Религия как явление духовной культуры



Религия (от лат. religo - заново связываю, воссоединяю) в самом широком смысле есть вид мировоззрения и образ действий, основанные на поклонении высшему началу, стремлении соеди­ниться с ним, служить восходящим к нему идеалам. Предметом поклонения может являться не только божество, но и другой человек, семья, народ, сословие, партия, природа, искусство, наука и многое другое. Такого рода религиозность присуща в той или иной степени всем людям. Немецко - американский философ Эрих Фромм (1900-1980) считал религией «любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ори­ентации и объект поклонения».

В более узком и общепринятом понимании религия («историческая», «позитивная») есть со­циально организованная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни. Священное (сакральное) и вера в него - высшие ценности религии. Священное характери­зует сверхъестественную, «чудесную», потустороннюю, трансцендентную реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, образцы, силы, абсолютно значимые для мирской (профанной) - обы­денной, посюсторонней реальности. Развернутый образ сакрального мира дается, в основном, в виде мифа. В качестве средоточия сил священного обычно представляется Божество. В отношении к священному, божественному верующие испытывают страх, трепет и восхищение. Ему поклоня­ются, его почитают, чувствуют зависимость от него, признают обязательства перед ним, с ним связывают надежды на высшее счастье, на спасение.

В религии приобщение человека к высшим ценностям достигается через отношение к Абсо­люту-святыне. Это отношение включает в себя устранение раздробленности, отчужденности су­ществования - собор, означающий единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой - всем сущим. Преодоление отчуждения от того, что наиболее ценно для человека, воспринимается верующими как спасение. Согласно православному богослову и философу П.А. Флоренскому «...если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение», понимаемое как «равновесие душевной жизни». «А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу». Атеизм, объявляя религиозное пре­одоление отчуждения иллюзорным, предлагает альтернативные решения проблемы. Так, Л. Фейербах полагал, что религия коренится в противоречивой сущности человека, которая представляет собой единство индивида и рода, конечного и бесконечного, «Я» и «Ты». Человек, не сознавая этой двойственности, отчуждает свою сущность, представляет ее в виде Бога: Бог есть отчужденная сущность человека. Этика любви Фейербаха предлагала вернуть любовь, обращенную на Бога, тому, кому она, по сути, предназначена, - человеку. Отчуждение исчезнет, когда люди будут следовать принципу «человек человеку Бог». Марксисты, в работах посвященных этим вопросам, утверждали, что религия как фор­ма общественного сознания производна от общественного бытия. Согласно Ф. Энгельсу, «религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, кото­рые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». Религия, по Марксу, есть «всеобщее основание утешения и оправда­ния» «превратного мира», «опиум народа». «...Упразднение религии как иллюзорного счастья на­рода есть требование его действительного счастья». Оно будет выполнено, когда в бытии исчезнет источник отчуждения, т.е. когда придет конец господству частной собственности на основные средства производства.

Религия, предлагая индивиду и обществу мировоззрение с ценностными ориентациями, пре­тендующими на абсолютный характер, а также соответствующий образ жизни, способна выпол­нять интегрирующую роль в культуре. Истоки многих специализированных сфер культуры - ис­кусства, права, философии и т.д. - находятся в едином мифо - религиозном комплексе. В некоторые эпо­хи, например в христианском средневековье, религия определяла весь строй культуры.

По вопросу о происхождении религии имеются две крайние противополож­ные позиции. Согласно первой, теистической, утверждается прамонотеизм, т.е. изначальное суще­ствование веры в единого Бога-творца. Сторонники второй, атеистической, позиции полагают, что в человеческой истории был длительный дорелигиозный период. В свете современных научных данных наиболее вероятно, что религия возникает вместе с человеком и на первых порах сущест­вует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исхо­дящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать для воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов, после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (вера в сущест­вование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью лю­дей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племен­ные религии, потом возникают национально-государственные и мировые. К традиционным миро­вым религиям относятся христианство, ислам и буддизм.

В развитом виде историческая религия включает в себя в качестве основных компонентов со­ответствующие виды сознания, деятельности, отношений, учреждений. Религиозному сознанию - мировоззрению, ядром которого является вера в священное, принадлежит определяющее положе­ние в религии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщенно, чувственно нагляд­но, символично, диалогично. В религиозной деятельности различаются культовая и внекультовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и т.д.) составляющие. Важнейшее дело религиозной жизни - культ - проходящее в форме ритуала взаимодействие со священной ре­альностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные отношения включают в себя отношения к явлениям сакрального, а также профанного мира, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в повседневном обращении к нормам религиозной мора­ли). Религиозные учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой является религиозная община. Для церкви типично строго иерархическое устройство, специализация, разделение верующих на клир и мирян.

Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее харак­теристик, следующие:

1.   Дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолют­ным началом и компенсирующие недостатки существования.

2.   Освящает определенные установления, порядки, критерии, утверждая их безусловную леги­тимность (законность).

3.   Регулирует формы поведения и общения, организует социальное время и пространство, со­относя их с явлениями священной реальности.

4.   Интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует сохранению и, в определенной степени, развитию культуры.

Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных вероучений склонны придавать ис­ключительную, сакральную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обес­цениваются, делегитимизируются.

Главные факторы человеческого существования, поддерживающие религиозность, распреде­ляются по трем большим разрядам. Первый - личностно-экзистенциальные факторы: конечность индивидуальной жизни, ответственность за самоопределение, за личный ценностный выбор; стремление к самоутверждению, к идеалу; одиночество, страдания от потери близких, потребность в общении и т.д. Второй - явления природного и социального порядка: разрушительная и созида­тельная сила природы, ее мощь, упорядоченность и красота; отчуждение в обществе; значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т.д. Третий - познавательно-психологические причины: ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знания; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т. д.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!