Познание, его сущность и структура



Суть познания мира состоит в адекватном отражении действительности сознании человека. Познание представляет собой специальный вид духовной деятельности, состоящий в получении, накоплении и передачи из поколения в поколение знание о свойствах, состояниях, тенденциях и закономерностях развития мира. Теория познания или гносемология – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношений знаний к реальности, выявления условной достоверности знания.

Мы познаем отдельные свойства вещей. Познать их сущность можно с помощью рационального познания. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. По средствам абстрактного мышления мы можем познать сущность мира, заполнить его развитие.

Основные формы абстрактного мышления:

· Понятие

· Суждение

· Умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятие в языке выражается словами или словосочетаниями.

Суждение – форма мышления, в которой что - либо утверждается или отрицается, о предметах их свойствах или отношениях, которые выражают либо истину, либо ложь. Суждение выражается в форме повествовательных предложений.

Умозаключение – форма мышления, при которой из одного или нескольких истинных суждений называемых посылами по определенным правилам вывода получаем заключение (все планеты вращаются вокруг солнца, юпитер – планета, следовательно, Юпитер вращается вокруг солнца)

Особенности абстрактного мышления:

1. Отражает действие обобщенных образов

2. характеризуется опосредованным отражаением действий

3. связано с языком

В истории познания сложилось направление сенсуализма. Сенсуализм – абсолютизировал роль чувств познания и недооценивал или даже игнорировал роль абстрактного мышления в интеллекте.

Др. направление в понимании происхождении и сути знания, сложившимся в истории философии был рационализм.

Рацио- разум (совокупность философских учений абсолютизирующих роль разума в процессе познания.

Классические представители рационализма – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Проблемы истины философии

Истина – это знание, соответствующее действительности.

 Основные особенности истины:

1)Объективность

2)Конкретность

Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества.

Конкретность истины – свойство истины, основанное на учёте и обобщении конкретных условий существования того или иного суждения. Зависимость истины от определенных условий места и времени.

Знание – отражающее объективную реальность , все глубже проникает в сущность вещей => Истина не есть статическое состояние, а представляет собой непрерывный процесс.

 

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Её разновидностью является вечная истина, т.е знания отдельных исторических фактов, событий и т.д. Из определения вечной истины следует, что это такое знание, которое не может быть углублено, уточнено с дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание.

 Процесс познания происходит диалектически : Абсолютная истина складывается из бесконечного числа относительных истин, в свою очередь во всякой относительной истине содержится частичка абсолютной истины. Следовательно познание идёт от одной истины к другой ( более полной и глубокой)

 

Во взглядах на истину существуют 2 точки зрения:

Догматизм

Релятивизм

Догматизм рассматривает истину как абсолютную, считает, что истинное знание целиком соответствует действительности. Углубляться и уточняться не может. С точки зрения догматизма существует абсолютная истина, не изменяющаяся.

Релятивизм признаёт только относительную истину и отрицает абсолютную. Его представители не видят момента абсолютного в относительной логике. Таким образом, они стирают различия между относительными истинами и заблуждениями, в итоге приходит к отрицанию объективной истины.

В истории философии сформировалось несколько различных концепций личности:

1)Корреспондентская (классическая) - в ней истина понимается как знание соответствующее действительности.

2)Прагматическая – она полагает, что свойством истины обладает всё знание, которое полезно и практически применимо. (Джеймс)

3)Конвенцианалистскаярассматривает истинность как результат условного соглашения.

4)Когерентная – трактующая личность как согласованность мышления с самим собой. Его непротиворечивость.( Кант, Гегель)

Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остаётся восходящая к Аристотелю корреспондентская теория. В ней истина истолковывается как знание соответствующее действительности.

Критерием истины выступает практика. Практика – материальная, чувственная, предметная деятельность людей, направленная на изменение окружающей действительности.

 

3 формы практики:

1)Материально – производственная

2)Общественно – историческая

3)Научно – экспериментальная.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!