Бэкон – основоположник философии нового времени.



В 18 веке в зап. Европе происходит развитие буржуазных отношений, наука и человеческий разум начинают рассматриваться в этот период, как инструмент созидания мира.

Главный философский труд Бэкона «Великое восстание наук»

В этой работе содержится энциклопедический обзор и классификация всего человеческого знания, делит на 3 области соответствие 3 духовным способностям человека.

Рассудок, память соответствует истории.

Фантазия- поэзии

Рассудку – философию.

Высшей задачей познания Бэкон провозгласил завоевание природы и усовершенствование чел. Жизни.

По словам Бэкона «Знания- сила»

Лишь та наука способна побеждать природу, которая сама повинуется природе, то есть руководствуется познанием её законов.

Бэкон основоположник эмпиризма.

В теории познания, эмпиризм – теории познания, считающая чувственный опыт главным источником получения знания.

Бэкон подверг критике дедуктивный метод, исследуя как единственно достоверный метод логического обоснования, в противовес ему, он предлагает метод индукции, связанный с переходом от частного знания к общему. Данный вопрос разрабатывается Бэконом в работу «Новый Органон»

Новый метод требует прежде всего освобождения человеческого разума от ложных идей, заблуждений.

Бэкон называет их идолами.

· Идолы рода – ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду, они обусловлены несовершенностью, ограниченностью разума.

· Идолы пещеры – искаженные представления действительности, которые присущи только некоторым …. Людей, вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий.

· Идолы площади - это ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов.

· Идолы театра – искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.

Философия Декарта.

В отличии от материализма Бэкона ,отличительная черта философского мира воззрений Декарта – дуализм души и тела.

Декарт допускает 2 независимых друг от друга первоначала.

Нематериальные и материальные субстанции.

Основное свойство материальной субстанции – это протяжение от нематериальной –мышление.

Создание нового метода мышления, согласно Декарту, требует прочного основания. Именно таким основанием, по его мнению, выступает суждение.

В познании по Декарту, главную роль играют не ощущения, а разум.

Сторонник рационализма- учение , утверждающее первенство зазума в познании.

Независимость разума от чувственных восприятий.

Учение Декарта о методе изложено в его работе о методе.

Метод Декарта включает следующие требования :

· Допускать в качестве истинного только такие положения , которые представляются уму – ясно и отчетливо. Не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.

· Расчленять каждую сложную проблему или задачу на составляющие её частные проблемы или задачи.

Методически переходить от известного и доказанного ,к неизвестному и недоказанному и не делать лишних логических пропусков в логических звеньях исследования.

 

Свобода, ее сущность и форма

Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных целей.

Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней свободы для такой деятельности.

В философии придерживающегося принципа детерминизма, свобода понимается как действие со знанием необходимости. Как писал Спиноза: «свобода как раз и есть познание необходимости». По мнению философов просветителей – свобода связана со способностью человека действовать в согласии с законами разума.

По Канту человек поступает необходимо в одном отношении и свободно, в другом как явление.

В основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор.

В философии экзистенциализма свобода – фундаментальная характеристика человеческого существования. Человек сам выбирает каким ему быть, что делает, сам выбирает идеалы и ценности, сам формирует свою личность.

Свобода сопряжена с ответственностью.

Человек может сбежать от свободы, это явление описал Фромм Эрих.

Свобода налагает определенные обязанности , связан. С трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным.

Абсолютной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна.

Мера свободы, которой обладают люди определяется уровнем развития экономики и культуры, познание ими объективных процессов в природе и обществе, социальным и политическим строем данного общества. Как писал Энгельс: «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе»

7.Рационализм Р. Декарта
Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме, врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.

Воззрения Д. на природу носили, в основном, механистический характер. Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но, в последствии, развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.

Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учений о природе. Душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Субстанция - бог. Все остальное есть нечто сотворенное богом.

Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.

Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания.

Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному.

Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

 

 

Философия Канта.

Кант является основоположником немецкой классической философии. Его творчество включает два периода : первый – до критический (до 1770года), второй критический.

В первый период интересы Канта носят ярко выраженный естественно научный характер. Именно тогда кант обосновал научную гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. И так, в докритический период Кант выступает как стихийный материалист и диалектик, он обосновал идею саморазвития природы. В 70ые годы в творчестве Канта начинается критический период. В противоположность предшествующей философии, которую Кант считал Догматической . Свою философию кант назвал Критической. В критический период Кант создал такие работы как, “Критика чистого разума”,“Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. Сам Кант сравнивал свой подход с революцией совершенной Коперником.

Кант предложил переместить центр внимания с объекта познания на познавательные способности человека. (То с помощью чего и как мы познаем)

Суть теории познания Канта в следующем – по Канту существует мир вещей, который не зависит от человеческого сознания. Воздействуя на органы чувств, он вызывает в них ощущение. Вещи, как они существуют в названии человека, Кант называет явлениями. По Канту нашему знанию доступно только явление. Или как говорит Кант, феномены.

Вещи сами по себе не познаваемы. По этому, для человека они становятся “вещами в себе”

Тем самым Кант становится на позицию агностицизма.

Кант выделяет три формы познания:

1 чувствительность

2 рассудок

3 разум

 

Чувствительность. Имеет свои формы существования. Такими формами является пространство и время. У Канта пространство и время это не формы бытия вещей существующие независимо от нашего сознания, а напротив – это субъективная доопытная изначально присущая форма чувственности человека.

Рассудок – это мышление оперирующее понятиями, категориями и способно составлять суждения. Кант разрабатывает систему категория, объединяя их в 4 группы: количество, качество, отношения, модальности. Кант мыслит предметы и явления как подчиненное трем законам – сохранение субстанции, причинности, взаимодействие субстанции. По Канту, эти законы необходимы и всеобщи. Однако они принадлежат не природе, а только человеческому рассудку.

Таким образом, философия Канта – это своеобразная форма субъективного идеализма.

У Канта с сознание само создает общие и необходимые законы, которые вносят в мир явлений причинность, необходимость, связь, позволяя упорядочить их.

Разум. Предметом разума выступают: Бог, свобода и душа. К формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Находящийся за пределами опыта. Умо постигаемый мир доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта. Разум руководит деятельностью рассудка. Ставит перед ним цели, оперирует идеями. Однако при попытке дать научное, содержательное знание о боге, свободе и душе… при поптытки дать определения Богу, свободе и душе происх антиномия – суждения, которые взаимоисключают друг друга.

Антиномии

Мир – имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Он бесконечен во времени и безграничен в пространстве.

               Все в мире состоит из простых частей. Нет ничего простого, все сложно.

               В мире существует свобода. Нет никакой свободы.

Все совершается в мире по закону природы.

             Бог есть необходимость – безусловная сущность мира. Бога нет в мире.

 

Нравственная философия Канта .

Человеческий разум способен не только к познанию, но и к моральному действию. Эту способность Кант исследует в “Критика практического разума”. По Канту – человек поступает необходимо в одном отношении и свободном в другом. Как явление природы, человек подчинен необходимости. Контраственно существую – он свободен.

Как нравственнео существо свободен. В основу человеческой свободы, по Канту лежит способность делать собственный выбор, при этом свобода не сводится к произволу. Удовлетворение случайных прихотей и желаний.

Нравственное чувство по Канту должно быть опосредованно долгом, ограничено им.

Нравственное поведение. Не может иметь внешних мотивов. Кант утверждает, оно не может быть обусловлено, ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к наслаждению или счастью.

В качестве единственного мотива такого поведения, Кант признает только долг. В этике Канта следует различать: максима и императивы” – максима – субъективный признак воли.

 Например максима отомстви за всякое, нанесенная оскарбления преполпгет людей не желающих терпеть обидчика.

 

Императивы – это объективные, практические принципы значимые для всех, они выражают объективную необходимость действия. Существую 2 типа императивов :

Первые - гипотетически

 Второй - Категорически

Гипотетический корм. Предполагает определенную цель, ради которой можно еще действовать. Если хочешь, то должен.

Например. Если хочешь стать чемпионом, то занимайся спортом. В отличие от него категорический определяет волевую направленность нашего действия вне зависимости от желаемой цели. От результатов, как обусловленно её собственнм заком.

Его формула долже, по тому тчто

Напр. Все люди, как разумне существа должны свидетельствовать.

Кант предлагает следующюю форм. Ккатегорического По Канту, человеческая личность самое целое, и нив коем случае оа не должна рассматриваться, как средство для решения тех или иных задач.

 

 

Философия Гегеля .

Философия Гегеля представляет высшее достижение немецкой классической философии. Гегель разработал систему философии охватывающую все области человеческого знания. Главные труды гегеля – это фенаменология духа, Наука о логике, философия прпава и др.

Исходное положение философии Гегеля – это тождество бытия и мышления. То есть понимание реального мира как проявление идеи духа – это тождество Гегель рассматривает, как исторически развивающие процесс познания абсолютной идеи самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит духовное начал – абсолютная идея (мировой дух).

Абсолютная идея развивается в таких последовательно сменяющих друг друга формах, как – мышление, природа, дух. В соответствии с этими формами бытья абсолютной идеи Гегель в своей системе выделяет три части: Логику, философию природы, философию духа. В системе Гегеля логика занимает центральное место. Она включает учения бытья, учение о сущности и учение о понятии. Второй этап в развитии абсолютной идеии представляет природа, главными формами природного бытья абсолютной идеи выступает – механика, физика, органика.

Завершающу третью часть системы Гегеля представляет философию духа. Она посвещена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе её развития. Покидая природу, абсолютная идея “возвращается” к самой себе в качестве абсолютного духа. Выступающего как самознание человечества на всем протяжени всемирной истории.

   Философия духа включает три раздела:

 - субъективный дух

 - объективный дух.

- - абсолютный дух

 

Субъективный дух – становления индивидуального знания.

Объективный дух – социально-политическая жизнь общества

Абсолютный дух – высшая форма самореализации абсолютной идеи. Абсолютный дух это абсолютная духованя деятельность человечества на протяжении всемирной истории, онр проходит три ступени развития: искусство, религию, философию.

И так, система гегеля является объективно – идеалестической. В ней абсолютная идея существуею до природы и общества и пораждает их. Система строитьтся на основе триады, тезис-антитезис-синтес. Это позваляется показать поступательный характер развития мира, с достижением стадии абсолютного духа, развитие

Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде прогресса. Его философия получила разработку диалектика, как метод исследования Гегель дал диалектический анализ всех, важнейших категорий диалектики. И сформулировал три основных юза-пона

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон взаимопроникновение противоположностей

Закон отрицания.

Однако, между диалектическим методом и системой методов имеются противоречия.

Философская система Гегеля предполагает начало и конец развития абсолютной идеи. А диалектика рассматривает развитие как вечное и бесконечное.

 

Марксистская философия.

1)Причины возникновения, основные идеи, сущность марксистской философии .

Марксистская философия была создана Марксом и Энгелтьсом во второй половине 19 века. Она дала ответы на многие острые вопросы, связанные с установлением капитализма. Она явилась теоретическим выражением мировоззрения рабочего класса. Марксистская философия является составной частью марксизма. Марксизм наряду с философией включает в себя политикэкономию и научный коммунизм. Идейными источниками марксизма была немецкая классическая философия(Гегель, Фейербах). Английская политическая экономия (Адам Смитт, Рикардо) и французский утопический социализм ( Сен-Семо, Фурье, Оуэн). Непосредственными теоретическими предпоссылками марксистской философии стали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Маркс и Энгельс высоко оценивали диалектику Гегеля как учение о развитие. Однако, идеалистическая система Гегеля постоянно ставит ограничения диалектическому методу. Она вынуждает положить конец историческому процессу. Поэтому нужно было освободить диалектический метод от ограничений идеалистической системы.

Острой критики идеализм Гегеля подверг Фейербах. Он провозгласил торжество материализма. Он исходит из того, что природа существует независимо от какого-либо духа и является основой всего существующего. В то же время материализм Фейербаха имел ограничения. Он был механистическим, метафизическим(антидиалектическим), созерцательным( не понимал роли практики). Идеалистическое понимание общественной жизни Маркс и Энгельс преодолели недостатки, присущие философии Гегеля и Фейербаха. Они унаследовали рациональное содержание их учений. Диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. И создали качественно новую философию-диалектический материализм. Основные положения:

-в работе «Людфиг Фейербах и конец классической немецкой …» Энгельс сформировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет 2 стороны.

· Что первично материя или сознание?

· Познавание окружающего мира.

- согласно марксизму сознание- это не самостоятельная сущность, а отражение материального мира. Оно реально существует, но вторично по отношению к материальному миру.

-материя находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение-это способ существования материи. Энгельс разработал классификацию форм движения материй. Она включает: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение.

-марксизм исходит из представления об объективном единстве материи, движения пространства и времени. Пространство и время – это форма существования материи.

- согласно марксизму процесс познания имеет диалектичный характер. Выделяются такие диалектические связанные ступени познания как чувств и рациональное, первовопрос о истине.

Вводится понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Марксистская философия указывает также на конкретность истины. Основой и целью познания является общественная практика. Практика выступает и как критерий истины. Выделяются такие формы практики как производственная, общественно-историческая деятельность людей и научный эксперимент.

Ленин в работе «К. Маркс» писал, что двумя наиболее значимыми открытиями Маркса стали материальное понимание истории и теория прибавочной стоимости. Маркс показал, что производство прибавочной стоимости основано на эксплуатации, на частном присвоении капиталистами неоплачиваемого труда наемных рабочих. Исторически материализм – это социально-философская теория марксизма. Основная идея исторического материализма выражена в законе, в определенной роли материального производства, в развитии общества. Главное содержание исторического материализма представляет концепция общественно-экономической формации. В ней сущностно выражена человеческая история, как последовательность сменяющего друг друга первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формацией.

Согласно историческому социализму развитие общества современного по объективным законам, то есть представляет собой естественный исторический процесс.

История есть результат деятельности людей. Это проявляется в роли народных масс и личностей в классовой борьбе.

По диктатуре пролетариата, по необходимости союза пролетариата с крестьянством о неизбежности слома буржуазно-государственной машины и установление диктатуры пролетариата.

В Марксизме получило разработку о массовой борьбе, принципиально новыми были положения Маркса о исторически приходящим сущ. классов, а там что путь уничтожения классов лежит через установление диктатуры пролетариата. Она является лишь переходом к бесклассовому обществу.

Итоговым выражением общественного прогресса является полнота развития человека как личности.

Маркс и Энгельс обосновали подлинную роль практики в общественном развитии. До сих пор по словам Маркса «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключалось в том, чтобы изменить его».

 

 

Позитивизм и его эволюция

Позитивизм – это направление в философии, зародившееся в 30-40-е годы 19в.

 Его сторонники утверждали, что источником подменного позитивного положительного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки.Философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

Согласно позитивистам философия должна оказаться от любой оценочно роли и исследовать только факты. Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт.

Позитивизм в своем развитии прошел 4 основные стадии:

1.Классический позитивизм (Кант, Спенсер). Они считали, что философия не имеет собственного предмета исследования, а растворяется в конкретных объектах научного знания.

2.Махизм (Мах, Авенариус) Согласно махизму в основе философии должен лежать опыт, по этому данное направление имеет ещё одно название – эмпириокритицизм.

Эмпириокритицизм выступает с субъекта идеологии позиций, все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде комплекса ощущений, таким образом изучение окружающего мира возникло только после исследования человеческих ощущений.

3. Неопозитивизм (19-20 век). Основные предстваление неопозитивизма были философы венского кружка.

4.Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун

 

Иррационализм и его эволюция

Иррационализм в широком смысле – это философские учения, которые ограничивают, принимают или отрицают решающую роль разума в познании , выдвигая на первый план инстинкт, озарение, интуицию,непосредственное созерцание и.т.д. Как правило, эти учения являются идеалистическими.

К числу представителей иррационализма относятся Кьеркегор,Шопенгауэр, Ницше, Фрэо и другие.

Кьеркегор – датский философ, теолог, представитель философии жизни, его заслуга заключается в постановке собственно человеческих вопросов. Проблем субъективного бытия. Центральное место в наследии Кьеркегора занимает учение о 3 стадиях человеческого существования: эстетической, этической и религиозной.

Шопенгауэр – немецкий философ , один из наиболее известных представителей иррационалистов .Главное произведение: «Мир ,как воля и представление.» Он рассматривает волю как первооснову бытия. Воля –некая космическая сила, создающая мир и человека. Сама по себе воля бессознательна и представляет слепой, неудержимый порыв.

Человек является рабом воли в этом мире. Воля заставляет его жить, каким бы безжалостным и жалким ни было человеческое существование ,для большинства людей жизнь не стоит того, чтобы жить. По Шопенгауэру существует 3 основные пружины человеческих поступков : эгоизм, который хочет собственного блага,он безграничен, злоба,которая хочет чужого горя и доходит до крайней жестокости и сострадание, которое хочет чужого блага и доходит до благородства и великодушия.

В глубине своего существа , человек- это дикое, жестокое животное .«Человек- единственное животное, способное истязать других ради самой цели – заставить страдать»- Шопенгауэр. Искупление возможно лищб с прекращением желания . От вожделений можно избавиться только с помощью искусства и аскеза.

Однако счастливые моменты эстетического созерцания весьма не продолжительны, только путем аскезы возможно полное освобождение от страдания. 1 шаг на пути к этому- это реализовывать справедливость, признать других –равными себе.

Следующий шаг – доброжелательность, бескорыстность, любовь, несущей также крест трагической судьбы. Доброта –это сострадание ,умение чувствовать чужое страдание как свое. Именно сострадание является основанием этики Шопенгауэра.

Фидрих Ницше – немецкий философ, один из основоположников философии жизни, основные произведения : «Так говорил Заратустра.», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.

В его философии происходит переоценка всех ценностей, наиболее острой критике подвергаются такие понятия, как – сострадание, христианская любовь к ближнему, равенство всех перед богом. Подлинными аристократами по Ницше являются не современники, а герои античности и Ренесанса.

Фундаментальными антологическим понятием в его философии является «воля к власти». При этом воля у Ницше означает конкретную, индивидуальную волю человека, она является первичной по отношению к мышлению и нерзрывно связана с человеческой деятельностью.

По Ницше в каждой культуре и человеке присутствуют 2 начала : Аполоновское и Дионесийское.

Аполоновское начало – светлый культ разума, науки, соразмерности и гармонии, свободы от диких порывов.

Дионесийское начало – стихийное, необузданное варварство, поток несдерживаемых страстей.

Современная культура по Ницше находится в глубоком кризисе из- за преобладания Аполоновского, рационалистического начала.

По словам Ницше : «Человек в полной мере еще не возник, не вырвался из животного состояния. Об этом свидетельствуют соперничество, конкуренция, войны и только отдельные индивиды, включая философов, художников и святых достигли подлинного человеческого состояния.

По Ницше всюду господствует масса –серых, обезличенных людишек. Это стадо объединяет чувство злобной зависти ко всему яркому и талантливому. В его философии получила разработку - идея сверхчеловека. Сверхчеловек- создатель и носитель новой морали, обладающей мощным, дионесийским началом. К числу новых ценностей относится духовное творчество – абсолютная способность к коренной переоценке ценностей, сверхиндивидуализм, полная концентрация воля к власти.

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, основатель психоанализа « Тотем и Табу», «По ту сторону принципа удовольствия», « Я и оно», «Будущее одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре.»

Главная заслуга Фрейда – это открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь.

По фрейду, в психике выделяются 3 области, 3 слоя

1.Оно

2. Я

3. Сверх я.

Я и «Оно»

Оно – это область бессознательного, глубинный слой психики по Фрейду «кипящий котел инстинктов»

Фрейд разделял все связанные с тем или иным влечения на 2 противоположные группы.

· Инстинкт смерти, агрессии и разрушения (тонатос)

· Инстинкт жизни , любви- эрос

Сознательное я- это посредник между «Оно» и внешним миром. «Я» содействует влиянию этого мира на бессознательную деятельность человека.

Сверх я – это система внешних запретов и правил социально- культурного характера.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!