Презентация «Знакомство с компьютером»



Прежде чем переходить к выполнению компьютерных уроков, следует сформировать у детей самые простые и необходимые умения, без которых работа с курсом невозможна. На первом уроке не нужен подробный и долгий рассказ. Опыт показывает, что дети достаточно легко осваивают умения и навыки работы на компьютере, если этот процесс идёт постепенно, в ходе решения практических, актуальных для ребят задач. Что касается каких-либо специальных знаний о компьютерах вообще, то такие разговоры в 1 классе вести ещё рано. Поэтому на первом уроке достаточно кратко поговорить с ребятами о главных составляющих компьютера, подробно остановившись на работе мыши, о технике безопасности и гигиене при работе с компьютером. Для организации такого разговора удобно использовать презентацию «Знакомство с компьютером».

Содержание презентации

Экран 1. Что мы будем делать при помощи компьютера. Приблизительный комментарий учителя: «На уроках информатики мы будем с вами решать задачи, печатать тексты, рисовать картинки». Учитель показывает на экране стилизованные картинки с задачей, с текстом, с рисунком. Дальше можно спросить детей: «А где ещё помогает компьютер?» — и получить самые разнообразные ответы (у папы на работе, в стиральной машине, дома для игры, в автомобиле и пр.), которые можно обсудить всем вместе.

Экран 2. Из чего состоит компьютер (системный блок, монитор, клавиатура и мышь). После демонстрации этого экрана покажите детям те компьютеры, которые есть в классе, найдите вместе системные блоки, мониторы, клавиатуры и мыши. Никаких определений давать сейчас не надо — для чего что предназначается, детям всё равно на первом уроке не понять, достаточно лишь того, что они запомнят, как что называется.

Экран 3. Какие бывают мыши. Укажите на тот рисунок, который ближе всего к той мыши, которая есть в классе, и расскажите детям, что поначалу это будет главный инструмент в их работе с компьютером. Обратите внимание на главную кнопку, обсудите, что значит щёлкнуть мышью и пр. Пусть дети подержат в руках мышь, поймут, где расположена главная (левая) кнопка, пощёлкают ею и пр.

Обратите особое внимание на левшей в вашем классе: обсудите с каждым из них отдельно, в какой руке ему удобнее держать мышь. Если ребёнку всё равно (он ещё никогда с мышью не работал), то лучше привыкать работать с мышью правой рукой — это умение ему пригодится в дальнейшем. Если ребёнок с явно выраженной леворукостью и ему совсем неудобно держать мышь правой рукой, лучше тогда не настаивать и разрешить ему работать левой рукой (для этого надо будет переставить мышь так, чтобы она находилась слева от клавиатуры).

Объясните ребятам, что все действия с мышью на мониторе отражает курсор. Если мы двигаем мышью, то курсор двигается по экрану монитора. Курсор может менять свой внешний вид, но его всегда легко найти, слегка подвигав мышью. Именно двигая мышью, мы можем навести курсор на тот объект на экране, на котором будет производиться щелчок мышью.

Экран 4. Что можно подключать к компьютеру. Покажите детям, какие ещё устройства есть в классе, кроме компьютеров: принтер, сканер, наушники и пр. Просто показывайте и называйте устройства. Можно и рассказать, что они делают, только коротко, всё равно детям это не запомнится сразу.

Экраны 5—12. Правила работы за компьютером.

• Как и с любым электроприбором, следует соблюдать правила техники безопасности — не выдёргивать провода из розетки.

• Руки обязательно должны быть сухими и чистыми — иначе клавиатура и мышь очень скоро испачкаются и не будут работать.

• Около компьютера нельзя есть и пить — можно испачкать клавиатуру и мышь.

• В компьютерном классе нельзя бегать и шалить.

• В дисковод можно ставить только диски. Ничего другого нельзя помещать в дисковод и иные части компьютера — иначе он не будет работать.

• Нельзя дотрагиваться до монитора руками и царапать экран разными предметами — он испачкается, и ничего не будет видно.

• Сидеть за компьютером надо так, чтобы смотреть на монитор, не поднимая головы. Клавиатура должна быть близко, под руками, а монитор — подальше. Клавиатура должна быть хорошо освещена, а на монитор не должен попадать прямой свет, иначе будут блики. Яркость монитора нужно отрегулировать так, чтобы не уставали глаза.

• Важно не сидеть за компьютером слишком долго, потому что могут устать глаза. Надо делать перерывы, заниматься другими делами — тем, что скажет учитель.

Эти правила нужно подробно обсудить всем классом. Они простые, поэтому мы надеемся, что дети их быстро поймут и будут им следовать. Напомните детям, что это тоже часть правил игры — на этот раз касающаяся работы в компьютерном классе и за компьютером. Поскольку техника безопасности в компьютерном классе существенно зависит от устройства конкретного класса, то вы можете добавить в этот свод правил ещё некоторые по своему усмотрению.

Урок «Правило раскрашивания»

Новые ключевые понятия и выражения: правило раскрашивания, раскрась (по правилу).

Мы предполагаем, что и дети, и вы сами сумеете понять по примерам из листа определений наше правило раскрашивания. Тем не менее мы считаем полезным, чтобы вы для себя сформулировали в явном виде, в чём состоит это правило (нашу формулировку мы приведём ниже). Предлагаем вам не сообщать нашу или вашу собственную формулировку учащимся. Но если учащийся ошибается при выполнении какого-то задания, нарушая правило раскрашивания, вернитесь вместе с учеником к листу определений учебника, где встречается то же нарушение. Попросите учащегося объяснить, почему здесь раскраска неправильная. Попытка объяснения может помочь ему понять, где он ошибся в своей работе.

Теперь мы с вами обсудим, каково же правило раскрашивания. Рисунки, предлагаемые для раскрашивания, образованы системами линий (границ). Все линии чёрные, примерно одинаковой толщины. Этими линиями лист разбит на несколько областей (как на географической карте). Если две точки на бумаге лежат в одной области, то из одной можно пройти в другую, не пересекая чёрных линий. Если две точки лежат в разных областях, это невозможно.

Наше правило требует, чтобы каждая из областей была раскрашена только одним цветом — так, например, чтобы из зелёной точки нельзя было пройти в красную, не пересекая чёрных линий (границ). Но в то же время две разные области, как расположенные рядом, так и далёкие друг от друга, могут быть раскрашены одним цветом. Раскраска каждой области должна быть сплошной: не должно быть непрокрашенных участков.

Во всех наших картинках среди всех областей имеется одна, которая простирается до краёв листа. Эту область мы будем называть внешней. Она всегда должна оставаться нераскрашенной  — это тоже часть нашего правила. Иногда границей картинки является прямоугольная рамочка (как, например, в задаче 19). Тогда внешняя область картинки — это то, что находится вне этой рамочки.

Решение задач из учебника

Начиная с этого урока, в каждой задаче, где употребляется слово «раскрась», предполагается следование введённому на листе определений правилу раскрашивания.

Задачи 3—5. С точки зрения правила раскрашивания в этих задачах картинки довольно несложные. Все эти картинки состоят из одной области. В задаче 3 эта область очень легко выделяется, в задачах 4 и 5 — несколько сложнее. Поскольку в каждой картинке ровно одна область, каждая картинка по правилу раскрашивания должна быть раскрашена одним цветом. Скорее всего, большинство из детей раскрасят картинки в естественные цвета: яблоко — красным, дельфина — серым или голубым, змею — жёлтым, коричневым или чёрным. Однако, согласно правилам нашей игры, это вовсе не обязательно. Если кто-то из ребят начнёт доказывать, что решение соседа, который раскрасил яблоко синим, неверное, то необходимо вместе с ним обсудить смысл выражения раскрась каким хочешь цветом.

В задачах этого урока ребята обязаны следовать правилу раскрашивания, но при этом могут выбрать для раскрашивания любой цвет. Поэтому решений в каждой задаче имеется несколько. Как правило, у задач, встающих перед нами в реальной жизни, есть много решений. Задачи с единственным решением возникают, скорее, в искусственных, например учебных, ситуациях. В то же время задачи, где абсолютно любой объект является решением, обычно не встречаются.

Можно считать, что условие задачи есть просто описание системы ограничений (или одного сложного ограничения). Соответственно ответ к задаче — это один объект, удовлетворяющий этим ограничениям (если такой объект только один), или перечень всех объектов (если их несколько). Бывает (но такие случаи нам не будут встречаться), что таких объектов бесконечно много. Тогда ответом является описание всех этих объектов, «более простое и явное», чем условие задачи (которое тоже некоторым образом является описанием ответа). Наконец, что ещё более усложняет реальную ситуацию, условие задачи содержит не всю информацию (не все ограничения), необходимую для её решения. Как правило, в процессе решения (поиска ответа) задачи ребёнок использует ещё и дополнительные ограничения, в условие задачи не входящие. Это довольно длинное рассуждение имеет целью напомнить вам, что ситуация решения задачи сама по себе не является столь уж очевидной и мы учим детей достаточно тонкому делу.

Задача 6. В картинке к этой задаче областей уже три, но все области здесь хорошо видны. Выражение раскрась какими хочешь цветами трудно объяснить на листе определений, поэтому оно вводится прямо в задачах. Если картинка состоит из нескольких областей, ребёнок может по своему желанию раскрасить каждую область в свой цвет, а также воспользоваться одним фломастером и закрасить всю картинку в один цвет. Главное, чтобы он раскрашивал по правилу — старался не выходить за границы областей и раскрашивал каждую область только одним цветом.

Задачи 7 и 8 (необязательные). В картинках к этим задачам довольно много областей (особенно в задаче 8), поэтому раскрашивать их сложнее, но интереснее. Дети, которые захотят раскрасить области разными цветами, потратят на эти задачи много времени. Ребятам, которые любят раскрашивать, можно предложить эти задачи на дом.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!