Анант Рао в 2005, в возрасте 100 лет. Фото автора.



Этот переход от гимнастики тренажеров к безаппаратному режиму упражнений отражает более общую тенденцию в индийской физической культуре, отошедшей от дорогого спортивного оборудования – как в когда‑то популярных гимнастических залах Макларена – к более экономичным процедурам из европейских свободных (freehand) гимнастик и укорененных упражнений (см. гл. 4).

До и во время преподавания Кришнамачарьи в Майсуре этот дух времени в физическом воспитании будет проявляться в учебных планах государственных школ (как в докладе Майсурского департамента народного просвещения), и в конце десятилетия он будет конкретизирован в стандартном формате по всей стране.

Я хочу кратко рассмотреть два примера режимов физического воспитания, пользующиеся широкой популярностью в 1930‑х годах в Индии, первый взят из импортной, европейской системы, а другой из одобренной правительством компиляции «доморощенных» упражнений.

Эти конкретные технические детали, я надеюсь, покажут, что «Майсурский стиль» Кришнамачарьи шел в ногу с преобладающими формами физического воспитания и фактически был вариантом стандартных рутинных упражнений того времени.

Зарубежные гимнастики

Как мы уже видели, движение физической культуры в современной Индии выросло в процессе реагирования, (а иногда противодействия), на зарубежные, колониальные формы телесных дисциплин, таких как гимнастики Макларена и Линга. Однако эти системы упражнений не отвергаются оптом, но инкорпорируются в широкую синкретическую схему, которая в конце концов набирает достаточную силу для возрождения укорененных практик. Система, названная Элементарной (Primitive), или «Первичной» Гимнастикой, разработанная датчанином Нильсом Бухом (1880–1950), была одной из таких европейских систем, пришедших, чтобы занять центральное место на сцене физического воспитания Индии.

 

Гимнастический зал Буха в Оллерупе, Дания (открытка) .

В первые десятилетия двадцатого века господствующая до тех пор система Линга начинает считаться не достаточной для создания мужчин, готовых к труду и обороне (мы помним, что К.В.Айер критикует ее именно на этих основаниях), и поэтому завоевывает популярность более энергичная Датская гимнастика. В 1906 году Датская гимнастика становится официальной программой подготовки британской армии (Leonard 1947 , 212).

Популярность системы Буха, «сосредоточенной на преемственности движений, ритмических упражнениях и интенсивной растяжке для достижения эластичности, гибкости и свободы» (Dixon and McIntosh, 1957, 101), растет в геометрической прогрессии с 1920‑х до 1930‑х годов, когда национальный директор по Физической культуре YMCA, Генри Грей оценит ее как вторую после Линга, в терминах «полного национального одобрения и всеобщего признания» среди других систем упражнений Индии (Gray, 1930, 7).

Чтобы показать степень взаимного наложения этих двух систем, давайте кратко рассмотрим некоторые особенности системы Буха в сравнении с йогасаной, которую Кришнамачарья преподавал в Майсуре на протяжении 1930‑х (см. рисунки ниже). «Первичная Гимнастика» Буха (первое англ. издание 1925, полностью переработанное в 1939), предлагает полный курс растяжки и общеукрепляющих упражнений – ранжированных, как и в аштанга‑виньясе, в шесть серий, по возрастанию степени сложности. Эти упражнения аэробные по природе и практикуются в «энергичном ритме» (Bukh, 1925, 8), так что тело генерирует тепло (8). Все движения сопровождаются глубоким дыханием. То же самое верно для аштанги, где одним из основных объяснений интенсивной аэробной работы в позах и глубокого дыхания уджайи служит тепло, порождаемое в теле практикующего 19 .

По меньшей мере двадцать восемь упражнений в первом издании руководства Буха поразительно сходны (а часто идентичны) позам йоги, вошедшим в последовательности аштанги Паттабхи Джойса, или в «Свет Йоги» Айенгара (Iyengar, 1966). Еще несколько есть в издании 1939 года. Мало того, что позиции у Буха прямо указывают на позы современной йоги, но вдобавок связь между этими движениями напоминают прыжковые последовательности аштанга‑виньяса.

Ученица Буха из Америки, Дороти Сампшин (Dorothy Sumption 1927, 169), подытожила основные принципы работы маэстро следующим образом, «Продвинутая работа в Фундаментальной Датской Гимнастике состоит из гармоничного сочетания упражнений в едином целом … Основная идея этого соединения – сделать работу непрерывной, без отчетливых пауз, которые являются излишней и пустой тратой времени» (1927, 169).

Например, одна последовательность начинается с «долгого сидения», позиция, сопоставимая с дандасаной у Кришнамачарьи, из которой ученик делает прыжок назад, в позу планки (фронтальный упор на руках лежа), затем поворачивается и удерживает равновесие на одной руке и одной ноге (боковой упор на руке лежа, или полная боковая планка), в позиции, напоминающей васиштхасану. Оттуда он переходит в стойку на руках (адхо мукха врикшасана), и из нее ложится (в шавасана). (Bukh, 1925 , 27–29).

Эти же связки движений, так же как и сами позиции, настоятельно предлагает система аштанга‑виньяса, в которой между позами ученик прыгает из сидения в позицию отжимов в упоре лежа, и затем (с некоторыми вариациями) переходит к следующей преемственной позе.

В «Атлетической», или «серийной» гимнастике Буха, как и в аштанге, каждая поза выполнялась на счет (как в аштанге), который сигналил (выкрикивался), когда предыдущая последовательность заканчивалась, отражая модернистскую увлеченность динамическим (энергичным) движением (Bonde, 2000, 107; Sumption, 1927, 7).

Как и многие формы постуральной йоги, включая аштангу, «приводным валом в системе Буха была гибкость» (Bonde, 2006, 33).

Функциональные/дескриптивные названия, которыми Бух наделяет свои упражнения, также отражены в функциональных/дескриптивных названиях, характерных, как постулирует Сьемэн, для поздних систем асан (в отличие от символических объектов, животных, мудрецов и божеств, которыми называли ранние позы) (Sjoman, 1996, 49).

Я подчеркиваю, что это сходство вовсе не означает, что Кришнамачарья заимствовал свою систему непосредственно у Буха, но показывает, насколько сильно его система совпадает с одним из самых известных методов гимнастической культуры в Индии, также как и в Европе. И как мы уже видели в главе 4, в середине 1930‑х гимнастики, находящиеся под влиянием Буха, были обычной темой публикаций по детской физической культуре в таких изданиях, как «Здоровье и Сила».

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!