Общая периодизация всемирной истории
Министерство образования и науки российской федерации
Московский технологический университет
история
учебное пособие
Москва — 2016
УДК 9.93
ББК 63.3
История [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Беспятова Е.Б., Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Даноян В.Л., Ефременко В.В., Захаров В.Ю. — М., Московский технологический университет (МИРЭА), 2016 — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Аннотация.
В учебном пособии рассмотрены основные вопросы отечественной и мировой истории с древнейших времен до наших дней. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения в высших учебных негуманитарных вузов, изучающих курс «История», для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному, итоговому тестированию и экзамену.
Учебное пособие «История» издается в авторской редакции.
Авторский коллектив: Беспятова Елена Борисовна, Бодрова Елена Владимировна, Гусарова Мария Николаевна, Даноян Валерий Левович, Ефременко Валентин Викторович, Захаров Виталий Юрьевич.
Рецензенты:
Вячеслав Викторович Калинов, доктор исторических наук, декан гуманитарного факультета РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина (НИУ).
Пудов Леонид Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История» ИУ ИСТРО МТУ.
Минимальный системные требования:
Поддерживаемые ОС: Windows 2000 и выше.
Память: ОЗУ 128МБ.
Жесткий диск: 20 Мб.
Устройства ввода: клавиатура, мышь.
|
|
Дополнительные программные средства: Программа Adobe Reader.
Подписано к использованию по решению Редакционно-издательского совета
Московского технологического университета от (дата в формате ДД месяц ГГГГ) г.
Объем: ___ Мб
Тираж: 10
ISBN _____________________
© Московский технологический университет (МИРЭА), 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………… 3
Древнерусское государство в контексте истории европейского средневековья …………………………………………………… 21
Образование Российского государства……………………… ...48
Век Просвещения. Российская империя в XVIII в………………77
На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории………………………………………………93
Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году…………………………………….119
Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы ХХ века …………………………………………….....135
СССР в условиях «холодной войны» и развертывания НТР………………………………………………………………..173
Россия и мир на рубеже XX-XXI веков………………………...183
Заключение……………………………………………………….193
Список литературы..
|
|
Сведения об авторах.
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание истории в современной отечественной высшей школе призвано прививать студентам уважение к таким фундаментальным ценностям, как созидательный труд, демократия, защита Родины от внешнего врага, равноправие всех национальностей, воспитывать чувство гордости за вклад своей страны и её народа в мировую цивилизацию, имея при этом ввиду, прежде всего, позитивное участие в развитии науки и техники, культуры и образования, в решении актуальных социальных, демографических, межнациональных, экологических и прочих проблем глобального характера, стоящих как перед нашей страной, так и перед и всем человечеством.
Преподавание истории в вузах России за последнее десятилетия претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе социогуманитарного образования. Несколько раз менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле, которые подчас диктовались не научной целесообразностью, а политической конъюнктурой. Новый государственный образовательный стандарт, концепция преподавания истории выдвинули цель дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.
|
|
Особое место в профессиональной ориентации студентов имеют последние темы курса «История». Мы предполагаем такую постановку учебного процесса, которая должна подвести студента к обоснованию постиндустриального обновления технологического базиса России в обозримые исторические сроки, пониманию возможности необходимых масштабных преобразований в технологических основах экономики и человеческом капитале России только на основе сочетания мощных стимулов и активной роли государства. При этом важнейшее значение имеет долгосрочная научно-техническая и образовательная политика, точно выбранные приоритеты.
История уже доказывала неоднократно, что устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства – и в его социальном, и в индивидуальном, человеческом аспекте. Это – уничтожение социального менталитета, осмысленных критериев развития общества. Основной особенностью сегодняшнего мира является поиск новых мировоззренческих ориентиров, отличных от идеалов техногенной цивилизации.
|
|
Фундаментализация исторического образования призвана подготовить всесторонне развитых, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющих обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию.
Вышесказанное значительно усложняет содержание исторического образования. Оно видится в формировании новых социальных качеств будущего специалиста - гражданина своего Отечества, который руководствуется общественными интересами и в то же время обладает качествами субъекта рыночных отношений такими, как стремление к успеху, личная мотивация труда, коммуникативность, самореализация, альтернативность вариантов поведения и принятия решений, умение оценить последствия своего поведения.
Решить эту задачу можно, лишь сохраняя здоровый консерватизм, опирающийся на богатый опыт отечественной педагогики, на традиции нравственности, которые веками вырабатывались в народе. Российский менталитет всегда предполагал воспитание всем миром, обществом. Ни учитель в школе, ни преподаватель в вузе никогда не были только «урокодателями» или «предметниками». На них всегда возлагалась задача воспитания. И потому историческое образование предполагает единство учебно-воспитательного процесса. Естественно, оно должно иметь иное содержание и иные формы работы, чем в советское время. Наряду с воспитанием гражданских качеств, образование призвано формировать у студентов новые аспекты современного гуманизма, нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем современности, способствовать пониманию социокультурных смыслов техники и инженерии, преодолению технократического мышления, порождающего дефицит культуры мысли, общения, поведения, творческих индивидуальностей. При этом и содержание, и методика обучения должны базироваться на уважении к личности студента, опираясь на «педагогику сотрудничества».
Западные социологи еще в 60-е гг. ХХ в. уверяли, что ХХ1 век будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет. Это парадоксальное высказывание содержит глубокую идею о неизбежном протесте человечества против культа технократизма и прагматизма. ЮНЕСКО объявило XXI век Веком гуманитарных наук. Гуманистический подъем общества – важная предпосылка возрождения гуманистического начала в культуре и образовании. В результате изучения гуманитарных дисциплин активизируется не только логическое, но и интуитивное, творческое начало человека, расширяется сфера эстетического отношения к миру, осуществляется гармонизация личности. Как показывает опыт ряда стран, эта структура образования дает, в конечном счете, и существенный финансово-экономический эффект.
Результатом изучения курса истории должны стать убеждения будущих специалистов, основанные на научном фундаменте знаний, в неоспоримой талантливости и удивительной жизнеспособности российского народа, уверенность в реальной возможности синхронизировать наше социальное время с мировым развитием, дать миру образец достойной государственности, высокой гражданственности, нравственности и духовности личности.
История – древняя наука. В переводе с греческого языка это слово означает исследование. Первым историком считается Геродот, живший в Древней Греции в V веке до нашей эры. Он написал работу, которую так и назвал: «История».
Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.
Например:
Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни;
Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии;
Действительность в процессе развития;
История - это наука, изучающая прошлое человечества в его неразрывной связи с настоящим и, отчасти, будущим и др.
«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум».
М.В. Ломоносов
«…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Карамзин Н.М.
«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».
В.О. Ключевский.
«…уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа».
Валентин Пикуль
Важнейшими функциями исторической науки являются:
познавательная, воспитательная, прогностическая, практически-политическая и др.
· Воспитательная функция исторической науки наиболее полно выражена в высказывании древних греков «История - наставница жизни». На исторических фактах происходит воспитание важных гражданских гуманистических качеств личности: любви к родине, патриотизма, уважения к истории своей страны и своего народа, общечеловеческим ценностям.
· Познавательная функция раскрывается в выявлении наиболее характерных закономерностей и особенностей исторического процесса.
· Прогностическая функция - заключается в попытках построения моделей исторического развития на основе осмысления и теоретического анализа прошлого и настоящего.
· Практически-политическая функция – выполняет задачу осмысления фактов исторического пути, выявления закономерностей общественного развития, выработки научно-обоснованного политической стратегии и тактики.
Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).
Исторические источники | ||
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. | вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. | аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер. |
Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).
Методы исторических исследований | |||
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. | Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. | Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. | Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация. |
Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.
Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.
Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.
Согласно идеалистическому пониманию истории, ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.
В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.
Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.
I.Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.
Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.
Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».
II.Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.
Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.
Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.
III. Предпринимаются попытки объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.
Так, отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.
Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.
Типы мировых систем бывают разные. Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи, основанной на политическом властвовании, мир-экономикой, и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика. Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.
Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов.
Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.
Общая периодизация всемирной истории
Первобытное общество (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.) | время доцивилизованного, догосударственного существования человечества |
Древний мир (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.) | время формирования основных типов развития: восточного и западного |
Средние века (V-XV вв.) | на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация в Азии – китайско-конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации. |
Новое время (XVI- 50-е гг. ХХ вв.) | утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры. |
Новейшее время (с 60-х гг. ХХ в.) | формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север-Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос) |
Сравнительная характеристика
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 706; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!