I. Общая гражданская дееспособность лица. - II. Непринужденный произвол и согласие 25 страница



Какие именно нужны в отдельных случаях люди, это зависит от содержания сделки. Мы указали на это выше. Это будут всегда те, кому ближе правоотношение, подлежащее изменению по воле субъекта сделки. Соучаствовать будет нормально или весь союз (семейный, родовой, поземельный и прочее), коего касается дело, или отдельные члены союза, более или менее солидарные с целым.

Подтверждением для этого общего обрядного реквизита совершения сделки могут служить явления латинского права на разных ступенях его развития, немецкого, русского, безразлично, ибо необходимость этого соучастия комиций, союзов самого различного типа, повсюду вызывается одной и той же причиной, глубоко лежащей в состоянии правосознания людей в известную эпоху его развития*(182).

Мы остановимся здесь на одной формальной стороне этого обряда. Такие соучастники сделки не фактически, а юридически соучаствуют в ее совершении. Они нужны не для того, чтоб выполнить какую-либо услугу фактического характера при совершении сделки, доставить вещь, сосчитать, записать, когда сделка не есть по существу письменная. Для совершения таких действий не нужна ни гражданская правоспособность соучастника, ни разумение существа юридической сделки. Обрядные у сделки свидетели суть именно соучастники юридической операции. Отсюда следует, что это не могут быть случайные свидетели события. Они должны быть призваны к такому соучастию. Это не могут быть люди, не знающие языка, на котором выражена сделка, чуждые общения, особенно общности правосознания с субъектами сделки. Они нормально суть мужи, откуда и старое обозначение их деятельности словом мужевать. Стороны должны ссылаться на них в смысле готовности их содействовать той стороне, которая на них шлется. Возможно, что оттуда образовалось их название послухами. Они должны быть не только право-, но и дееспособные люди, стало быть, совершеннолетние, ибо содействие их перед обществом, перед судом, в подтверждение юридической силы сделки, только при этом условии и может быть юридически эффективным. Каким способом этот соучаствующий союз или эти призванные к содействию совершения сделки люди, мужи, послухи, должны выразить свое обрядное соучастие, на это нельзя дать общего ответа. Все зависит от смысла, содержания, значения сделки и особых обрядностей, свойственных данному виду волеизъявлений самих субъектов сделки. Итак, союз или призванные соучастники могут именно речами, действиями выразить свое соучастие в совершаемом акте. Мы видим в отдельных случаях мужей, которые делают обход границ вместе с приобретателем поземельного участка, или послухов, которые говорят в те же речи, что и стороны, подписывают акт, прилагают печати. Возможно, что они при сем удостоверяют отдельные моменты, коими условливается юридический эффект сделки (т. X. Ч. 1. Ст. 1050). Соучастие может все ограничиться молчаливым присутствием при совершении обряда, при заключительном его акте, при прочтении письменного текста. Возможно, наконец, что простая осведомленность известного круга лиц, независимо от какого-либо выражения их одобрения, при одном отсутствии протеста, обнаруживает тоже отказ от права протестовать, коим тоже укрепляется юридический эффект сделки.

Эта старая, вековечная основа юридической силы акта, переживает нередко, как простой, но все же существенный для сделки ритуал, ту некогда живую движущую силу, под влиянием которой первоначально определялась, в известных исторических условиях, его необходимость*(183). Для нас эта сторона дела здесь особенно любопытна. Итак, старинные, автономные некогда, союзные формы давно отжили или вовсе свою силу в вопросах права, права гражданского в особенности, или удержали лишь слабые следы прежнего своего значения, уступив прежнее свое значение нивелирующему влиянию государства, и, однако, обрядное послушество в том или другом виде и с тем или другим юридическим эффектом все же удержалось в силе как необходимая обстановка сделки.

Мы возьмем несколько примеров для освещения этой тезы. Code civil ставит, как общий реквизит для занесения в акты гражданского состояния какого-либо данного, явку личную или через представителя, самого заинтересованного в сопровождении призванных им свидетелей (temoins choisis par les personnes interessees, testes rogati), которые должны быть мужи (ne pourront etre que du sexe masculin*(184), непременно совершеннолетние (ages de 21 ans au moins). Запись в актах имеет быть им прочитана и ими или за них подписана. Все, что в этом старом обряде изменил periode intermediaire, бесследно поглотивший такую массу остатков старой союзной автономии, в данном случае - это разве безразличие родственных связей этих свидетелей с заявляющим (parents ou autres, art. 37). Остальное удержалось в том виде, как определилось исстари, в совершенно другую эпоху правосознания. Это живой остаток настоящих старинных послухов-мужей, обрядных соучастников многочисленных юридических актов прежнего времени.

Мы имеем в составе действующего законодательства некоторые, довольно слабые, остатки некогда очень могущественной в вопросах права союзной организации, именно родовой, сочлены коей в известных пределах стесняют и ныне свободу распоряжения со стороны собственника имуществом, носящим свойство родового. Если, однако, продавая родовое имение, собственник призвал к соучастию в совершении купчей одного или нескольких родичей, которые подписались на этом акте свидетелями (обрядными, послухами), то этим они настолько укрепили силу акта, что отчужденное имущество не может уже быть ими опять возвращено в род по праву выкупа*(185). Это живой остаток настоящего юридического содействия обрядных свидетелей, служащего для укрепления силы волеизъявления самого субъекта сделки. Здесь соучастие, выраженное в обряде письменного совершения сделки, без которого и сама главная сделка не имеет никакой силы. Но такое же соучастие родичей, дающее крепость акту продажи родового имущества, может быть и молчаливым, когда продажа родового имущества оглашается во всеобщее сведение при аукционе на удовлетворение долгов собственника. Родичи здесь молчаливо, своим невмешательством, укрепляют бесповоротно силу оглашенной таким образом сделки с тем же ровно эффектом, как призванные к совершению и подписавшиеся у купчей или в крепостных книгах рукоприкладчики и свидетели (ср. т. X. Ч. 1. Ст. 1347, 3 и 4, и 1362, 2).

Мы указывали выше, что в допетровскую эпоху компетенция духовного суда обнимала, кроме ряда вопросов права брачного, еще и дела по наследству, особенно по духовным завещаниям. Особое основание близости власти духовной к вопросам завещательного права условливалось воззрением на завещание как на акт устроения души отходящего из сего мира. Сведущими в этом деле и содействующими цели сделки были, конечно, прежде всего лица духовные, особенно отец духовный тестатора. Эти верования могли уступить времени; но в обрядностях, касающихся обстановки гражданских сделок, везде упорно консервативных, удержался и ныне совершенно живой след господствовавших в старину верований. Ввиду этого, для соленнизирования духовного завещания домашнего, писанного не самим завещателем, а им лишь подписанного, закон и ныне требует или трех свидетелей, или двух, если между ними находится духовный отец завещателя (ст. 1048). Это, однако, в теперешнем общем праве одиноко стоящий памятник старого послушества у сделки, не требующего дальнейшего осложнения юридическим соучастием еще других лиц, официальных. Во всех других случаях мы видим, что обрядные свидетели появляются у сделок, совершаемых с участием нотариуса и иных официальных агентов утверждения их силы. Таков даже тот второй взятый нами образец старого послушества, который мы указали сейчас при сделках об отчуждении в чужой род родового имущества.

Не будет ошибкой заключить, что эта старая обрядность, как самостоятельный способ укрепления силы сделки, почти исчезла в нашей теперешней каутелярной практике. Послухи являются ныне скорее как вспомогательная обрядность при других, внушающих нашему законодателю больше доверия.

Когда и как произошел этот поворот в истории нашего права? Несомненно, он составляет одну сторону того явления, которое заметно повсюду, на Западе и у нас, именно разрушения старинных союзных форм, с которыми связан был и прежний богатый источник правосознания в праве обычном. На Западе, напр., во Франции, это явление видно в XVI веке, где вместе с переработкой и гомологацией обычаев упадает значение свидетелей вообще. Но у французов обычай все же удержался как источник образования кодекса, и в самом кодексе понятие призванных к юридическому соучастию свидетелей вполне ясно. У нас тот же поворот произошел значительно позже, и притом много резче.

Мы сейчас покажем подробно, откуда и как шло движение к замене старого, вполне подручного и необходимого для некоторых видов сделок, способа обрядно обставлять их совершение. Здесь заметим только, что этот поворот произошел главным образом под влиянием петровской реформы актуарной части. Тогда окончательно была разбита в этой области автономия прежних союзов, поглощение всех источников права одним указом и замена соучастников сделки, свидетелей и вольных дьяков, новыми официальными органами ее удостоверения.

В действующей системе свидетели у сделок являются натурально не в тех только случаях, которые мы показали выше (духовная и купчая), а в массе других случаев, но уже повсюду в роли субсидиарно-обрядной. Общие определения о роли свидетеля у сделки в старом законодательстве, сохранившемся еще и ныне в составе т. X, ч. 1 для мест, где не введено Нотариальное положение 1866 года, даются не самостоятельное, а в связи с Инструкцией надсмотрщикам, выработанной главным образом на основании петровских и некоторых (особенно из царствования Анны Ивановны) последующих указов. В старых изданиях Свода они помещались в ст. 809-816 (мы берем изд. 1857 г., которое повторяет прежние, мало их изменяя); в новых (с 1887 г.) то же находим в приложении к ст. 708, ст. 67-72 в изд. 1900 г. исключены. Достаточно сопоставить эти издания, чтоб ясно видеть, как исчезают последние следы прежнего самостоятельного значения обрядных свидетелей. В изд. 1857 г. даны положения, общие для свидетелей у актов, в коих едва возможно узнать характерные черты этих свободных мужей, призванных сторонами для юридического соучастия в совершении сделки, и наряду с этим общим правом поставлены партикуляризмы Литовского статута для губерний Черниговской и Полтавской, на которых и в этом виде легко узнать подлинные черты свидетелей у сделки, стало быть, конститутивных соучастников акта, отличающие их от свидетелей с второстепенным обрядным значением у нотариального акта, во многом уже приблизившихся к декларативной роли, какую играют свидетели на суде, как простые средства доказательства сомнительных для суда, здесь для нотариуса, данных.

По Литовскому статуту в указанных статьях эти свидетели именно призванные сторонами, "лично приглашенные " (ст. 809), сами прописывающие в рукоприкладстве род и существо акта (810), преимущественно почетные местные люди, из поместных дворян (814). Для общего права все эти черты очень затушеваны. Если это свободные граждане, то, конечно, далеко не из лучших времен республики, а из эпохи падения, когда они с охотой отдавали свои голоса за хлеб и зрелища. В издании 1887 г. в указанных ст. приложения к ст. 708 уже не оказалось нужды напоминать Литовский статут с его почтенной стариной, ибо на место прежних особенностей и там стал общий нотариальный порядок совершения актов. Подлинные черты старого послушества стали чистой археологией; а новое Нотариальное положение, взамен прежних лично приглашенных местных помещиков, собственноручно прописывающих содержание акта, ограничивает ценз самостоятельности новых послухов требованием, чтоб они не состояли на службе у нотариуса и в особенности не находились у него в услужении (см. в art. 10 loi du 25 vent, au XI для temoin mstramentaire, о чем ниже).

В общей ныне действующей системе роль свидетеля у сделки определяется Положением о нотариальной части 14 апр. 1866 г., представляющим собой не обработку отечественных источников института, а прямое заимствование иноземных уставов этого рода. По силе этого положения свидетелями при совершении актов могут быть только совершеннолетние, грамотные, известные нотариусу лично (общие определения даются ввиду актов, совершаемых с соучастием нотариусов) или по достоверному о них засвидетельствованию (ст. 86 Полож. 1866 г.). Не могут быть свидетелями: а) лишенные прав состояния или права быть свидетелями; b) имеющие физические недостатки, указанные законом и мешающие восприятию и соучастию в актах (слепые, глухие, немые), душевнобольные; с) не знающие русского языка; d) лично заинтересованные в совершаемой сделке; е) служащие у нотариуса и его прислуга. Подлинное старое значение послушества слабо освещено в этих новых законоположениях.

Не в одном этом виде послушества обнаруживается юридическая деятельность одного лица вместе с другим в юридических актах. То же самое видно еще и в отдельных институтах, напр., брачного права, где для вступления в союз супружеский требуется согласие родителей, имущественных сделок несовершеннолетних, когда сила сделки укрепляется соучастием попечителя в ее совершении; но это формы соучастия, связанные с особыми институтами, а не общие. Мы там с ними и встретимся.

Мы указали выше, что в процессе историческом повсюду видна, вместе с успехами общественного сознания и, конечно, с развитием обмена, замена обрядностей сделок примитивных более совершенными и надежными. Тот же процесс виден и у нас. Знамение и символ уступили место слову, письму; простейшие способы обрядного свидетельства должны уступить место способам укрепления более надежным и общим.

Мы не можем в подробности проследить здесь эту любопытную смену исторических форм волеизъявления и ее закономерность.

Заметим здесь только, что нет необходимости полного и внезапного вытеснения одних, более простых и доступных способов содействия более трудными, малодоступными, хотя бы и несомненно более надежными, как нет нужды в вытеснении одними легальными нормами иных, менее совершенных, но более близких к правосознанию живых общественных групп, юридических норм, или новыми, хотя бы весьма совершенными союзными формами (акционерная компания) старинных, простых, но все еще крепких и живых народных сочленений.

Рассмотрим же, какие общие признаки этой смены дают нам наши исторические памятники.

Первые сведения о юридическом содействии публичных органов, именно высшей духовной власти, совершению имущественных сделок приходят нам из XII в. Об одном из многочисленных княжеских жалований (Андрея Боголюбского Киево-Печерской лавре) монастырям мы имеем сведение, что оно было внесено в книги Константинопольского патриархата. Неволин не считает этого известия достоверным*(186). Но если б это известие и было вне всяких сомнений, то, конечно, оно мало осветило бы характер повседневного обмена в ту пору в России. Позднейшие известия о соучастии публичных, духовных и светских властей в актах частного права идут к нам в обилии из вольных волостей и из Московского государства и притом в большом разнообразии (Неволин, там же). Наиболее типический способ такого соучастия заключался в письменном начертании акта, с соучастием послухов, площадными подьячими и явке, затем, акта в то ведомство, к которому акт относится по своему содержанию. Таким соучастием публичных органов достигалась вовсе не одна только частноправная цель, но и ограждались интересы союза, коего ближе всего касался акт, ибо для его совершения нужны обрядные свидетели, обыкновенно члены этого союза, и охранялись интересы тягла и службы, очень рано начавшие, особенно в Московском государстве, играть весьма видную роль. Примеров легко указать массу. Для духовных завещаний явка совершается у епархиальных архиереев. Для крепостей на вотчины и поместья в Поместном приказе, для дворов и дворовых мест в Земском приказе, для холопов - в Холопьем и т.д. Акты, совершаемые по городам, могли быть укрепляемы с содействием местных воевод. Такие сведения имеют часто для нас один исторический интерес*(187). Самый способ такого содействия заключался, независимо от особых приемов исследования внутренней стороны сделки, в занесении акта в подлежащие книги, подписи на акте (на затыли) о справке, приложении печати, со взысканием при сем разных сборов. Ко времени Уложения царя Алексея Михайловича этот порядок сложился, вполне окреп и был утвержден как общий легальный обрядный способ совершения актов самого разнообразного содержания*(188).

В общем этот порядок заключал в себе несомненно здоровые начала публичного удостоверения приватных сделок, совершенных с соучастием сведущих людей, посредством регистрации их в книгах должностных лиц. Но уже весьма скоро после введения в действие Уложения мы находим, в новоуказных статьях, признаки неудовлетворительности этого порядка. Он мог представлять излишнюю сложность для совершающих сделки, с одной стороны; с другой, мы видим на практике многообразные обходы правильного способа совершения сделок. Эти обходы направлялись, по-видимому, к тому, чтобы расширить свободный обмен имуществ, особенно недвижимостей, вопреки интересам разнообразных союзов, которые отвечали перед центральной властью за исправность службы и тягла сочленов, владевших обремененным этим тяглом и службой имуществом. Трудно, конечно, с полной достоверностью разобраться в оценке этого порядка. Но вероятнее, что его слабые стороны угрожали скорее интересам публичным, чем частным.

Наступившая в самом конце XVII в. эпоха реформ актуарной части характеризуется вся стремлением дать преобладание интересу публичному, точнее - фискальному, над частным в порядке совершения сделок любого рода. Для этого прежде всего, начиная с 1699 г., идут то очень крутые, то более примирительные меры к тому, чтоб дать публичным писцам, площадным подьячим Ивановской площади, постоянную обязательную организацию со слабыми признаками корпоративного строя и строгими началами легальной регламентации всей их деятельности и подчинением надзору частью своих же ответственных сочленов, частью разных властей и установлений, с центральным ведомством сначала Оружейной палаты, впоследствии Юстиц-коллегии. Не может быть сомнения, что задача Петра при этом заключалась вовсе не в облегчении гражданского обмена. Введение гербовой бумаги для совершения актов ложилось значительной тягостью на всякого рода акты, и деятельность новых органов корроборации была рассчитана прежде всего на неукоснительное поступление в казну этой новой отрасли государственного дохода. Этим, собственно, довершается картина поглощения дел частных, челобитчиковых, задачами общенародными, особенно "интересными", которую мы дали выше, трактуя понятие лица и вещи в эпоху Петровских реформ (Введение. С. 189).

Интерес казны требовал величайшей централизации надзора за совершением актов, и эта цель шла впереди, преследовалась неуклонно на счет удобств пользования содействием таких центральных установлений для совершения сделок в местах, отдаленных от центра. Это особенно ясно на обмене с недвижимостями, с обладанием которыми был связан интерес службы. Сделки этого рода могли быть совершаемы неограниченно только в центральных установлениях, а в местах, удаленных от центра, - только в городах значительных, где были разряды, ведавшие дела службы, и притом обыкновенно на небольшие суммы. Все виды сделок, подлежавшие корроборации публичных органов и новой пошлине, разделены были на разряды крепостей по различию их юридического эффекта и по размеру сборов, коим эти крепости подлежали. Налог шел вперед, и размер его был очень значительный. С купчих на недвижимости по указу о единонаследии брали по гривне с рубля. В связи с этим преобладанием фискальных целей над служебными для частных лиц, при этой новой системе, идут постоянные уклонения от тягостей и неудобств пользования содействием публичных органов для силы и действительности актов и тяжелые последствия таких уклонений для той и другой стороны.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!