Поэтому утверждение, что транснациональная постуральная йога является частью доминирующей ортодоксальной йогической традиции Индии, весьма сомнительно.
Хатха‑йога
Техники и философские рамки Шива‑тантры формируют основу учения хатха‑йоги, которая расцвела в тринадцатом веке нашей эры и пришла в упадок в восемнадцатом (Gonda 1965 : 268; Bouy 1994:5). Термин «хатха» означает «сильный» или «насильственный», но также интерпретируется как указывающий на единение внутреннего солнца (ха) и луны (тха), которое символически означает цель системы (Eliade 1969: 229).
Как отметил Маллисон (Mallinson 2005 : 113), корпус хатха‑йоги никогда не был доктринально целым и не принадлежал к какой‑либо одной школе индийской мысли. Тем не менее, хатху прочно связывают с Горакшанатхом и его учителем Матсьендранатхом, которому приписывается основание Шива Натха сампрадая (XII в. н.э.?). 11
На практике, однако, имела место сильная ортопрактическая и организационная текучесть между натхами (также называемыми канпхатами, или «рассеченноухими») и другими практикующими йогу группами.
К примеру, тьяги (tyagis), практикующие йогу из вайшнавов Рамананды, были ближе к натхам с точки зрения ритуалов и религиозного опыта, чем их склонные к религиозной привязанности (расик) братья по Рамананде (van der Veer 1987 : 688); тесные организационные и торговые связи между натхами, суфийскими факирами и дашнами‑саньясинами обеспечивал постоянный обмен между этими группами (Dasgupta 1992 : 18; Bouiller 1997 : 9; Green, 2008); и поэтому, по крайней мере до 1800‑х, йогины натхи рекрутировали новообращенных без учета их кастовой принадлежности или религии, привлекая и многих мусульманских йогинов в свои ряды (Pinch 2006: 10). Все это способствовало взаимопроницаемости между группами, практикующими хатха‑йогу.
|
|
Натх, изображенный на фреске храма Махамандир (построен в 1812 году) в Джодхпуре.
Самый ранний из широко известных текстов хатха‑йоги, вероятно, Горакша Сатака (Goraksa ̣Sataka, GŚ), приписывается Горакшанатху; затем Шива Самхита (Śiva Saṃhita, SS) XV века н.э., Хатха Йога Прадипика (HYP, XV‑XVI в.в.н.э.), Хатха Ратна Авали (Hatha Ratna Avali, HR, XVII в) и Джога Прадипака (Jogapradıpaka JP, XVIII в/). 12
Как показал Буи (Bouy 1994), техники хатха‑йоги вызвали большой интерес среди последователей адвайта‑веданты Шанкарачарьи (Ади Шанкара), и большое количество текстов литературы натхов было скопом ассимилировано в корпус ста восьми Упанишад, скомпилированный в Южной Индии в первой половине восемнадцатого века. 13
Маллисон показал, что эти компиляторы отклонились от ортодоксальной традиции веданты, поскольку некоторые ключевые аспекты хатха‑йоги натхов, как, например, кхечари‑мудра, были упущены. (Mallinson 2007: 10). 14.
Как мы увидим, подобные процессы упущения имели место на протяжении современного возрождения хатха‑йоги. Поскольку в этом исследовании будут рассмотрены многие системы асан, с той точки зрения, происходят они или нет из хатха‑йоги, проведем краткое рассмотрение основных особенностей ее доктрин и практик.
|
|
Мы обратимся здесь главным образом к Хатха Йога Прадипике, Гхеранда Самхите и Шива Самхите – самым известным англоязычным текстам по хатха‑йоге. Хатха‑йога связана с превращением человеческого тела в сосуд, невосприимчивый к смертному распаду. Гхеранда Самхита сравнивает тело с необожженным глиняным горшком, который должен быть обожжен в огне йоги для его очищения, и даже ссылается на эту систему как на «йогу горшка» (ghatasthayoga) т.е. гхатастха‑йогу, а не хатха – йогу. 15
Подготовительный этап хатха‑дисциплины – шесть очистительных практик (шаткарм), которые называются (с некоторыми вариациями в текстах) (1) дхаути, или техника чистки пищеварительного тракта путем проглатывания длинной узкой полоски ткани; (2) басти, или йогическая клизма, осуществляется засасыванием воды в прямую кишку с помощью брюшной вакуумной техники (уддияна бандха); (3) нети, или очистка носовых ходов водой и/или тканью;
(4) тратака, или смотрение на маленький знак или свечу, пока слезы не зальют глаза;
|
|
(5) наули, в которой живот массируется принудительным перемещением прямой мышцы брюшного пресса круговыми движениями; (6) капалабхати, когда воздух многократно и энергично прогоняется через нос путем сокращения брюшного пресса.
Эти шесть очищений описаны в Хатха Йога Прадипике и Гхеранда Самхите. При надлежащей практике этих очищений тексты обещают чудесные результаты, такие как предотвращение болезней и старости. Хатха Йога Прадипика называет асану первой принадлежностью хатха‑йоги и приводит список ее полезностей, таких как достижение устойчивости (стхайрья), свободы от заболеваний (арогья), легкости тела (ангалагхава) (I.19). В тексте описывается пятнадцать асан, некоторым из которых приписываются целебные свойства.
Маюрасана, например, согласно ХЙП, способствует разрушению ядов ( I.33)
Гхеранда Самхита помещает асаны после очищения и кратко описывает тридцать две из них. Шива Самхита упоминает, что имеется восемьдесят четыре асаны, но описывает только четыре сидячие позы.
Оплотом хатха‑практики является пранаяма (также называемая кумбхака, или «задержка» в Хатха Йога Прадипике). Пранаяма очищает и уравновешивает тонкие каналы тела (нади), и, в сочетании с «замками» или мудрами, 16 вталкивает прану (жизненный воздух) в центральный канал, именуемый сушумна, или Брахма нади. Это, в свою очередь, пробуждает энергию Кундалини, которая визуализирована как спящая в основании позвоночника змея.
|
|
Еще немного экспликаций «тонкой физиологии» хатха‑йоги может здесь быть полезно. Согласно этим текстам, человеческое тело состоит из сети тонких каналов, называемых «нади». Шива Самхита насчитывает этих каналов 300.000 (II.14), а Хатха Йога Прадипика 72.000 (IV.8). Весь процесс шаткарм, асан, пранаям и мудр направлен на очищение и уравновешивание нади.
Две основных нади, ида и пингала, расположены соответственно слева и справа от центрального канала (сушумна) и идентифицированы с микрокосмическими телесными луной и солнцем. Кроме того, жизненно важное значение здесь имеют знаменитые чакры (колеса) или падмы (лотосы) хатха‑йоги и тантры, которые, обычно числом шесть или семь, пролегают с интервалами вдоль позвоночника (Хатха Йога Прадипика III.2, Шива Самхита V.56–131). В них пересекаются ида и пингала нади.
Змея Кундалини, также известная как богиня Шакти, лежит, свернувшись, и спит в основании позвоночника, где все нади пересекаются (адхара), но, пробудившись, вытягивается вдоль позвоночника, пронизывая чакры на своем пути. Результатом является то, что жизненное дыхание погружается в пустоту (шунья), и практикующий достигает состояния самадхи, которое, в свою очередь, приводит к мокше, или освобождению.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!