А ) Естественный образ промышления



Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. « Ты поставил землю , и она стоит » (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог « поставил их на веки и веки ; дал устав , который не прейдет » (Пс. 148, 6).

б) Сверхъестественный образ промышления

Сверхъестественный1 Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса – это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения».

Слово « силы » содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово « знамение » указыва ет на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. В Свщ. Писании слово «силы» встречается в Мф. 11, 20-23, когда Господь обличает Галилейские города, Вифсаиду, Хоразин и Капернаум:

« Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы , явленные в вас , то давно бы они во вретище и пепле покаялись ».

Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических1 сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Однако в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах.

« Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа » (Деян. 4, 33).

Это значит, что свидетельство апостолов подтверждалось и сопровождалось чудесными действиями.

Слово « знамение » встречается, например, в Мф. 12, 39 – фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает:

« Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения ; и знамения не дастся ему , кроме знамения Ионы пророка ».

В Ин. 6, 30 иудеи спрашивают Христа: « Какое дашь знамение , чтобы мы уверовали ?»

Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д.

 

Действительность промысла Божия вообще . Предметы Божественного промысла . Действие промысла Божия .

Понятие о Промысле Божием

В славянском1 тексте Промысл называется « Божественным смотрением » (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин:

«Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия (Катихизис): « Промысл Божий » есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Действительность Промысла Божия

Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении.

« И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои , которые Он делал , и почил в день седьмый от всех дел Своих , которые делал » (Быт. 2, 2).

Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: « Какой властью Ты это делаешь ?» отвечает: « Отец Мой доныне делает , и Я делаю » (Ин. 5, 17). В Евр. 1, 3 говорится, что Сын Божий содержит все « словом силы Своей ». Та же самая мысль содержится в Кол. 1,17, где сказано, чт о «все Им стоит». Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает « всему жизнь и дыхание и все ... мы им живем и движемся и существуем » (Деян. 17, 25 и 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая « над всеми » (Еф. 4, 6).

Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских1 представлений о Боге и Его отношении к человеку. Первое , что убеждает нас в существовании Божественного Промысла , есть молитва . Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. Второе , – это представление о Боге , как абсолютной Личности . Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру. Бог не может быть безучастным к жизни творения, к миру, который Он Сам сотворил. Св. Иоанн Дамаскин:

«Один только Бог в природе благ и мудр, и как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается, а как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом».

Учение о Промысле есть естественное следствие учения1 о благости и премудрости Божией.

Третий момент , который убеждает нас в существовании Промысла – это ограниченность мира . Тварное бытие как несамобытное не является бытием необходимым, поэтому оно не могло бы существовать без произведшей его причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, которая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Божественного Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже в падшем состоянии. Это также говорит о благом и разумном начале, лежащем в основе мира.

Предметы Божественного Промысла и виды Промысла

Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон в трактате «О природе богов» говорит: «Боги заботятся о великом, а мелким и незначительным пренебрегают». Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного1 пропечения. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир. В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности.

Афинагор Афинский (сер. II века):

«Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению».

Климент Александрийский («Строматы») говорит: «Учение, согласное с Христовым, таково: как этот мир происходит от Бога, так и Промысл простирается на каждую часть».

Свщ. Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное1 действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например:

« Может ли человек скрыться в тайное место , где Я не видел бы его ? говорит Господь . Не наполняю ли Я небо и землю ?» (Иер. 23, 24).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!