Роль изобразительной деятельности в развитии детей



 

Дети с задержкой психического развития при отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с первого класса становятся неуспевающими. В становлении их мотивации и самооценки прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников.

Позиция неуспевающего – это, прежде всего низкий социальный статус в классе. Учитель, ставящий низкие отметки и делающий замечания ученику, в глазах других детей низко оценивает его как личность в целом. Дети полностью принимают эту оценку. Они считают неуспевающих не только глупыми, но и наделенными прочими отрицательными качествами, даже не красивыми.

Если ребенок не получает нужной ему помощи и не достигает в учении успеха, пусть и относительного, его субъективное восприятие ситуации постоянно меняется. Он начинает осознавать свою несостоятельность по сравнению с хорошо успевающими одноклассниками. К концу начальных классов возникает чувство неполноценности, и даже безнадежности. Самооценка становится заниженной.

Длительная неуспеваемость приводит к «научению беспомощности». Представление о своих низких способностях к обучению и ожидание дальнейших неудач приводят к тому, что у ребенка пропадает желание действовать, что-то изменять, а собственные усилия теряют для него смысл.

Положение отстающего в массовой школе помимо появления чувства неполноценности иногда приводит и к попыткам личностной компенсации, ложного самоутверждения – в нарушениях дисциплины, позднее в подростковом возрасте, в асоциальных формах поведения.

Наиболее благоприятно компенсаторная самооценка развивается, когда неуспевающий ученик может найти социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в других видах деятельности. Тогда общий уровень самооценки повысится за счет высокой самооценки позитивных качеств и способностей, а низкая оценка «ума» оказывается не столь значимой.

Неблагоприятное развитие самооценки и учебной мотивации при задержке психического развития определяется не только объективными трудностями, которые испытывает ребенок в учебной деятельности, но и низкой оценкой ученика его возможностей и качеств взрослыми и сверстниками, соответствующей атмосферой в классе.

Отрицательные моменты могут быть компенсированы особой ролью учителя, способностью создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников.

Личностный рост ребенка с задержкой психического развития в принципе возможен при различных условиях обучения (КРО или массовые классы), и даже при отсутствии школьных успехов. Стоит прислушаться к мнению английского психолога и психотерапевта Р. Бернса «Забота учителей и родителей о детях должна быть разумной. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки» (14, с. 59).

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и так далее. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством, не только независимо от места и времени, и, самое главное независимо от личностных комплексов. Дети в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано (16, с. 38).

Развитие творческого процесса обогащает воображение. Расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятия, внимание. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на девяносто процентов состоит из открытия нового.

Творческая деятельность развивает личность ребенка. Помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и так далее. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Творческая деятельность развивает эстетические чувства ребенка, через деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое чувство как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Большинство детей каждый день живет с ощущением что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Неуважение, проявляемое взрослыми к детским «каракулям», цветовым «пятнам» и «розовым слонам» создают для юного художника массу барьеров на пути самореализации, и очень не многие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Традиционная форма обучения основана на развитие функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро усваивают способности к музыке, изобразительному и художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников» часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников в исследовании данной проблемы за рубежом обычно называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Люке, А. Кларк, Ж. Пиаже, М. Линдстрем и другие.

Различные аспекты проблемы детского изобразительного творчества исследованы отечественными учеными. Среди них В.М, Бехтерев, Ю.Н. Болдырева, Л.С, Выготский, О.И. Галкина, Л.А. Венгер, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина, Е.С. Романова и другие.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти способности детского мышления.

Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством».

Основные новообразования в возрасте от шести до десяти лет – произвольные психологические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно – логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект и мысль заново графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. (19, с. 45–47)

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрей, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность своеобразный аналог графической речи. (5, с. 66 –71)

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их словесном описании у детей возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. По средствам рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний. Многочисленные исследования других специалистов показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка.

Первые годы обучения – один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка. Складывается самая молодая функция психики – речь. Происходит формирование контекстной и диалогической ситуативной речи, совершенствуется общение. Поэтому именно у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально, посредствам визуальной и пластической экспрессии, рисунка. Еще К. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слова.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных, всеобщих этапов. В истоках первых детских рисунках скрывается тайна зарождения и развития ценнейших способностях человека: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения.

Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях различных культур, в изобразительной деятельности обязательно проходят стадии «марания», «головоногов», «бесформенных изображений», «схематического изображения» и другие. Специалисты отмечают, что рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством. Типичные особенности изобразительного продукта четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. В частности «художники» примерно до шести лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.

К шести-семи годам у детей складывается новый тип расположения рисунка. Его основная особенность – симметрия в размещении изображений. Дети начинают понимать и учитывать ограничения места, его взаимосвязанные части (верх, низ, стороны, центр). Однако ребенок использует их по отдельности, последовательно переключая внимание, как бы подчиняя структурному членению. Работа начинается в середине листа с самого важного, обычно с крупного объекта, а затем смещается вправо или влево. Маленький рисовальщик изображает, как уже говорилось, не предмет, а обобщенные знания о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (19, с. 45–52).

По наблюдениям Е.И. Игнатьева, желая усовершенствовать рисунок, ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые детали. В свободных рисунках очень легко используются быстро возникающие ассоциации. Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнения конкретного задания.

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира. Отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче он будет сам и продукты его творчества.

Таким образом, художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, гораздо важнее изменения в его развитии. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности, формирование уверенности в себе и в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности и другое. Перед педагогом стоит задача развития детей в этом направлении, которая заставляет по-новому взглянуть на содержание, формы организации и руководство детской деятельностью.

Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем (13, с. 3–6).

Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознание и интересное дело для ребенка.

Вывод: итак, в данной главе были рассмотрены следующие вопросы: проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности; клинико – психологические характеристики детей; причины возникновения задержки психического развития; роль изобразительной деятельности в развитии детей. В норме воображение активизируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности. Существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если ему способствует среда. Сенситивным периодом для развития творчества является возраст от пяти до пятнадцати лет. Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Изобразительная деятельность это особая среда, способствующая развитию всех детей: и одаренных, и с ограниченной патологией, и с отставанием в психическом развитии, где они ощущают себя защищенными и свободными в своих суждениях. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие, общение с искусством позволяет разбудить чувства детей, создать атмосферу творчества. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 561; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!