Проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности



 

В настоящее время проявляется огромный интерес к проблемам педагогики и психологии творчества в социальной и экономической, материальной и духовной сферах жизни. Несмотря на то, что творчество изучалось и ранее, оказалось, что в современных условиях, в развитие его педагогических и психологических аспектов можно еще многое добавить. Материал изобилует множеством имен и концепций зарубежной и отечественной науки охватывает широкий круг вопросов, раскрывающих проблему.

Проблема творчества в целом рассматривается в естественной связи с теми огромными социальными и психолого-педагогическими задачами, которые решает наше общество в подготовке талантливой молодежи, готовой к решению творческих задач в современных непростых условиях. В силу этого актуальность данной темы постоянно возрастает в современных условиях, постоянно меняющихся взглядов на решение проблем нашего общества.

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. История ее изучения насчитывает более чем две тысячи лет. В течение многих веков в этой проблеме «мирно сосуществовали» различные взгляды – научные и околонаучные представления, здравый смысл и предрассудки. Вечность этой проблемы заключена в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно разнообразных формированиях, проявлениях и применениях. Каждое общество, не порывая с прошлым, тем не менее «будет нуждаться в совершенно новых людях» создаст их в таких социальных качествах и способностях, какие ему не обходимы.

Способности человека есть атрибут общественно-исторического процесса развития человека, они формируются, реализуются и воплощаются в труде, в различных формах человеческой деятельности и создания. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

Формирование, культивирование и реализация способностей – это и педагогико-психологическая, и социальная, и непосредственно производственно-практическая проблема. Человек рождается беспомощным, имеющим лишь одну единственную возможность, отличающую его от животных – возможность в условиях общества в течение всей жизни вырабатывать в себе те или иные способности, усваивать человеческий опыт и культуру, т.о. развивая свои способности.

Человеческие способности, отношения и деятельность в их реальной действительности существуют не изолировано и осуществляются не по очереди, а по принципу: сначала даны наследственные способности каждая из которых порождает себе подобную форму и способ деятельности (творчество), а потом рождаются определённые, адекватные этим формам и способам деятельности формы общественных отношений человека.

Деятельность, труд, творчество и соответственно способности. К таковым воплощают и утверждают общественную сущность человека. Именно общественно – историческая практика человека превратила природу в человеческий объект и только в этой практике возникли и сформировались специфические деятельные способности. Именно в соответственном процессе этого формирования в общественных отношениях человек создаёт самого себя в качестве субъекта деятельности.

Каждая новая потребность общества как человеческая потребность ставит человека в новое отношение к действительности, выдвигает перед ним новые задачи, которые требуют мобилизации не только существующих в данное время сил и способностей, но и формирования, культивирования и использования новых. Характер и уровень развития человеческих способностей является своеобразным показателем практических достижений и возможностей общества на данном этапе его развития.

Процесс создания обществом человека с соответствующими способности есть процесс созидания обществом самого себя, оно в целом и различные его подсистемы функционируют и развиваются за счет рационального использования человеческого творческого потенциала. Как человек, так и общество выступает как цель и средство для другого и опосредуется другим, что и находит своё выражение в их взаимной зависимости. И если говорить о способностях к творчеству в действительном их содержании, многообразии, деятельном их формировании и реализации, то сама человеческая история, материальная и духовная культура предстанет как истинная кладовая человеческого творчества, способности и способов их формирования (14, с. 89).

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим согласно такому пониманию. Не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению ситуации или проблемы (25, с. 8).

Есть более расширенное определение в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а существенные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

С этой позиции весь мир культуры – продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их созидателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным воображением (6, с. 27). Кто-то некогда сначала мысленно представил, а потом воплотил те предметы, которые нас окружают.

Творчество присутствует не только в мастерских великих художников или в партитурах известных композиторов. Оно есть всюду, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы малым ни казалось оно в сравнении с памятниками великого прошлого. Вещи, окружающие человека являются результатом длительного коллективного творчества, в которое каждый вносит посильную лепту, зачастую настолько изменяя предмет, что его мог бы не узнать тот, кто способен выйти за пределы тривиального, привычного, придает вещи новое значение, новый вид, новую функцию, превращается в творца.

Творчество это всегда создание нового. Но не все новое может быть рассмотрено как творческое. Согласно представлению Нобелевского лауреата в области экономики Г. Симона, чтобы быть творческим, продукт должен быть не только новым, но и интересным и ценным для человечества (25, с. 10).

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения (10, с. 136). Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие возможностей этого достичь побуждает самостоятельно искать путь решения проблемы.

Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключение составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели» и «двигатели» и для которых жить означает единственную возможность творить.

Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства. Всякое творчество рождается на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных.

Миллионы людей рисовали тест «Несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают этот тест, точно знают, что и взрослые, и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который существует в реальности, придать другую форму, функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был бы представлен ему в прежнем опыте.

Первая интересная мысль – колесо – это лишь перенос на землю того образа, который ежедневного катится по небу. Конструкторы, создающее самолеты, видели птиц и копируют их крыло, клавиатура современного компьютера – видоизмененная клавиатура печатной машинки, а интерфейс Windows – лишь привычный для каждого способ рассматривать изображение в окне.

Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между эмоциональным переживанием и творческим воображением: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства. Чем более живо ребенок рисует в своем воображение чудовище, тем больше он боится, забывая о том, что сам его породил. (2, с. 17)

Не менее значительным фактором является личностные особенности. Есть люди, легко придумывающее новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость близка чему-то неприятному и тревожному. Это отличие можно объяснить особенностью среды, в которой развивается ребенок: она может активно поощрять в нем созидательные способности, иногда даже и слабо выраженные, но и может не менее активно препятствовать их проявлению, подавляя явно различимый талант. (25, с. 35)

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, каждому периоду детства свойственна своя ее форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве (5, с. 13).

Согласно Т. Рибо (29, с 11–17), все формы творчества требуют включения эмоций, как побудителей этого процесса, и знаний, необходимых для его воплощения. В качестве примера Рибо приводит путешественников, много видевших, но не умеющих рассказать об этом людям, и эмоциональных людей, чьи порывы никогда не порождают творческого результата. (25, с. 35)

Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума. В разные возрастные периоды возможности к творчеству у людей не одинаковы. Ребенок готов рассказать, но ему пока нечего вспомнить. Старику есть, что вспомнить, но отсутствует эмоция, подкрепляющая желание это передать. В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все, уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы. О тех, кто в семьдесят лет начинает рисовать вновь, слагают легенды.

В норме воображения активизируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особо одаренных людей. С возрастом большинство навсегда уходит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение не исчезает полностью, оно появляется теперь в каких-то отдельных аспектах жизни (25, с. 35).

Д.А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которое детское творчество трансформируется в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в неё объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежной конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которой зависит от особенностей личности. (21, с. 214 – 223)

Если сравнить подростка с шести-семи летним ребенком, оказывается, что среди пятнадцатилетних подростков в два-три раза меньше увлекающихся рисованием. Если допустить, с известными оговорками, что сценическая игра – это продолжение детской игры, а развитие артистических данных в какой-то степени подготавливается в игровой ситуации, то можно было бы предполагать среди взрослых значительное число лиц с развитыми актерскими способностями. Однако с возрастом, напротив, уменьшается круг людей, готовых производить сценические действия. С литературным творчеством происходит обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в четырех-пяти летнем возрасте. Нет этого и в семи – восьми летнем возрасте, но затем происходит резкий сдвиг, когда каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник, обнаруживает склонности к продуктивной работе в том или ином жанре литературы. Однако с возрастом потребность в реализации себя в слове, так же как и в живописи, утрачивается, но способности не теряются. Детское творчество – это канал скрытого развития взрослого творчества, важный инструмент формирования личности (1, с 93).

Взросление требует более регидных, жестких форм поведения, связанных с многократно проигранными надежными действиями. Известен факт, когда обезьяны, за которыми наблюдали ученые, переняли их метод мыть батат в реке. Но это сделали лишь молодые особи, поскольку более старшие уже не смогли освоить новые непривычные действия (7, с. 68). Нарастающая ригидность свойственна и человеку. Однако человек отличается от животного способностью к творчеству и после детства. Возможно, это следствие неотении – задержки на детской стадии развития.

Чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать общественной уникальностью. Процент оригинальных ответов в четыре года отмечается у пятидесяти процентов детей, число их падает в два раза в начале посещения школы и только в колледже в подростковом возрасте вновь растет до пятидесяти процентов. (25, с. 36).

У подростков становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту десяти лет, а второй приходится на юношеский возраст. Выделяется несколько уровней творчества. Нижняя возрастная граница приходится на старший дошкольный возраст. Находясь на этом уровне, ребенок, найдя решение, продолжает дальнейший поиск дополнительных решений задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения. Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что самостоятельно найденная опытным путем закономерность не используется ребенком просто как прием решения, после которого задача откладывается, а выступает в качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня отмечается в десять лет. Дети одного возраста могут находится на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них.

Для креативности, как и для многих других психологических свойств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если ему способствует среда. Как и для других качеств, сенситивным периодом для развития творчества являются первые пять лет жизни ребенка. Затем он в большинстве случаев превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста (25, с. 37).

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!