Общественный прогресс и его критерии
В античной философии была распространена точка зрения, согласно которой общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от «золотого века» к «бронзовому» и от него - к «железному». В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теорий круговорота». К авторам теорий круговорота можно отнести Аристотеля, Д. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Ж.-А. Кондорсе, А.Р.Ж. Тюрго, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс).
Понятие прогресса нужно науке, в первую очередь истории, социологии и философии, по ряду соображений. Историк Н И. Кареев считал, что оно должно дать идеальную мерку для оценки хода истории, без которой невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание ее смысла. Нет ничего абсолютно совершенного, - писал он, - есть только именно такие относительные и сравнительные совершенства, а их мы можем расположить в известном порядке по степени их удаления от несовершенного и приближения к совершенному с нашей точки зрения. Применяя этот идеальный порядок к последовательности исторических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или не совпадающий с этим порядком, т.е. как прогрессивный или регрессивный, и, подводя итог, высказываем свой суд над целым действительной истории, определяем его смысл. В психологическом плане, подчеркивал Н.И. Кареев, у идеи прогресса было два источника: наблюдения над действительностью и чаяния лучшего будущего. В первую очередь идея прогресса обязана наблюдениям, главным образом наблюдениям над умственной сферой. Об умственном прогрессе писали философы и ученые древности, отцы церкви и сектанты, схоласты и гуманисты. Все были единодушны в том, что такой прогресс сводится к расширению и углублению знаний, к выработке более правильных понятий, к увеличению власти над природой. Наряду с этим прогресс в нравственной сфере или игнорировался, или отрицался; некоторые даже доказывали существование нравственного регресса. Но возникновение христианства положило начало новой, все усиливавшейся тенденции. Христианство явилось моральным обновлением мира, дав веру в нравственный прогресс. В эту эпоху сформировались два разных представления о прогрессе: одно ограничивалось только внутренним миром человека, другое соединялось с мечтаниями о наступлении царства Божия на Земле и торжестве новых общественных порядков. Прогресс общественный рассматривался как естественное и необходимое требование морального идеала.
|
|
|
|
Таким образом, можно выделить два направления в трактовке прогресса: сциентистское (констатирующее, описательное) и аксиологическое (ценностное). В первом констатация умственного прогресса была дополнена в дальнейшем констатацией прогресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т.п.
В середине XVIII в. французский философ и экономист А.Р.Ж. Тюрго объединил оба названных направления. Он охарактеризовал прогресс в экономике, политических структурах, в науке, в духовной сфере и указал на три стадии культурного прогресса: религиозную, спекулятивную, научную (эта идея впоследствии была развита основоположником позитивизма О. Контом). Политический оптимизм идеологов буржуазии проявился достаточно ярко в идее прогресса, которую разделяли также Ж.-А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо. В их трудах указывались и противоречия прогресса. По Руссо, прогресс противоречив в том, что разрушает целостность и гармоничность человеческой личности и превращает человека в односторонность, в человека-функцию. Французская буржуазная революция конца XVIII в. совершалась под флагом борьбы за прогресс.
|
|
В XIX столетии возникли факторы, воздействовавшие на развитие первого направления прогресса, которое стремилось «беспристрастно» описывать, или констатировать, объективные явления. Такой концепцией в сфере познания живой природы стала эволюционная теория Ч. Дарвина. Вместе с этим, во втором направлении стала разрабатываться теория ценностей. Представитель неокантианства Г. Риккерт настаивал на ценностном характере прогресса, отвергая возможность прогресса в природе. Он подчеркивал, что прогресс имеет ценностный характер, а эволюция несет индифферентный по отношению к ценности ряд изменений.
К началу XX в. понятие прогресса вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию. Несмотря на растущее число теорий и в XX столетии можно выделить два основных направления разработки проблемы: сциентистское и аксиологическое. Некоторые концепции пытаются синтезировать эти направления, другие ставят под сомнение саму идею прогресса или даже отвергают ее.
Имеются концепции, которые лишь на первый взгляд отвергают наличие прогресса, но фактически направлены лишь против упрощенных представлений о прогрессе и раскрывают новые стороны и уровни этого явления. Одна из таких концепций представлена в трудах С.Л. Франка. Он отмечал, что имеется ложный тип философии истории (или философии прогресса), заключающийся в попытке понять последнюю цель исторического развития, то конечное состояние, к которому она должна привести и ради которого творится вся история; все прошедшее и настоящее, все многообразие исторического развития рассматривается здесь лишь как средство и путь к этой конечной цели. Человечество, согласно этому воззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то конечной цели, к последнему, идеально завершенному, состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишь последовательные этапы на пути продвижения к этой цели. В таком воззрении конечное идеальное состояние есть произвольная фантазия, утопия, даже если в них отражены устремления целой эпохи. Но не только в этом заключается несостоятельность этой философии истории. Если даже допустить, считает С. Л. Франк, что человечество действительно идет к определенной конечной цели и что мы в состоянии ее определить, само представление, что смысл истории заключается в достижении этой цели, лишает всю полноту конкретного исторического процесса всякого внутреннего, самодовлеющего значения. Упования и подвиги, жертвы и страдания, культурные и общественные достижения всех прошедших поколений рассматриваются здесь просто как удобрение, нужное для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории. Ни морально, ни научно, заключает С.Л. Франк, нельзя примириться с таким представлением.
|
|
В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.
Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, а на современном этапе - степень информатизации общества. Но производство связано и с отношениями между людьми, с обменом информацией. Производительность труда во многом определяется человеческим элементом производительных сил. Однобоко ориентированная экономика в ущерб развитию человека, его духовных потенций отрицательно влияет на общественный прогресс. Свободный труд есть характеристика производственных отношений, и степень свободы труда должна приниматься в расчет при характеристике степени общественного прогресса.
В философской и религиозно-христианской традициях большое место занимало представление как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте добра, об увеличении счастья в мире. Н А. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и уменьшение зла. П.А. Сорокин указывал как на недопустимость игнорирования счастья, так и на преувеличение его значимости в составе прогресса. Если считать этот принцип единственным, писал он, то социальное развитие будет иметь целью выращивание самодовольных и счастливых свиней; а может быть, им предпочесть страдающих мудрецов? Касаясь безоценочных критериев прогресса (дифференциации и интеграции, принципа экономии и сохранения сил, роста социальной солидарности и др.), П.А. Сорокин считал, что без принципа счастья они не позволяют уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы, в остальные критерии и дать целостный их синтез.
В общем виде можно выделить следующие критерии общественного прогресса на современном этапе истории человечества:
• уровень развития производительных сил, рост производства товаров и средств производства;
• степень свободы индивидов во всех сферах общества;
• рост услуг, в особенности в социальной сфере;
• степень информатизации и компьютеризации общества;
• уровень демократизации общественной системы;
• степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека.
Анализ истории показывает, что существуют универсальные ценности, характеризующие общественный прогресс. Наиболее фундаментальными из них являются свобода и возможность самореализации, или, точнее, свобода как условие такой самореализации. Именно свобода как высшее проявление человечности есть та, возможно, никогда абсолютно не достижимая ценность, стремление к которой и возрастание которой составляют подлинное историческое содержание и меру общественного прогресса, по отношению к которому технологический, интеллектуальный и экономический прогресс составляет лишь его условия, моменты и предпосылки.
Для настоящего времени, как и для прошлых эпох, важное значение имеют диссонансы и противоречия прогресса. Э. Фромм, отмечая один из противоречивых моментов социального прогресса, утверждал, что технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке, включая большинство тех, кто находится у власти.
Прогресс не абстрактен, но всегда конкретен, для его выявления требуется конкретный анализ. Сама прогрессивная ветвь связана с регрессом и одноплоскостным развитием. В частности, говоря об общественном прогрессе, необходимо иметь в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений (социализм) в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая (доиндустриальная), индустриальная и информационно-компьютерная (постиндустриальная) волны в ее цивилизационном срезе выступают основными ступенями общественного прогресса.
Учебная литература
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М., 2015.
2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2015.
3. Губин В.Д. Философия. Учебник. М., 2015.
4. История философии. Учебник. П. В. Алексеев. М., 2015.
5. История философии. Учебное пособие. Антология. Мотрошилова Н., Громов М., Соловьев Э. , Гусейнов А. М., 2015.
6. Мир философии. В 2-х т. М., 1991.
7. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2010. Интернет-версия издания: http://iph.ras.ru/enc.htm
8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. СПб, 1994 - 1997.
9. Философия. Учебник. Ред.: А. Зотов, В. Миронов, А. Разин. М., 2015.
10. Философия. Учебник. П. С. Гуревич. М., 2015.
11. Философия. Хрестоматия. Учебное пособие. А. Чумаков. М., 2015.
12. Философия: учебник. А. Г. Спиркин. М., 2015.
Дополнительная литература
1. Бочков Н.П. Гены и судьбы. М., 1990.
2. Грезы о Земле и небе. Антология русского космизма. СПб, 1995.
3. Гусев С.С., Ефимов Ю.И., Мангасарян В.Н. Проблема человека в философии и современной науке./Отв. ред. Мангасарян В.Н., СПб, 2016.
4. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л., 1983.
5. Мангасарян В.Н. Природа - общество – культура. СПб, 2011.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1394; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!