Основные типы философских направлений.



Основные типы философских направлений связаны с решением основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытью, сознания к материи. Различают две стороны основного вопроса философии – онтологическую и гносеологическую.

Первая сторона основного вопроса философии состоит в постановке и решении проблемы, что первично – материя или сознание. Вторая сторона заключается в том, познаваем ли окружающий мир.

В зависимости от того, что философы принимали за исходное определяющие выделились два основных противоположных направления: материализм и идеализм.

Сторонники материализма считали, что первично является материя.

Сторонники идеализма первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме различают два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Согласно объективному идеализму вне и не зависимо от человеческого сознания существует идеальное духовное начало. Внешний мир считается проявлением мирового духа, абсолютной идеи в противоположность объективному идеализму субъективные идеалисты считали, что все существует только в сознании познающего человека, вне сознания ни материи, ни идей не существует.

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. С точки зрения солипсизма признается только одна реальность – мое сознание. Наряду с материализмом и идеализмом существует промежуточное течение – дуализм, признающие существование двух не зависимых субстанций – материальной и идеальной.

При рассмотрении второй стороны основного вопроса философии большинство философов признают познаваемость окружающего мира, в противоположности представители агностицизма считают, что мир не познаваем (Юм, Кант).

 

Философские учения Древней Греции (Мелецкая школа, диалектика Гераклита, Пифагор, Софисты, Сократ).

Одной из Древнейших Философских школ считается Мелецкая школа, ее представителями являются мыслители из города Милета (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Они стремились понять сущность природы, мира в целом, главным для них был вопрос, о первоначале мира. Его субстанции, из которой все произошло.

Первоначалом всего сущего Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – оперон неопределенная, вечная, бесконечная, постоянно находящаяся в движении первоначала.

Дальнейшее развитие древнегреческая философия получила в учении Гераклита, родиной которого был город Эфес. По Гераклиту первоначалом мира является огонь. Т.к. он наиболее способен к изменению и подвижен – из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души.

По утверждению Гераклита, мир – это упорядоченный космос, он вечен и бесконечен. По словам Гераклита “Это осмос – один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был есть и будет, вечно живым огнем, мерами (периодически) загорающегося и мерами потухающего” Все вещи возникают из огня, согласно необходимости, которого Гераклит называет “логосом”.

Космология Гераклита основана на стихийной диалектике, согласно ей все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствие с законом взаимодействия противоположных сил. По словам Гераклита все течет, все изменяется “в одну и ту же реку, нельзя войти дважды”. Гераклит исследовал вопрос о переходе одной противоположности в другую, по его словам холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. В процессе обмена друг с другом противоположности становятся тождественными (равными). Переход всего в свою противоположность, происходит через борьбу, на основе которой возникает гармония мира. Гераклита принято считать отцом Античной диалектики. Диалектика стала у него способом выявления противоречий не только в речи, но и в самом окружающем мире.

Важным направлением ранней Греческой философии было пифагорейство, основанное Пифагором. Пифагорейцы считали, что числа и их отношения лежат в основе всех вещей, то есть являются субстанцией.

Пифагорейцы были первыми, кто понял роль значения чисел, однако они абсолютизировали.

Софисты – это название группы древнегреческих философов 5-4 веков до н.э. к ним относилисмь Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Древнегреческое слово обозначало, мастера, знатоки, с середины 5ого века до н.э. Софистами стали называть платных учителей мудрости, красноречия и других знаний полезных публичной деятельности. Отрицательное отношение к софистам сформировали – Сократ, Аристофан, Платон. Однако, с позиции культурно-философского процесса, как целого, их деятельность оценивается положительно, они усилили процесс демократизации образования. Совершили поворот филосфской проблемы. 


Это позволяет считать софистов гуманистами, открывающими древне-греческое просвещение. Характерной особенностью софистов является релятивизм в теории познания этики, политики.

Согласно софистам про одну и ту же вещь можно сформулировать прямо противоположное мнение, по этому свое внимание они сосредоточили не на достижении истины, а на поиске хитроумных способов рассуждений – софизмов. Софизмы позволяли достичь желаемых результатов даже если это было заведомо не так. Девизом софистов стало положение Протагора, “Человек – мера всех вещей” .

Сократ – это легендарный античный философ, учитель Платона. Воплощенный идеал мудреца, с именем Сократа связан поворотный пункт в развитии античной философии, главным предметом философствования Сократа был не космос, а человек.

Значительным достижение Сократа стало разработанное им учение о человеке, по Сократу, сущность человека это его душа=а. Под душой Сократ понимает прежде всего наш разум. Разуму противостоят страсти идущие от тела и провоцируемые внешним миром, они постоянно грозят нарушить равновесие души. В отличает от страстей разум логичен, а значит последователен. Он является источником самообладания, через раз он, человек приходит к власти над собой, над своими стихийными порывами. Такая власть означает свободу. По Сократу свободен тот, кто способен управлять страстями, способен их ограничивать. Традиционно считалось, что герой – это тот, кто побеждает врагов внешних, у Сократа героем становиться мудрец – победитель врагов внутренних.

Сократ считается основоположником этики – науке о морали и нравственности. Античная этика подразделялась на три части:

Учение о благе

Учение о добродетелях

Учение о обязанностях.

 

Философия Аристотеля

Аристотель – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона.

Будучи универсальным мыслителем, он оказал исключительное влияние на всю последующую философию, науку и культуру.

Философию Аристотель делил на 3 вида:

· Теоретическая (умозрительная –цель знания, ради знания)

· Практическая ( цель- знание, ради деятельности)

· Поэтическая ( цель – знание, ради творчества)

 

Аристотель является основоположником логики, он выступил с критикой философии Платона, согласно Аристотелю ,ошибка Платона в том, что он оторвал мир идей от реального мира.

По Аристотелю, не существует чистых идей, не связанных с окружающей действительностью.

Аристотель разработал учение о идее (7) первоначала или первопричины всего сущего.

Пытаясь дать ответ на вопрос, что такое бытие ,Аристотель выделяет 10 категорий

· Сущность (субстанция)

· Количество

· Качество

· Отношение

· Место

· Время

· Положение

· Состояние

· Действие

· Страдание

Бытие по Аристотелю – это сущность , обладающая своим количеством , качеством (?)

Матери и форма. Согласно Аристотелю, всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы.

Материя у Аристотеля , как и у Платона инертна и пассина ,она представляет собой первичный материал.

Возможность (?) вещей форма – это (2 слова непонятных)

Именно оно превращает возможность в действие.

Медный шар – единство вещества меди и шаровидной формы, которую придает шар, конечным источником движения всего (?)

Аристотель предпочитал материи форму - венный и неподвижный перводвигатель.

 Аристотель выделяет при правлении в соответствии с законом 3 формы : монархия, аристократия и полития.

Если правление не ограничено законом имеет 3 неправильные формы правления –тирания, олигархия, демократия.

Аристотель отмечал возможность политической стабильности, он подчеркивал необходимость учета народного мнения и управление государством на основе законов, по Аристотелю - Полития является формой правления из возможных.

В ней каждый может быть свободным и многие имеют право высказывания по поводу происходящего.

По Аристотелю большое различие между богатыми и бедными ведет к нестабильности.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!