Обществественный прогресс. Его критерии.



Общественный прогресс- поступательное восходящее развитее общества, от менее сложных и менее совершенных к более сложным и совершенным ему состоянием.

Общество в экономической формации выступает ступень общественного прогресса. Каждая последующая формация стоит на более высокой ступени общественного прогресса чем предыдущая.

Не следует понимать прогресс как прямую восходящую линию. Некоторые философы рассматривали общество как бесконечное повторение одних и тех же процессов.

Викко (итальянский философ) считал, что общество подобно живому организму.

Любая цивилизация, как и живой организм проходит этапы рождения, юности, зрелости, старости и смерти. На месте погибшей цивилизации возникает новая и все повторяется сначала.

В действительности развитие общества происходит не по прямой линии, не по кругу, а по спирали. Каждый виток воспроизводит пережитые ступени, но на новом, более высоком уровне.

Процесс развития общества сложен и противоречив. 

Кроме прогресса возможет регресс.

Критерии общественного прогресса:

· Уровень развития производительных сил общества.

· Характер общественных производственных отношений.

· Самореализация, самоубеждение.

Сущность личности как социокультурного явления.

Человек - многомерное явление. Для его выражения используются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие человекдаёт самую общую характеристику индивида, отражает обще родовые черты человека, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудится.

Социальное и биологическое в человеке находятся в единстве.

Человек - существо социальное, имеющее биологическую природу.

Понятие индивид используется для обозначения одного человека. В этом понятии человек выступает как единичный представитель человеческого рода объединяющего в себе совокупность биологических и социальных свойств.

Индивидуальность – уникальность и неповторимое своеобразие человека во всем его богатстве личностных качеств и свойств.

Личность формирует социальное качество индивида. Каждая личность является человеком, но не каждый человек – личность. В первобытном обществе человек еще полностью слит с социальной общностью, членом которой он является. (Род, племя) не является личностью.

Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения честной собственности, распада родоплеменного коллектива и отделения личных интересов от общественных.

Аналогично с момента своего появления на свет ребенок является человеком, индивидом, а личностью становится в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивида определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность, адекватную для оного общества способом.

В понятии личности выражено социально-волевое начало, оно связано не только с осознанием человеком мотивов своего поведения, но и со способностью контролировать свои поступки, поведение, подчинять их убеждениям и принципам. Чтобы быть личностью требуется воля и нравственные усилия.

В каждую историческую эпоху формулируется совокупность условий, которые определяют социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом.

 Маркс выделял 3 основных исторических типа социальности:

1)Отношение личной зависимости

2)Отношение вещевой зависимости при личной независимости

3)Отношение свободных индивидуальностей

Отношение личной зависимости.

(Все до капиталистические общества) Все до классово и доклассово-антогонические

Обществом для них является включенность индивида в жёстко регламентированную, локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста и т.д). Различия заключаются, в том что в до классовом обществе отсутствует эксплуатация, здесь личная независимость проявляется в независимости человека от первобытного коллектива, становление личности исторически происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности. У человека появляются частные интересы, он начинает обособляться от других людей, появляются разнообразные формы эксплуатации трудящихся. ( Рабство, крепостничество) при этом труженик был лично не свободен и зависим от хозяина.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!