Свойства души человечекой : самостоятельность души , духовность души , разумность души , свобода , бессмертие .



Свойства человеческой души

Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум , или дух , принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли».

Духовность1

Свщ Писание говорит о духовности души, и сами слова «дух», «душа» применительно к душе человеческой в Свщ. Писании являются взаимозаменяемыми: « Дух бодр , плоть же немощна » (Мк. 14, 38). « Как тело без духа мертво , так и вера без дел мертва » (Иак. 2, 26). Прп . Максим Исповедник говорит о духовности души в смысле ее невещественности , отличности ее от всего телесного : «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа – это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетленного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нетелесный и нетленный, т. е. чуждый всякой вещественности».

Самостоятельность

Самостоятельность тесно связана с духовностью, с отличием от тела. Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека. Не нужно думать1, что мнение о душе как форме высокоорганизованной материи появилось с возникновением диалектического материализма. Все эти учения были известны в древности, и с ними полемизировали отцы Церкви. Например, блж. Феодорит в своем произведении «Против врачей» (среди античных врачей были широко распространены материалистические взгляды, в частности, мнение о том, что человеческая душа не субстанциональна, а представляет собой нечто производное, вторичное от жизни тела) пишет: «...надлежало бы рассудить, что и играющий на лире, если лира не настроена хорошо, не покажет на ней своего искусства. Потому что если бывают слишком натянутые или ослабленные струны, тогда они мешают гармоничности звуков, а если некоторые из них оказываются прерванными, то тогда музыкант через это приводится в полное бездействие. То же самое можно замечать на свирелях и других орудиях. Так, протекающая или неискусно устроенная ладья в ничто обращает искусство кормчего. Если болезнь коснется мозговой оболочки и зловредные пары или соки повредят мозг, тогда он, переполняясь ими, не в состоянии бывает принять на себя душевной деятельности, уподобляясь утопающему в воде и бесполезно машущему руками и ногами и остальными членами. Итак, благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость».

Разумность и сознательность

Самостоятельность проявляется прежде всего в способности самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от видимого мира и от содержания1 собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие, как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков. Именно на этой способности самосознания в Свщ. Писании основаны неоднократные призывы проверять самого себя: « Да испытывает же себя человек » (1 Кор. 11, 28-31), « Испытывайте самих себя , в вере ли вы » (2 Кор. 13,5).

Разумность выражается в способности рассудочного познания и в способности религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

Бессмертие

Душа есть существо простое и несложное, а то, что просто и несложно, то что не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на составляющие части. В Новом Завете вера в бессмертие человеческой души выражена совершенно ясно.

Что касается Завета Ветхого, то здесь такой ясности не наблюдается. Так, в атеистической литературе широко распространено мнение, что Ветхий Завет не знал учения о бессмертии души. По крайней мере, утверждается, что Моисей не знал этого учения, и в Пятикнижии Моисеевом учение о бессмертии души полностью отсутствует. Верно то, что в Ветхом Завете учение о бессмертии души не имело такого значения, как в Завете Новом, не составляло центра религиозной жизни, не с ним были связаны основные религиозные переживания ветхозаветного человека. В ранне-ветхозаветную эпоху действительно, положительного учения о бессмертии души не было. Бессмертие мыслилось как 1 пребывание души в шеоле , некотором подобии греческого царства теней , где душа влачит печальное существование на грани между бытием и небытием . Но тем не менее, мысль о бессмертии достаточно ясно выражена и в Ветхом Завете в целом, и у Моисея. Например, в Пятикнижии Моисеевом неоднократно о смерти человека говорится как о « приложении к народу своему » (Быт. 25, 8-9; 35, 29 и др). Таким образом подразумевается, что есть в мире такое место, где пребывают души людей, принадлежавших к этому народу. Патриархи 1 ветхозаветные называли себя странниками или пришельцами на земле , тем самым как бы указывая на то , что существование человека не исчерпывается пределами земной жизни . Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама , Исаака и Иакова , причем называется уже после того , как все эти патриархи умерли . Слова Спасителя (Мф. 22, 32) – « Бог не есть Бог мертвых , но живых » – означают, что патриархи не исчезли бесследно и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнает о смерти Иосифа: « с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю ». У последующих ветхозаветных авторов вера в бессмертие, в сохранение бытия человеческой души по смерти, несомненна. В 1 Цар . 28 Саул вызывает дух пророка Самуила ; в Притч. 21, 16: « Человек , сбившийся с пути разума , водворится в собрании мертвецов ». Можно привести другие места, например, Ис. 38, 17 или Пс. 88 48-49. В некоторых словах Ветхого1 Завета можно уловить намеки на неодинаковость посмертного воздаяния, например, Пс. 48,11-16.

Свобода

В учебниках догматического богословия среди свойств человеческой души обычно указывается такое свойство, как свобода. Однако свободу нельзя рассматривать как свойство только лишь души. Если, например, разумность – это свойство, которое принадлежит только душе, в душе имеет свое основание, но никак не в теле, то свобода – это нечто такое , что принадлежит не только душе , но человеку как таковому 1. Это скорее характеристика не души , а личности , состоящей из души и тела .

О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободе формальной или психологической , и о свободе нравственной или духовной , с другой . Православная антропология различает в человеке две воли : волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать.

Формальная ( психологическая ) свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Свщ. Писания. Втор. 30, 15: « Вот , Я сегодня предложил тебе жизнь и добро , смерть и зло ». И дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: « Если захотите и послушаете , то будете вкушать благо земли . Если отречетесь и будете упорствовать , то меч пожрет вас ». Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гномической, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием, а Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным Существом. Он свободен в том смысле , что Он всегда является таким , каким хочет быть , и всегда действует таким образом , каким желает ; ничто Ему не препятствует , никакая необходимость , ни внутренняя , ни внешняя , Ему не довлеет . Такая свобода называется свободой нравственной , духовной . Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, что не может осуществить, и, наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. Наиболее ярко в Свщ. Писании эта мысль выражена в Рим. 7, 19-23: « Доброго , которого хочу , не делаю , злое , которого не хочу , делаю ». Поэтому путь к подлинной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения. О необходимости стремиться к такой свободе1 много говорится в Новом Завете. Спаситель говорит: « Если пребудете в слове Моем , то вы истинно Мои ученики , и познаете истину , и истина сделает вас свободными » (Ин. 8, 31-32). « Всякий , делающий грех , есть раб греха ... Если Сын освободит вас , то истинно свободны будете » (Ин. 8, 34-36). Апостол Павел говорит: « Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти » (Рим. 8, 2) и восклицает: « Где дух Господень , там свобода !» (2 Кор. 3, 17). Иными словами, через причастие Божеству , через 1 соединение с Богом , человек приобщается к той свободе , которой обладает Бог , и сам обретает свободу , освобождаясь от власти греха и от природной необходимости .


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!