О Боге как Творце мира . Участие всех Лиц Пресв . Троицы в деле творения .



Православное догматическое богословие учит, что Бог является Первопричиной, или Виновником бытия мира. Это означает, что мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно1 или случайно.

« В начале сотворил Бог небо и землю » (Быт. 1, 1).

« Господь творит все , что хочет , на небесах и на земле , на морях и во всех безднах » (Пс. 134, 6).

« Все через Него начало быть , и без Него ничто не начало быть , что начало быть » (Ин. 1, 3).

« Им создано все , что на небесах и что на земле , видимое и невидимое » (Кол. 1, 16).

Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Но если практически все системы и учения сходятся в признании этого факта, то в понимании сущности творения между различными религиозными системами имеют место весьма и весьма значительные различия.

Дуализм (от лат. «dualis» – «двойственный»). Существуют различные формы этого учения. Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии . Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал (Платон, Аристотель).

Для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала, как не равные по своему достоинству: одно начало мыслится как высшее, активное, другое – как низшее и пассивное.

В отличие от греческой философии, в восточных учениях , например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие1: доброе и злое. Примером может служить древнеиранская религия –  зороастризм , в которой вся мировая история рассматривается, как борьба двух враждебных начал – светлого и темного.

Пантеизм (греч. «pan» – «все» и «theos» – «Бог»). Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо наоборот, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации (истечении). Наиболее разработано учение об эманации в неоплатонизме1.

Основа бытия, по Плотину, – это некое сверхсущее Единое, которое Плотин отождествляет с верховным благом. Единое от переизбытка своей полноты, подобно переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум с присущими ему идеями и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме. Пантеистическими учениями, в основе которых лежит теория эманации, являются большинство восточных учений: индуизм, брахманизм, даосизм и т. д.

Реже встречается учение об имманации. Имманация – это учение, согласно которому мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной и абсолютной Божественной субстанции. Примером такого учения может служить философская система Баруха Спинозы.

Сущность христианского учения о происхождении мира. Творение «из ничего».

Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

Согласно христианскому учению, Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал по мановению Своей воли. Свт. Феофил Антиохийский:

«Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет».

Христианское учение особенно подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свт. Василий Великий пишет:

«Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие несущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира». Поэтому Бог есть не только изобретатель образов, но и Зиждитель самого естества существ, мир создан Богом не только по форме, но и по веществу1.

Несовместимость дуалистических и пантеистических учений с библейским Откровением обнаруживается всего в том , что , во-первых, они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совершенства. Во-вторых, вводят в Божественную жизнь понятие необходимости, которая довлеет Самому Богу. В-третьих, эти учения, прежде всего это касается пантеизма, не могут разрешить проблему зла и человеческой свободы. Наконец, эти учения обесценивают самое значение1 творческого акта.

Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Свщ. Писании представлена со всей очевидностью. Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз, причем в неканони ческой книге: « Посмотри на небо и землю и , видя все , что на них , познай , что все сотворил Бог из ничего » (2 Мак. 7, 28).

Существуют косвенные указания Свщ . Писания на сотворение мира из ничего . В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то подручного материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течение шести дней создавал мир, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения «из ничего». Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование «вечный» в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру сотворенному.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.

Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире. Свщ. Писание говорит, что в творении мира участвует вся Пресвятая Троица. Причем, в Свщ. Писании имеются и указания на Бога Троицу, как Творца мира, и указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы.

« В начале сотворил Бог небо и землю » (Быт. 1, 1). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог» (по-еврейски «Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении.

« И сказал Бог : сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » (Быт. 1, 26).

« Словом Господа сотворены небеса , и духом уст Его – все воинство их » (Пс. 32, 6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие1, а под «духом уст» – Духа Святого.

Указание на Бога Отца , как Творца мира : « Но у нас один Бог Отец , из которого все » (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: « Владыко Боже , сотворивший небо и землю и море и все , что в них !» (Деян. 4, 24).

Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу.

О Сыне Божием , как о Творце мира : « Все через Него начало быть , и без Него ничто не начало быть , что начало быть » (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна является наименованием Второй Ипостаси Прсв. Троицы.

« Ибо Им создано все , что на небесах и что на земле , видимое и невидимое ». Слова эти сказаны о Сыне Божием.

О Святом Духе (Кол. 1, 16): « Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною , и Дух Божий носился над водою ». (Быт. 1, 2) Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее1 жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве.

« Дух Божий создал меня , и дыхание Вседержителя дало мне жизнь » (Иов. 33, 4).

« Пошлешь Дух Твой – созидаются , и Ты обновляешь лице земли » (Пс. 103, 30).

Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения, Тем, Кто усовершает творение. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: « Кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие » (Ин. 3, 5).

В Ин. 20, 22-23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов.

Таким образом, все три Божественные Ипостаси одинаково являются Творцами, хотя и участвуют в деле творения различным образом . Свт. Василий Великий: «В творении представляй первоначальную причину – Отца, и причину зиждительную – Сына, и причину совершительную – Духа». Он же говорит: «Сотворенные вещи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа».

Свт. Григорий Богослов, говоря о Боге Троице, как о Творце мира, называет Отца – Виновником, или Первопричиной, Сына – Зиждителем, Духа Святого – Совершителем. О том, что все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира, христианское богословие учило всегда. Сщмч. Ириней Лионский уже во II веке писал:

«Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Сын и Дух, через которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил».

Аналогичные рассуждения мы встречаем и у свт. Василия Великого. Свт. Василий акцентирует внимание на том, что недопустимо мыслить Сына и Святого Духа, как некоторые служебные орудия, смотреть на Них, как на подчиненных Отцу деятелей. Неприемлема мысль, что действие каждого Лица Пресвятой Троицы в отдельности является несовершенным. Каждое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования.

«Распределение» деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, который1 именно так, а не иначе, восхотел создать мир. Никакая необходимость не заставляла Бога творить мир таким образом, – от Отца, через Сына, в Духе Святом.

Свт. Василий Великий: «Если Отец созидает через Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенной, ни действие Сына не признается бессильным. И у Сына не недостаточно созидания, если не совершено Духом. Отец хочет творить через Сына и Сын хочет совершать через Духа».

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 759; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!