Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности



 

Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства.

Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуально. Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по рисованию и проводится в свободное время как игра. Цель всех занятий – развитие у детей творческого воображения. В проведении занятий можно использовать следующие приемы:

1. Мысленное выделение отдельных свойств предметов и явлений. Этот процесс представляет преимущественно аналитическую операцию в форме мысленного отвлечения, как бы отщепления свойств от целого, что позволяет более тщательно изучить это свойство.

2. Акцентирование определённых свойств. При посредстве этого способа работы воображения создаются некоторые характеры в художественной литературе, когда одно из свойств показано в такой яркой форме, что оно становится определяющим по отношению ко всему характеру.

3. Гиперболизация проявления в исключительном преувеличении тех или иных свойств предметов, явлений, черт характера, что позволяет создать образы крупного плана и впечатляющего действия.

4. Преуменьшение различных свойств образов или целостных образов и картин, психологических качеств.

5. Сочетание в создании одного образа способов гиперболизации и преуменьшения, причём одно из свойств представлено в преувеличенном виде, другое в преуменьшенном виде в соответствии с творческим замыслом.

6. Уподобление одних явлений другим с целью их сопоставления, указания на сходство и различие. Образная форма уподобления, например, метафоризация ещё более оттеняет характер уподобления.

7. Превращение образов, например, в волшебной сказке. (Своеобразные формы превращения являются также одним из психологических механизмов деятельности воображения во время сновидения).

8. Агглютинация – сочетание в целостный образ свойств, принадлежащих различным предметам или живым существом. Одним из примеров действия этого механизма является создания образов дракона, русалки, сфинкса, крылатого быка (пегаса).

9. Комбинирование элементов, принадлежащим разным системам, что приводит к созданию целостного образа и новой структуры составляющих ее компонентов.

10. Создание синтетического образа путем целостного объединения различных свойств в их закономерном сочетании. Данный способ создания новых образов применяет, в частности, в художественном изображении типических характеров, в единстве в них общего и индивидуального. В плане характеристики познавательного процесса типизация представляет собой результат сложной аналитико-синтетической деятельности.

11 Создание конкретных образов с иносказательным обобщением значением (аллегорий) и символических образов в их идейном значении.

12. Реконструкция целостного предмета или явлениях по сохранившимся его элементам, в основе чего лежат операции синтетического характера.

13. Создание образов желаемого, возможного и необходимого будущего, что человек стремится осуществить. Эти образы мыслятся как в виде обобщенных целостных картин, так их в персонифицированной форме (образы – мечты, образы – идеалы).

14. Схематизация, при посредстве которой выявляются конструктивные элементы объектов.

15. Структурирование с целью выявления внутреннего строения, пространственной конфигурации и функций изучаемых объектов.

16. Создание образов, в которых свойства объектов воспроизводятся в их предельном выражении с целью познания (модели – идеализации).

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможностей для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Такая задача требует от учителя особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывается разные виды помощи: одобрение учителя, дополнительные разъяснения, совместная работа со взрослым. В любом случае учитель строит обобщения таким образом, чтобы при возможности каждый ребенок мог порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут делиться своими достижениями друг с другом, помогать друг другу, выполнять задания в группах.

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска поливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой, для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.

Пальцевая живопись дает возможность создавать прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и так далее. В старших группах – прекрасные пейзажи, деревья, которые получаются в результате смешения красок, накладывания их друг на друга. Из современных художников пальцевой живописью занимается Гюнтер Юккер из Германии.

2. Можно использовать монотипию – краска наносится на целлофан, кусочек бумаги или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами.

В зависимости от размера пятна, от направления движения пальцев, получаются различные изображения.

Разновидность этого приема – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

З. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – и рисунок тушью проступает на цветном фоне.

4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.

5. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6. Прекрасно дети справляются с коллажом – сочетанием аппликации и рисования, причем материал для аппликации может быть самым различным – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

7. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может оcыпатъся (необходимо аккуратно хранить работу). Если размывать краски, выпуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать разные оттенки этого цвета.

8. Интересна объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.

9. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали.

Разновидность приема – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.

10. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносимых кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11. На предварительно скомканную и сжатую бумагу, а затем расправленную бумагу наносится рисунок.

12. На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.

13. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная 6yмara: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14. Нанести густой краской рисунок на 6 умогу, а когда она высохнет, опустить рисунок на секунду-две в тарелочку или поднос. Изображение получится расплывчатым: дождь, туман и так далее.

15. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы рисунок был выпуклым. Подождать, пока высохнет клей, и навести краску, причем жидкую, чтобы она свободно растекалась в пределах нанесенного контура. (24, с. 6–7)

Примерное программное содержание занятий по РТВ.

1. Придумывание сказки по предложенному началу.

2. Составление сказки на свободную тему.

3. Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

4. Учить представлять события в последовательности их развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

5. Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.

6. Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.

7. Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

8. Изменять заимствованные из сказок ситуации.

9. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба-Яга, щедрая Лиса).

10. За счет использования новых приемов преобразований создавать новый образ.

11. Проявлять способность «войти» в состояние героя, предмета, словесно выражать состояние, пытаться описать (нарисовать) его внешний облик, характер, действия, настроение, обстоятельство, при которых совершалось действие.

12. Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребенка) образы и образные ситуации.

13. Учить применять новые способы преобразование впечатлений – наделение людей свойствами фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительным их преобразованием.

14. Учить сочетать частично прямое подражание с самостоятельными действиями детей, выражающимися: а) в придумывании исходной ситуации сказки; б) в незначительном изменении содержании отдельных эпизодов.

15. Учить воспринимать образ, созданный посредствам музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.

16. Развивать умение, наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлении, обобщать их по признакам и выявлять противоречивые свойства.

17. Расширять представление о предметах и явлениях окружающей жизни, растительном и животном мире, живой и неживой природы.

18. Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

19. Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путем анализа сказок, рисунков, песен.

20. Развивать художественное – творческие способности детей: поэтический музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы и композиции.

21. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, использовать для этой цели сказки и рисунки, как с помощью воспитателя, так и без него.

22. Закреплять и расширять пространственные представления.

23. Учить самостоятельно, составлять иллюстрации (из разрезанных) к разным сказкам.

24. Учить составлять из отдельных рисунков или, рисуя на одном большом листе, иллюстрации к одной сказке (по желанию).

25. Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо – плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки (24, с. 3–88).

На первом этапе главная цель занятий – формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Построение знакомых детям предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета). Уделяется внимание приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образа.

Задание 1. Точки.

Учитель показывает ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Затем предлагает самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек (23, с. 253).

Задание 2. Комбинирование.

Ребенку предлагается придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размер фигур можно менять (23, с. 253)

Задание 3. Незаконченный рисунок.

Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать (23, 252).

Задание 4. Волшебный кружок.

На доске большой лист бумаги с нарисованным овалом. Учитель спрашивает у детей: «Что здесь нарисовано?» (круг, овал, яичко, мячик, солнышко, колобок и так далее). Затем учитель подводит детей к тому, что этот овал может быть частью какого-то сказочного героя, просит детей вспомнить сказки и сказочных героев. После чего детям предлагает нарисовать сказочного героя, используя волшебный кружок. Аналогичное занятие можно провести с «волшебным треугольником», «волшебным квадратом» (24, с. 11).

На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному видению.

Задание 5. Нелепые картинки.

Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать, что на ней не правильно, нелепо. Придумать и нарисовать свою нелепую картинку. (9, с. 42)

Задание 6. Что произойдет?

Детям предлагается ответить рисунком на предложенный вопрос:

– Что произойдет, если Баба-Яга станет доброй, а лиса – щедрой?

– Что произойдет, если дождь будет лить не переставая? (23, с. 254)

Задание 7. Три краски.

Ребенку предлагается выбрать три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг к другу, и заполнить ими весь лист. После чего учитель спрашивает: На что похож рисунок? Если ребенку трудно ответить, разрешается немного дорисовать. Затем нужно придумать название к рисунку. Оценивается оригинальность рисунка и высказывания (12, с. 25, 37, 48, 73).

Задание 8. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги. Большого формата. Лист делится на четыре «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и тому подобное).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходит актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постоянно вносятся элементы фантастики – реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова – зеленая, солнце – синие и так далее). (4, с 33)

На третьем этапе основной целью становится развитие самостоятельного изобразительного творчества детей.

Задание 9. Волшебные краски.

Учитель спрашивает у детей: Что такое волшебство? Верят ли они в сказку. Знакомит их со словом творчество. В течение всего занятия дети работают в группе. Учитель рассказывает им сказку о доброй волшебнице, которая придумала для злого короля яркие, красивые краски, после чего дети вместе с учителем создают такие волшебные краски. Главной коллективной работой будет создание волшебной, сказочной страны, где дети рисуют не кисточками, а руками, пальцами, выливая краски так, чтобы они оставили свой след. В конце занятия детям предлагается найти в картине как можно больше сказочных героев, которые спрятались. (см. Приложение).

Задание 10. Настоящая картина.

Учитель рассказывает детям о временных года, показывает иллюстрации, картины разных художников. Предлагает детям вспомнить какая бывает осень (ранняя, золотая, поздняя). Какие можно использовать цвета. Спрашивает, какое время года сейчас на улице, как это определили. Просит назвать приметы того или иного времени года, вспомнить стихи об осени, весне, зиме и лете. Уточняет, какой цвет можно использовать к каждому времени года. Дети слушают фрагменты из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Затем детям предлагается нанести на стекло (пластмассовую дощечку) один или два цвета, подходящих к тому или иному времени года и оставить отпечаток от стекла на бумаге. После того, как рисунок высохнет детям предлагается с помощью гелевой ручки или фломастера обвести контуры размыва, подкорректировать рисунок, чтобы получился пейзаж. Затем проводится выставка рисунков, желающие могут рассказать, что у них изображено. (12, с. 25, 37, 73).

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!