
– Но это состязание будет последним! – твердо добавил юноша и, не говоря больше ни слова, зашагал прочь.
Состязание было назначено на следующий день. Боги во главе с Ра вновь переправились через Нил – теперь уже с острова на берег. Сет сразу побежал в горы, отколол дубиной вершину скалы и вытесал из нее ладью. А сын Исиды построил себе ладью из дерева и обмазал ее сверху гипсом. С виду его лодка тоже казалась каменной.
Наступил день состязания. Соперники уселись каждый в свою ладью и по команде взмахнули веслами. Ладья Гора легко заскользила по воде. Ладья же глупого Сета, едва отчалив от берега, с бульканьем ушла под воду – только пузыри пошли.
Разъяренный Сет превратился в гиппопотама и бросился вдогонку за Гором.
– Я убью тебя! – хрипел он. – Никогда, никогда не быть тебе царем! Я переверну твою лодку и утоплю тебя!
Гор убивает Сета, изображенного в виде гиппопотама
Услыхав это, Исида, наблюдавшая за состязанием с берега, побледнела от страха.
– Я же вам говорила, говорила: нельзя ему верить! – вскричала она, ломая руки. –
Этот коварный злодей убьет моего сына! Боги! Помогите Гору!
Боги переполошились. Один только Гор не проявлял ни малейшего беспокойства. С невозмутимым лицом он смотрел на Сета и ждал, когда тот подплывет поближе. Потом он встал во весь рост. В руках у него был гарпун.
Глаза гиппопотама‑Сета округлились от ужаса.
– Спасите! – завизжал он. – Великий Ра, спаси меня! Я проиграл состязание, я сдаюсь, я больше никогда не буду оспаривать у Гора власть!
Но никто на берегу не двинулся с места. Все смотрели на Ра: что скажет он.
– Пощади его, – сказал Ра, опуская глаза. – Пощади своего соперника, Гор. Ты – царь Та‑Кемет!.. Ликуйте же, боги, – добавил он скрепя сердце. – Ликуйте и падите ниц перед новым властелином!
Так Гор одержал окончательную победу в споре и получил трон своего отца Осириса.
Сын Исиды был последним из богов, царствовавших на земле. Процарствовав много лет, он вознесся на небо, присоединился к свите Ра в Ладье Вечности и вместе с другими богами стал защищать солнце от демонов и от Апопа.
С уходом Гора на небо кончился Золотой век. Земная власть перешла к фараонам. И каждый фараон Та‑Кемет считался «земным воплощением Гора».
Культ Сета
История культа Сета в Древнем Египте очень интересна и необычна.
Первоначально этот бог не считался воплощением зла. Однако по мере того, как распространялся культ Осириса и образ доброго царя, коварно убитого братом, завоевывал всенародную любовь, возникло и постепенно укоренилось представление о Сете как о ненавистном боге.
В XVII веке до н. э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев – гиксосов[46]. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Поэтому в период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу‑властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны.
В разных городах и областях в разные исторические периоды складывались совершенно разноречивые представления о Сете. Естественно, что с течением времени они переплелись самым непостижимым образом. Одни мифологические тексты изображают Сета злодеем, предводителем сил тьмы – змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом; другие причисляют Сета к свите Ра: вместе с другими богами, охраняющими солнце в Ладье Вечности, Сет сражается с Апопом. В эпоху правления фараонов так называемой XIX династии (XIV–XIII вв. до н. э.) Сет считался покровителем царской власти, и некоторые фараоны, восходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый и Сети Второй). В некоторых городах были оракулы и святилища Сета.
Но все‑таки представление о Сете как о воплощении зла было более распространенным. Однако и представление о нем как о добром боге никогда не умирало полностью. Самое интересное, что эти два взаимоисключающих верования просуществовали бок о бок на протяжении почти всей истории Древнего Египта. «Положительный» и «отрицательный» образы Сета нередко фигурируют в пределах одного и того же текста, одного сказания.
ЗЕМНАЯ И ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!