Участие всех Лиц Пресв . Троицы в деле промысла : Бога Отца , Бога Сына и Бога Духа Святого .



Понятие о Промысле Божием.

В славянском тексте Промысл называется « Божественным смотрением » (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин:

«Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия (Катихизис): « Промысл Божий » есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее1 через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.

Естественное богопознание кроме того, что может убедить в существовании Бога, может также привести к убеждению, что существует Божественное промышление о мире. Однако участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения.

О промыслительном действии Бога Отца : « Отец Мой доныне делает » (Ин. 5, 17). 3Промышляет Бог и о мире нравственном: « Ибо так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего Единородного , дабы всякий верующий в Него , не погиб , но имел жизнь вечную » (Ин. 3, 16); « И Я умолю Отца , и даст вам другого Утешителя , да пребудете вами вовек » (Ин. 14, 16).

О Сыне говорится прежде всего, как о зиждительной силе мироздания – Кол. 1, 17 и Евр. 1, 3.

Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершенном Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22 и Еф. 2, 20, Кол. 2, 19).

Сын Божий внимает молитвам1 и исполняет просимое:

« И если чего попросите у Отца во имя Мое , то сделаю , да прославится Отец в Сыне » (Ин. 14, 13).

В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет  « всяческая во всех » (1 Кор. 15, 24-28).

Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, об этом говорится в Никео-Цареградском Символе веры. Дух Святой воздействует на душу человека (Деян. гл. 2). Дух Святой содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится, как о творце новой твари, не в том смысле, что Он создает из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение:

« Если кто не родится свыше , не может войти в Царствие Божия . Рожденное от плоти есть плоть , а рожденное от Духа есть дух » (Ин. 3, 56).

« Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши » (2 Кор. 1, 21-22).

 

Учение о Боге – Промыслителе 1 человеческого рода . Необходимость промышления Божия о первозданном человеке . Его действия .

Понятие о Промысле Божием.

В славянском тексте Промысл называется « Божественным смотрением » (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин:

«Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия (Катихизис): « Промысл Божий » есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Предметы Божественного Промысла и виды Промысла

Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон в трактате «О природе богов» говорит: «Боги заботятся о великом, а мелким и незначительным пренебрегают». Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного пропечения . Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир . В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности1.

Афинагор Афинский (сер. II века):

«Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению».

Климент Александрийский («Строматы») говорит: «Учение, согласное с Христовым, таково: как этот мир происходит от Бога, так и Промысл простирается на каждую часть».

Свщ. Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например:

« Может ли человек скрыться в тайное место , где Я не видел бы его ? говорит Господь . Не наполняю ли Я небо и землю ?» (Иер. 23, 24).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!