ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕОКЛАССИЧЕСКИХ И ДЕВЕЛОПМЕНТАЛИСТСКИХ ТЕОРИЙ



 

Неоклассические схемы развития в странах Первого мира перестали работать уже в конце 1960-х годов, когда экономический бум закончился и начался спад. Растущая поляризация мира по принципу бедные и богатые страны не укладывалась в стадиальные схемы развития. Социологи и политологи оставили идеи насаждения либеральной демократии в развивающихся странах и стали больше говорить о необходимости поддержания мирового порядка и стабильности.

Проекты догоняющего развития, принятые в некоторых развивающихся странах, ориентировали их на внедрение отсутствующих компонентов идеальной модели модернизации - новых технологий, капитальных ресурсов, передовых методов науки об управлении.

Компенсационный механизм стран-имитаторов включал использование финансовой помощи, внешнего предпринимательского и ссудного капитала, а также расширение экономических функций государства.

В 1970-е годы иррациональность такой политики стала очевидной.

Цена импортозамещающей индустриализации оказалась слишком высокой. Акцент на тяжелую промышленность обострил положение в сельском хояйстве и продовольственную проблему в целом.

Демографический взрыв поглотил большую часть прироста ВНП. Темпы экономического роста упали, а безработица и неравенство в распределении доходов возросли. Привнесение элементов капитализма извне резко изменило баланс политических сил и интересов внутри традиционных обществ. Как оказалось, традиционным структурам больше соответствует частичная модернизация через бюрократические распределительные модели. Усиление позиций предпринимательского капитала вызвало в ответ консолидацию бюрократии и авторитарных политических режимов, которые для оправдания своего господства стали прибегать к религиозным и квазимодернистским идеологиям.

Эта новая политическая элита занялась собственным обогащением на фоне инертных и политически аморфных масс. Разнородность социальных укладов создала атмосферу моральной неустойчивости и как следствие - коррупцию и фаворитизм. На этом фоне возникли новые теории глобального развития, которые стремились объяснить возникшую ситуацию совершенно по-иному.

 

ТЕОРИЯ МИРОВЫХ СИСТЕМ И. УОЛЛЕРСТАЙНА

 

Теория американского историка и социолога И.Уоллерстайна ставит в центр анализа мировую капиталистическую экономику, возникшую в Западной Европе после 1450 года и менее чем за 500 лет расширившуюся до пределов обитаемого мира. Основной движущей силой этих изменений была аккумуляция капитала в мировом масштабе.

 

СТРУКТУРАЛИЗМ В ПОДХОДЕ УОЛЛЕРСТАЙНА

 

В 1950-1960-х годах неоклассики трактовали проблемы экономического роста применительно к отдельным странам, районам и городам без учета их взаимозависимости. Мировая система представлялась им простой суммой стран-обществ. Считалось, что для полного ее понимания необходимо просто изучить все страны, одну за другой. С точки зрения методологии, такое расщепление целого на автономные, самодостаточные части принято называть редукционизмом.

Уоллерстайн счел такую позицию неадекватной основой для понимания современного мира. Вместо этого он предпочитает рассматривать глобальную мировую систему, обладающую собственными законами развития, считая все страны мира соподчиненными частями этого более общего целого. Поэтому, по его мнению, логика социальных, экономических или культурных изменений в одной из стран мира, в том числе, разумеется, и в России, может быть понята лишь в более общем глобальном контексте мировой экономики. В отличие от редукционистского, такой подход принято называть структуралистским.

 

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УОЛЛЕРСТАЙНА

 

При создании своей теории мировых систем Уоллерстайн использовал достижения материалистической истории, разработанной французской школой Анналов, и неомарксистский подход Андре Гундер Франка к анализу глобального развития.

Школой Анналов называется группа французских историков, объединившихся вокруг журнала "Анналы экономической и социальной истории", основанного в Страсбурге в 1929 году. Эта группа порвала с исторической традицией, которая предпочитала описывать лишь политические события и дипломатические маневры правительств. Акцент был сделан на экономические и социальные корни событий, на материальную стабильность и инерционность, противостоящую политической изменчивости.

Ф.Бродель, один из основателей школы Анналов, пользовался для характеристики медленно текущего социального времени понятием "longue duree" (длительной временной протяженности").

Другим источником теории Уоллерстайна послужила неомарксистская критика теорий развития, разработанных в социальных науках для новых независимых государств, появившихся на месте европейских колоний после Второй мировой войны. Эти теории пытались предложить новым государствам свои рецепты того, как быстрее можно догнать развитые страны мира.

В 1967 году Андре Гундер Франк опубликовал резкую критику этих неоклассических теорий модернизации. Он доказывал, что теории развития, пригодные для стран Западной Европы или Северной Америки, не применимы для бедных, отсталых стран Третьего мира. С его точки зрения, эти общества вовсе не обязаны двигаться по пути, уже пройденному промышленно развитыми странами мира. Бедные страны не становятся богатыми. Наоборот, бедные и богатые - часть одной и той же системы, и более развитые страны, захватившие экономическое или политическое лидерство, используют свои преимущества для подчинения слабых. Нищета развивающихся стран - не следствие изоляции или провала западных технологий. Она проистекает из самой природы отношений господства и подчинения в пределах мировой капиталистической системы.

Уоллерстайн попытался объединить историю и социальную науку, устранив ошибку девелопментализма. Он интерпретировал современную историю не как лестницу, а как процесс, приводящий к организации большого единого функционального региона, первоначально имевшего своим центром северо-западную Европу и позднее ставшего многополюсным.

 

ТИПЫ МИРОВЫХ СИСТЕМ

 

По мнению Уоллерстайна, хотя все общества уникальны, их совокупность можно разделить на 3 основных типа, в зависимости от господствующего в них способа производства. Это понятие шире, чем марксистская трактовка, поскольку кроме собственно производства включает в себя распределение, потребление и принятие решений о том, сколько производить и потреблять. Эти способы производства, в соответствии с которыми организована материальная основа обществ, получили название минисистем, мировых империй и мировых экономик.

 

МИНИСИСТЕМЫ

 

Минисистемы Уоллерстайна - общности людей, заключающие в себе полное разделение труда. Их экономическая активность ограничена охотой, собирательством или примитивным сельским хозяйством, а также товарообменом между производителями. Это был и семьи или родственные группы, контролировавшие ограниченную территорию и существовавшие независимо друг от друга. Как подчеркивает Уоллерстайн, ни одна из этих минисистем не сохранилась до наших дней. Все они рано или поздно были вовлечены в орбиту более сложных мировых систем. Под более сложными мировыми системами Уоллерстайн понимает еще не глобальные системы, а лишь такие, чья территория больше, чем ареал ежегодных перемещений членов одной родственной группы.

 

МИРОВЫЕ ИМПЕРИИ

 

На смену минисистемам чаще всего приходят мировые империи. Это общества, основанные на перераспределении излишков производства. Все мировые империи включали значительную прослойку крестьян, обладавших достаточно развитой техникой для получения излишков продукции по сравнению с их собственными повседневными потребностями. Эти излишки шли на содержание ремесленников и администраторов. Последние образовывали военно-бюрократическую имперскую элиту, поддерживающую единую политическую систему. Это перераспределение излишков вело к такому социальному неравенству, которое никогда не знали минисистемы. За время, прошедшее с начала неолитической революции, историки насчитывают несколько десятков мировых империй. Империи сильны и слабы одновременно. С одной стороны, высокий уровень централизации гарантирует бесперебойные экономические и финансовые поступления в имперский центр из периферийных районов. С другой стороны, гражданская и военная бюрократия поглощает львиную долю этих поступлений, особенно в условиях нестабильной внутри- и внешнеполитической ситуации.

 

 

МИРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ

 

Мировая экономика, или, как предпочитал называть ее Ф.Бродель, "мир-экономика", - общность, основанная на капиталистическом способе производства. Основной принцип его действия - аккумуляция излишков в виде капитала. Основной критерий эффективности - прибыльность. Более эффективные производители побеждают менее эффективных на свободном рынке, снижая издержки производства и опуская рыночные цены. До начала развития капитализма в Европе мировые экономики оставались крайне хрупкими и нестабильными. Они часто распадались или завоевывались одной группой, устанавливавшей единый политический контроль, после чего такая мировая экономика становилась по определению мировой империей. Примеры таких мировых империй, которые возникли из мировых экономик, - Китай, Египет, Рим.

Первым и самым важным исключением стала европейская мировая экономика, которая появилась после 1450 года и к 1900 году распространила свое влияние на весь мир. Попытки создать унифицированную европейскую мировую империю, предпринятые в разные века Францией, Испанией и Германией, оказались безуспешными.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!