Образ Божественного творения мира . Порядок творения 1 мира и главные виды творения .



Образ Божественного творения мира [Левшенко]

Речь идет о том, каким образом Бог сотворил мир. Мы знаем – Словом Божиим:

« Верою познаем , что веки устроены Словом Божиим , так что из невидимого произошло видимое » (Евр. 11, 3).

Иоанн Дамаскин пытается объяснить нам необъяснимое, потому что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью (мы Его называем Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Но что это такое – нам понять не дано, да может быть, и не следует нам это понимать до того откровения, которое может быть каждому из нас.

Что означает « рече Бог : да будет … и бысть »? Так говорится о творении мира в книге Бытия в отношении всего, но что это значит – этого понять нам нельзя, потому что мы понимаем речение, словесное выражение нас самих, понимаем о словах, в уме нашем находящихся. Нам трудно себе представить, что такое было Слово Божие, когда мира не было совсем. Здесь вопрос очень трудный. Для нас, вероятно, это не случайное откровение, которое говорит как бы о словах в человеческом смысле («Рече Бог: да будет»). Всякий раз предупреждается о том, что словами нашими творится действительность, но не так, как это происходит в Боге. То, что мы ухитряемся создать вокруг себя, мы создаем нашим языком, нашим болтовней, нашим созданием самих идей. Все наши социальные устройства, наши беды, наши разного рода неурядицы как в личной жизни, так и в общественной, определяются1 тем, что мы все-таки что-то начинаем со слов. И этими словами определяем наше собственное будущее. Поэтому словам приходится придавать большое значение. Не зря говорится, что за всякое праздное слово человек даст ответ на Страшном суде, потому что это не просто праздное слово, а праздное слово, которое создает действительность. Мы знаем, что Матерь Божия дает согласие на рождение Сына Мессии именно словами. И не будь этих слов, не было бы и Боговоплощения. Так что слова имеют очень большое значение.

Побуждение и цель творения

Свв. Отцы считают, что побуждением для творения явилась благость Божия, которая желает, чтобы не только Бог пребывал в блаженстве, но и чтобы было осуществлено блаженство твари. Это и есть полнота Божества, которая изливается за край Его. Цели творения – блаженство твари и слава Божия . Эти две цели между собою совпадают, потому что слава Божия, прославление Бога одновременно означает участие в блаженстве того, кто Его прославляет.

Цитата из «Православного исповедования1»:

« Должно веровать , что Бог , будучи Благ и Преблаг , хотя Сам в Себе Пресовершен и Преславен , сотворил из ничего мир на тот конец , дабы и другие существа , прославляя Его , участвовали в Его благости ».

Иоанн Дамаскин:

« Благий и Всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого , но по преизбытку благости Своей благоволил , чтобы произошли существа , пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благостям ».

В Св. Писании это тоже выражено: « Небеса проповедают славу Божию , и о делах рук Его вещает твердь » (Пс. 18, 2); « Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших , яже суть Божия » (1 Кор. 6, 20).

« Ныне прославися Сын Человеческий , и Бог прославися о Нем » (Ин. 13, 31).

 

 

Совершенство творения

Совершенство творения означает, что сотворенное отвечает своему назначению, своим целям. Эти цели существуют у всего в нашем мире.

« И виде Бог вся , елика сотвори : и се добра зело » (Быт. 1, 31).

« Всякое создание Божие добро » (1 Тим. 4, 4) – речь идет уже о падшем как бы мире. Поймем это так, как сказано: по природе своей все является добром, в том числе и падшие ангелы. Зло получилось от извращения пути, оно появляется из-за того, что тварь не отвечает своему назначению. Наоборот, зло употребляет назначение и идет совершенно в другую сторону, по своему свободному произволению, но по природе своей – добро. Значит, для падших есть возможность восстать. Правда, Откровение говорит здесь разное. Например, для укоренившихся во зле падших духов наступает такой момент1, когда невозможно обращение к добру. Но для человека, пока он жив, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность для обращения.

Это не самый лучший из миров, ибо « будет новое небо и новая земля , в нихже правда живет » (2 Пет. 3, 13).

Порядок творения мира и главные виды творения

Мы рассматриваем следующие виды творения, данные нам в опыте либо в Откровении: духовный мир, вещественный мир и человек, который стоит на границе этих двух миров.

Что касается порядка творения мира, то здесь есть две гипотезы (в Откровении не сказано о порядке творения мира): регрессивный и прогрессивный порядок.

Регрессивный порядок . В религиях персов, египтян, в философских учениях Востока говорится о том, что сначала сотворены наиболее высокие, наиболее близкие к Богу предметы, а потом все более грубое.

Прогрессивный порядок . Здесь представлено то, что говорится в Откровении (книга Бытия). Говорится о вещественном мире, который сотворен в порядке прогрессивном: более сложные, более совершенные1 твари идут от начала мира до шестого дня творения.

Творение вещественного мира [Катихизис]

Очевидно, что свидетелей того, как творился мир, не было, поэтому наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии словам Божественного Откровения:

« Верою познаем , что веки устроены словом Божиим » (Евр. 11,3).

Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (евр. йом) в Библии многозначно, оно может означать как астрономические сутки (24 часа), так и некоторый неопределенный период времени. Какой по продолжительности период времени это слово означает в первой и второй главах книги Бытия, неизвестно.

Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел:

в первый день – свет:

во второй день – твердь, то есть видимое небо;

в третий день – вместилища вод на земле, сушу, растения;

в четвертый день – солнце, луну, звезды;

в пятый день – рыб и птиц;

в седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского означает покой (Быт. 2, 2).

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 933; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!